Один из крупнейших авторазборов России

Что такое утильсбор на автомобили? Все об утилизационном сборе в России

703 9 минут чтения
Раздел:Автоновости
Что такое утильсбор на автомобили? Все об утилизационном сборе в России

Автомобили являются не самым экологичным видом транспорта. При этом исследования показывают, что вред от машин относителен и обычный пластик является гораздо опаснее для природы. На каждый автомобиль сегодня закладывается утильсбор, эта сумма должна направляться на защиту окружающей среды и здоровья человека. Сегодня утилизационный сбор имеет искаженный смысл и выполняет совершенно иные функции. Как изменятся цены на автомобили, каким будет повышенный утильсбор и что ждет российский автомобильный рынок — об этом поговорим далее. 

Утильсбор в РФ с точки зрения закона

Изначально утильсбор на авто вплотную связывался с экологией. Впервые термин утильсбор в России появился в документе N 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления». Статья 24.1 закона раскрывает что значит утилизационный сбор. При этом понять значение термина невозможно без отсылки к Налоговому кодексу Российской Федерации. Статья 8 НК РФ утверждает, что сбором именуется обязательный взнос, уплачиваемый физ. лицами и организациями, уплата которого является обязательным условием для совершения юридически значимых действий (выдача разрешения, регистрация прав). Итак, утилизационный сбор на автомобили уплачивается за каждое ТС (шасси, самоходную машину, прицеп), которые были ввезены в РФ или произведены на территории страны. Платеж в бюджет создан для повышения экологической безопасности, он призван защитить здоровье человека и окружающую среду. Размер утилизационной ставки варьируется в зависимости от характеристик ТС и степени износа. 

Суть утилизационного сбора простыми словами

Впервые утиль сбор появился в 2012 году. Страна находилась на пороге вступления в ВТО и одним из требований для вступления было снижение ввозных пошлин на автомобили. Ожидалось, что в страну хлынет поток дешевых автомобилей. Власти страны решили защитить экологию от резкого роста объемов поставок и ввели новый утилизационный платеж. Он платится единожды и взымается с тех, кто ввозит машины в страну или производит их на российской территории. Если исходить из текста закона, то утилизационный сбор на авто — плата за будущую переработку ТС. Однако полноценной отрасли по переработке автомобилей в нашей стране не возникло до сих пор. У граждан нет обязанности по принудительной утилизации старой или разбитой машины. Нагрузка ложится на автомобильные разборы, пункты приема металлов, нередко неисправные автомобили попросту бросаются во дворах. Кроме того, переработка пластика, смазочных материалов и антифризов также не обрела должных масштабов. Обычно оплата утилизационного налога ложится на импортеров или производителей, но фактические расходы включаются в стоимость машины и вся финансовая нагрузка переходит на потребителя. В 2024 году утильсбор служит следующим практическим целям:


  1. Регулирующая — посредством повышенного утилизационного сбора государство контролирует количество ввозимых и производимых машин.
  2. Фискальная — утилизационный сбор на автомобили в России пополняет федеральный бюджет.
  3. Защитная — российские автопроизводители получают некий приоритет над иностранными за счет утиль сбора на авто, частично расходы им возмещаются государством. Кроме того, власти защищают рынок от серого импорта.
  4. Инвестиционная — по задумке авторов законодательной инициативы повышение утилизационного сбора приведет к локализации сборки иномарок в РФ. В теории должны появится совместные сборочные предприятия и новые локальные производители автокомпонентов. 

Экологические цели не входят в этот список, поскольку средства, поступающие в счет уплаты утилизационного сбора не конвертируются в субсидии для предприятий, которые занимаются утилизацией старых или разбитых машин на практике. Кроме того, представители экспертного сообщества предупредили, что утиль сбор в России может привести к снижению спроса на автомобили. Российские автопроизводители некоторое время будут демонстрировать хорошие продажи, но при этом не будут двигаться вперед в плане повышения качества продукции и внедрения новых разработок. 

С кого взымается утильсбор в 2024-м? Порядок оплаты утильсбора

Платить нужно за каждое транспортное средство, которое произведено в РФ или ввозится из-за рубежа. При этом утилизационный закон распространяет свое действие и на подержанные автомобили, ввозимые в страну. Оплата утилизационного сбора в 2024-м затрагивает следующих лиц:

  • физические и юридические лица, осуществляющие ввоз ТС в Россию вне зависимости от целей ввоза;
  • компании, занимающиеся изготовлением автомобилей, самоходных машин или прицепов на российской территории;
  • лица, купившие автомобиль в Российской Федерации у лиц, которые не оплатили сумму утилизационного сбора или другим образом нарушили закон;
  • лица, владеющие временно ввезенными автомобилями, в отношении которых срок действия таможенной процедуры закончился.

