С каждым днем события становятся все ярче и интереснее, а российский автомобильный рынок становится все более непредсказуемым. В блоге Гидрач.рф собраны ключевые моменты прошедшей недели. Далее вас ждет новая еженедельная подборка за 12-18 февраля 2024 года.
1. В Тюмени начали выдавать госномера нового образца
Издание РБК сообщило, что в регионе исчерпан запас номеров с двухзначными кодами. Выдача номеров с кодом региона 172RUS началась во вторник 13 февраля. Сейчас в стране действуют правила, регламентирующие внешний вид регистрационных знаков на автомобиль. На них могут наносится буквы кириллицы, которые соответствуют латинице. Последней буквой на номерах является буква Х. После того как в регионе заканчиваются все символы, к номеру региона добавляется любая цифра кроме 0. Впервые подобную инициативу запустили в Москве в 2005 году. На текущий момент в Тюменской области зарегистрировано примерно 770 тысяч машин, из них 590 тысяч — обычные легковушки. Тюменские паблики ВКонтакте уже заявили, что выдача началась с серий ААВ, ААЕ и ААХ, более престижную серию ААА правоохранители придержали для нужд властных ведомств.
2. Завод ГАЗ представил новые модели VIP-микроавтобусов
ГК «Современные транспортные технологии» (владеет брендами ГАЗ, ПАЗ, ЛИАЗ, КАВЗ) представила VIP- модификации моделей Соболь NN и ГАЗель City. Производитель повысил степень комфорта, чтобы автомобили могли работать, например, в аэропортах на развозке VIP-пассажиров. ГАЗель City в новой модификации рассчитана на 12 пассажиров, она будет обслуживать VIP-залы аэропортов. Машина получила широкую сдвоенную дверь, низкий пол без ступеней для максимально удобной посадки. Салон выполнен с использованием премиальных шумо- и виброизоляционных материалов. В нем пассажиров ждут анатомические кресла, штанга под портпледы, багажный отсек, нескользящее покрытие пола, Wi-Fi роутер, кондиционер и другие удобства.
Топовой моделью стал Соболь NN. В VIP-комплектации он рассчитан на перевозку всего лишь 4 человек. Автомобиль представительского класса получил стекла с 5-процентной тонировкой и кузов с двойным пакетом термо- и шумоизоляции для комфортного и тихого общения. Высокопоставленных пассажиров будет встречать выдвижная подножка с подсветкой, внутри салона их ждут сиденья повышенной комфортности с множеством электрорегулировок. Сиденья можно перемещать по салазкам, меняя внутреннее пространство и создавая мобильный офис. Среди списка оборудования можно найти консоли беспроводной зарядки, USB-розетки, подлокотники, светодиодное освещение салона.
3. HiPhi закрывает завод, а Zeekr и Avatr перестанут ввозить официально
Россияне только начали привыкать к китайским электромобилям с нестандартной внешностью и не самой стандартной ценой. Китайский производитель премиальных электромобилей HiPhi заявил о приостановлении деятельности завода на полгода. Администрация через мессенджер WeChat предупредила работников, что в конце февраля их рассчитают и в ближайшие полгода не ждут на заводе. Компания Human Horizons (владелец бренда HiPhi) столкнулась с финансовыми трудностями, приостановив перспективные разработки и выплату зарплат. Автомобили HiPhi ввозились частными лицами и крупными холдингами через параллельный импорт.
С 1 февраля 2024-го в России не оформлено ни одного сертификата об оценке единичного ТС на Zeekr или Avatr. Обычно такой документ оформляется при прохождении процедуры параллельного импорта. Один из крупнейших поставщиков Zeekr и Avatr Авилон также перестал ввозить машины из-за новых законов, которые предполагают прохождение ОТТС и серии краш-тестов. Заместитель гендиректора Авилон Алексей Стариков заявил, что цены на эти машины вырастут, а их число на рынке существенно снизится. Ввоз будет разрешен лишь физическим лицам и лишь для частного пользования. Таким образом, появилась целая категория «неразрешенных» электромобилей и гибридов, с которыми россияне попрощаются с 1 февраля 2024-го.
