В начале ноября руководитель Кабмина Михаил Мишустин одобрил документ, согласно которому проект М12 будет переименован и продлен до Тюмени. Подробная информация была размещена на сайте Правительства России. Автомобильная трасса М12 до Тюмени получила новое название М12 «Восток». С этого момента в официальных документах маршрут будет прописываться как «Москва — Казань — Екатеринбург — Тюмень». Отмечается, что создание дороги М12 идет в рамках федеральной программы по строительству международного коридора «Европа — Западный Китай». После завершения программы будет обеспечено скоростное сообщение между столицей, Владимирской, Нижегородской, Свердловской и Тюменской областями, а также республиками Башкирия, Татарстан и Чувашия. Новая трасса М12 станет стимулом к развитию международной торговли.
Что сделано на текущий момент?
Изначально планировалось построить высокоскоростную железную дорогу, но проект отложили из-за высокой стоимости реализации. В 2020 году был предложен альтернативный проект М12 Москва — Казань. Длина первого участка составляет более 800 километров. Ровно половина этого участка М12 находится в доверительном управлении Автодора. Это означает, что М12 частично платная. С большой вероятностью после сдачи второй половины ее также передадут Автодору. Будут ли другие участки доступны водителям на безвозмездной основе — пока неизвестно.
Участок М12 от Москвы до Казани будет запущен в декабре 2023 года. Движение по бесплатным дорогам в московском регионе является невероятно напряженным. После многочасовых пробок водители могли сталкиваться с плохим дорожным покрытием в соседних регионах. Новая платная М12 полностью решает эти проблемы. Обычно дорога от Москвы до Казани отнимала около 12 часов и после такого путешествия водитель чувствовал себя вымотанным. Скоростной проезд по М12 позволяет преодолеть это расстояние примерно за 6 часов.
Строительство М12 призвано разгрузить одну из самых напряженных федеральных дорог — М7 «Волга». Таким образом, старая федеральная трасса будет слегка разгружена, а у водителей появится платная и более быстрая альтернатива. Для этого строителям пришлось реализовать 19 дорожных развязок и возвести около 300 искусственных сооружений. Самой масштабной конструкцией стал 3-километровый мост через Волгу. Для предельного комфорта через 30-65 километров будут возводиться зоны сервиса и отдыха, где водитель будет проезжать через площадки с кафе и магазинами, а затем через заправку вновь выезжать на автодорогу.
Подробнее о продлении до Тюмени
Ожидается, что проект трассы М12 от столицы до Тюмени будет полностью реализован к концу 2024 года. Это означает, что менее, чем через 12 месяцев жители Тюмени и близлежащих городов смогут добраться до Москвы по новой скоростной трассе. Предварительные подсчеты показывают, что 2000 километров нового полотна водитель преодолеет примерно за 16 часов. Однако в проекте существуют некоторые неувязки. Изначально трасса спроектирована по более низкой категории 1Б. Водителям доступны от 4 до 6 полос, предельная скорость на которых составляет 110 километров в час.
Представители МВД и Автодора отмечают, что для повышения эффективности дороги скоростной режим нужно увеличить до 130 километров в час. При этом сначала необходимо урегулировать несколько юридических вопросов, например, повысить категорию автодороги и провести переоборудование некоторых участков. Сегодня первые 400 километров совсем не оснащены дорожными камерами. Чиновники уже осведомлены, что некоторые участники дорожного движение ездят по М12 со скоростью выше 140 километров в час. По этой причине ежемесячно на платной дороге М12 погибает около десятка человек. Поэтому точная скорость преодоления участка от Москвы до Тюмени будет зависеть от скоростных ограничений и наличия дорожных камер.
Новая трасса до Тюмени строится с нуля лишь частично. В нее войдут новые и уже существующие участки, которые находятся на реконструкции или уже ее претерпели — это участки Казань — Дюртили, Дюртили — Ачит (строится с нуля), Р242 от населенного пункта Ачит до Екатеринбурга, а также трасса Р351 Екатеринбург — Тюмень. В правительстве уточнили, что основная часть работ связана с реконструкцией уже существующих трасс под новые требования. Ожидается, что за пределами центральных регионов строящаяся трасса Москва — Тюмень будет частично бесплатной. Уже известно, что участок Дюртили — Ачит строится с нуля Автодором и будет однозначно платным.
Далее от Ачита до Екатеринбурга движение пойдет по расширенной четырехполосной дороге Р242 Пермь — Екатеринбург. Общедоступные участки ремонтируются Росавтодором, однако до 31 декабря 2024 года они будут переданы Автодору. Участок Р351 протяженностью 330 километров пролегает по территориям Свердловской и Тюменской областей. Эта дорога переводится в четырехполосное исполнение. Около 30 километров в пределах Тюменской области запустили уже в 2022-м, в 2023-м произведен капремонт двух крупных участков, также ведутся работы по созданию обходов Белоярского и Богдановича в Свердловской области.
Будущее проекта и его польза
В СМИ последние новости об М12 выходят дозированно. В Правительстве России также рассказывают о своих планах весьма неохотно и поэтапно. Однако в Правительстве РФ знают как пройдет М12 — трасса закончится во Владивостоке, а бюджет строительства перемахнет за 1 трлн рублей. Работы завершатся к 2030 году. После Тюмени трасса будет идти в сторону Омска, Новосибирска, Улан-Удэ, Читы и Владивостока. Это позволит получить выходы к границам с Китаем, Монголией, Казахстаном и Северной Кореей. Также дорога с общей протяженностью 12 тысяч километров будет связана с портами, логистическими хабами и погранпереходами.
Кратко будут перечислены преимущества трассы М12 от Москвы до Владивостока:
- аварийность вдвое ниже, чем на обычных дорогах;
- более качественное обслуживание, наличие зон отдыха и сервиса;
- увеличенные скоростные лимиты;
- разгрузка соседних федеральных трасс;
- освещение, развязки, обходы населенных пунктов;
- широкие разделительные полосы, полное отсутствие пешеходов;
- к М12 будут тянутся новые дороги от городов и столиц субъектов;
- проект убирает транзитный трафик из городов, нормализуя движение;
- около 50 регионов ощутят мультипликативный экономический эффект.
Коммерческие перевозки и путешествия на машине по маршруту Тюмень-Москва станут гораздо быстрее, однако для «бесшовного» преодоления пути придется заплатить за проезд по платным участкам.
Подводим итоги
Теперь вы в курсе как проходит М12 и знаете какое будущее стоит за этим глобальным проектом. Новая трасса М12 на карте выглядит вполне оптимистично. Однако расценки на проезд устраивают далеко не всех автолюбителей. С большой вероятностью за платные участки от Питера до Владивостока придется выложить с десяток (а то и более) тысяч рублей. Важно, чтобы федеральные и региональные власти не забывали о развитии бесплатной сети дорог, которые считаются альтернативой платным трассам. Уже в 2024 году запчасти от компании Гидрач.рф будут быстрее доезжать до новых владельцев благодаря проекту М12. Напоминаем, что Гидрач Тюмень — это не только крупнейший авторазбор, но и выкуп автомобилей по рыночным ценам.