Антифриз является теплоносителем, от которого напрямую зависит нормальная работа двигателя. Теплоноситель позволяет удерживать двигателю заданную температуру, подходящую для процесса сгорания топлива и высвобождения энергии. Без антифриза двигатель «закипит» буквально за несколько минут. Жидкость стоит подбирать тщательно, иначе современный мотор начнет корродировать, а радиаторы, помпа и другие узлы будут ломаться. Деградацию антифриза можно спровоцировать самостоятельно, если антифриз смешать с тосолом или другой несовместимой жидкостью. Поэтому в текущем обзоре расскажем какой антифриз заливать и можно ли смешивать антифриз разных цветов.
Суть антифриза: состав и свойства
При сгорании бензина или дизельного топлива выделяется слишком много тепловой энергии. Примерно треть от этого объема — излишки. Система охлаждения отдает это тепло окружающей среде. Теплоноситель нагревается в двигателе и затем поступает в радиатор, где жидкость охлаждается потоком встречного воздуха и при необходимости вентилятором. Далее цикл повторяется до бесконечности. Чтобы антифриз долгое время не утрачивал свойства, он должен отвечать двум ключевым требованиям — иметь высокую теплопроводность и достаточно низкую температуру замерзания. Выполнение технических условий осуществляется за счет особого состава охлаждающей жидкости.
Основа охлаждающей жидкости. Важно, что все антифризы имеют достаточно схожий состав вне зависимости от торговой марки антифриза и всяческих допусков:
- этиленгликоль, чуть реже пропиленгликоль — технический двухатомный спирт, не имеющий цвета и ярко выраженного запаха, кипит при +196 градусах по Цельсию, а вот замерзает уже при -12 градусах и поэтому нуждается в разбавлении;
- дистиллированная вода — очищенная вода не оставляет в каналах характерного налета и накипи, разбавление водой помогает снизить температуру кипения и привести нижний порог работоспособности к отметке -40 градусов по Цельсию.
Пакет присадок. К двум базовым компонентам добавляются присадочные пакеты, которые обычно закупаются у сторонних производителей. Именно поэтому под разными брендами могут скрываться предельно схожие технические жидкости. Присадки не только влияют на цвет антифриза, также они призваны защитить внутренности автомобиля и улучшить свойства ОЖ:
- для сохранения резины и пластика — в двигателе и в системе охлаждения присутствуют пластиковые и резинотехнические узлы, присадки делают антифриз безопасным для этих деталей;
- против вспенивания — серьезное количество воды в составе обязывает производителей добавлять присадки, сводящие к нулю шанс появления пены, вспененный состав прекращает циркулировать в системе, что быстро приводит к перегреву;
- против кавитации — даже самые стабильные моторы вибрируют, что приводит к образованию в охлаждающей жидкости мелких пузырьков, кавитация как явление негативно сказывается на отводе тепла из ДВС;
- против коррозии — контакт с водой и спиртом быстро приводит к коррозии, особенно это касается свежих алюминиевых моторов, технологичные присадки сводят коррозионную активность на нет.
Теперь вы знакомы с составом, далее стоит сформулировать основные задачи ОЖ. Вот что делает проверенный антифриз, залитый в систему охлаждения:
- отвечает за нормальную смазку водяной помпы, других вращающихся или трущихся деталей;
- исключает разъедание пластика и уплотнителей, препятствует образованию отложений и появлению ржавчины;
- при глубоком минусе система охлаждения не замерзает, владелец может уверенно запускать двигатель в холод;
- даже при температуре свыше 100 градусов по Цельсию антифриз не закипает, в жару двигатель не перегревается и работает в стабильном температурном диапазоне;
- добавление красителя позволяет находить утечки, флуоресцентные добавки в лучших антифризах делают эту задачу еще проще.
Далее разберемся с допусками антифриза и основными цветами.
