Некоторые водители часто ездят по ночам, другие беспокоятся за безопасность в поездках. Добрая часть из них задумывается об улучшении штатного света автомобиля. Засилье китайской оптики в магазинах действительно позволяет улучшить свет фар относительно бюджетно. Многие автолюбители смотрят в сторону светодиодных линз. Однако есть вероятность ослепить нештатной оптикой встречных водителей или нарваться на негодование инспекторов. Как не «поймать кирпич» от встречных водителей и избежать штрафов, установив при этом неплохой свет? Об этом поговорим далее.
Описание би-лед линз. Что это такое?
Начать стоит с самых азов. Практически все автомобили получают оптику одного из двух видов. Первая разновидность — рефлекторные фары. Рефлектор представляет собой крупный отражатель, рассеивающий свет от привычной галогенной лампы. Это самое дешевое и обыденное решение. Оптику с линзой получают более премиальные авто, а также «бюджетники» в хороших комплектациях. Линзы могут быть галогенными, ксеноновыми или светодиодными. Основной плюс линзы — мощный световой поток при ее компактных размерах. Небольшой эллиптический отражатель собирает лучи в фокусной точке, откуда они поступают в линзу. При этом галогенные и ксеноновые линзы уже считаются архаикой, владельцы машин сейчас нацелены на установку светодиодных линз в фары. Но что же в них такого особенного и почему их называют именно «би-лед»?
Светодиодные модули би-лед получили такое название благодаря своей многофункциональности. Приставка «би» говорит о том, что оптический модуль выполняет сразу две функции — ближнего и дальнего света. Технически светодиодные led-линзы представляют собой устройство из нескольких элементов. За свет отвечает один или несколько светодиодных чипов, которые получают пассивное или активное охлаждение. Чипы помещены внутрь отражателя к которому крепится линзодержатель вместе с самой линзой. Между двумя частями помещена шторка, управляемая соленоидом (электромагнитом). Шторка получает питание от дальнего света, ее смещение изменяет световой поток. То есть, машины, где дальний и ближний работают за счет раздельных секций (источников света), после установки би-лед получат два дальних света в одной фаре.
Линзы в фары своими руками
Сегодня цена установки линз в фары превышает отметку в 20-25 тысяч рублей за услугу «под ключ». Не все готовы мириться с такими запросами установочных центров, поэтому некоторые решаются на монтаж би-лед своими руками. Опытные установщики дают новичкам следующий совет. Предварительно приобрести на разборке дешевые фары от той же модели авто с дефектами и провести тренировку в гараже. Если все пройдет успешно, то можно переходить к чистовой работе. По общему правилу оптику необходимо снять автомобиля и тщательно отчистить от загрязнений. Далее перед установкой би-лед линз в фары необходимо ее расклеить. У того, кто решился на установку би-лед своими руками, есть два пути. Первый — прогреть корпуса фар строительным феном в низкотемпературном режиме и орудовать пластиковыми лопатками. Второй — приобрести специальную жидкость для вскрытия фар, размягчающую бутилкаучуковый герметик.
Перед вскрытием родных фар необходимо найти ровную площадку, подъехать вплотную к стене и найти на ней центр светового пучка каждой из фар. Далее на это место наклеивается изолента, можно нарисовать на стене крестик или при помощи уровня по этим отметкам нарисовать отчетливую горизонтальную линию. По данным меткам будет производится установка би-лед линз. После расклейки оптики можно заняться тюнингом оптики и выкрасить отражатели в любимый цвет (опциональный этап). Новичкам стоит приглядеться к би-лед модулям в фары, которые крепятся штатно в рефлектор посредством хвостовика с гайкой. Более продвинутые и рукастые ставят светодиодные линзы в фары при помощи переходных рамок на шпильках. Также стоит учесть, что для подключения би-лед потребуется реле, позволяющее исключить врезки в заводскую проводку. Оно приобретается заранее, его тип зависит от цоколя штатных ламп и их соединительных колодок.
