Устали от бесконечного потока новостей? Хочется тратить на прочтение лишь несколько минут в неделю и получать самое важно? Знакомьтесь с новым форматом от блога Гидрач.рф. Рады представить вам дайджест автомобильных новостей за ушедшую неделю. Собрали только самые интересные и важные новости из множества источников, чтобы вы получили максимум пользы.
1. Водители с правами категорий A и B получат допуск к снегоходам и квадроциклам
Губернаторы регионов с хорошими туристическими потоками посетовали на то, что туристы на отдыхе не могут кататься на снегоходах и квадроциклах. Руководители регионов подчеркнули, что во всех странах мира для этого требуются обычные права на легковое авто. По этой причине зарубежные туристы начисто лишены возможности покататься на подобной технике в зимний период. Отмечается, что устранение ограничений позволит развиваться бизнесу, который связан с туризмом, прокатом, обслуживанием техники. Идея упростить доступ к снегоходам была полностью поддержана президентом России.
Сегодня для допуска к технике требуется удостоверение тракториста-машиниста, выдаваемое органами Гостехнадзора, которые подконтрольны Минсельхозу. Статистика показывает, что россияне имеют интерес к спецтехнике. Только в 2022 году Гостехнадзором было выдано 54 тысячи удостоверений категории AI (квадроциклы и снегоходы). Сейчас законотворцы рассматривают несколько вариантов. Например, мотоциклетная категория А может стать допуском к управлению спецтехникой вне дорог общего пользования. Водители с категорией B смогут водить снегоходы на специальных трассах, а владельцы категорий C и D будут допущены без всяких ограничений. Глава Минэкономики Максим Решетников заявил, что законопроекта пока нет, но варианты уже прорабатываются.
2. Тюменская область стала лидером по числу аварий с самокатчиками
Тюменские журналисты уже неоднократно писали о том, что город стал агрессивной средой для пешеходов, которых запугали самокатчики. Все это полностью подтверждается статистикой Научного центра БДД, который опубликовал подробную статистику ДТП с самокатами за 9 месяцев 2023 года. За этот период в тюменском регионе произошло 184 дорожно-транспортных происшествия с участием средств индивидуальной мобильности. Эта цифра на 308% выше, чем в аналогичном периоде 2022-го.
Первое место ожидаемо заняла Москва, второе место досталось Тюменской области, третье — Ленинградской. Всего с января по сентябрь произошло 2640 ДТП с самокатчиками (+215% к показателям прошлого года). Травмированы 2720 россиян (из них 919 — дети), 31 человек погиб. Эксперты подсчитали, что:
- 28% аварий происходят при выезде с прилегающих территорий;
- 21% — на пешеходных переходах и вблизи них;
- 21% — на велосипедных дорожках и пешеходных тротуарах.
Основная причина происшествий — нарушение ПДД владельцами СИМ. В соседнем Екатеринбурге уже ограничили скорость движения самокатов в центре, а также нанесли разметку и создали виртуальные парковки. Не исключено, что вскоре самокатчикам потребуются права и полис ОСАГО — законодатели поднимали эти темы неоднократно.
3. У россиян начали отбирать автомобили удаленно. Премиумы превращаются в «кирпич»
Под ударом 37 тысяч автомобилей, ввезенных «серыми» путями в 2023 году. Годом ранее россияне ввезли около 60 тысяч подобных автомобилей. Речь идет о премиальных моделях, которые производятся в Европе. Первые заблокированные пользователи уже пожаловались представителям СМИ. Пока известно о полной блокировке нескольких современных авто (младше 2019 года) брендов BMW, Mercedes и Renault. Чаще всего машина превращается в «кирпич» по таким причинам:
- подключение к сканерам гаражных умельцев;
- перепрограммирование «умных» ключей;
- подключение к дилерскому протоколу бывшими официалами, у которых заблокировали сервисное ПО.
