Сегодня производство электромобилей становится новым трендом. Экоактивисты, производители и представители государства активно продвигают эти технологии, заявляя, что время электромобилей уже наступило. Власти российской столицы также мечтают освободить центр от машин с ДВС, оставив лишь общественный транспорт и электромобили. Однако крупные корпорации имеют лобби и сейчас говорить о вреде электромобилей не принято. Так ли выгодны и экологичны электрические машины и почему электромобили никогда не заменят авто с двигателем внутреннего сгорания? Поговорим об этом в новом обзоре от Гидрач.рф.
Реальные плюсы электромобилей
Электрический транспорт имеет ряд явных плюсов — скрывать это было бы несправедливо. К примеру, лучшие электромобили проектируются ради удовлетворения запросов требовательных водителей. Отсутствие привычного двигателя с выхлопной трубой делает электрический транспорт бесшумным. На кузов поступает меньше вибраций, а пластик салона меньше резонирует — такая тишина дарит реальный комфорт, пассажиры практически не устают (именно шум и вибрации влияют на чувство усталости водителя). Еще одно преимущество электромобиля — драйверские повадки. Электрический мотор дает превосходную динамику. Батарея в полу делает центр тяжести ниже, что позволяет кузову меньше крениться в поворотах. Быстрые, управляемые и достаточно комфортные машины всегда ценились в России.
Стоимость новых электро авто рассмотрим позднее и сейчас не будем фокусироваться на деньгах. Основные узлы и агрегаты вместе с батареей рассчитаны на полный срок эксплуатации электромобиля. Вращающихся и трущихся деталей меньше и обслуживание электромобилей действительно отнимает меньше времени и сил. Для владельцев загородной недвижимости электрический авто весьма приемлем, поскольку ночная зарядка в гараже экономит время и денежные ресурсы (особенно если в регионе дешевая электроэнергия). Также от электромобилей есть реальная денежная польза. Автомобили, ввезенные до 2022 года, успели пройти таможню по нулевой ставке. Но даже после этой даты растоможка электромобиля по ставке 15% выглядит вполне неплохо. Важно, что с 1 апреля 2024 изменится формула расчета таможенных платежей и ввоз многих моделей станет нерентабельным.
Власти страны планируют простимулировать выпуск электромобилей в России. Россияне могут получить в некой степени дешевые электромобили. В стране создан навигатор мер поддержки электротранспорта. Он предполагает льготное кредитование населения, выгодный лизинг, субсидирование запуска быстрых ЭЗС и всестороннее развитие инфраструктуры. Однако больше всего россиян интересуют другие преференции: льготный проезд электромобилей по платным трассам, бесплатная парковка для электромобилей в центральных районах мегаполисов, сниженный или вовсе отсутствующий налог на электромобиль. Даже дорогие электромобили в Москве могут быстро отбить свою цену. Для жителей провинции проблемы москвичей с оплатой парковок и дорог не актуальны вовсе, а электромобиль может стать дополнительной обузой. На этом глобальные плюсы заканчиваются, нужно обратиться к недостаткам электромобилей.
Минусы электромобилей в России и мире
Экологичность — новый тренд современности, который порой доводит европейцев до абсурда. В России к новшествам относятся с недоверием, присматриваются и многократно перепроверяют услышанную информацию. Уже сегодня есть предпосылки, которые подсказывают, что электротранспорт не сможет вытеснить авто с ДВС. В лучшем случае эти два явления будут сосуществовать, в худшем — электромобили уйдут в прошлое. Компания Mercedes-Benz планировала перевести все модели на электричество к 2030-му. В Toyota также хотели серьезно урезать выпуск машин с двигателем внутреннего сгорания. В 2024-м производители как один начали сворачивать свои программы по выпуску электрических автомобилей, поскольку выяснилось, что они несут в себе некие риски и угрозы.
1. Сомнительная экономия при покупке и заправке электромобиля
В 2023-2024 году рынок электромобилей предлагал новые модели от 3 млн. рублей. При этом средняя цена покупки составляет 5.9 млн. рублей. Дилеры и производители электромобилей ловко убеждают покупателей в запредельной экономичности и экологичности. Средняя цена покупки бензинового авто в 2023-м составила 2.96 млн. рублей. Это означает, что среднестатистический покупатель отдает сверху почти 2 млн. рублей. С розеткой для электромобиля тоже не все так просто. Жители крупных городов не имеют доступной розетки, со свободным временем также наблюдаются проблемы. Им приходится заряжать транспорт на быстрых ЭЗС. Уже неоднократно автомобильные издания сравнивали электрический Москвич с его бензиновой версией. Так, зарядка на быстрых ЭЗС обходится по цене 17-19 рублей за кВт/ч. Бензин оценивается в 48-52 руб. за один литр.
