Один из крупнейших авторазборов России

Стоит ли делать чип-тюнинг? Все о прошивке авто

980 13 минут чтения
Раздел:Автоновости
Стоит ли делать чип-тюнинг? Все о прошивке авто

Со временем любая машина начинает казаться медленной. Кроме того, во время постоянной эксплуатации водитель начинает чувствовать провалы мощности, рывки или замечает повышенный расход бензина. Замена двигателя или его модернизация — долгие и растратные занятия, особенно в текущей экономической ситуации. Откинув мысли о более мощном моторе, владелец вспоминает про чип-тюнинг. Затратив 5-10% от стоимости контрактного мотора можно провести прошивку мозгов, изменив характер машины. Однако процедура прошивки ЭБУ имеет ряд нюансов, которые будут изложены специалистами Гидрач.рф в текущем обзоре. В нем будет раскрыта суть чип-тюнинга, рассмотрены отзывы, плюсы и минусы чип-тюнинга, а также даны советы по прошивке ЭБУ ДВС своими руками. 

Что такое прошивка автомобиля

Под чип-тюнингом двигателя понимается корректировка заводских настроек электронного блока управления (ЭБУ) мотором. Слово чип-тюнинг (chip tuning) пришло из английского языка, дословно его можно перевести как настройка чипа или электронной платы. Если говорить проще, то процесс связан с повторным перепрограммированием ЭБУ с целью помещения туда новой прошивки блока. Автомобильный ЭБУ координирует работу электроники и датчиков, собирая с них всю текущую информацию и передавая исполнительные сигналы узлам и агрегатам. 

Это важно: «Чип-тюнинга мотора нередко сравнивается с прошивкой смартфона. Владельцы ходят сделать свой гаджет шустрее и избавить его от заводских ошибок. Тот же эффект ощущает водитель после чип-тюнинга».


Электроника отслеживает углы опережения зажигания, управляет подачей топлива через форсунки, оценивает топливовоздушную смесь и качество выхлопа, контролирует температуру мотора, напряжение бортовой сети и десятки других параметров. Электронный блок — один из главных узлов и прошивка машины способна кардинально изменить ее характер. Первоначальный чип-тюнинг ЭБУ производится заводом-изготовителем. Основная цель инженеров — оптимизация износа деталей, поэтому параметры заводской прошивки блока управления настраиваются на усредненные и щадящие значения. Основная масса машин ввозится из США, ЕС и Японии, где из-за «зеленых» законов существенно «зажимается» потенциал двигателя. При этом страдает мощность, но для повседневной езды в пробках городов-миллионников этого хватает с лихвой. 

Что делает перепрошивка и что можно получить

Сомневающиеся в чип-тюнинге машин справедливо вспоминают про закон сохранения энергии — если где-то прибывает, то непременно где-то отнимается. Мощность приходит не из воздуха, перепрошивка ЭБУ оптимизирует параметры производительности, которую заложили на заводе и изначально урезали программным способом. При легком «гражданском» чиптюнинге железо не нагружается дополнительно. К примеру, официальные дилеры открыто признают этот факт, предлагая произвести прошивку ЭБУ авто. На практике перепрошивка мозгов дает следующие результаты:

  • изменение динамики авто в положительную сторону;
  • повышение мощности двигателя, крутящего момента;
  • стабилизация тяги на низах, упразднение провалов на старте;
  • ровная полка в средней зоне вплоть до зоны отсечки;
  • появляется отклик на педаль газа, исчезает задумчивость;
  • устранение плавающих оборотов ХХ, лишних вибраций;
  • сглаживание турбоямы, машина лучше едет с кондиционером;
  • стабилизация температурного режима двигателя машины.


Это важно: «У автомобиля в действительности есть скрытые резервы. У автогигантов есть миллион причин для искусственного «удушения» мотора. Им нужно вписаться в экологические нормы, перевести модель в нужную налоговую категорию или показать чудеса топливной эффективности потенциальным покупателям». 

Каждый из владельцев перед перепрошивкой машины ставит свои задачи в зависимости от параметров модели и технического состояния.  Одним надоедает «тупость» педали акселератора, другие хотят привнести скорости за счет чип-тюнинга. Третьи хотят просто удалить сажевый фильтр, сделать перепрошивку после удаления катализатора и решить другие проблемы с «экологией». 