Каких цветов бывает антифриз? Основные виды
Сегодня владелец может запросто запутаться, ведь на прилавках есть антифриз разных цветов. Покупать любой исходя лишь из колористических предпочтений не стоит, сначала стоит прочесть нижепредставленную информацию. Важно помнить, что цвет напрямую не связан с составом, поскольку производители не скованы жесткими стандартами, но в целом бренды стараются придерживаться общепринятых цветовых маркировок. Вот основная классификация антифризов в зависимости от состава:
- Традиционный антифриз с неорганическими присадками. Здесь в качестве присадок добавляются неорганические ингибиторы коррозии — силикаты, амины, нитраты, фосфаты и всяческие комбинации из этих веществ. Обычно такая жидкость продается под названиями тосол или силикатный антифриз. Вещества получают маркировку G11, отличаются скромным сроком службы (2-3 года), посредственным теплоотводом и заливаются в устаревшие автомобили.
- Карбосиликатный с органическими присадками. Этот подвид включает в себя органические кислоты, которые практически не образуют налета или накипи. Срок службы теплоносителя увеличен до 5 лет, этот антифриз для автомобиля оптимален для прогрессивных алюминиевых моторов. Жидкости получают маркировку G12 или G12+.
- Гибридные составы. Содержат неорганические и органические присадки одновременно и обозначаются как G11. Теплопроводность и защита от коррозии находятся на среднем уровне, но этого вполне достаточно для коммерческого транспорта или спецтехники.
- Лобридные составы. По факту являются гибридом, поскольку содержат органические вещества и минеральные добавки. Соединения кремния дополнительно защищают алюминиевые сплавы. Также жидкость закипает при 135 градусах по Цельсию, поэтому может заливаться в самые «горячие» моторы последних лет выпуска. Маркируется как G12++.
- На основе пропиленгликоля и глицерина. Используются менее ядовитые вещества, они не опасны для жизни человека (как тот же этиленгликоль). Техническая жидкость разработана немецким концерном VAG как экологичный теплоноситель. Маркируется как G13, на текущий момент не имеет общепринятых спецификаций.
Представим, что вы недавно приобрели автомобиль и ничего не знаете о технических жидкостях, которые в него залиты. Поэтому антифриз придется различать по цветам. Метод не дает гарантий из-за отсутствия единой системы стандартов в мире. Однако кое о чем он все-таки подскажет. Ниже представлены разные цвета антифриза с описанием:
- синий антифриз — обычно в такой цвет окрашивают устаревший тосол G11, хотя синий может быть присущ и другим подвидам ОЖ;
- зеленый антифриз — такой цвет получают неорганические разновидности с маркировкой G11, а также гибридные составы;
- красный антифриз — цвет характерен для антифризов G12 и G12+ с органическими добавками;
- розовый антифриз — иногда под этим цветом скрывается обычный G12 и степень «красноты» зависит от производственной рецептуры, также розовый цвет характерен для концентрата антифриза, который разбавляется руками автолюбителей;
- желтый антифриз — жидкости G12++ и G13, относящиеся к последним поколениям (могут иметь фиолетовый, оранжевый цвета).
Теперь вы с большей достоверностью сможете определить какой антифриз залит в ваш автомобиль. Однако есть несколько подвидов, которые зачастую не попадают в различные обзоры. Знакомство с ними является принципиально важным, особенно для желающих разобраться в вопросе можно ли смешивать антифриз и какой антифриз лить.
Super coolant, концентрат и мультифриз
Слово coolant переводится как охлаждающая жидкость, но для чего необходимы всяческие англоязычные приставки. Производство Super Long Life Coolant налажено в соответствии с японскими стандартами. Японские производители автомобилей могут указывать, что Long Life Coolant рассчитан на весь жизненный цикл авто (10 лет). Конечно, в Японии автомобиль продается гораздо раньше и никто даже не задумывается о цвете охлаждающей жидкости без особой надобности. В России из-за перепадов температур и тяжелых условий срок замены можно смело делить на два. Кроме того, в инструкциях производители откровенно пишут, что срок эксплуатации может доходить до 150 тысяч километров или до 3-5 лет. Такой продукт подходит для легковых машин и коммерческого транспорта, он содержит защитный пакет присадок и ингибиторов, которые бережно относятся к алюминию. Жидкость образует долговременную защитную пленку и имеет неплохие теплоотводящие свойства. Обычно Long Life Coolant совместим с оригинальными японскими антифризами конвейерного уровня. С европейскими жидкостями такой продукт совместим не всегда, поэтому стоит сравнивать рынки производства антифриза и самого автомобиля. Важно, что цвет такой охлаждающей жидкости может быть любым (в случае покупки аналога). Кроме того, производители «супер антифриза» прямо запрещают разбавлять его не только другими антифризами, но и водой.
