Из-за неминуемого износа тепловые зазоры в головке двигателя отклоняются от нормальных значений, поэтому периодически их приходится регулировать. Занятие это не заумное, но требующее усидчивости, внимательности и наличия некоторых технических навыков. В свете последних событий занятие по замене шайб или стаканчиков стало к тому же не самым дешевым. Уйти от частой регулировки клапанов и сделать работу двигателя более мягкой помогают гидрокомпенсаторы. В статье говорится о том, как они устроены и чего ожидать, если гидрокомпенсаторы начали стучать.
Принцип работы гидрокомпенсаторов клапанов
Зачастую владельцы ТС даже не знают о такой операции как регулировка тепловых зазоров в головке. В нынешних моторах работу по регулировке зазоров выполняют гидрокомпенсаторы — небольшие механизмы, автоматически выставляющие зазор между кулачком распредвала и клапаном. Если тепловые зазоры установлены некорректно, то в зависимости от «сдвига» в ту или иную сторону, возникают разные неполадки. Когда зазор отсутствует или, как принято говорить, клапана зажаты, они не смыкаются полностью. Если в бензиновом ДВС впускные клапаны не закрываются целиком, то бензин может вспыхивать на стыке ГБЦ с впускным коллектором — из-за этого мотор теряет в динамике и плохо запускается. Плохое примыкание приводит к прогару седел и тарелок клапанов, дизельные моторы с такой неисправностью и вовсе становятся неработоспособными.
Итак, гидрокомпенсатор в ГБЦ — это компактный гидроцилиндр, меняющий свою длину в зависимости от количества поступающего масла внутрь. Состоят «гидрики» из цилиндра, плунжера и пружинки, которая помогает плунжеру перемещаться внутри цилиндра — такая система напоминает поршень в обычном медицинском шприце. Также внутри имеется шариковый клапан, через который масло проходит в полости клапанных компенсаторов. При запуске двигателя внутреннего сгорания масло под давлением заливается в полости компенсаторов, оно выдвигает плунжер и устраняет зазор. При давлении кулачков распредвала на гидрокомпенсатор часть масла выдавливается, стабилизируя тепловой зазор. Использование «гидриков» делает работу мотора более тихой, а также дает ряд других плюсов, о которых мы поговорим далее.
Плюсы гидрокомпенсаторов. Почему у них есть минусы
Существует мнение, что усложнение механизмов делает конструкцию менее надежной. Действительно, такой постулат работает на многих приборах и механизмах. Однако гидрокомпенсаторы, если сравнивать их обычными стаканчиками, дают гарантию более стабильной работы газораспределительного механизма. Самый очевидный плюс для водителей — гидрокомпенсаторы работают без дополнительных звуков, что делает мотор максимально тихим. Стальные толкатели клапана, именуемые стаканчиками, со временем «зажимаются» — умельцы подтачивают их или меняют новые из-за ухода тепловых зазоров. Такая ситуация ведет к шуму и треску из-под клапанной крышки — даже «подуставшие» гидрокомпенсаторы не способны выдавать подобный стук. Второе преимущество установленных компенсаторов — они умеют подстраиваться под естественный износ компонентов двигателя. Со временем зазоры между деталями ГБЦ меняются и компенсаторы на все сто отрабатывают свое названия, сохраняя ресурс головки двигателя. К примеру, если на двигателе стоят гидрокомпенсаторы, то кулачки распредвала изнашиваются гораздо медленнее. И последнее — это уход от необходимости регулировки клапанов с гидрокомпенсаторами. С этой задачей они справляют сами. Плюсов немало, но и минусы также имеются. Например, в последнее время ради удешевления моторов автозаводы повально начали переходить обратно на цельные толкатели, нивелируя прогресс в моторостроении. Есть и другие нюансы:
- зависимость от качества смазки — на плохом, неподходящем или старом масле «гидрики» стучат и работают хуже;
- загвоздки в ремонте — нередко для замены гидрокомпенсаторов приходится снимать головку двигателя;
- высокие цены на гидрокомпенсаторы — к примеру, конвеерные «гидрики» на Приору обойдутся в 20-30 тысяч рублей (не путать с аналогами).
Также стоит знать, что даже лучшие гидрокомпенсаторы могут на некоторое время оставаться без масла. На высоких оборотах его давление не поспевает за быстрыми движениями клапанов и самих компенсаторов.