Разобранные фары с установленными bi-led линзами стоит поставить на автомобиль и направить их на ранее нанесенную разметку на стене. Основная загвоздка в установке лед линз в фары кроется в правильной настройке. Далее стоит найти на кузове автомобиля табличку, отражающую отклонение луча от горизонта конкретно для вашей модели авто. После нужно отъехать от стены на 3 или 5 метров (если позволяет площадка). Остается умножить выбранное расстояние до стены на угол наклона фары. К примеру, 3000 миллиметров х 1.3% = 39 миллиметров. Это означает, что от изначальных точек на стене нужно отступить вниз 39 миллиметров вниз и нарисовать новые горизонтальные линии. Именно в этих точках должна находиться светотеневая граница (СТГ), когда автомобиль находится на расстоянии 3 метров от стены. Выше этих линий света быть не должно.
Регулировка производится винтами на корпусе фар и вращением линз вокруг своей оси. Также необходимо проверить работу корректора фар (оставить запас для беспроблемного хождения вверх-вниз) и протянуть гайки на хвостовиках би-ледов. Если говорить о замене линз в фарах через установочный центр, то специалисты полируют стекла фар сразу с двух сторон. В домашних условиях можно ограничиться внешней поверхностью стекол. Для этих задач подойдет набор для бесконтактной полировки. Небольшой «чайничек» подключается к бортовой розетке 12V, после прогрева дихлорэтан в нем испаряется и слегка «растворяет» заранее отшлифованную наждачной бумагой поверхность. Далее в заранее очищенный паз на корпусе укладывается бутилкаучуковый герметик. Он прогревается строительным феном, после процедуры фары с би-лед можно ставить на автомобиль и использовать.
Штраф за би-лед линзы в фары
Регламенты и законы в России являются достаточно суровыми, хотя этот никак не останавливает любителей тюнинга и доработок. Стоит отметить, что установка би-лед в фары карается штрафом. Исходя из сути законов, оптика автомобилей должна быть штатной (установленной заводом-изготовителем). Внутренности оптического элемента должны соответствовать маркировкам на нем. Конечно, штрафа за светодиодные led-линзы можно избежать. Легче всего придется тем, у кого в оптике уже были линзы (например ксеноновые). Вычислить установку нештатных bi-led в таком исполнении будет крайне трудно. Оптика будет иметь полностью заводской вид и инспекторы вряд ли смогут что-то с этим сделать. Гораздо труднее придется владельцам рефлекторной оптики. Крупный отражатель будет «выглядывать» из-за bi-led модулей и инспекторы обнаружат переделку крайне быстро. Если вы хотите внедрить линзы в фары, то последуйте такому совету.
Владельцы бюджетных авто с рефлекторными фарами могут купить дешевую оптику с разбора, поскольку интересовать их будут сами корпуса, а стекла можно отполировать. Также можно слегка повысить комплектацию и купить заводскую оптику с линзой от старших комплектаций. Дорабатывать лучше второй комплект, а оригинальные отложить на полку. Они понадобятся для устранения предписаний от ГАИ, прохождения технического осмотра или постановки на учет следующим владельцем — «придраться» к нештатным би-линзам в фарах могут на любом из этапов. Несовпадение маркировок — лишь малая часть проблем. На хороших автомобилях с ярким штатным светом всегда присутствует тандем из омывателей и автоматического корректора угла наклона. Это не просто галочки в комплектации, а требования закона для новых автомобилей с дорогой оптикой. Новые светодиодные bi-led светят в разы ярче штатных фар, поэтому подходить к эксплуатации переделанного авто стоит с умом. В дорогу лучше брать пульверизатор с очищающей жидкостью, поскольку линза bi-led имеет маленькую площадь и стекло поверх нее будет быстро пачкаться. Конечно, лучше не ждать проблем и дооснастить машину корректором фар и омывателями.
Без корректора вы столкнетесь с еще одной проблемой. Износ задней подвески или загрузка задка приводят к тому, что передняя часть автомобиля задирается. Мощный поток света будет слепить встречных водителей и без оптики с корректором в таком случае не обойтись. Теперь вы понимаете, почему существует штраф за bi-led линзы в фары. Для получения нормального и безопасного света необходимо выполнить слишком много условий, которые на практике игнорируются водителями. С 1 июля 2021 года действует ГОСТ 33670, который указывает, что с этого момента любой тюнинг должен быть сертифицированным и оформленным в надлежащем порядке. Это означает, что после установки би-лед модулей, корректора и омывателей необходимо прибыть в лабораторию, пройти ряд экспертиз и после этого получить специальную отметку в ПТС о переделке. Если установить вместо галогена ксеноновые лампы или свет би-лед, то штраф составит 500 рублей.