Получается, что электрический Москвич расходует 2.6-3 рубля на 1 километр. Его бензиновый родственник на 95-м бензине требует лишь немного больше — около 3.7 рублей на 1 километр. Сэкономят лишь посетители бесплатных медленных АЗС и владельцы загородных домов с собственной розеткой. В этом случае экономия зависит от стиля жизни и дислокации конкретного владельца электрической машины. Американские автожурналисты подсчитали, что владельцы электромобилей смогут окупить свои инвестиции лишь через 6-11 лет. При этом средний срок владения автомобилем в России составляет 5.5-6.8 лет. Это означает, что первый владелец при любом раскладе останется в минусе. Другая экономика будет у покупателей б/у электромобилей, владеющих собственным домом — эти ребята быстро смогут выйти в плюс.
2. Добыча лития и производство батарей
Последний раз литий добывали в России примерно 25 лет назад. Сейчас страна возвращается к добыче этого ресурса. Выемка грунтов и накопление отвалов — лишь незначительная часть отрицательного воздействия на окружающую среду. Прокачка миллионов литров подземных вод, содержащих литий, также имеет отрицательное воздействие на экосистему. Некоторые территории претерпят «опустынивание», что подтверждается опытом Чили. Представители издания The Guardian подсчитали, что выбросы углерода при производстве автомобиля на электрической тяге выше на 38%, чем при выпуске авто с бензиновым ДВС. Поэтому вред электромобилей для человека еще предстоит оценить. К примеру, одно из исследований четко показало, что углеродный след Tesla превышает подобный показатель для бензинового Mercedes-Benz.
Коммерческие структуры нередко умалчивают о подноготной разных процессов ради получения прибыли и сохранения общественного спокойствия. Действительно, литиевые батареи быстро заряжаются и можно эффективно использовать до 95% от общей емкости батареи. Издание Bloomberg уверяет, что спрос на литий к 2030 году вырастет в 9 раз. Более злободневно выглядит проблема утилизации батарей для электромобилей. Даже в Австралии перерабатывается лишь 2% от литий-ионных отходов. Люди выбрасывают на свалку не только батареи от гаджетов, но и более крупные источники питания. Больше поражает тот факт, что первые электромобили начали продавать в России без конкретного плана по утилизации батарей. Перерабатывающие мощности есть в Ярославле и Челябинске и сдача батарей от машины туда будет единичным событием.
3. Реальная опасность для жизни и здоровья
В нулевые по миру прокатилась волна взрывов литиевых батарей. Тогда Apple, HP, Lenovo, Dell и другие производители гаджетов лишь приобщались к работе с литием и допускали ошибки. Сейчас на рынке распространены китайские электрические автомобили. Известно, что китайцы являются давними ценителями экономии на всем. Батареи перегреваются, элементы могут взрываться при перезаряде. В США и Китае регулярно регистрируются случаи возгорания авто на электротяге. Так, водитель Tesla Model S в штате Вашингтон пробил днище некими металлическим обломками. Другой пример связан с подтопленным электрическим Outlander. В обоих случаях автомобили сгорели целиком. В России любят быстрые электромобили и вскоре они начнут попадать в статистику по ДТП и самопроизвольным возгораниям.
Зная «таланты» наших сограждан, можно подчеркнуть, что батареи будут нередко повреждаться в авариях. Страна не готова к таким событиям, поскольку у экстренных служб нет опыта тушения литиевого пожара в трассовых условиях (как и в любых других). Горение литиевой батареи невозможно остановить водой, порошком или пеной. Подойдет песок или сухой цемент, но в условиях ЧП эти ресурсы вряд ли подвернутся под руку. При этом разработки для тушения литиевых уже существуют пожаров — это вермикулит (прозрачные хлопья слюды), микроскопические стеклянные гранулы или огнетушащий агент из США с маркировкой F-500. Жаль, что подобные огнетушители не поставляются в комплекте с электроавто.
4. Отсутствие инфраструктуры и сервиса
Москва и Питер считаются лидерами по развитию инфраструктуры для электрических машин. В этих городах станции для электромобилей растут как грибы. Однако если отправиться в путешествие в восточном направлении, то можно обнаружить серьезное количество «проплешин» на карте ЭЗС. Это значит, что запаса энергии «электричке» недостаточно для уверенного движения по регионам, не обладающим инфраструктурными объектами. Чиновники уверяют, что число быстрых зарядок в стране к концу 2024 года будет увеличено до 2500 тысяч. Дополнительно будет введено свыше 3 тысяч медленных зарядных станций для электротранспорта.
Тенденция позитивная, но для крупной страны этого недостаточно. Сеть классических топливных заправок превышает 30 тысяч единиц. Важно, что многие зарядные станции для электромобилей являются компактными и принадлежат частным лицам, которые могут экономить на оборудовании и не обладают нужными разъемами для подключения к автомобилям. Некачественные зарядные устройства стоят на 2 месте среди причин возгорания электрических машин. Первое место занимают самовозгорания во время простоя или движения электрической техники. Также страдает сфера ремонта электромобилей. Существующие сервисы «заточены» под бензиновые модели, а их ресурсная база не позволяет быстро переориентироваться под ремонт электромоторов и батарей.
