Один из крупнейших авторазборов России

Газ на авто — хорошая идея или пустая трата средств

435 11 минут чтения
Раздел:Автоновости
Газ на авто — хорошая идея или пустая трата средств

Многочисленные установщики газобаллонного оборудования обещают небывалую экономию, которая начнется сразу после установки ГБО. Еще несколько лет назад подобные лозунги действительно могли быть правдой. Кризисы и ценовые скачки корректируют нашу жизнь, сегодня газовые заправки отпускают топливо по 30 с лишним рублей за литр, что кажется уже не очень гуманным. Также нет единого мнения и в лагере водителей. Одни считают, что сжиженный газ продлевает жизнь головке двигателя и является безопасным. Другие же оберегают свой багажник от баллонов ГБО и винят газомоторное топливо в прогаре клапанов. Где правда, а где вымысел? В новом обзоре от тюменского авторазбора постараемся рассмотреть все нюансы газового оборудования.

Что мы подразумеваем под газом для машин

История автомобиля — это не только про техническую конструкцию, но и про бесконечные поиски эффективного топлива. Автомобили на дровах появились более 100 лет назад, в их основе лежали газогенераторы. В разное время делались попытки перевести транспорт на спирт, водород, биодизель, дрова или электричество. Однако самыми ходовыми в России считаются бензин и дизельное топливо. Также наряду с ними стоит газ, позволяющий сделать двигатель битопливным — работающим на двух разных видах топлива поочередно. Но что же мы понимаем под этим самым словом газ?

Пропан-бутановая смесь (СУГ или просто пропан). Этот тот самый газ, знакомый нам по баллонам для газовых плит. Углеводород имеет формулу C3H8, выделяется искусственным образом во время переработки нефтепродуктов. Перевозится газ пропан в сжиженном состоянии. Для перемещения нужны баллоны, способные хранить сжиженный углеводородный газ под давлением в 10-16 атмосфер. Также газ пропан-бутан не имеет цвета или запаха. Для более простого обнаружения утечек в него промышленным путем добавляется одорант — вещество с неприятным запахом. При заправке баллон наполняется лишь на 80%, остальные 20% отводятся под тепловое расширение газа. Это делает использование емкости баллона не самым эффективным. Сегодня пропан — это самый «ходовой» вид газомоторного топлива, из-за относительно невысокой цены монтажа пропанового ГБО. Если сравнивать с расходом бензина, то пропан расходуется активнее на 15-20%. Важно, что пропан-бутан — это смесь, относящаяся ко второму классу опасности. 


Метан (или CNG). Под этим словом скрывается компримированный (сжатый) природный газ. Является побочным продуктом добычи углеводородов и выделяется в природе естественным образом. Для хранения метана требуются композитные баллоны, выдерживающие давление до 250 атмосфер. Эксплуатируется метан в газообразном состоянии и поэтому его потребление считается в метрах кубических. Природный метан легче воспламеняется нежели пропан, а по сему относится аж к 4 классу опасности. Заправляется такой вид топлива на обособленных компрессорных станциях, которые называются АГНКС (пропан же доступен на простых АГЗС). Среднестатистический двигатель берет на 10% меньше метана, нежели бензинового топлива. Метан востребован в пассажирских перевозках (автобусы, маршрутные такси), а также необходим для грузового транспорта. Как правило, метан стоит в 2.5-3 раза дешевле бензина. Единственный минус — установка газобаллонного оборудования с метаном считается дорогой.

Принципы работы двигателя на газу

Двигатель внутреннего сгорания работает за счет воспламенения топливно-воздушной смеси (ТВС) в цилиндрах мотора. Бензин, метан или пропан имеют единую природу — это производные от добываемых углеводородов вещества, которые могут выделять энергию во время горения. Привычный бензин вместе с воздухом подается электрическими форсунками в камеру сгорания. После подачи искры смесь топлива и воздуха воспламеняется и приводит поршень в движение. Большинство машин в России работают на бензине с октановым числом от 92 до 98. После того, как человеку стала понятна природа газа, ничего не мешало ему перевести обычный двигатель на газ. Для этого потребуются накопитель топлива в виде баллона, всяческие трубки, шланги и система подачи газообразного топлива в цилиндры. Далее в испарителе появляется паровая фаза и подается в редуктор ГБО. Там смесь теряет давление до значений, схожих с атмосферным, после она впрыскивает в цилиндры при помощи обособленных форсунок. Важно, что пропан — это газ с октановым числом от 100 до 110. По общему правилу для удобства берется усредненное значение — 105. Высокое октановое число и газообразное состояние действительно дают метану и пропану ряд преимуществ перед бензином:

  • равномерное распределения топлива по камере сгорания, предельно полное сгорание смеси, которое благотворно влияет на экологию (чистый выхлоп);
  • отсутствие смолистых примесей снижает степень нагарообразования на элементах двигателя (хотя некоторые эксперты справедливо считают, что в исправном ДВС возможность образования нагара не так велика вне зависимости от типа топлива);
  • повышенное октановое число дает высокие антидетонационные свойства, что в теории должно делать работу мотора более равномерной (на практике это не совсем так, поскольку все упирается в настройку ГБО, при этом газовое питание ДВС не может свести вероятность появления детонации к нулю);
  • газообразное топливо не конденсируется в цилиндрах, при этом считается, что масляная пленка не стирается с поверхностей поршней и цилиндров, что продлевает жизнь двигателю.


