Постараемся вспомнить все события, изменения и новости в автосфере за ушедший год. Новые штрафы, изменения в ПДД, уход европейцев и приход китайцев — расскажем, что изменилось для автомобилистов в 2023-м и чего ожидать от 2024 года. Уходящий год был не самым простым, но все же он завершился и пора подвести итоги 2023-го. Цены росли на все — от яиц до автомобилей. Но население справляется со всем и даже активно успевает скупать новые автомобили. Жить стало лучше или хуже? Впрочем, посудите сами…
Январь 2023-го
Отмена 30% скидки при оплате пошлин через Госуслуги. Уходящий год начался с не самой хорошей новости. Уже с 1 января 2023-го у водителей забрали привычную 30-процентную скидку на оплату пошлин и других автомобильных услуг через государственный портал Госуслуги. После этого стоимость услуг для водителей изменилась:
- замена истекших водительских прав — 2000 рублей вместо 1400 рублей;
- выдача государственных регистрационных знаков — 2000 рублей вместо 1400 рублей;
- выдача ГРЗ на мотоциклы и прицепы — 1500 рублей вместо 1050 рублей;
- выдача свидетельства о регистрации ТС — 500 рублей вместо 350 рублей;
- выдача нового ПТС — 800 рублей вместо 530 рублей;
- внесение изменений в уже выданный ПТС — 350 рублей вместо 245 рублей.
Легализация тюнинга подорожала в январе. Ранее внесенные изменения в конструкцию автомобиля подкреплялись бесплатным разрешением. Однако в январе была внедрена новая пошлина за указанную процедуру. Ее размер составил 1000 рублей. Кроме того, СБКТС подорожал с 800 рублей до 1500 рублей (сертификат о соответствии ТС требованиям безопасности).
Техосмотр стал более дорогим. Впервые на законодательном уровне была внедрена индексация стоимости диагностических карт на размер неучтенной инфляции. Операторы техосмотра заявили, что оборудование и расходники стали дороже. Поэтому местным властям позволили ежегодно индексировать тарифы на техосмотр. Минимальным на начало 2023-го стал тариф в размере 913 рублей. Самый дорогой техосмотр проводят на Чукотке и в Питере — 4500 и 1720 рублей соответственно. За год услуга подорожала на 12%. Уже с 2024 года минимальная такса на технический осмотр составит 1022 рубля.
Водителям разрешили предъявлять права в виде QR-кода. Минцифры добавило в приложение Госуслуги Авто новую опцию, благодаря которой водители могут предъявлять полицейским права в цифровом формате. При этом приложение может работать без интернета. Еще законодатели напомнили, что оригинал прав также стоит иметь при себе. Его могут затребовать сразу после проверки QR-кода.
Март 2023-го
Новые права без штрихкода. Привычный штрихкод решили убрать с водительских прав. Макет нового образца появился из-за повсеместной цифровизации. Инспекторам ГИБДД вручили новые планшеты, поэтому проверка документов может происходить без устаревшего штрихкода.
Новые поправки, связанные с СИМ. В ПДД наконец-то появились самокаты на электротяге и гироскутеры — их окрестили средствами индивидуальной мобильности. Пешеходы и автомобилисты ополчились на самокатчиков, а статистика смертельных ДТС с самокатчиками начала бить все антирекорды. Отныне владельцам СИМ запрещен въезд на трассы и скоростные магистрали. Им нельзя возить негабаритные грузы и ездить быстрее 25 километров в час. Права для самокатчиков не ввели, но запретили ездить до достижения 14-летнего возраста. Кроме того, владельцев СИМ теперь можно штрафовать (пока по аналогии с велосипедистами). Новые поправки столкнулись с волной критики, но первые попытки урегулирования этой отрасли можно отнести к хорошим итогам 2023-го.