4. Яндекс.Такси поймали на накрутке цен. Депутаты хотят умерить аппетиты агрегатора
ФАС России признала компанию Яндекс Такси доминирующей и занимающей монопольное положение на рынке. Об этом рассказали РИА Новости со ссылкой на пресс-релиз ведомства. Это произошло после резкого повышения цен на поездки во время непогоды в Москве. ФАС России установила, что сервис является монополистом в ряде российских регионов и злоупотребляет своим положением, накручивая цены. В Яндексе традиционно заявили, что ориентируются на спрос и более дорогие тарифы, поскольку сейчас наблюдается приток в страну машин более высокого класса. Также сервису не хватает водителей и автомобилей. Сейчас ФАС не может наказать сервис из-за моратория на проверки, который запрещает «кошмарить» бизнес.
В Госдуме РФ хотят изменить динамические тарифы на такси. За россиян вступились депутаты Алексей Говырин и Виталий Милонов. Они предлагают сделать наценку за непогоду фиксированной. «Коэффициент в приложении для заказа такси во время снежной погоды не должен превышать 20% от стоимости поездки в обычных условиях. Тогда цена для потребителей будет нормальной и водители не будут работать в минус» — заявил Алексей Говырин. Второй депутат отмечает, что люди должны быть уверены, что проедут 10 километров по конкретной цене, которая не будет превышать некое пороговое значение. Виталий Милонов предлагает закрепить подобный механизм на законодательном уровне.
5. Китайские машины — лакомый кусок для угонщиков
У китайских автомобилей плохая устойчивость к физическому и электронному взлому. По этой причине они становятся легкой добычей для преступников. Об этом заявило издание Авторевю. Собеседники издания отметили, что штатный иммобилайзер отключается при помощи сканера, установленного в диагностический разъем. Злоумышленники запросто могут прописать новые ключи и метки, все электронные коды и конфигурации для «китайцев» выложены в свободном доступе. Для подбора преступнику нужен лишь VIN-номер машины. Двери практически не защищены от взлома отмычкой, провода на клаксон быстро перерезаются. До троса капота и замка можно добраться без специальных принадлежностей.
Авторы издания Авторевю порекомендовали владельцам китайских машин установить цифровой иммобилайзер с блокировкой запуска ДВС. Дополнить цифровое решение рекомендуется электромеханическим замком капота и защитным кожухом для ЭБУ. Совсем недавно автоэксперт Алексей Курчаков заявил, что машины вроде Chery, Geely, Haval и Changan практически не защищены от угона. В Китае машины не угоняют вообще, а к нам эти модели поставляются неадаптированными под наши условия. Эксперт убежден, что по уровню защиты от угонов китайский автопром отстает на 10-15 лет от немецких и японских производителей.
6. Инспекторов ГИБДД, принявших дальнобойщика-инсультника за пьяного, ждет суд
В Свердловской области запущен уголовный процесс в отношении инспекторов ГИБДД, которые не только не оказали помощь дальнобойщику с инсультом, но и усугубили его состояние. О резонансном деле написали в Российской газете. В начале января 46-летний водитель почувствовал себя плохо за рулем. Он начал съезжать на обочину и его фуру «сложило». К месту инцидента прибыли инспекторы ГИБДД, в машине они обнаружили дальнобойщика, который не мог шевелиться и говорить. Инспекторы всеми силами вцепились в мужчину, чтобы составить административный материал на «пьяного» водителя. В итоге мужчину удерживали несколько часов, составляли протоколы и ждали пока он «протрезвеет».
В ситуацию вмешался коллега дальнобойщика, проезжавший мимо. Он быстро понял, что с мужчиной что-то произошло и вызвал скорую. Мужчину госпитализировали, после чего выявили инсульт в тяжелой форме. Дело быстро стало резонансным и попало под контроль правоохранителей и Минздрава Свердловской области. Сейчас дальнобойщик идет на поправку, к нему вернулась речь, он может себя обслуживать и пользуется телефоном. Следователи выяснили, что из-за недобросовестного отношения к службе инспекторы отказались от оказания помощи мужчине. Сейчас в их отношении возбуждено дело по ч.1 ст. 293 УК РФ (халатность).
7. Осужденные начнут собирать российские автомобили
В российском автопроме из-за отсутствия рабочих рук к станкам начнут привлекать осужденных. Подобный проект разработан по личному поручению президента Владимира Путина. Одним из первых участников программы стал завод Мотордеталь, базирующийся в Костроме. При участии ФСИН России туда начали трудоустраивать приговоренных к принудительным работам. Об этом рассказали представители администрации Костромской области. Для спецконтингента создали исправительный центр с общежитием при заводе. Сейчас устроено 122 нарушителя закона, до конца года запустят еще 222 подобных вакансии.