Автовладельцы заявляют, что многие из них столкнулись с частичной блокировкой опций автомобиля. Также нередко западные производители блокируют мобильные приложения россиян, которые позволяли управлять машиной. Все это происходит на фоне отключения дилерского ПО в российских автосалонах, ранее представлявших европейские бренды. Собеседник издания «Известия» утверждает, что в гаражах автолюбителей скапливается все больше машин, вставших «мертвым грузом».
4. ОСАГО хотят исключить из перечня документов, необходимых для регистрации автомобиля
Уже в начале ноября Государственная Дума России приняла в первом чтении проект закона, который вычеркивает полис ОСАГО из обязательных для постановки машины на учет документов. Авторы проекта нашли разночтения в уже существующем законе. Например, факт покупки машины не обязывает владельца использовать ее на дорогах общего пользования. Действительно, автомобиль может приобретаться для несовершеннолетнего, который еще не получил права или коллекционером, который планирует отправить автомобиль на консервацию. Это означает, что требование о покупке ОСАГО избыточно, поскольку водитель может и не эксплуатировать транспорт.
По действующим нормам водитель обязан купить ОСАГО и в течение 10 дней поставить купленный автомобиль на учет в ГИБДД. Эксперты уверены, что отмена обязательного страхования может привести к хаосу на дорогах. Поэтому представитель ЦБ РФ и страховых компаний предложили контролировать наличие ОСАГО у водителей альтернативным способом. Они согласятся на исключение ОСАГО из перечня регистрационных документов при условии, что наличие полисов будет фиксироваться дорожными камерами.
5. Параллельный импорт автомобилей стал нерентабельным
Трансформация российского рынка автомобилей продолжается. В середине ноября сразу несколько крупных импортеров автомобилей заявили о прекращении параллельного импорта. Это решение было временным и вводилось ради снятия острой напряженности на рынке. Представители автобизнеса рассказали, что повышение утилизационного сбора, нестабильность рубля, а также блокировка неконтролируемого ввоза со стороны производителей стали причинами для отказа от такого метода ввоза машин.
Игроки рынка уверяют, что дальнейшие поставки авто из Европы будут штучными. Ставшие очень дорогими иномарки лишены сервисных гарантий, а их производители регулярно чинят препоны россиянам. По этим причинам автосалоны и дилеры переориентируются на поставки китайских электромобилей и гибридов. Статистика подсказывает, что 97% ввезенных в 2023-м машин оказались китайскими. С большой вероятностью это число будет расти. Сейчас рынок возвращается к традиционным отношениям между покупателями и официальными дилерами.
6. Льготные автокредиты встали на паузу
В издании «Коммерсант» узнали, что кредитные организации выбрали лимиты финансирования, которые выделялись государством на льготные автокредитование по автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. В ноябре Минпромторг вновь поддержал программу в надежде на увеличение продаж, однако средства в размере 1,2 миллиарда рублей были выбраны за несколько недель. Все это означает, что до начала 2024 года россиянам более не доступны льготные кредиты.
По условиям программы машины должны выпускать на территории России и стоить до 2 миллионов рублей. Под эти параметры походили модели Lada и Haval Jolion тульской сборки. Ситуация возникла на фоне кредитного ажиотажа. Россияне активно скупают автомобили и средний размер займа в октябре вырос до рекордных 1,56 миллиона рублей. За октябрь показатель выдачи вырос на 4,5%. Среди регионов по суммам займов на новые авто лидируют Москва (2,04 миллиона рублей), ХМАО (1,68 миллиона рублей) и Санкт-Петербург (1,83 миллиона рублей).
7. Lada Largus получит ижевскую прописку и вернется лишь в 2024-м
Тольяттинские конвейеры загружены полностью и в рамках наращивания объемов производства готовятся к выпуску моделей Iskra, Aura, а также нового кроссовера на платформе Vesta. Поэтому универсалы и фургоны Largus, производимые на основе Dacia Logan MCV, начнут собирать в Ижевске. Руководство АВТОВАЗа решило воспользоваться вынужденной паузой. Первые машины сошли с конвейера еще в 2012 году. Первая приостановка была весной 2022-го из-за нехватки импортных деталей.