Появились новые дорожные знаки. Впервые в марте введен знак «Зарядка для электроавтомобилей». Кроме того, на знаке платной парковки появилось изображение монет. Знак, обозначающий парковку для инвалидов, получил изображение инвалида-колясочника. К стандартным светофорам начали монтировать стрелку бело-лунного цвета. Она обозначает, что при повороте на зеленый сигнал водителя поджидают пешеходы, переходящие дорогу также на зеленый. Кроме того, временные знаки теперь могут быть белого цвета с установкой на переносную стойку. Новый вид временных знаков добавился к привычным желтым — водителям теперь стоит быть гораздо внимательнее.
Технические поправки по круговому движению. Ранее считалось, что въезжающий на перекресток с круговым движением обязан уступить дорогу тем, кто уже движется по кольцу. Теперь появилась ремарка такого плана: водитель, въезжающий со второстепенной дороги, обязан уступить дорогу движущимся по кольцу. Если говорить простым языком, то водителям напомнили, что стоит смотреть на знаки приоритета. Об этом в блоге Гидрач.рф вышла крупная статья, раскрывающая абсолютно все нюансы проезда кольцевых участков.
Июль 2023-го
Введен дистанционный осмотр ТС по ОСАГО. Уходящий 2023 год оказался щедрым на события. Продолжаем изучать автомобильные итоги года. С 15 июля страховым компаниям разрешили осматривать автомобили дистанционно. Пострадавшему и виновнику можно отправить фото- или видеоматериалы, на которых запечатлены повреждения. Единственное условие — наличие соглашения между потерпевшим и страховой фирмой.
Август 2023-го
Увеличение размера утилизационного сбора. С 1 августа 2023 года начался новый виток роста цен на автомобили. При импорте машин на территорию России за каждый автомобиль с объемом мотора свыше 2 литров придется заплатить от 844 до 970 тысяч рублей. Ставка сборка рассчитывается пропорционально объему ДВС. Если машину растамаживает физическое лицо и объем двигателя не превышает 3 литров, то придется заплатить всего 3400 рублей. Такая же льготная ставка действует для электромобилей. В октябре норму подкорректировали, прикрыв выгодную лазейку для автобизнесменов. Ввезенный по льготному тарифу авто нельзя продать раньше, чем через 12 месяцев. В противном случае придется доплатить разницу между сбором для физических и юридических лиц (от 77,8 до 841 тысячи рублей).
Сентябрь 2023-го
Новый список неисправностей, исключающих эксплуатацию ТС. С 1 сентября 2023 года начало действовать новое приложение к ПДД, описывающее перечень критических неисправностей ТС. С этой даты нельзя использовать автомобили с горящими контрольными лампами неисправностей. Кроме того, лобовое стекло запретили обвешивать гаджетами, перекрывающими обзор из салона. Также водителям предписали ездить на шинах, которые строго соответствуют сезону. Глава ГИБДД России Владимир Черников заявил, что пока за эти нарушения не будут штрафовать. Но в ближайшем будущем ситуация изменится.
Требования к такси вновь ужесточили. Обновленное законодательство взвинтило цены на поездки. Отрасль не была готова к полной легализации и максимально прозрачной работе. Многие «водители» отсеялись и появился кадровый голод. Вот ключевые моменты:
- каждый регион страны теперь обязан вести реестры перевозчиков, такси и диспетчерских служб;
- службам заказа такси запретили давать заказы водителям, которые не включены в реестр перевозчиков и чей автомобиль не числится в реестре такси;
- от работы отсекли хронических неплательщиков штрафов (3 и более), плохо знакомых с местностью, «лишенцев» и судимых за определенные уголовные деяния;
- служба заказа такси теперь несет ответственность за здоровье пассажира и его имущество.
Октябрь 2023-го
Аппетиты дилеров ограничили новыми штрафами. Продолжаем подведение итогов автомобильного 2023 года. Уже 30 октября дилерам запретили навязывать товары, услуги и дополнительные работы, которые идут в придачу к новому автомобилю. Такая мера позволила защитить карманы посетителей автосалонов. Из-за дефицита автомобилей покупатели зачастую не могли отказаться от лишних услуг иди аксессуаров. Нарушителям выписывают штрафы в размере 40 тысяч рублей. Также дилеров обязали рассматривать требования клиентов, которые просят восстановить их нарушенные права. За уклонение от рассмотрения подобных обращений штраф недобросовестным юридическим лицам будет доходить до 300 тысяч рублей.