Прошивка авто после удаления катализатора

Каталитический нейтрализатор — притча во языцех всех автолюбителей. Споры про важность удаления катализатора не угасают до сих пор и пользователи все время подливают масла в огонь. На практике катализатор может оплавиться, раскрошиться, получить механические повреждения (при наезде на препятствие) и так далее. Поэтому удаление катализатора и перепрошивка — два явления, которые уже не могут существовать друг без друга. Сегодня прошивка авто после удаления катализатора — самая частая причина обращения к чип-тюнерам. Катализатор очищает выхлопные газы и после него располагается второй кислородный датчик, сообщающий ЭБУ о поступлении «нормального» очищенного выхлопа. Если его удалить, то работа электронных систему будет нарушена и на приборном щитке вылезет привычная ошибка «check engine». Во время удаления катализатора чип-тюнинг проходит по такому алгоритму:


  • физическое вырезание катализатора;
  • установка пламягасителя на его место;
  • возможно физическое снятие лямбда-зонда;
  • прошивка авто под Евро-2 (или ниже).

Единственный недостаток процедуры перепрошивки автомобиля — снижение экологичности выхлопа. По сути, удаление катализатора является внесением изменений в конструкцию автомобиля. Пока что такие нарушители не выявляются, ведь даже после введения санкций некоторое время машины с экологическим классом Евро-0 выпускались самим АвтоВАЗом. Однако в дальнейшем контроль будет ужесточен и машины с удаленными катализаторами не будут выпускаться на дороги общего назначения. В реальности это произойдет лишь через 5-10 (а то и 15 лет), поэтому чип-тюнинг с «отсечением» катализатора грозит только едким запахом из выхлопной трубы. Проблемы экологичности остаются на совести владельца, но свежие исследования показывают, что производство электромобилей и мелкие частицы от шин загрязняют среду сильнее, нежели выхлопы ДВС.

Существует ли бесплатный чип-тюнинг?

Сегодня цены на прошивку авто могут пугать автовладельцев. Среди прочих предложений водители могут наткнуться на бесплатную прошивку ЭБУ. Под этим термином могут скрываться два явления — бесплатная работа мастера по перепрошивке блоков и бесплатные программы для прошивки авто. Псевдобесплатная перепрошивка авто оплачивается в счет вашего катализатора, который будет удален по ходу работ. Клиент действительно ни за что не платит и получает услугу под ключ. Однако рентабельность такой затеи зависит от курсов на палладий, родий, платину и другие металлы, которые содержатся в катализаторах. Ценовой пик прошел в 2022 году, когда даже бюджетные катализаторы могли оцениваться в 30-50 тысяч рублей. По итогу владелец уходил в глубокий минус, однако в 2024 году цены значительно упали и перепрошивка в счет катализатора становится вполне выгодной именно для владельца машины. Единственный минус — отсутствие всяких гарантий, поскольку на рынке много дельцов, желающих поскорее присвоить ваш нейтралитический катализатор. 

Это интересно: «Подробнее удаление катализатора описано в нашем отдельном материале».


Они игнорируют установку пламегасителя, а вместо нормальной перепрошивки двигателя устанавливают обманку лямбда-зонда, которая может работать достаточно некорректно. Если просматривать в сети программы для прошивки ЭБУ, то среди них также обнаруживаются бесплатные. К примеру, российские марки вроде LADA, УАЗ и ГАЗ можно «чипануть» бесплатным программным обеспечением, которое находится в свободном доступе в интернете. То же самое можно сказать про прошивки для растиражированных иномарок вроде Focus, Rio и Solaris. Однако стоит знать, что файл прошивки ЭБУ двигателя может содержать вирусы или ошибки, можно не только испортить ноутбук, но и «завалить» ЭБУ. Поэтому не нужно гнаться за бесплатной прошивкой ЭБУ двигателя. В сети множество сайтов и форумов, где продаются грамотные коммерческие прошивки. Кроме того, чип-тюнеры готовы за относительно скромную плату скорректировать прошивку мозгов автомобиля, установив индивидуальные параметры в плане расхода, динамики, отклика на педаль и максимальной скорости.  