Проще всего уплачивать коммерческий утиль сбор — российские предприятия делают это по факту выпуска ПТС в автоматическом режиме. Немного труднее приходится импортерам, к их числу относятся физические и юридические лица. Ответственным за утильсбор органом является таможня (ФТС), поэтому взаимодействовать придется с таможенными органами. Перед покупкой авто из-за рубежа стоит учесть, что документы в ФТС подаются с учетом ряда условий:

  • до принятия решения о выпуске ТС (при декларировании);
  • не позднее пяти рабочих дней с момента фактического пересечения государственной границы автомобилем;
  • утильсбор на машину взносится не позднее дня постановки ТС на учет (для физических лиц) и не позднее 12 месяцев с даты выдачи таможенного ордера при отчуждении автомобиля в пользу иного лица. 


В конце 2023 года Правительство РФ выпустило новое постановление по утильсбору, конкретизирующее правила оплаты. Так, платеж взымается исключительно ФТС, даже если лицо приобрело машину у тех, кто не совершил эту обязанность. Кроме того, физическое лицо в расчете утильсбора обязано указать, что машина ввозится для личных целей и поставить автомобиль на свое имя на регистрационный учет в органах ГИБДД РФ.  Если гражданин решит схитрить, то столкнется с повышенным коммерческим утильсбором. Фактически утильсбор на машину оплачивается таким образом:

  1. Приобретатель вычисляет размер утильсбора, заполняет форму расчета (пример заполнения можно найти на сайте ФТС России).
  2. Перевести стоимость утильсбора по реквизитам ФТС (исключительно на счет в Банке России).
  3. Подготовить пакет документов — паспорт гражданина, копии ОТТС и сертификата соответствия, копия квитанции об уплате таможенного утилизационного сбора, копии перевозочных документов, подтверждение права собственности на ТС.
  4. При ввозе из ЕАЭС подать документы можно по месту нахождения. В остальных случаях обращаться нужно в орган, осуществлявший декларирование ТС. 
  5. Владелец получают копию ТПО и проверяет ЭПТС на факт проставления нужных отметок. 

Тщательная проверка выданных документов позволит избавиться от лишних проблем и ошибок, которые изредка допускаются таможенниками. 

Утильсбор с 1 октября 2024 года — самое резкое повышение в истории

Беспрецедентное повышение утильсбора изначально было запланировано на 1 октября 2024 года. Вскоре китайская сторона станет производителем транспорта номер один и Россия не может конкурировать с ней на этом поприще. Кроме того, стране необходима наполняемость бюджета — здесь сработали все цели, описанные в предыдущем разделе статьи. Итак, для ряда автомобилей и спецтехники повышение утильсбора в 2024-м произошло сразу на 70-85%. Дополнительно законодатели заложили механизм индексации, который будет действовать вплоть до 2030 года. Эксперты автомобильного сообщества отмечают, что утильсбор подорожает постепенно (10-20% ежегодно) и к 2030 году средняя стоимость автомобиля вырастет с 3 до 6 млн рублей. К тому времени покупка личного транспорта может оказаться полностью нецелесообразной. Далее рассмотрим утильсбор с октября на самые ходовые автомобили:


кей-кары до 1 литра — ходовая категория недорогих авто, увеличение утильсбора до 150200 рублей с нынешних 81200 рублей;

объем ДВС от 1 до 2 литров — основная категория ввозимых ТС, повышение утильсбора в 2024-м с 306000 рублей до 556200 рублей;

объем ДВС от 3 до 3.5 литров — обычно сюда относятся внедорожники, спортивные и премиальные авто, ставки утильсбора вырастут с 970000 до 1974000 рублей.

При этом утильсбор для физических лиц остался нетронутым. В настоящее время гражданин может ввезти не более одного автомобиля в течение 12 месяцев под льготный утильсбор. Ввозящие новый автомобиль с объемом двигателя до 3 литров платят утильсбор по ставке 3200 рублей за ТС. Для легковых машин старше трех лет утиль сбор для физ. лиц составляет 5200 рублей. Резкое поднятие утиль сбора для физических лиц вызвало бы волну негодования. При этом аналитики не исключают, что такая вероятность существует и это произойдет в ближайшие годы. Сейчас новый утильсбор затрагивает интересы тех, кто ввозит транспорт в коммерческих целях, но ситуация может измениться за считанные месяцы. Поэтому стоит отслеживать свежие новости про утильсбор.