Квадратные номера спереди разрешили. В октябре россиянам позволили устанавливать квадратные номера на передней части автомобиля. Многие активисты и владельцы японских и американских авто бились с законодателями по этому вопросу. Они уверяли, что на некоторых автомобилях выемка в переднем бампере под ГРЗ имеет квадратную форму. Согнутые стандартные прямоугольные номера плохо читаются и могут навредить окружающим. Ранее за квадратный номер спереди могли оштрафовать на сумму до 5 тысяч рублей. Теперь все штрафы остались в прошлом. Подробнее о «квадратах» и номерах с жирным шрифтом можно прочитать в отдельном материале блога Гидрач.рф.
Ноябрь 2023-го
Пошлины на ввоз электромобилей сохранены. Евразийская экономическая комиссия продлила еще на два года действующие при ввозе электромобилей пошлины. Лица из Киргизии, Казахстана, Белоруссии, Армении по-прежнему могут ввозить электромобили по нулевой ставке. Это не касается граждан России. При ввозе такой техники в страну новый владелец обязан уплатить 15% от стоимости электромобиля. Правительство РФ уверено, что мера простимулирует производство машин на электрической тяге внутри страны. Новая ставка будет озвучена лишь 31 декабря 2025 года.
Декабрь 2023-го
Упрощенные автомобили без ABS больше выпускать нельзя. С 1 декабря автопроизводителям запретили производить машины без системы ABS. Послабление было введено из-за санкций. Изначально отрасль производства запчастей пострадала от пандемии, а введенные против России санкции привели к тому, что поставка блоков ABS была прекращена. Сейчас производство наладили внутри страны. Также элементы тормозных систем поставляются из Китая. При этом владельцев ранее купленных «упрощенных» автомобилей штрафовать за отсутствие ABS не будут.
Большинство водительских прав продлено на 3 года. Национальные российские права, срок действия которых истечет до 31 декабря 2025 года, будут продлены автоматически. Об этом перед самым окончанием года заявили в ГИБДД России. Дополнительная явка в ГИБДД для внесения изменений не нужна. Документы будут действовать 3 года. Ранее были продлены все права, срок действия которых оканчивался в 2022-2023 гг.
Про отечественный автопром в 2023-м
Реальные производственные цифры АвтоВАЗа превысили 374 тысячи авто в 2023-м. Это рекордные объемы для производителя за последнее десятилетие. Заводу удалось обеспечить непрерывность производства. Ключевым событием стал выпуск новой Весты с использованием китайских компонентов. Также к концу года представлен электрический Ларгус, сборку которого перенесли в Ижевск. В Минпромторге отмечают, что АвтоВАЗ начал возвращать свой технологический суверенитет. Эти слова подтверждаются выпуском обновленного мотора 1.8 EVO, который избавился от дикого масложора. Расход наблюдался при цикличном торможении двигателем в прошлой генерации ДВС.
Важно, что удалось вернуть моторы с Евро-5. Также налажен выпуск ABS, ЭБУ и цифровых приборных панелей. Сейчас АвтоВАЗ планирует активное внедрение китайских моделей под собственным шильдиком, а также запуск собственного суббренда. Успехи показывают и другие производители. УАЗ работает ритмично и за внедорожниками выстраиваются очереди. Соллерс наращивает производство коммерческих фургонов и китайских пикапов, освоена сборка дизельных моторов. Горьковский автозавод анонсировал премьеры в семействах Соболь-NN и Валдай. Калининградский Автотор полностью загружен «китайцами». Липецкий EVOLUTE и тульский Haval также расширяются (как и Москвич, анонсировавший новую линейку). Суммарно выпустили около 550 тысяч легковых авто. Промышленность выжила и продолжает развиваться (не без помощи мер Правительства РФ).