Почему «гидрики» стучат — основные причины
Несмотря на их долговечность, иногда со стороны гидрокомпенсаторов появляется посторонний шум. Обычно это тонкий звук, напоминающий стрекотание — его частота зависит от оборотов двигателя. Чаще громкий звук гидрокомпенсаторов слышен до прогрева. Зачастую это связано с повышенной вязкостью непрогретого масла — это препятствует быстрому заполнению гидрокомпенсаторов в двигателе маслом. По мере нагрева стук «гидриков» пропадает, что не считается неисправностью и «лечится» переходом на масло с иной вязкостью. Технические эксперты рекомендуют смотреть не только на рекомендации производителя, но и на климатические условия в конкретном регионе. Моторные масла с классами вязкости SAE — 15W, 10W, 5W и 0W лучше приспособлены к российским морозам и нивелируют постукивание гидрокомпенсаторов в двигателе. Также со стуком сталкиваются владельцы движков с масложором. Масло угорает и выбрасывается в выхлоп, его уровень падает и «гидрики» стучат как на холодную, так и после полного прогрева ДВС. Поэтому нужно своевременно подливать масло и попутно задуматься о ремонте двигателя с гидрокомпенсаторами. Использование смазки с меньшей вязкостью, чем это разрешено заводом — еще одна причина стука после прогрева ДВС.
Моторное масло должно иметь адекватную вязкость при рабочих температурах двигателя. Поэтому лить слишком «жидкое» масло также не рекомендуется. Вот что делать, есть стучат гидрокомпенсаторы — необходимо проверить давление масла в двигателе. При выходе из строя маслонасоса или редукционного клапана давление смазки в системе будет низким и компенсаторы столкнутся с масляным голоданием. Увеличенные интервалы замена масла, а также использование дешевых или контрафактных масел провоцируют образование шламовых отложений в ДВС. Особенно страдают масляные каналы с клапанами гидрокомпенсаторов — от этого «гидрики» стучат до прогрева и после него. Сократите интервалы замены масла, особенно если автомобиль используется в тяжелых условиях (морозы, пыль, песок, жара, перевозка грузов, пробки). Если интервалы замены игнорировались, присутствовали заправки бензином с низким октановым числом или просто вам достался автомобиль с сомнительной историей обслуживания, то заранее стоит запастись промывкой для двигателя, а также хорошим моторным маслом. В более сложных случаях потребуется замена гидрокомпенсаторов клапанов (износ, заклинивание плунжерной пары). В такой ситуации стук сохраняется независимо от каких-либо действий — доливка масла, замена масла и прогрев мотора уже не меняют звука их работы. Отказ от замены «гидриков» приведет к ускоренному износу элементов ГРМ. Важно, что превентивные действия окажутся выгоднее, поскольку устранение поломок на фоне удорожания запчастей окажет нагрузку на ваш бюджет. Достаточно вовремя менять смазку и следить за ее уровнем.
Гидрокомпенсаторы стучат на холодную — что не так
Выше показано, что стук на холодную не указывает на надвигающуюся замену «гидриков» — это вполне обычное явление, не считающееся признаком неисправности. По мере роста пробега компенсаторы обрастают отложениями и получают определенную выработку. Также холодное масло выходит на заявленную вязкость только после прогрева, зазоры приходят в норму, вязкость падает и стук пропадает. Вот почему стучат гидрокомпенсаторы именно на непрогретом моторе:
- есть износ клапанного механизма изнутри компенсатора, из-за «уставшего» шарикового клапана масло покидает цилиндрик, что ведет к появлению характерного стрекотания (износ может быть как естественным, так и от использования некачественного масла);
- забитость внутренних каналов — до прогрева масло остается густым, оно слабо циркулирует, что вызывает шум, по достижении рабочей температуры масло становится жиже и звуки обычно устаканиваются;
- не та вязкость смазки — когда шум пропадает лишь на горячем моторе, нужно залить более жидкое масло с «зимней» вязкостью, использование более густой смазки, чем это предписано производителем, также мешает его правильной подаче в гидрокомпенсаторы;
- увеличенные радиальные зазоры между цилиндрическими деталями — не исключено, что нужно поставить новые гидрокомпенсаторы, а также проверить износ кулачков на распредвалах.