5. Трудности эксплуатации в российских условиях
Примерно 40% всех зарегистрированных машин электромобилей — легковые модели бренда Nissan. Лидерство держит бюджетный Nissan Leaf. Именно владельцы Leaf оставляют больше всего отзывов об электромобилях. Все они утверждают, что «электричка» должна быть не единственным автомобилем в семье. Сибирские и уральские морозы не слишком приветливы к технике. В холода прогнозируемый пробег при включенном на максимум обогревателе салона может падать со 150 до 50 километров. Владельцам приходиться экономить электроэнергию. Если не хочется страдать, то лучше подкопить на машину с «дальнобойной» батарей, которая позволяет проехать до 500 километров в теплое время.
Такое обстоятельство вынуждает вкладываться в установку подогрева батареи и обогревателя салона на дизельном топливе. Но даже в морозы электротранспорт позволяет доехать до работы и обратно. Всю ночь его приходится держать на зарядке. Здесь выгоду имеют лишь собственники загородных домов из регионов с дешевой энергией — в таком случае электромобиль Ниссан остается вполне годным транспортом и не превращается в обузу. Если говорить проще, то в морозы электроавто заставляет идти на компромиссы. Этот пункт не стоит воспринимать как минус. Снижение пробега в холод является издержкой эксплуатации техники в регионах с морозными климатическими условиями.
6. Электромобили слишком умны
По сути электромобиль является очень умным приспособлением с кучей электроники. Постепенно владельцу придется познакомиться с устройством электромобиля и модным словом «прошивка». Обновления программного обеспечения призваны сохранить ресурс батареи электромобиля и улучшить его поведение при повседневной эксплуатации. Также владельцы русифицируют интерфейсы, устанавливают модули с сим-картами, вшивают экономичные или динамичные прошивки — программного обеспечения море. Нередко производители выпускают официальные обновления для исправления ошибок. При этом основная масса владельцев плохо знакома с процессом модернизации начинки. Поэтому приходится обращаться к гаражным мастерам, которые выставляют высокие цены на услуги из-за ажиотажа вокруг темы электромобилей.
У вопроса есть и другая сторона — нередко в машину уже с завода зашиты всяческие ограничения. К примеру, автомобиль может просто не запуститься в мороз из-за слишком холодной батареи. Владельцы Li Auto страдают из-за разряда обычной 12-вольтовой батареи — доступ к машине приходится восстанавливать через сеть, написав китайскому производителю. «Серые» автомобили Zeekr нередко поставляются без мастер-аккаунта. Выход также окажется ресурсозатратным — вам потребуется китаец с локальной сим-картой, который активирует доступ к автомобилю через приложение. Если говорить совсем просто, то при покупке электроавто стоит отложить некую сумму на апгрейд электронных компонентов, чтобы подобные минусы электромобилей не стали неприятной неожиданностью.
Подводя итоги
Читатель может решить, что в статье над электромобилями сгущаются серые тучи. На самом деле, все это легко объясняется. Сегодня развитие электромобилей находится на старте. В некой мере покупатели считаются пилотами-тестировщиками, которые на себе обкатывают многие технические решения. Вся эволюция электрической техники впереди, что-то будет сохраняться, другие решения просто уйдут в небытие. При выборе лучше трезво рассчитывать свои силы и учесть несколько обстоятельств:
- электромобиль подходит для лета и теплых регионов, зимняя эксплуатация имеет нюансы;
- цена зарядки электромобиля обитателям крупных городов может показаться высокой, из-за высокого спроса на электричество оно будет непрерывно дорожать;
- за 6-8 лет ресурс батареи электромобиля может упасть на 20-30 процентов, это с гарантией приводит к серьезному снижению цены автомобиля (особенно купленного с нуля);
- во многих регионах не выстроена нужная инфраструктура, отсутствие грамотных спецов, некоторых запчастей и сервиса также усложняют положение дел;
- налоговые льготы, бесплатные парковки и безвозмездный проезд по платным трассам — эти факторы позволят быстрее окупить стоимость «электрички» жителям крупных городских агломераций.
Выше названы лишь прикладные плюсы и минусы электромобилей. При этом российские пытливые владельцы электромобилей задумываются и о философском аспекте владения такой техникой. Капиталистический бизнес наращивает добычу лития и до определенного момента неэкологичность процесса будет скрываться. Изношенные электрические сети демонстрируют высокие потери электрической энергии на пути к потребителю, поэтому процесс ее получения заставляет задуматься о вреде электромобилей для экологии. Уже сейчас научное сообщество убеждено в том, что выхлоп ДВС является менее вредным, чем пыль от износа покрышек.
По характеристикам электромобили имеют увеличенную массу и выбрасывают больше абразивных компонентов и пыли от шин. Многие вопросы еще ждут своего исследователя, но уже сегодня ясно, что вред от производства электромобилей может нивелировать преимущества этого вида транспорта. Однако электротранспорт нельзя игнорировать как техническое явление, будущее электромобилей можно связать с их урезанным применением в некоторых отраслях деятельности социума. Сейчас итоговое решение остается за покупателем, а данная статья про электромобили является пищей для размышления о чем-то глобальном.