Про продажи авто в 2023-м
Привычные бренды покинули Россию, понеся огромные материальные убытки. Это помогло производителям предотвратить репутационные потери, поскольку продажи в остальных странах продолжаются. Всего ушло более 20 брендов. Цены на складские остатки и запчасти поползли вверх. Однако без учета параллельного импорта официально в Россию в 2023-м зашли 19 компаний. Китайцы завезли 51 модель на любой вкус и цвет. Это позволило нормализовать ситуацию на рынке. К концу 2023-го эксперты отрасли выявили затоваривание складов. Оказалось, что китайцы имеют чрезмерные мощности и нераспроданные машины начали скапливаться в России. Всего за 12 месяцев 2023-го продано более 1 миллиона машин. Продажи подскочили на 65%. Цифры кажутся рекордными, но влияет низкая база прошлого года, когда продажи встали на паузу. За последние 15 лет продажи не падали ниже отметки в 1.5 млн. единиц в год. Поэтому рынок вступил в фазу роста, но еще есть к чему стремиться. Появились обстоятельства, которые стопорят развитие отрасли.
Так, 2023-й стал рекордным по интенсивности выдачи автокредитов. Более половины всех автомобилей продано через кредитные или лизинговые программы. Потирали руки и продавцы полисов КАСКО, которые являются непременным спутником автокредитования. При этом к концу года Центробанк России увеличил ключевую ставку до 16% и кредиты резко подорожали. Россияне начали отказываться от новых авто в кредит. Затоваривание и дорогие кредиты — эти факторы стали причиной введения новогодних распродаж и скидок. При этом автомобили могут подорожать в 2024-м. Сегодня средневзвешенная цена легкового авто составляет 3 миллиона рублей. Во время предстоящей кампании по выборам президента все изменения встанут на паузу до начала апреля. От дилеров можно ожидать неких скидок и «плюшек» в виде доп. аксессуаров, но цена на новые машины снижаться не будет. Кроме того, снижение ключевой ставки приведет к активизации выдачи автокредитов, которые взвинчивают цены на авто.
Про китайские автомобили в 2023-м
Россия стала главным экспортным рынком для Китая, оттуда к нам ввезли за 12 месяцев примерно 730 тысяч автомобилей. Доля «китайцев» в структуре продаж машин 2023 года — 52%. К примеру, АвтоВАЗ также нарастил долю, но лишь до 33%. Баик, Айто, Форсинг, Хунци, Джейку, Джетур, Каи — россиянам еще предстоит выучить множество нестандартных и не совсем понятных названий китайских брендов. По стране прокатилась волна открытий дилерских центров китайских авто. Параллельно идет массовый ввоз авто по серым схемам — неофициальным хитом считается электромобиль Zeekr 001. Рынок китайских машин стал лидировать по одной простой причине. Европейские авто требуют регулярного обновления ПО, им нужен сервис и запчасти — все это пропало или стало стоить неимоверно дорого.
Массовый китайский автопром предложил все то же самое, но немного дешевле. Машины из поднебесной стали топовыми по соотношению цена/качество. До половины российского рынка среди «китайцев» принадлежит брендам Chery и Haval. Ожидается, что Китай продолжит захватывать отечественный рынок. Китайские бренды ловко делятся на суббренды (всего в Китае более 100 автопроизводителей). На одной агрегатной базе выпускаются десятки автомашин, которые продаются под разными брендами. К 2030 году каждая третья проданная машина в мире будет китайского происхождения. В Минпромторге уже заявили, что в 2024-м будет продано 1,3 млн автомобилей и доля китайцев в этой цифре будет максимально высокой. В декабре были подведены итоги премии «Автомобиль года в России 2023». Любимым брендом в бюджетном сегменте стал Chery — это говорит о многом.
Уходящий 2023 год в цифрах для водителей
Данные раздел посвящен подведению итогов 2023-го в цифрах и фактах:
1000000 — количество новых проданных авто в 2023-м;
406500 — столько китайских автомобилей купили россияне в 2023-м;
7200 — столько рублей в среднем отдавали россияне за ОСАГО в уходящем году;
4500 — Автодор постоянно увеличивает цены на проезд по платным дорогам, столько в рублях стоит проезд от Москвы до Казани по М-12 (читать отдельный материал про М-12).