Обычно тосол или антифриз продаются в готовом виде. В более компактной таре продается концентрат. Что же покупать — готовый антифриз или концентрат? Здесь нет единственно верного ответа, поскольку выбор будет складываться из предпочтений владельца машины. Концентрат обладает существенным плюсом для самих производителей — стоит он не дешевле, а перемещать компактную тару гораздо проще и выгоднее экономически. На практике концентрат связан с такими нюансами:
- разбавляется самостоятельно дистиллированной водой, точки кипения и кристаллизации можно сместить за счет изменения пропорции;
- неправильные пропорции приводят к необратимым дефектам;
- жители южных регионов могут готовить менее насыщенный раствор, используя меньше концентрата;
- удобен для путешественников, компактная тара не требует дополнительного места, развести можно обычной водой (питьевой), что актуально при ремонтах в полевых условиях;
- в систему при необходимости можно добавить обычную воду или другой антифриз (можно смешивать с антифризом другого цвета);
- концентраты редко подделываются, поскольку занимают незначительную долю на рынке.
Последним нерассмотренным явлением будет универсальный антифриз или мультифриз. Эта разработка адресована тем, кто достоверно не знает какая жидкость сейчас залита в систему охлаждения. Мультифриз неплохо подойдет для экстренной доливки, но долго ездить с таким «миксом» не стоит. В целом, про универсальные ОЖ можно сказать следующее:
- они дороже обычных образцов, подойдут для доливки, хотя иногда стоит обойтись без антифриза и долить дистиллированную воду;
- производитель не может гарантировать полной совместимости с любыми техническими жидкостями, смешивать такой антифриз нужно с осторожностью с учетом скорой замены жидкости в системе.
Теперь вы знаете все о дополнительных подвидах ОЖ. Решение об их покупке остается исключительно за вами.
Что лучше — тосол или антифриз?
В российской практике охлаждающую жидкость принято называть тосолом. На самом деле тосол также относится к антифризам и имеет с ними схожий состав. Оригинальный продукт назывался Тосол-А. Он появился в 60-е годы XX века в одном из закрытых институтов, разработан тосол отделом ТОС (технологии органического синтеза) — отсюда и появилось звучное название. В 90-е годы производителям разрешили отойти от ГОСТов. Название тосол не было защищено авторскими правами, поэтому может использоваться неограниченным кругом производителей.
Сегодня представлено более сотни тосолов, часть из них является дешевым суррогатом. Поэтому при покупке охлаждающей жидкости стоит выбирать конкретные бренды, рекомендованные заводом-изготовителем. В российские автомобили можно заливать антифриз, главное — смотреть на маркировки и рекомендации производителей. Переход на качественный антифриз позволит продлить жизнь автомобиля. С другой стороны, корректно подобранный тосол поможет сэкономить бюджет и также будет неплохо работать на российском авто. Важно, что владельцы машин могут смешивать тосол с антифризом, но это касается лишь совместимых по типу жидкостей.
Можно ли смешивать антифриз разного цвета?
Зачастую окраска охлаждающей жидкости используется в маркетинговых целях. Поэтому смешивать антифризы разных цветов можно, но с учетом рекомендаций производителя на упаковке. Обычно смешивание связано с доливкой, разные жидкости при длительном использовании могут давать осадок, что непременно приведет к отрицательным последствиям. При первой же возможности стоит промыть систему ОЖ дистиллированной водой и заменить на однородную охлаждающую жидкость. Вот как смешивают антифриз разных цветов с учетом таблицы смешиваемости.
Выявить несовместимые жидкости можно по следующим признакам:
- рабочая температура двигателя стала выше, агрегат плохо охлаждается;
- в системе появился осадок или налет, на элементах имеется износ;
- потеря прозрачности, смесь разных цветов стала бурой или грязно-серой;
- вспенивание также подскажет о наличии двух взаимоисключающих жидкостей.
Теперь вы достоверно знаете какого цвета бывает антифриз и смешивают ли антифризы разных цветов.
Подводя итоги
Итак, напоследок стоит учесть несколько лайфхаков: