По умолчанию обучение в автошколе длится около 3 месяцев. Законодатели планируют увеличить этот срок. Часть учеников схватывает информацию на лету, другие получают права и сразу попадают в ДТП, портя статистику. Мозг водителей устроен по-разному — одни сразу понимают правила движения по кольцу, другие ездят интуитивно даже спустя 20 лет после получения водительского удостоверения.
Эта статья будет полезна для изучающих ПДД учеников автошкол, уже сдавших на права и опытных водителей. Нельзя сказать, что правила кольцевого движения регулярно меняются. Они достаточно консервативны. При этом последние обновления внесены совсем недавно — проезд кольца изменился с 1 марта 2023 года. Можно ли запомнить за несколько минут все нюансы кольцевого движения? Да, можно. Опасности проезда связаны именно с хитрыми и порой малозначительными нюансами. Текущий обзор расставит все точки над «i», позволив вам чувствовать себя увереннее на таких участках дороги.
Что такое кольцо?
Наиболее опасными элементами дорог общего пользования считаются пересечения дорог на одном уровне. Если говорить проще, то речь идет о стандартных перекрестках. Именно на них возникают дорожно-транспортные происшествия и заторы. Часто водители забывают как себя нужно вести на нерегулируемых перекрестках. Светофоры также не улучшают обстановку, поскольку снижают пропускную способность дорог. Реальным спасением оказывается дорожное кольцо.
Если говорить на языке законодателей, то под кольцом понимается перекресток с круговым движением. Как таковых терминов кольцо или круговое движение в ПДД нет. Про круговой участок в ПДД говорится косвенно. Правила указывают, что это перекресток, на котором организовано круговое движение и который оборудован знаком 4.3. Сухой язык правил и законов понятен не каждому. Поэтому проще взглянуть на ситуацию сверху. С высоты становится ясно, что это простой перекресток, который можно проехать прямо, повернуть налево или направо. Также можно развернуться.
Человек оказался находчивым, придумав кольцеобразное пересечение двух дорог. Водитель проезжает кольцо быстрее, нежели обычное пересечение дорог. Также перекресток с круговым движением вмещает больше машин, разгружая дорожную обстановку. Транспортные потоки на кольце разделяются, оно считается малоопасным (почти как многоуровневые развязки). Но в реальной жизни не все так просто. Порой круг становится опасным препятствием для автовладельцев. Поэтому мы не только рассмотрим новые правила кругового движения, но и расскажем основные нюансы простым языком, который понятен каждому.
Чем для водителей опасно кольцо?
По логике вещей кольцо должно быть максимально безопасным участком. Обычно кольца дорожного движения располагаются на пересечении оживленных многополосных шоссе. Водителю остается всего-ничего — выучить несколько знаков и проехать несколько десятков метров. Но это получается далеко не всегда. Уже на этапе обучения в автошколе кольцевое пересечение начинает вызывать панические атаки у учеников. Хитрые инструкторы или инспекторы просят наивных учеников припарковать машину внутри кольца или развернуться по круговому движению на кольце. При этом маневры нужно корректно обозначать поворотниками. Но обо всем по порядку.
Водитель с любым опытом может столкнуться с такими трудностями, возникающими при проезде кругового движения:
- если говорить откровенно, то такие перекрестки привлекают подкованных автоподставщиков, которые выискивают жертв-новобранцев;
- водители с отличным знанием ПДД также уверенно проезжают такие участки, но их пути пересекаются с новичками, которые провоцируют серьезные аварии;
- зачастую водители не знают, как правильно производить выезд с кольца, в каких случаях можно остановиться на кольце и в каком порядке нужно включать поворотники;
- при въезде на кольцо водители не соблюдают дистанцию и бьют впереди стоящие машины.
Въезд на круговой перекресток
Зайдем издалека и рассмотрим первую ошибку водителей, которую они совершают еще до приближения к кольцевому участку. Часто прямо перед кольцом устанавливается светофор со знаками 5.19.1 или 5.19.2 («пешеходный переход»). Это регулируемый пешеходный переход, который никак не относится к круговому перекрестку. При этом водитель видит зеленый свет и влетает на круг, игнорируя все правила и знаки. На подобных участках нужно быть внимательнее и помнить, что светофор установлен лишь ради безопасности пешеходов и не относится к круговому пересечению дорог.
Следующий этап — въезд на кольцо и поворотники. Опытные инструкторы по вождению советуют соблюдать дистанцию и активно работать шеей при въезде на круг. Это позволит владеть ситуацией и не ударить стоящую впереди машину, если та резко затормозит при въезде. Также заранее при въезде на кольцо включаем правый сигнал поворота. Если смотреть на стандартные перекрестки, то водитель перед поворотом должен занять крайнюю полосу (в зависимости от направления движения). И только на перекресток с круговым движением можно заехать с любой полосы. При этом правила кругового движения начинают действовать при наличии знака 4.3 («круговое движение»). Обычно он подкрепляется знаком 2.4 («уступите дорогу»).
Мы рассмотрели самый простой вариант движения по кольцу, при котором въезжающий на круг водитель уступает дорогу тем, кто уже едет по кругу и заезжает с любой полосы. Следующий кейс — наличие перед въездом на круг знаков 5.15.1 или 5.15.2 («направления движения по полосам»). Обычно на асфальт наносится дублирующая разметка. Крупные белые стрелки разметки 1.18 указывают водителю заранее весь сценарий проезда перекрестка. Водитель заранее должен занять соответствующую полосу еще до въезда на круг. Пример подобного перекрестка со знаками, предписывающими вождение по полосам, представлен ниже.
Также правила проезда кругового движения предусматривают третий сценарий въезда. Перед въездом на круговой перекресток устанавливается знак 4.3 (иначе знак «круговое движение»), который дополняется знаком 8.13 («направление главной дороги»). Знак приоритета показывает направление главной дороги. Поэтому въезд на круговое движение может оказаться главной дорогой и уступать будет тот водитель, который уже едет по кругу.
Движение по круговому перекрестку
Само вождение внутри круга не является сложным. Если знаки 5.15.1 или 5.15.2 («направления движения по полосам») отсутствуют, то после въезда вы можете занимать любую полосу. Правила дорожного движения не регламентируют как ездить по кольцу в таком случае. Представим, что въезд на круг осуществляется с двух полос. На практике стоя перед кругом на левой полосе, вам будет трудно сразу въехать на внешнюю полосу круга. Иногда подобные поступки могут быть нелогичными. При этом въезд возможен с любой полосы дороги на любую полосу кольцевого участка. На практике эксперты рекомендуют соблюдать «рядность», въезжая в ту полосу кольца, которая соответствует текущей занимаемой полосе еще до въезда. На изображении ниже зеленая стрелка указывает рекомендованную траекторию для проезда, а красная — относительно небезопасную. Хотя «правило правой руки» способно разрешить этот конфликт.
Перестроение внутри кругового перекрестка должно сопровождать включением соответствующего сигнала поворота. При одновременном перестроении в одну полосу преимущество будет у водителя, находящегося справа. Также во время въезда нельзя поворачивать налево, поскольку езда по кругу осуществляется строго против часовой стрелки. Изображение ниже показывает, что въезжать по часовой стрелке (налево) нельзя. Также проезд кольца не исключает остановку или стоянку внутри круга. Водитель может припарковать машину внутри круга, если парковка производится за 5 метров от границ перекрестка и рядом нет запрещающих знаков.
В целом, движение внутри круга не должно вызывать вопросов даже у новичков. Теперь вы точно знаете как ездить по кольцу. Остается научиться правильно съезжать с кругового движения.