Диоды или газоразрядные лампы будут давать белый свет, пусть и не соответствующий маркировке на фарах. Лишать прав за такое нарушение нельзя, инспекторы ограничатся скромным штрафом по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Лишиться прав можно по части третьей данной статьи. Для этого одновременно должны быть выполнены два условия — фары должны работать в нестандартном режиме и светить другим цветом (отличающимся от белого или желтого). На практике лишиться прав можно за голубые или красные светодиоды, работающие в режиме стробоскопа. Описанное противоречит здравому смыслу, но «лишенцев» по ч.3 ст. 12.5 меньше не становится.
Плюсы и минусы, реальные отзывы о bi-led
Штраф размером 500 рублей не способен остановить желающих сделать свет авто лучше. Если вы решились на установку светодиодных линз, то сначала стоит познакомиться с их основными плюсами и минусами. Вот их сильные стороны:
- 2 линзы в фары продаются комплектом и стоят недорого, доступны широкой аудитории;
- ресурс составляет 50000 часов или 2083 дня в режиме работы bi-led оптики 24/7;
- четкая светотеневая граница, led линзы в фары ярче остальных источников света;
- приемлемый температурный режим, светодиодные би-линзы не оплавляют фары;
- точно настроенные светодиодные линзы в фарах не слепят «встречку»;
- большая ширина захвата луча по сравнению со штатной оптикой;
- чипы не деградируют со временем (яркость всегда будет одинаковой);
- нет сменных ламп, блоков розжига — обслуживание сводится к нулю.
У установки линз в фары есть ряд серьезных минусов:
- лед линзы в фары можно установить некачественно — оптика будет отпотевать, линзы могут светить не туда, ослепляя других участников дорожного движения;
- многие считают установку линз в фары своими руками сложным процессом, а специалисты за услугу «под ключ» требуют от 20000 рублей;
- в фаре не так уж много пространства, можно столкнуться с трудностями при установке, кроме того, уровень освещенности прямо пропорционален размеру устанавливаемой линзы;
- брак у светодиодных лед линз также встречается, для их замены придется разобрать фару, кроме того, китайских производителей нужно как-то отыскать и вернуть им товар (хотя на рынке встречаются и официальные представители, дающие гарантию);
- билед линзы в фарах плохо прогревают внутренности корпуса, в влажную погоду могут наблюдаться легкие запотевания (обычно вентиляция корпусов просчитывается под более горячие источники света);
- тряска светодиодных bi-led линз — с плохим светом владельцы ее не замечают, но после подключения би-лед с четкой СТГ тряска будет особенно заметной (чаще всего это относится к дизельным или трехцилиндровым моторам, дающим сильную вибрацию на кузов);
- нет плавного перехода от освещенной области к неосвещенной, зрачок человека плохо адаптирован к таким перепадам и на практике можно легко не заметить человека, который находится за пределами СТГ.
Далее оценим несколько отзывов от пользователей, которые уже прошли через установку би-лед линз в фары.
Подводя итоги
Свет можно улучшить и без глобальных переделок. К примеру, можно купить хорошие галогенные лампы или мини-линзы в фары. Хотя последние также считаются не совсем законной доработкой. Также можно приобрести фары от более дорогой комплектации вашего автомобиля, где с завода предусмотрена линза, что облегчит дальнейшие доработки. Можно и вовсе отказаться от всех этих идей и купить хорошие противотуманные фары. Выбор остается только за вами. Из текущего обзора вы узнали о том, можно ли ставить линзы в фары — модернизация считается незаконной, но при этом крохотный штраф не способен остановить желающих. Если вам нужны фары под линзы или другие запчасти, то смело можете рассчитывать на крупнейший тюменский авторазбор Гидрач.рф.