Союз автосервисов России сообщил, что российских пользователей 24 сентября отключили от сервисов TEXA. Это означает, что купленные автосканеры утратили свою функциональность, они не могут быть использованы по прямому назначению. Также 25 сентября были отключены аккаунты пользователей, зарегистрированных в системе Autodata Solera Online. Указанная система была направлена на подбор автомобильных запчастей. В своем Telegram-канале. Союз автосервисов России также отметил, что ранее в России уже была отключена Jaltest Diagnostics. Программное обеспечение покрывало коммерческий, сельскохозяйственный, а также другие виды спецтехники.
Что предшествовало событию?
Крупный западный бизнес покидает Россию из-за усиления санкционного давления. Корпорации несут убытки и при этом ничего не могут поделать, поскольку подчиняют законам собственных стран. Первыми начали уходить производители легкового транспорта — они закрыли российские заводы, приостановили деятельность автосалонов и остановили поставки транспорта. Но наиболее серьезным ударом оказалось отключение дилерского ПО на российской территории. Одним из первых стал производитель Mercedes-Benz. Российские представители заявили, что могут обслуживать лишь часть автомобилей. Например, новые линейки EQS и EQE отсканировать и отремонтировать в России уже не получится.
Примеру последовали британский Jaguar Land Rover и немецкий Volkswagen. Представители последней компании заявили, что российские «официалы» перестали получать актуальные обновления, поэтому активировать некоторые функции или установить дополнительное оборудование на автомобили группы VAG теперь невозможно. По схожему пути пошли в Renault и Nissan. Их заводы отошли ФГУП «НАМИ» и правительственным организациям, которые отметили, что владельцы имеют «волшебный рубильник», превращающий всех роботов и другое сложное оборудование в бесполезное имущество.
Подобные меры напоминают войну с российскими автолюбителями. Летом 2023 года Kia, Skoda, Infiniti, Renault и Nissan внезапно прекратили поддержку российских клиентов, пользовавшихся мобильными приложениями. Теперь они не могут дистанционно запустить автомобиль при помощи оригинального приложения, проверить количество топлива и использовать ряд других опций. При этом также указанные производители перестали уведомлять об отзывных кампаниях.
Чем все это грозит рядовым водителям?
Мобильное приложение помогает считывать элементарные показатели, связанные с состоянием автомобиля. Автосервисы и официальные дилеры обладают более сложным оборудованием, которое позволяет «читать» все системы автомобиля, а иногда и сразу устранять возникшие ошибки. Свое мнение о ситуации высказал Антон Кузнецов — директор и основатель авторазбора «Гидрач.рф». «Подключение автомобиля к сканеру позволяет моментально выявить неисправные узлы. Отключение сканеров в одностороннем порядке является опасным, поскольку автолюбители начнут сталкиваться с некачественной диагностикой. В целом из этой ситуации можно сделать ряд выводов:
- автопроизводители перестанут накапливать сведения о ошибках и поломках, которые далее бы передавались на завод;
- во время посещения дилеров перестанут загружаться новые версии прошивок, что делало бы системы автомобиля производительнее;
- машины младше 2022 года могут потерять часть продвинутых функций при эксплуатации на российской территории;
- многие новые автомобили будет невозможно отсканировать или прописать новое доп. оборудование к ним;
- подбор запчастей также усложниться из-за отключения ряда электронных каталогов.
Качество работы автосервисов просядет, а водители будут менее уверенными в состоянии своего автомобиля. Также увеличится время поиска автосервиса, где могут обойти ограничения или знают как решить задачу другим путем. Такой подход скажется на итоговой цене диагностики и ремонта. Многие обновления сильно влияют на безопасность» — заявил Антон Кузнецов.
Как происходят отключения функционала?
Диагностический сканер, смартфон или автомобиль теряют связь с сервером, сам гаджет остается рабочим и откликается на все команды, но при этом полностью или частично утрачивает функционал. Например, некоторые производители полностью отключают софт, а приложение становится неактивным. Все действуют по-разному, но итогом всегда будут некие ограничения. Изначально страдали лишь поставки запчастей и гарантийное обслуживание, но теперь возник очевидный тренд на удаление ПО для работы с машинами.
Как обойти подобные ограничения?
Из сказанного выше становится ясно, что страдают все участники рынка — как бизнес, так и сами владельцы. Частично подобные последствия санкций можно обойти. Кто-то использует иностранные сим-карты для доступа в интернет, другие пробуют VPN-доступ. Но при этом универсальных решений не существует. Сканеры, транспорт, другие устройства способны сообщать о своей геолокации производителю, если они определяются в России, то опции перестают работать.
Компания «Гидрач.рф» напоминает, что многие проблемы можно решить совместно с нами. Если вы уже столкнулись с ограничениями, то достаточно позвонить нашему специалисту и описать поломку, предоставив VIN-код машины. Специалисты подберут требуемые детали и отправят их заказчику. Важно, что при подобных ограничениях на диагностику гораздо проще заказать электронные блоки целиком на авторазборе, отказавшись от их ремонта. Буквально за несколько тысяч рублей можно найти любой элемент или блок, а затем заменить его собственноручно, сэкономив на диагностике, ремонтах.