Один из крупнейших авторазборов России

Поперечный стабилизатор: полное FAQ от Гидрач.рф

1307 10 минут чтения
Раздел:Автоновости
Поперечный стабилизатор: полное FAQ от Гидрач.рф

На форумах и профильных сайтах до сих пор не затихают споры, связанные с поперечным стабилизатором. Одни считают, что стабилизатор поперечной устойчивости абсолютно не нужен, другие напротив — доукомплектовывают машину этим элементом. Кроме того, водители зачастую знают принципы работы узла поверхностно, плохо представляя его практическое назначение. Может ли стабилизатор быть неисправным или это вечная запчасть? Нехитрая «железяка» лишила вас покоя? Блог Гидрач.рф готов расставить все точки на «i», далее вас ждет полное FAQ по стабилизаторам подвески. 

Краткое описание стабилизатора, расположение детали

Буквально несколько лет назад стабилизатор ходовой («стаб» или СПУ) отметил свое столетие. За это время принципы его производства, а также функционирования практически не поменялись. Автомобильный компонент выполняется из цельнометаллического прутка диаметром от 8 до 30 миллиметров. Металл прогревается до 900-950 градусов по Цельсию, проходя цикл закалочных операций, формуется при помощи оправок. Полученная штанга окрашивается эмалью. Используются только пружинные марки стали, исключающие примеси марганца (который делает металл хрупким). Название материала намекает нам на то, что стабилизатор поперечной устойчивости подвески является торсионной пружиной. Основная задача этого узла — уменьшение боковых кренов во время движения автомобиля на поворотах.


Это важно: «Примерно с 2010 года ведущие производители автомобилей начали переходить на полые стабилизаторы, которые делают конструкцию легче на 25-30%».

Это делает управление безопасным и контролируемым. Масса свежих машин из бюджетного сегмента имеет лишь передний стабилизатор поперечной устойчивости. Важно, что СПУ не может работать в одиночку. Обычно передний стабилизатор крепится к подрамнику или к кузову при помощи стальных хомутов, под которыми размещаются резиновые втулки стабилизатора. По краям переднего «стаба» предусмотрены отверстия. Они нужны для крепления стоек стабилизатора, которые связывают элемент с другими деталями ходовой части. На бюджетных авто передние стойки стабилизатора выглядят как стальной болт с несколькими резиновыми и пластиковыми втулками — обычно такая конструкция связывает СПУ с рычагом. Более дорогие машины наделяют стойками с шаровыми соединениями (пальцами), которые соединяют СПУ со специальной проушиной на стойке передней подвески. Второй вариант ходит дольше, обеспечивает ходовой и акустический комфорт. 


Кроссоверы, внедорожники, спортивные автомобили, другие относительно дорогие машины обычно получают задний «стаб». Но существуют и совершенно немыслимые ситуации. Из-за агрессивного маркетинга в автосалоны поставлялись автомобили без стабилизатора передней устойчивости. Так производители вместе с дилерами пытались минизировать свои затраты, устанавливая штангу СПУ лишь на более дорогие комплектации конкретного авто. Владельцы именно таких машин чаще всего интересуются вопросом — зачем нужен стабилизатор, нужно ли его докупать? 

Принцип работы и задачи СПУ 

Водителей, которые пытаются вникнуть в работу стабилизирующей штанги, интересуют два вопроса — как она влияет на поведение машины на дороге и какова правильная механика ее работы при движении во втулках переднего стабилизатора. Первая задача — полужестко связать правую и левую часть «ходовки» автомобиля ради получения хорошей управляемости. Они получаются созависимыми, присоединительные части соединяют «стаб» с рычагами или амортизационными стойками. Если бы поперечный стабилизатор передней подвески отсутствовал, то заводу пришлось устанавливать более жесткие пружины, которые бы свели уровень ходового комфорта к минимальным значениям. Торсионная пружина позволяет при минимуме расходов устранить раскачку кузова, повысив управляемость при маневрировании. В редких случаях стабилизатор поперечной устойчивости передней подвески может служить растяжкой стоек (ИЖ-2126). 