Однако Ларгусы возвращались на конвейер: летом 2022-го собрали 1800 машин, а летом 2023-го — еще 650 машин в разных модификациях (сюда также вошли машинокомплекты для нового e-Largus). Уже известно, что переезд будет завершен к концу второго квартала 2024-го. В Ижевске будут собирать модели с отечественными моторами (8-клапанный на 90 сил и 16-клапанный на 106 сил) и механическими трансмиссиями. Разгон с места составит 14,3 секунды и 13,1 секунды соответственно. Перед этим в декабре текущего года будет выпущена партия в 50 электрических Ларгусов — это будут последние автомобили тольяттинской сборки.
8. Внезапно: в России не хватает запчастей для «китайцев»
Автодилеры отмечают острую недостачу запчастей для машин китайского производства. Проблема носит временный характер, но требует внимания — об этом заявили представители Российского союза автостраховщиков и ассоциации «Автомобильные дилеры России». Автомобиль состоит примерно из 10000 запчастей, но лишь около 100 деталей являются востребованными постоянно. Расходников на складах достаточно, а вот остальные позиции доставляются из Китая под заказ в течение нескольких месяцев.
В издании «Коммерсант» подчеркивают, что европейские производители подходили серьезно к заходу на российский рынок. Они открывали представительства и заботились о том, чтобы их товар мог качественно обслуживаться. У китайцев дела обстоят иначе. Все проблемы ложатся на российских дилеров, которые не успевают пополнять склады и частично не ориентируются в новых моделях, которые выпускаются китайцами с невероятной скоростью. При этом неофициальные автосервисы не имеют каталогов запчастей, что существенно осложняет положение автовладельцев, которые надеялись, что новые китайские автомобили не будут ломаться хотя бы на первых порах.
9. Средняя выплата по ОСАГО перевалила за 100 тысяч рублей
В октябре 2023 года впервые страховые премии по ОСАГО превысили отметку в 100 тысяч рублей. Точная сумма 100 698 рублей — это на 22,4% больше, чем в начале текущего года. При этом за 10 месяцев 2023-го средняя цифра составила 88,3 тысячи рублей — это на 17% выше, чем в 2022-м. Об этом сообщил президент РСА Евгений Уфимцев. Он подчеркнул, что увеличение средней выплаты наблюдалось в каждом из месяцев. При этом средняя стоимость полисов за последние полгода даже слегка снизилась, составив 7803 рубля.
Уфимцев отметил, что 19 декабря будут опубликованы обновленные справочники средней стоимости деталей по ОСАГО. По некоторым позициям цены вырастут на 5-7%, в отдельных случаях прирост составит до 15%. Именно непрерывный рост цен на запчасти становится причиной роста страховых выплат. Евгений Уфимцев добавил, что ОСАГО продолжит двигаться в сторону индивидуализации тарифов, которые будут расти для нарушителей ПДД и аварийных водителей.
10. Эксперты предсказали снижение цен на автомобили в 2024 году
По итогам 2022-го иномарки подорожали сразу на 40%. В начале 2023-го ценники выросли еще на 8-14%. Ценовой пик был пройден в августе, когда средняя цена новой иномарки составляла 3,13 миллиона рублей. В октябре началось снижение цен и прайс на автомобиль из салона упал до 2,89 миллиона рублей. Эксперты отмечают, что рынок быстро реагирует на рост курса доллара. При этом укрепление рубля «отрабатывается» медленно и цены сбрасываются очень неохотно.
Прежде чем скинуть ценники, дилеры должны убедиться в курсовой стабильности. Участники рынка уверены, что к президентским выборам 2024 года курс доллара и инфляция стабилизируются, что приведет к укреплению рубля и снижению ценников на новые машины. Однако чудес ожидать не стоит. Началась эпоха недешевых технологичных автомобилей, спрос на которые в России существенно превышает предложение. С другой стороны, рынок насыщается китайскими машинами и происходит затоваривание складов, а интерес к новинкам постепенно падает. Не исключено, что в 2024 году цены с учетом маркетинговых активностей могут просесть на 10-15% на отдельно взятые модели.