Съезд с кругового движения
ПДД утверждают, что перед любым поворотом необходимо заранее выбрать нужную полосу. Двигаясь по кругу, автолюбитель также должен учесть данные требования. По общему правилу выходить нужно исключительно с крайней правой полосы (с внешнего круга). В этом и заключается главная ошибка тех, кто управляет автомобилем. Съезжающий с левой полосы незаконно пересекает траекторию тех, кто желает продолжить движение по правой полосе кольца. На изображении ниже видно, что черный автомобиль покидает круг с левой полосы, нарушая правила проезда кольца. Траектории движения двух машин пересекаются, что может привести к аварии. Именно этим пользуются страховые мошенники, отлавливая на круге «простачков», не знающих ПДД.
Существует и альтернативный способ съехать с кругового участка. Об этом нам подскажут знаки 5.15.1 или 5.15.2 («направления движения по полосам»). Автолюбитель должен следовать требованиям знаков и дорожной разметки. Важно помнить, что такой участок могут модифицировать знаками приоритета и даже светофорами, установленными внутри кольцевого участка.
Также автолюбители забывают, что при правом повороте необходимо заранее занять крайнее правое положение в полосе и затем повернуть в крайнюю правую полосу прилегающей дороги (если иное не предусмотрено знаками).
Важные факты о кольцевых перекрестках
Тезисно разберем часто задаваемые вопросы и раскроем основные нюансы, чтобы закрепить полученные знания:
- Кольцевые участки со знаком 4.3 могут быть овальными или квадратными (форма не так важна). Работает и обратное правило. Круговой участок не всегда признается кольцом (если нет знака 4.3). В таком случае разъезд машин регламентируется правилами для стандартных перекрестков.
- Въезжать на круг можно с любой полосы — здесь мы можем отступить от правил, не занимая крайнее положение на дороге. Также правила не определяют траекторию при въезде. При этом эксперты рекомендуют придерживаться той полосы, с которой вы въехали на круговой участок.
- При выезде с кругового участка необходимо занять крайнюю правую полосу — это требование нужно соблюдать неукоснительно. Исключением будут случаи, когда возможность повернуть не из крайней полосы регламентирована знаками 5.15.1 или 5.15.2 («направления движения по полосам»).
- Машины движутся исключительно против часовой стрелки. Разворот возможен лишь при полном проезде всего круга. Разворачиваться перед заездом нельзя.
- Остановка и стоянка не запрещены правилами. При этом нужно парковаться за 5 метров от границ пересечение проезжих частей, соблюдать знаки.
- В ПДД установлен особый порядок проезда кольцевых участков. Преимущественным правом проезда пользуются те, кто находится на кольце. Иное может быть установлено знаками приоритета.
- Часто автолюбители «влетают» на круг, видя зеленый сигнал светофора перед въездом. Обычно светофор устанавливается на регулируемом пешеходном переходе. Такой светофор не относится к круговому участку, он устанавливается для безопасности пешеходов.
- Въезд и выезд с таких участков обозначается правым сигналом поворота.
Что изменилось в 2023 году?
С 1 марта 2023 правила движения по кругу изменились. Сотрудники ГИБДД разъяснили, что изменения стали «редакционной подчисткой», что позволит в будущем избежать разночтений. Ранее в ПДД было указано, что при въезде на участок дороги с знаком 4.3 необходимо уступить дорогу тем, кто движется по кругу. Новые правила кругового движения 2023 года содержат обновленную формулировку. «При въезде по дороге, не считающейся главной, на круговой участок с знаком 4.3, водитель обязан уступить дорогу тем, кто движется по круговому участку» — можно сказать, что обновленное круговое движение 2023 года осталось прежним. Правки имеют чисто технический характер и позволяют судьям и инспекторам быстрее рассматривать дела об административных правонарушениях.
Итоги обзора
Мы постарались рассказать о сложном упрощенными словами. Относительно небольшой набор правил позволит аккуратно проезжать круговое движение с учетом ПДД. Некорректное вождение на таких участках чревато штрафами и авариями. Текущий обзор полезен как новичкам, так и опытным водителям, поскольку подобные нюансы не описываются в ПДД. Теперь вы точно знаете как вести себя в разных ситуациях на дороге. Если что-то пошло не так, то компания Гидрач.рф готова выкупить ваш автомобиль или помочь с б/у запчастями.