Описание процесса перепрошивки мозгов автомобиля

Идея перепрошивки блоков управления достаточно хороша — не нужно тюнинговать мотор и вообще вскрывать какие-то технические компоненты. Существует два способа изменения работы электронного блока двигателя. Первый — классическая прошивка блока двигателя посредством адаптера и подходящего софта. Чуть реже блок демонтируют с автомобиля и прошивают лежа на столе специалиста. Второй вариант — коробочка, именуемая блоком (боксом) чип-тюнинга, устанавливаемая в диагностический разъем. Производители заявляют, что внешний блок изменит машину, однако реальные отзывы о таком чип-тюнинге говорят о полной бесполезности. Подтверждаются отзывы и количеством объявлений, в которых «коробочки» продают практически за бесценок. Итак, небольшие сервисы и частные лица готовы взяться за прошивку авто по цене, не превышающий переобувку комплекта колес. Эти люди загружают готовый файл, который обычно скачивается бесплатно и не раскрывает потенциал машины. Качественный чип-тюнинг делается по следующему алгоритму:


  1. Выгружается заводская программа. Калибровщик меняет значения в прошивке блока ЭБУ в соответствии с техническим заданием клиента. Прописываются лимиты оборотов, ограничения подачи топлива, пороги обогащения, отключаются элементы «экологии».
  2. Полная диагностика блоков. Специалист подходящим адаптером опрашивает все электронные блоки, изучая состояние машины. Проблемы и поломки часто приводят к некорректной работе, иногда перед перепрошивкой ЭБУ двигателя клиенты направляются на ремонт. Софт меняется на заведомо исправном автомобиле, чтобы избежать разногласий с клиентом.
  3. Установка прошивки на машину. Тюнинг-решение загружается в ЭБУ. Иногда блок снимается с автомобиля и вскрывается механически. Чаще загрузка идет через кабель для прошивки ЭБУ. 

Процесс является достаточно творческим и ответственным, поэтому сперва лучше оценить отзывы владельцев о чип-тюнинге и исходя из полученной информации выбрать специалиста.

Чип-тюнинг своими руками

Важно, что после самостоятельной перепрошивки можно «попасть» на ремонт блока управления. Также придется купить оборудование и даже программное обеспечение. Поэтому если нужно раз в течение пяти лет «чипануть» автомобиль, то стоит задуматься. Закупка необходимого будет равняться цене перепрошивки автомобиля. Крупные траты способны радовать лишь энтузиастов, привыкших все делать собственноручно, а также тех, кто хочет пройти обучение чип-тюнингу автомобилей. При таком подходе покупка адаптеров и софта станут заделом на будущее. Для комфортной перепрошивки ЭБУ двигателя потребуется дополнительная техника: ноутбук, флеш-накопитель, удлинитель OBD-II и зарядное для АКБ. Вот инструкция по перепрошивке:


  1. К батарее автомобиля подключается зарядка, поскольку нередко в режиме включенного зажигания батареи разряжаются, что закономерно ведет к «завалу» ЭБУ. Ноутбук также ставится на зарядку.
  2. Для свободного перемещения по салону используется удлинитель OBD-II, купленный заранее.
  3. К удлинителю подключается подходящий адаптер вроде OpenPort 2.0 или Сканматик 2. Можно не покупать оригинал и заказать оборудование для прошивки ЭБУ с известного китайского сайта. 
  4. На ноутбук загружается необходимый софт. Обычно нужен так называемый флешер для установки прошивки на машину. Среди известных — Alex Flasher, MMC Flasher, Kia Flasher и другие. Подбирать ПО придется самому на основании марки и модели ТС. Флешер можно купить или скачать «вылеченную» версию.
  5. После подключения к ЭБУ выгружается родная прошивка. Продвинутые пользователи устанавливают редактор прошивок ЭБУ и корректируют значения собственноручно. Если опыта по редактированию прошивок ЭБУ нет, то шаг пропускается. 
  6. В интерфейсе флешера необходимо найти вкладку ECU Info, в ней прописывается идентификатор блока управления. Данное значение запоминается, далее по нему подбирается или покупается прошивка на тематических сайтах. Теперь вы в курсе как узнать прошивку ЭБУ для своего авто. 
  7. Затем купленный файл открывается флешером и делается чип-тюнинг двигателя посредством «заливки» файла в ЭБУ.