Это интересно: «Подбор СПУ по жесткости поможет изменить управляемость автомобиля и ходовой комфорт».


Вторая и основная задача — уменьшить боковой наклон автомобиля в поворотах за счет скручивания. Жесткость передается с нагруженной стороны на разгруженную, поджимая колесо к кузову машины. В итоге автомобиль прижимается к дороге при маневрировании. Все это снижает шанс опрокидывания автомобиля при резком повороте. Степень сопротивления скручиванию зависит от толщины прутка, а также длины плеч рычага. Под плечами понимаются свободные изогнутые части по краям стабилизатора. Чем короче и толще рычаг, тем старательнее автомобиль сопротивляется кренам. Важно, что во время движения по ровной прямой дороге передний стабилизатор поперечной устойчивости находится в покое и не работает. В поворотах он защищает водителя, а вот при езде по неровностям проявляются недостатки торсиона. Удар от одного колеса мгновенно передается другому. На разбитой дороге возникает эффект переваливания автомобиля, который усиливается с увеличением диаметра и жесткости прутка. 

Подробнее о втулках стабилизатора подвески, его стойках

Вы уже примерно представляете зачем стабилизатор устанавливается конструкторами. Однако самая интересная информация связана со втулками «стаба», а также его стойками. Нередко замена втулок стабилизатора и его стоек игнорируется, что приводит к выходу их строя самого торсиона. Резиновая втулка поперечного стабилизатора — это точка крепления штанги к кузову или подрамнику машины. Именно на нее приходится основная часть нагрузки при работе СПУ. По этой причине резиновую втулку, через которую крепится штанга, удерживает прочный стальной хомут. Важно, что на автозаводы поставляются СПУ, втулки на которых закрепляются путем вулканизации. Поэтому заводские втулки переднего стабилизатора ходят долго, не требуя замены. Подход устраняет попадание грязи и скрипы при работе, помогает снизить число обращений к дилерам с подобной проблемой. 


Это важно: «Резиновые втулки стабилизатора нельзя смазывать, при замене лучше обращать внимание на оригинальные детали или хорошие аналоги».

Теперь перейдем к главному. Втулка считается сайлентблоком, который плотно зажимает штангу, не допуская проворота «стаба». Это значит, что должно наблюдаться упругое скручивание резиновой массы втулки. Вулканизация еще сильнее защищает стабилизатор от проворачивания, однако процесс доступен только в условиях крупного цеха. При собственноручной замене резинок стабилизатора на машине с малым пробегом можно обнаружить, что втулки как бы приклеены и иногда их приходится срезать ножом. Далее владельцу приходится устанавливать разрезные втулки. Очень важно заказывать втулку стабилизатора переднего по заводскому артикулу. Оригинал нередко поставляется с напылением, которое улучшает «зацеп» с металлом, исключая проворачивание. Со втулками из полиуретана все обстоит гораздо труднее. Этот материал тверже и столь плотный контакт с поверхностью СПУ исключается. Поэтому полиуретан требует смазки, которая будет быстро вымываться и собирать грязь, постепенно уничтожающую штангу. Этот вариант оптимален для автоспорта и активных водителей, готовых к частому обслуживанию узла. Для дорог общего пользования и грязных мегаполисов полиуретан не подходит. 

Это интересно: «Впервые в отечественном автомобилестроении привулканизированные втулки стабилизатора поперечной устойчивости появились на автомобиле Лада Веста». 


Со стойками все проще. Нередко стойки переднего стабилизатора именуют «косточками» стабилизатора. Их задача — объединение штанги с подвеской и сохранение ее нормального положения, а также гашение колебаний. Самая простая конструкция выглядит как пластиковый бочонок и две втулки из резины, размещенные на стальном болте. Обычно такая передняя стойка стабилизатора имеет адекватную цену и крепится к рычагу. На практике конструкция быстро изнашивается и регулярно выдает посторонние звуки (подобные стойки устанавливаются на поперечный стабилизатор Логана). Гораздо привлекательнее выглядят стойки, выполненные в формате штока, на концах которого приварены шарниры. Они напоминают рулевой наконечник или шаровую опору. Такие «косточки» соединяют поперечный стабилизатор Весты с передними амортизационными стоками. Существуют гибридные варианты, когда на одном конце закрепляется шаровое соединение, а на другом — резиновые втулки. 