Развитием подобных центров занимается ФСИН России. Принудительные работы считаются альтернативным наказанием, не связанным с реальным лишением свободы. В исправительные центры помещают людей, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Они свободно передвигаются по заводу и общежитию, при этом их перемещение все равно контролируется представителями ФСИН России. Губернатор Костромской области Сергей Ситников подчеркнул, что завод будет платить более высокую зарплату (по сравнению с колонией), а конечной целью проекта является социализация с дальнейшим закреплением кадров на заводе.
8. ОСАГО на 1 день скоро станет реальностью
Уже через пару недель россияне смогут оформить краткосрочный полис ОСАГО. Со 2 марта начинает действовать новый закон, согласно которому полис можно приобрести на срок от 1 дня. Сейчас минимальный срок составляет 3 месяца. В издании Коммерсант отмечают, что коротким полисом заинтересуются те, кто использует собственный автомобиль крайне редко. Также полис понадобится перекупам или перегонщикам, чтобы отогнать автомобиль к месту продажи. По покрытию и суммам выплат такой полис не будет отличаться от обычного. Представители РСА отмечают, что любой полис ОСАГО рассчитывается по единой методике.
При этом существует некий тарифный коридор и базовый коэффициент может изменяться страховщиком самостоятельно. Для короткого полиса также будет действовать трехдневная отсрочка начала действия, которая позволяет отсечь мошенников. Однако страховые компании все равно опасаются страховых преступников и поэтому полис на совсем короткий срок окажется существенно дороже. Ожидается, что краткосрочные полисы не будут пользоваться огромным спросом. Новое ОСАГО будет также оптимально для тех, что хочется взять автомобиль на несколько дней у знакомых, не покупая полис на длительный срок.
9. Тюменские инспекторы ГИБДД получили особые кроссоверы Haval
ГИБДД Тюменской области получила новые китайские кроссоверы для патрулирования территорий. В сообщении ведомства не прописывается марка автомобилей. Однако вполне ясно, что под шильдиком «ДПС» скрывается Haval F7 российской сборки. Партия машин, дооснащенных спецоборудованием, проблесковыми маячками и цветографическими схемами разошлась по регионам России. Подобные машины уже были замечены в Чувашии и Курганской области. Любопытный факт — сзади с автомобиля полностью удалены шильдики, а на передней решетке радиатора красуется эмблема «ДПС».
Представители СМИ уверены, что Haval опасается вторичных санкций от США и Евросоюза за сотрудничество с российскими властными структурами и компания была вынуждена совершить подобный маневр. Haval F7 выпускаются в Туле по полному циклу со сваркой кузовов и окраской. В топе кроссовер поставляется с двухлитровым турбомотором на 190 лошадок. Трансмиссия — 7-ступенчатый робой с двумя сцеплениями. Гражданская версия оценивается примерно в 2.5 млн. рублей. В ГИБДД Тюменского региона уже заявили, что свою первую неделю машины проведут в патруле на трассах Тюмень-Омск и Тюмень-Ханты-Мансийск.
10. Власти регионов обяжут создать инфраструктуру для СИМ
Минтранс заставит власти субъектов России проектировать дороги и тротуары с учетом движения средств индивидуальной мобильности (СИМ). Также необходимо создавать «благоприятные условия» для их передвижения. Например, на городских улицах появится новая разметка, предписывающая способы парковки СИМ. Владельцам можно будет поставить самокат параллельно, перпендикулярно или под углом к проезжей части. Установка знаков, светофоров, обустройство парковок и разметки будут также производится с учетом потребностей владельцев СИМ.
При этом в издании Коммерсант справедливо отмечают, что в регионах ситуация с дорогами для автомобилей и тротуарами для пешеходов плачевна. Строить велодорожки и парковки для самокатов будут по остаточному принципу, сделав несколько объектов для отчетности. Новые требования Минтранса связаны с неутешительной статистикой. Число ДТП с участием СИМ в 2023-м выросло более, чем на 200%. Число погибших людей увеличилось примерно на 60%. На начало 2023-го Минтранс подсчитал, что на руках у населения более 750 тысяч самокатов и прочих СИМ. Очевидно, что эта цифра растет и без жесткого регулирования число погибших и пострадавших будет лишь нарастать.