В XXI веке люди превратились в активных потребителей. Мы привыкли покупать вещи, устройства и при первой же поломке выбрасывать их. Казалось бы, бережливость давно отошла на второй план и купленные шины можно выбрасывать через несколько сезонов. Только немногочисленные и опытные автолюбители слышали про обкатку резины. Тех, кто четко следует этим инструкциям, еще меньше. Под обкаткой новой резины понимается определенный режим эксплуатации. Обкатка позволяет убрать с шин заводскую смазку, каучуковый облой, мелкие дефекты производства, которые непременно возникают при отливке и вулканизации. Звучит многообещающе, но обкатка шин может увеличить ресурс покрышек практически вдвое. Как правильно обкатываются покрышки — об этом и пойдет речь в новом обзоре от тюменского авторазбора Гидрач.рф.
Зачем нужна обкатка шин?
Вопрос, указанный выше, таит в себе серьезные основания. Новые шины проходят этап подготовки к продаже. Во время подготовительных процедур их поверхность покрывается непроницаемым слоем специальной смазки. Консервант отталкивает влагу, защищает эластичный компаунд от коробления или растрескивания, что вполне реально при хранении в неотапливаемых помещениях. Также состав помогает шинам не склеиваться меж собой, что особо актуально при складском хранении и при работе с покрышками в магазинах. Смазка является не единственной причиной для обкатки новых шин. Покрышки с шипами еще более требовательны, особенно во время первых поездок. И вот по каким причинам.
В хорошем варианте резина производится и проходит через ошиповку на одном и том же заводе. Обычно ошиповка является полностью автоматизированной. Автоматика вращает изделие и станок с ЧПУ находит нужный выступ, вставляя шип точно на свое место. Чтобы процесс посадки происходил «безболезненно», используется специальный раствор на подобии мыльного. Гораздо хуже, когда на завод поставляется «болванка» и ошиповка происходит уже в той стране, где будут идти продажи покрышек определенного бренда. С китайскими покрышками малоизвестных брендов все еще сложнее. Подпольные производители порой вставляю шипы «вверх ногами» или вовсе оставляют нужный участок без шипов.
Итак, вы приобрели шины с установленными на заводе шипами. Вместе с ними в посадочное отверстие также попали смазка, незначительные частицы пыли, облоя или иного производственного мусора. При первом же резком старте шип начинает гулять в посадочном отверстии и смазка с пузырьками воздуха лишь содействует этому процессу. При бережной обкатке колес шипы будут прогреваться равномерно, что запустит процесс «довулканизации». Излишки смазки и прочие посторонние вкрапления покинут лунку, после этого достать оттуда шип будет крайне трудно. Если проигнорировать обкатку летней или зимней резины, то в первое время ее сцепные свойства будут посредственными. Также из-за пренебрежения рекомендациями шипы быстро покинут свои места. При правильном обслуживании шины могут отходить 5-6 сезонов без особых проблем.
Что нужно знать перед началом обкатки? Основные рекомендации
Бережный ввод в эксплуатацию не является надуманным процессом. О том сколько длится обкатка резины и как она производится упоминает отечественный документ «АЭ 001-04. Правила эксплуатации автомобильных шин». Также стоит учитывать, что на качественных покрышках присутствует индикатор обкатки. Он напоминает снежинки или полоски вокруг шипа. Иногда он выглядит как цветная метка, полоски поперек протектора или белое покрытие вокруг шипа. Специальные метки наносятся и на всесезонные шины, но такие образцы встречаются гораздо реже. Вот что стоит учесть перед началом обкаточных процедур:
- Шипованные покрышки стоит устанавливать сразу на обе оси транспортного средства. Пренебрежение этим правилом приведет к ускоренному износу стальных шипов из-за неравномерной нагрузки.
- После покупки отбалансируйте новые колеса и накачайте их до заводских значений. Обычно рекомендации по давлению воздуха в колесах размещаются на наклейке в дверном проеме авто.