Почему отсутствует стабилизатор, нужно ли его ставить?

Логика автозаводов очень проста. Покупаешь модель с минимальным объемом двигателя в нижней комплектации, значит тебе не нужны высокие скорости и стабилизатор. Рынок конкретной страны отличается не самой высокой платежеспособностью — значит туда можно поставлять удешевленные машины без СПУ. Сказанное выше означает, что одна и та же модель может поставляться как со стабилизатором так и без него — все зависит от рынка сбыта и комплектации. Можно запросто докупить поперечный стабилизатор, но стоит помнить основные правила:

машина без СПУ будет лучше чувствовать себя на грунтовке;

также отсутствие стабилизатора повышает акустический комфорт в салоне, удары меньше передаются на кузов;

СПУ сложно переоценить, он гасит крены на поворотах, позволяет машине лучше держаться в колее (что особенно актуально на высоких скоростях в условиях российской колейности на трассах).


Иногда отсутствие стабилизатора обнаруживается после покупки подержанного автомобиля. Это означает, что он был погнут во время аварии или предельно изношен. Конечно, его могли похитить хитрые перекупы надеясь, что покупатель не заметит его отсутствия. Если стабилизатор предусмотрен конструкцией, то стоит вернуть его законное место. Последний возможный вариант — замена стабилизатора на более толстый. Любой массовый автомобиль имеет «заряженную» версию. Обычно быстрые машины получают более низкую подвеску и толстые стабилизаторы. После замены переднего стабилизатора на спортивный вы почувствуете, что машина стала меньше крениться и стала более маневренной. При этом уровень комфорта внутри снизится, машина станет «тряской» и покажется более жесткой на ходу. 

Когда стабилизатор выходит из строя?

Кажется, что стабилизатор — это вечный элемент. Среднестатистический автомобиль проходит 300-500 тысяч километров. Затем он попадает в ДТП или отправляется в разбор. Стабилизатор вполне рассчитан на такой жизненный цикл автомобиля и первые 200-250 тысяч он точно не преподнесет сюрпризов. Дальнейшая его судьба зависит от эксплуатационных условий. Грязь и реагенты непременно попадают под втулки. Усугубляют ситуацию изношенные втулки с большим зазором. Далее песок работает как абразив. Сначала стирается заводская краска, а затем на СПУ появляется ржавчина. 

Это важно: «Основная проблема стабилизаторов — износ металла в районе втулок. В таком случае требуется замена поперечного стабилизатора».


Скрипы и стуки — не единственные показатели неисправности узла. При износе появляется нестандартный отклик руля, машина начинает плавать на дороге и рыскать по колеям из-за износа, вот основные его причины:

установка некачественных, дешевых или вовсе бракованных втулок, лишь усугубляющих износ;

износ самой штанги СПУ из-за большого пробега (в теории можно подобрать универсальные резинки с уменьшенным внутренним диаметром);

отслоение краски на СПУ, появление очагов коррозии — на первых порах можно зачистить такие участки, окрасить самостоятельно и купить новые втулки;

износ из-за длительного использования полиуретановых втулок в режиме повседневной эксплуатации. 

Краткое резюме

Стабилизатор — достаточно простой элемент, напоминающий пруток из стали. Однако без него автомобиль перестает работать должным образом, поскольку ходовая часть рассчитывается под наличие СПУ. Износ стабилизатора снижает его работоспособность, появляются стуки и скрипы, машина теряет управляемость. Вы запросто можете купить передний стабилизатор (если его не было или более толстый), но стоит помнить о следующем:

  1. Диаметр прутка, конструкция присоединительных частей, общая геометрия штанги — вот основные параметры любого СПУ.
  2. Резиновые втулки работают как сайлентблоки и принимают на себя основную нагрузку, стабилизатор в них прокручиваться не должен.
  3. Более толстый СПУ «зажимает» ходовку и снижает уровень комфорта в салоне, это более спортивный вариант для активных водителей, нивелирующий крены при прохождении поворотов на скорости.
  4. Тонкие СПУ повышают ходовой комфорт при проезде неровностей, но машина начинает крениться на поворотах сильнее.
  5. Убирать заводской СПУ стоит лишь для повышения внедорожных возможностей авто, на трассе при скоростном вождении машина будет вести себя неуверенно.
  6. Полиуретан является врагом «стаба» при повседневной эксплуатации машины, этот вариант требует особого ухода и подходит для автоспорта.
  7. Втулки штанги нельзя смазывать, они должны работать в сухости, в этих местах металл СПУ не должен иметь крупных очагов коррозии.
  8. Регулярно производите замену стоек стабилизатора и втулок с прицелом на оригинальные запчасти или хорошие аналоги — это позволит продлить жизнь СПУ и сохранять управляемость на высоком уровне.
  9. Всегда можно проверить как поведет себя машина без СПУ. Достаточно демонтировать одну их стоек СПУ и провести тест-драйв. Элемент перестанет работать без процедуры полного снятия. Вы узнаете о поведении своего автомобиля много нового. 
  10. Внутри одного модельного ряда могли устанавливать разные СПУ с разными стойками «стаба» и параметрами прутка. Большинству автовладельцев доступны альтернативные СПУ с конструктивно схожих автомобилей.     

Если приближается замена переднего стабилизатора, то стоит обратиться в Гидрач.рф. Новые стабилизаторы на иномарки стоят неприлично дорого или вовсе отсутствуют в продаже. При этом в разборе множество артикулов передних стабилизаторов, а их цена редко превышает несколько тысяч рублей. Вы получили полное FAQ по стабилизаторам и сопутствующим элементам. Применение полученных знаний на практике полностью зависит от вас. Переходите в наш каталог запчастей и добавляйте нужные позиции в корзину.


Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Обзор выкупленного Хайлендер 3.5 (2010 год, 2GR-FE на АКПП)

Обзор выкупленного Хайлендер 3.5 (2010 год, 2GR-FE на АКПП)

Для дальнейшей разборки выкуплен Хайлендер с пробегом на двигателе 2GR-FE с АКПП. Данный Хайлендер п...

Запуск двигателя в мороз: ТОП-10 лайфхаков от Гидрач.рф

Запуск двигателя в мороз: ТОП-10 лайфхаков от Гидрач.рф

Искусственный интеллект пытается сделать нашу жизнь лучше, роботы и космические технологии также про...

Как вернуть б/у машину продавцу? Правовой обзор Гидрач.рф

Как вернуть б/у машину продавцу? Правовой обзор Гидрач.рф

Последние статистические данные подсказывают, что по итогам 2023 года будет продано около 5.6-5.8 мл...

Потеют стекла в машине. Разбираем причины и устраняем запотевания вместе с Гидрач.рф

Потеют стекла в машине. Разбираем причины и устраняем запотевания вместе с Гидрач.рф

Выпадающий конденсат на стекле автомобиля существенно ухудшает видимость. Даже если протереть отпоте...

Что делать, если замерз замок в машине: лайфхаки от Гидрач.рф

Что делать, если замерз замок в машине: лайфхаки от Гидрач.рф

Наступили первые серьезные холода и водители стали сталкиваться с тем, что замерзшая машина начинает...

Все об антикоре автомобиля: материалы, способы, инструкция и отзывы

Все об антикоре автомобиля: материалы, способы, инструкция и отзывы

Санкции сильно ударили по автовладельцам. Последние исследования статистических агентств показали, ч...

Удаление катализатора: все «за» и «против»

Удаление катализатора: все «за» и «против»

Все узлы и агрегаты автомобиля постепенно изнашиваются. Особенно если он активно эксплуатируется в о...

Шумоизоляция дверей авто: весь процесс своими руками

Шумоизоляция дверей авто: весь процесс своими руками

Автовладелец вне зависимости от цены автомобиля считает его частью своей жизни. Люди часто ездят на ...