165 — километров федеральных бесплатных трасс построили и восстановили в России;
100% — все госпошлины придется платить в полном объеме, скидку за оплату через Госуслуги отменили;
37% — на столько процентов подорожали подержанные автомобили за год;
25% — расценки автосервисов также выросли в 2023-м;
20-40 — самое распространенное нарушение за превышение скорость на 20-40 км/час;
17% — выросла средняя стоимость автомобильных запчастей;
7-10% — в этом диапазоне находится рост ценников на бензин и дизельное топливо;
1 — штраф отменили за отсутствие огнетушителя, аптечки и знака аварийной обстановки.
Что будет ждать водителей в 2024-м?
Чтобы узнать будущее, не обязательно идти к гадалкам. Мы внимательно следили за повесткой и собрали все грядущие изменения. В России регулярно вводятся новые законы, которые направлены на нормализацию как общественных отношений, так и дорожного движения в частности. Все эти изменения перманентны и не особо рабочие законы регулярно переписываются. Поэтому за новшествами стоит следить с особой внимательностью. Новый 2024 год может преподнести такие события (рассмотрим их кратко):
- Дорожные камеры станут фиксировать нарушения указаний динамических дисплеев, которые могут регулировать обстановку на дороге.
- Уже со второго марта 2024-го россиянам позволят заключать краткосрочные полисы ОСАГО (от 1 дня).
- С 1 апреля 2024 года изменится процедура выдачи прав. Об этом мы писали в отдельном материале.
- В Минцифры РФ хотят приравнять электронные водительские удостоверения к физическим по юридической значимости.
- С первого сентября 2024 года будут четко регламентированы места, в которых можно монтировать стационарные или передвижные камеры фотофиксации нарушений.
- С большой вероятность в 2024-м постановка автомобиля на учет будет производиться без предварительной покупки полиса ОСАГО.
- Поправки от МВД РФ к нормам по штрафам за среднюю скорость столкнулись с серьезной критикой, поэтому в 2024-м году продолжится дальнейшая проработка вопроса.
- Одним из самых обсуждаемых проектов стала фиксация отсутствия ОСАГО при помощи сети дорожных камер. В столичном регионе уже проведены соответствующие тренировки и система скоро заработает в полной мере.
- Власти регионов могут обязать устанавливать квоты для таксопарков на количество автомобилей отечественной сборки. Мера призвана поддержать российских производителей автомобилей.
- В ПДД и КоАП РФ хотят внедрить термит «опасное вождение». Проект уже столкнулся с волной критики, поскольку существующие формулировки допускают возможность необоснованного наказания со стороны инспекторов ГИБДД, чьи полномочия мало чем ограничены на практике.
- В Госдуме РФ планируют сделать отечественные машины дешевле за счет внедрения налогового вычета.
- Владельцев категорий А и В допустят к управлению квадроциклами и снегоходами без дополнительной сдачи экзаменов.
- Скручивание пробега станет уголовно наказуемым деянием. Соответствующие поправки подготовлены еще в уходящем 2023-м.
Подводя итоги 2023-го
Все глобальные изменения на 2024 год в автомобильной сфере уже известны при подведении итогов 2023-го. Грядущие выборы Президента РФ «замораживают» социальные изменения. Такой эффект крупных избирательных кампаний наблюдался и ранее. Сработает он и сейчас. Поэтому в первой половине года цены на авто, запчасти и топливо будут стабильны, как и курсы основных иностранных валют. При этом 2023-й можно охарактеризовать одним словом — изменчивость. Например, привычные европейские авто быстро забыли и топовыми машинами 2023 года стали «китайцы». Мир стал слишком динамичен и новшества внедряются буквально в считанные дни. Если не хотите пропустить важные события, то просто отслеживайте новостные дайджесты от Гидрач.рф в новом 2024 году.
С лучшими пожеланиями в Новом году! Искренне ваш Разбор Гидрач.рф