Если опасаетесь «чиповать» двигатель, то лучше купить курсы чип-тюнинга или изучить эту тему в свободное время в более углубленном формате. Если что-то пойдет не так, то купить оригинальный ЭБУ по вменяемой цене можно в каталогах Гидрач.рф.

Что такое онлайн-прошивка ЭБУ

Часто к специалистам обращаются собственники ТС, желающие «чипануть» машину в онлайновом режиме. Обыватели уверены, что специалист подключится удаленно и проведет прошивку блока управления двигателем из другого города за пару минут. Такое представление не соответствует действительности по ряду причин. Понятие прошивки для чип-тюнинга онлайн появилось из-за возможности редактировать ПО российских автомобилей в режиме реального времени. Также в онлайн-формате можно сделать чип-тюнинг иномарок, но специалисты берутся за такую работу существенно реже. На практике тюнинг-прошивка авто в режиме реального времени проводится по следующему алгоритму:

  • пилот и настройщик делают тестовую поездку;
  • подключенный сканер записывает логи (цепочку показаний ЭБУ);
  • редактором прошивки автомобиля в ПО вносятся правки;
  • иногда делается 30-40 таких поездок до получения нужного результата.

Кстати, цена такой прошивки машины в несколько раз выше простой «заливки» файла. К услуге прибегают гонщики и любители тюнинга, которые занимаются модернизацией моторов и вмешиваются в их техническое строение. 

Чип-боксы — плацебо или рабочий инструмент

Производители заявляют, что авто после прошивки получит несколько десятков лошадей без сложных манипуляций. При этом достаточно внедрить в родную проводку чип-бокс, напоминающий небольшую коробочку. Сам принцип общения двух блоков слегка непонятен и чип-бокс как оборудование для чип-тюнинга похож на ловкую имитацию. Однако подобные блоки выпускаются и крупными тюнинг-ателье вроде Brabus. Действительно, существуют рабочие боксы, вставляемые в разъем моторной косы и меняющие сигналы, посылаемые на ЭБУ. Резать провода не нужно, поскольку помогает специальный переходник. Обычно «гаджеты» применяются для турбо чип-тюнинга и стоят относительно дорого.


Еще одна категория — чип-боксы под разъем OBD-II. Точные исследования данной техники отсутствуют, а специалисты сомневаются на счет отправки сигналов на ЭБУ посредством интерфейса OBD-II. Энтузиасты вскрывали такие пластиковые коробочки, обнаруживая внутри примитивные схемы с лампочками, моргание которых позволяет имитировать бурную деятельность. У данного вида чип-тюнинга практически одни минусы — даже дорогие и проверенные боксы могут не заработать на отдельно взятом авто, также возможны сбои и ошибки в работе ДВС и электрики. 

Стоит ли делать чип-тюнинг двигателя — последствия

Самостоятельная прошивка электронного блока вполне реальна, но сначала придется разобраться в теме. Владельцу потребуется оборудование, переходники и сопутствующий софт. Если действовать методично и соблюдать нашу инструкцию как поставить прошивку на машину, то внедрение нового ПО пройдет нормально. При этом без финансовых вливаний не обойтись. Если есть ресурсы, то стоит обратиться к чип-тюнерам. В гаражах стоимость чип-тюнинга составляет 2-3 тысячи рублей, однако конкретных гарантий вам не дадут. Адекватные мастера в среднем берут 7-10 тысяч (и более). Они проведут диагностику и чип-тюнинг, укажут на недочеты и установят проверенное коммерческое ПО.


Рассмотрим список основных рисков. Неправильно подобранная прошивка может оказаться плацебо и не повлиять на работу ДВС. При перепрошивке на Евро 2 «подпольщики» не устанавливают пламегаситель, а вместо корректировки ПО внедряют обманку в выхлоп. Софт может ухудшить работу ЭБУ, а на приборной панели будут возникать разные ошибки. Кроме того, по отзывам перепрошивка в обход официального дилера лишает гарантии владельцев свежих автомобилей. Теперь вы в курсе что такое чип-тюнинг автомобиля. Взвешивать все факторы придется самому, для принятия корректного решения стоит оценить плюсы и минусы чип-тюнинга. 