Расчет нового утиль сбора — основная формула

Объявленное повышение утиль сбора затронет всех автолюбителей, поскольку платить придется за ввезенные и произведенные в стране машины. Рассчитывается утиль сбор в России по простой формуле с двумя переменными. Базовая ставка является фиксированной, а коэффициенты зависят от характеристик автомобиля. Данные значения определяются постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года.

Формула для получения цены утильсбора: Базовая ставка х Коэффициент = Цена утиль сбора в 2024

К примеру, базовая ставка в отношении легковых ТС составляет 20000 рублей. При ввозе машины для личных целей используются коэффициенты 0.17 (для нового авто) и 0.26 (для авто старше трех лет) соответственно. Достаточно перемножить значения, чтобы получить льготный утиль сбор в размере 3400 рублей и 5200 рублей соответственно. Существуют категории лиц, которые полностью освобождены от его уплаты — беженцы, вынужденные переселенцы, участники государственных программ по переселению соотечественников. Остальные участники рынка, ведущие автомобильный бизнес, сталкиваются с повышенным утиль сбором по коммерческим ставкам. Не стоит забывать и про владельцев электромобилей, ведь данный вид транспорта постепенно набирает обороты.


С 1 января 2025 года утильсбор на электромобили увеличится в 20.5 раза. Базовая ставка в размере 20000 рублей останется прежней, а вот коэффициент 1.63 вырастет до значения 33.4. Вместо нынешних 33 тысяч рублей импортер будет платить 667 тысяч рублей. Ввоз подержанных «электричек» и приравненных к ним гибридов на продажу станет вовсе нерентабельным, за них придется заплатить 1.2 млн. рублей (коэффициент 58.7). Для частных лиц утилизационный платеж на электрический автомобиль пока что останется прежним. 

Подводя итоги

Индексируемый утильсбор на авто 2024 года больно ударит по многим сегментам. Например, ввоз подержанных «электричек» Nissan Leaf и Volkswagen ID станет полностью бессмысленным. Также подорожают все автомобили, производимые за рубежом. Китайские производители способны частично компенсировать увеличение утилизационного платежа, однако это справедливо для премиального сегмента с высокой маржинальностью. Внутренние российские производители получают компенсации из бюджета страны, однако их размер зависит напрямую от степени локализации. Кроме того, рыночные механизмы играют против простых покупателей. Рост цен на одни автомобили будет толкать вверх ценники и на машины локальной сборки. В итоге вся нагрузка будет ложиться на покупателей и постепенно автомобили превратятся из средства передвижения в предмет роскоши. 

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Безопасная сделка по продаже авто на Госуслугах: оцениваем новый сервис

Безопасная сделка по продаже авто на Госуслугах: оцениваем новый сервис

Ранее Госуслуги уже позволяли покупателю и продавцу оформить договор купли-продажи в цифровом виде. ...

Двигатель не вписан в ПТС: что делать? Инструкция от Гидрач.рф

Двигатель не вписан в ПТС: что делать? Инструкция от Гидрач.рф

Покупка автомобиля с салона имеет один значимый плюс. Несмотря на финансовые траты, вы спокойно став...

Изменения в ОСАГО 2023-2024 — это стоит знать каждому водителю

Изменения в ОСАГО 2023-2024 — это стоит знать каждому водителю

Впервые автостраховка ОСАГО стала обязательной в середине 2003 года. С тех пор прошло более 20 лет ...

Как вернуть б/у машину продавцу? Правовой обзор Гидрач.рф

Как вернуть б/у машину продавцу? Правовой обзор Гидрач.рф

Последние статистические данные подсказывают, что по итогам 2023 года будет продано около 5.6-5.8 мл...

КБМ — что это такое в страховании? Делаем ОСАГО дешевле через восстановление КБМ

КБМ — что это такое в страховании? Делаем ОСАГО дешевле через восстановление КБМ

В российском страховом праве присутствует показатель безаварийного вождения, который получил названи...

Можно ли продать машину без ПТС — правовой обзор от Гидрач.рф

Можно ли продать машину без ПТС — правовой обзор от Гидрач.рф

«Автомобиль для понимающих» или «продам машину без ПТС» — подобные объявления встречаются ежедневно....

Можно ли продать машину без согласия жены в браке?

Можно ли продать машину без согласия жены в браке?

Семейные узы — это не только счастливое состояние для двоих, но и отношения, которые чаще всего реги...

Новая страховка ОСАГО на 1 день. Стоит ли брать?

Новая страховка ОСАГО на 1 день. Стоит ли брать?

В России появился новый термин — «краткосрочный договор обязательного страхования». В СМИ такие поли...