- Не удивляйтесь тому, что после обкаточных мероприятий может возникнуть биение колес. Покрышка имеет неоднородное строение и соотношение масс в ее разных частях может поменяться. Если новые шины дают биение, то стоит проверить балансировку повторно.
- Согласно упомянутому выше российскому документу, скорость движения на новых покрышках не должна превышать 70 километров в час для легковых ТС и 50 километров в час для грузовиков. В зимний период скоростной режим стоит скорректировать в сторону понижения.
- Обкатку летних новых шин лучше проводить весной, когда температура асфальтового покрытия еще не достигает 30 градусов по Цельсию. Только в таком случае вы увеличите ресурс покрышек до максимума. Для зимних покрышек оптимален температурный режим до -7 градусов без дождя и снежной каши на дороге.
- Избегайте резких маневров и стартов с пробуксовкой. Автомобиль должен равномерно ускоряться и замедлять свое движение, плавно сменять полосы на дороге. Объезжайте сугробы и переметы на дороге — в них могут скрываться твердые глыбы льда.
- Зимняя резина на обкатке очень чувствительна к ударам. Поэтому не стоит наезжать на торчащие люки и заезжать на бордюры. С такой же аккуратностью стоит пересекать искусственные неровности на дорогах.
- Если приобретается резина под дошиповку, то после установки шипов покрышки обкатываются как обычная зимняя резина. Стоит учесть, что вмонтированные шипы будут держаться хуже заводских, поэтому времени на усадку им требуется больше.
- Контролировать «притирку» можно по соответствующим индикаторам. Если они отсутствуют, то контроль можно проводить по рабочей поверхности. На ней должны исчезнуть следы облоя, также должны пропасть полосы, точки и иные признаки внутризаводской маркировки.
- Если на обкатанной резине вы обнаружили внезапно проявившиеся дефекты, то стоит обратиться к продавцу и потребовать замены. Не стоит пренебрегать расширенной гарантией от производителя, ведь иногда дефекты проявляются на совсем малых пробегах.
Становится ясно, что в этом процессе кроется много нюансов и вопрос нужна ли обкатка резины отпадает автоматически.
Как обкатывать — описание процесса
По поводу обкатки летних шин мнения экспертов расходятся. Обычно обкаточный режим устанавливается на первые 100-250 километров. Из-за отсутствия шипов обкатка новой летней резины должна быть менее длительной. Для всесезонки без шипов обкаточное расстояние должно быть увеличено до 500 километров. При этом некоторые специалисты считают, что всезенка должна обкатываться по правилам, применяемым к зимним покрышкам. Главное правило — полное отсутствие спешки.
Российские стандарты рекомендуют не ездить быстрее 70 километров в час. На практике скоростной режим может составлять от 60 до 80 километров в час. Такие ограничения выглядят вполне разумно, поскольку на скользкой зимней дороге вы будете защищены от внезапной утраты управления. Обкатывать покрышки лучше на хорошем ровном асфальте. Необходимо исключить грунтовки, проселки и щебенчатое покрытие. Для зимних покрышек обкатка составляет 1000 километров. Помните, что шипы разработаны для льда, а не для асфальта, который пытается вырвать шип и постепенно стачивает его.
Подводя итоги
После обкатки у ваших шин в запасе появятся 1-2 дополнительных сезона. Первые аккуратные выезды на новых покрышках будут безопасными — от правильной обкатки будет зависеть управляемость машины. При этом производители покрышек из верхнего ценового сегмента отмечают, что дорогостоящие модели могут выдерживать запредельные нагрузки без всякой обкатки. Но даже им эта процедура пойдет на пользу. В прочем, у шинных маркетологов есть тонкий психологический расчет и свои хитрости. Если водитель после покупки и установки шин проявит осторожность и умеренность, то он успеет привыкнуть к зимней резине после лета (и наоборот). Неспешная обкатка настроит его на безопасное поведение на дорогах. В итоге он высоко оценит шинный бренд и посоветует его знакомым как наиболее безопасный и износостойкий.