Что дает чип-тюнинг — плюсы и минусы кратко

По отзывам о прошивке авто у модификации ПО есть многочисленные противники. Они уверены в множественности минусов, число которых превышает положительные факторы:

  • повышение требований к качеству топлива (к примеру, придется перейти с 92-го на 95-й);
  • увеличение экологической нагрузки при перепрошивке под Евро 2, едкий запах выхлопа после удаления катализатора;
  • непрофессионалы могут «окирпичить» ЭБУ и привнести ряд других недочетов в работу авто;
  • заливаются некорректные топливные карты, нередко «слетают» углы опережения зажигания, новое ПО может спонтанно стать непригодным;
  • турбо чип-тюнинг приводит к быстрому выходу из строя турбокомпрессоров;
  • лучший чип-тюнинг «призывает» к динамичной езде, что негативно сказывается на ресурсе мотора и трансмиссии.


Также цена чип-тюнинга может показаться вам нормальной из-за возможных плюсов:

  • на турбированном авто можно получит быструю прибавку в мощности благодаря чип-тюнингу на разгон;
  • машину можно настроить под себя, сделав ее динамичной или эффективной в плане потребления топлива в зависимости от поставленных перед собой целей;
  • с завода также вшивается некорректное или «задушенное» ПО, в нем есть «баги», устраняемые программами для чип-тюнинга;
  • в машине действительно есть скрытые ресурсы, можно раскрыть ее потенциал и оптимизировать основные показатель (в разумных пределах).

Краткие тезисы подскажут вам стоит ли делать чип-тюнинг или вовсе отказаться от данной идеи. 

Подводя итоги

Теперь вы в курсе что такое чип-тюнинг автомобиля и сколько в действительности стоит прошивка машины. Под термином скрывается процесс настройки программного обеспечения в целях улучшения производительности ДВС и других агрегатов. При правильном выполнении можно получить до 5% к мощности автомобиля и около 10% прибавки к крутящему моменту. При этом владельцам атмосферным моторов не стоит ожидать чуда — устранение провалов и улучшение отклика на газ обычно являются единственными ощутимыми результатами. Важно, что финальные ощущения водителя зависят от типа мотора, его конструкции, технического состояния и режима эксплуатации.

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Вспомнить все: автомобильные итоги 2023 года

Вспомнить все: автомобильные итоги 2023 года

Постараемся вспомнить все события, изменения и новости в автосфере за ушедший год. Новые штрафы, изм...

Запуск двигателя в мороз: ТОП-10 лайфхаков от Гидрач.рф

Запуск двигателя в мороз: ТОП-10 лайфхаков от Гидрач.рф

Искусственный интеллект пытается сделать нашу жизнь лучше, роботы и космические технологии также про...

Поперечный стабилизатор: полное FAQ от Гидрач.рф

Поперечный стабилизатор: полное FAQ от Гидрач.рф

На форумах и профильных сайтах до сих пор не затихают споры, связанные с поперечным стабилизатором. ...

«AS» в правах: что означает отметка и какие есть еще?

«AS» в правах: что означает отметка и какие есть еще?

В 2024 году для легковых прав насчитывает целых 16 категорий. Правоохранители и депутаты Госдумы РФ ...

Новая страховка ОСАГО на 1 день. Стоит ли брать?

Новая страховка ОСАГО на 1 день. Стоит ли брать?

В России появился новый термин — «краткосрочный договор обязательного страхования». В СМИ такие поли...

Электромобиль экономичен и экологичен — миф или правда?

Электромобиль экономичен и экологичен — миф или правда?

Сегодня производство электромобилей становится новым трендом. Экоактивисты, производители и представ...

10 скрытых функций автомобиля, которые вам неизвестны

10 скрытых функций автомобиля, которые вам неизвестны

Конечно, в заголовке статьи скрывается некое преувеличение. Опытные водители знакомы с доброй полови...

Как переобуть колеса дешевле? ТОП-10 способов экономии на шиномонтаже

Как переобуть колеса дешевле? ТОП-10 способов экономии на шиномонтаже

Сезонная переобувка — это рутинная операция, отнимающая у автолюбителей силы и средства. В условиях ...