Гидрокомпенсаторы стучат на горячую — диагностика
Перед заменой коменсаторов встает задача по контролю за температурой ДВС — на автомобилях последних лет (особенно на бюджетных) начисто отсутствует указатель температуры. Максимум на что приходится рассчитывать, так это на наличие контрольной лампы перегрева. Изначально стоит купить базовый ELM-адаптер, чтобы проверить температуру охлаждающей жидкости и четко понимать то, что мотор вышел на рабочую температуру. Появляется же стук гидрокомпенсаторов на горячую по следующим причинам:
- перегрев мотора — рабочая температура обеспечивается чистыми каналами охлаждения, теплоносителем, вентилятором и термостатом, при недостаточном теплоотводе мотор работает с перегревом и характерными постукиваниями;
- изредка водители сталкиваются и тепловым расширением масла — после прогрева его уровень слегка повышается, в таком случае нужно откачать немного смазки через отверстие для щупа при помощи шприца и силиконового шланга;
- некорректный уровень смазки — недостаток или избыток масла вызывают сбои в работе «гидриков» на ВАЗ и иномарках;
- проблемы с маслонасосом — низкое давление не позволяет всему комплекту гидрокомпенсаторов работать должным образом;
- неправильно подобранная вязкость — чрезмерная текучесть также плоха, как и густота, жидкая смазка уходит из плунжерной пары быстрее, чем вливается туда насосом, также стоит помнить про некачественное масло, которое разжижается после выхода ДВС на рабочую температуру и стекает через технологические зазоры;
- установленные гидрокомпенсаторы попросту сломались из-за механического износа, они не держат давление, что ведет к возникновению стука.
Как проверить гидрокомпенсаторы и выявить стучащий
Чтобы понять какой гидрокомпенсатор стучит, необходимо подготовить ГБЦ к ремонту, изначально сняв лишние патрубки и провода с клапанной крышки. Также при необходимости придется убрать в сторону корпус воздушного фильтра. Далее на болт коленвала необходимо накинуть головку и провернуть его так, чтобы распредвал встал затылочной частью кулачка к компенсатору первого клапана. Вот как определить неисправные гидрокоменсаторы — нужно нажать на него сверху подручным инструментом вроде отвертки, чтобы он встал в нижнее положение. Эту процедуру придется проделать со всеми компенсаторами. Те, что опускаются быстрее и не сопротивляются — неисправны. Скорее всего, в них пропускает запорный клапан. После нужно покачать гидрокомпенсатор влево-вправо, определяя увеличенный радиальный зазор. Бывалые автомеханики, обучавшиеся еще на гидрокомпенсаторах ВАЗ, определяют неисправности на слух. Для этого запущенный мотор прослушивают при помощи стетоскопа. Звуки в районе неисправности подскажут какой «гидрик» вышел из строя. Предварительная диагностика точно пойдет на пользу, поскольку можно подготовиться и заранее заказать запчасти, а не делать это через сервис, в который машина поступит уже после поломки.
Что делать, если брякают гидрокомпенсаторы
Теперь вы в курсе основных причин и можете понять какие гидрокомпенсаторы брякают. Поэтому на вооружение стоит взять такой алгоритм по поиску и устранению стрекотания. Сначала попытайтесь отделаться малой кровью и послушать есть ли стучащие гидрокомпенсаторы. Если найти «виновного» не вышло, то скорее всего, звучат все сразу из-за конкретной причины. Измерьте щупом и приведите в норму уровень масла. Проверьте давление масла, а также температуру охлаждающей жидкости. Выявление отклонения нужно нивелировать — продуть радиатор, заменить помпу или термостат, залить свежий антифриз. Если имеются проблемы с давлением масла, то нужно залить промывку в ДВС, заменить маслонасос, а также подобрать масло с более подходящими параметрами. При наличии стука в отдельных компенсаторах нужно снять крышку с головки и купить на замену другие гидрокомпенсаторы. Заодно нужно проверить посадочные место на предмет нарушения размеров. В некоторых случаях продлить жизнь цилиндрикам позволит присадка для «гидриков». Составы позволяют убрать стрекотание, а также металлизируют поверхность, слегка убирая износ. Сегодня такие средства принято называть «стоп шум гидрокомпенсаторов» и заказать их можно на всех маркетплейсах.
Главное о гидрокомпенсаторах
Если гидрокомпенсаторы клапанов на ВАЗ или иномарке начали тревожить, то лучше следовать простым правилам и не ждать ухудшения ситуации:
Следите за машиной и ухаживайте за ней правильно — это позволит избежать непредвиденных трат. Кстати, купить многие оригинальные детали можно через каталоги Гидрач.рф.