Если первые три преимущества практически неоспоримы, то четвертое мнение является расхожим. При нормальной работе ДВС пленка из смазывающих материалов сохраняется на поршнях и цилиндрах вне зависимости от типа используемого топлива. С точностью можно сказать лишь то, что газобаллонное оборудование для автомобиля подает более чистое топливо. Масло с ГБО меньше угорает и дольше остается чистым. Также принято думать, что более «маслянистый» бензин смазывает фаску клапана и его седло, увеличивая ресурс головки. Здесь ценителей газа на автомобилях ждет серьезный аргумент в их пользу — «бензиновая» смазка не играет особой роли, ведь в машинах с непосредственным впрыском в цилиндр бензин на клапан и вовсе не попадает. Если вопросы со смазкой можно легко откинуть в сторону, то температурный режим при работе двигателя на газу игнорировать невозможно. Газомоторное топливо воспламеняется легче и горит дольше из-за своего октанового числа. 

Это важно: «В Европе или Южной Корее давно выпускаются моторы, рассчитанные на работу на LPG. Серийные моторы перерабатываются, меняются материалы и зазоры, а также программы ЭБУ. К примеру, седла для «газовых» головок выпускаются известной фирмой Kolbenschmidt. Это лишь подтверждает, что не все серийные «бензинки» могут переносить ГБО с одинаковой стойкостью».

Двигатель начинает работать при повышенной тепловой нагрузке. Особенно достается верхнему поршневому кольцу, также увеличивается отвод тепла в сторону картера. Избыточное тепло проникает в те места, где ему быть не положено. Следовательно, нарастает разность температур между поршнем и цилиндром, а также между втулкой клапана и его седлом. Вот что можно сказать в итоге про двигатель автомобиля на газу. Одни моторы не чувствуют разницы между работой на бензине или ГБО. Более теплонагруженные способны быстрее сломаться именно из-за температуры двигателя на газу. В целом, оба вида топлива являются сопоставимыми. К примеру, нельзя утверждать, что трещины перегородок ГБЦ чаще возникают после установки газа на автомобиль. Сервисная статистика подсказывает, что это происходит примерно с одинаковой частотой как у любителей бензина, так и у тех, кто эксплуатирует ДВС на газу. Больше внимания нужно уделять качеству заправляемого топлива, а также своевременно обслуживать газовое оборудование. Более горячий выхлоп от газа чуть более отрицательно воздействует на коллекторы, катализаторы и лямбда-зонды, но и здесь не все так критично. Способны ли влиять поколения газового оборудования на работу мотора — об этом поговорим в следующем разделе. 

Поколения газового оборудования на автомобили

На текущий момент самым свежим и дорогим считается газобаллонное оборудование 6-го поколения (или ГБО 6). Вообще, рядовому потребителю газа в качестве автомобильного топлива можно не задумываться над этим вопросом. Наверняка, установщики сами подберут тип ГБО и установят газовое оборудование на автомобиль по вполне рыночной цене. Перепутать и поставить не то поколение практически невозможно, ведь основываются они на типе впрыска: карбюраторное, инжекторное и оборудование для ДВС с непосредственным впрыском. Знать краткую историю эволюции ГБО нужно лишь для общего развития.

Первое поколение. Это самое архаичное газовое оборудование на автомобиль с карбюраторным впрыском. Испаритель и редуктор были разделены, в системе применялся вакуумный клапан. Системы были массивными, они обрастали магистралями и переходниками, а также отличались затрудненным запуском на газу зимой. Низкая надежность умножалась на отсутствие автоматического перехода на второй вид топлива, что привело к полному исчезновению подобного газового оборудования на ныне существующих авто. 

Второе поколение. Оно все еще оставалось полностью карбюраторным. Используется даже по сей день как ГБО на карбюраторную ГАЗель или старенький УАЗик. Испаритель и редуктор стали единым целым, также в ГБО 2-го поколения вакуумный датчик был заменен на электромагнитный, что сделало возможным переключение типа топлива прямиком из водительской кабины. Это поколение ГБО привнесло и функцию холодного старта на газу. Также в некоторых случаях оборудование ГБО 2 ставилось на инжекторные модели начала 90-х с моновпрыском. 

Третье поколение. Разработчики постарались создать нормальное газовое оборудование на инжекторную машину. Была внедрена электроника, но она была достаточно сырой. Привнесенный контроллер считывал показания с датчиков авто, управляя процессом подачи топлива, но делал это достаточно примитивным образом. Именно поэтому данное ГБО на инжектор осталось «проходным» поколением.


Четвертое поколение. Стало по-настоящему революционным, поскольку газ ГБО 4 всецело копирует бензиновый инжектор. Каждый цилиндр получил отдельную форсунку ГБО 4, которые при помощи отдельных «мозгов» вбрасывают топливо в нужный момент. Газ подается электроникой, что ускоряет рабочие процессы, снижает расход газа и сохраняет мощность ДВС. Также ГБО 4-го поколения газа отлично работает при низких температурах, чем и сыскало славу среди рядовых водителей. 

Пятое поколение. Все, что нужно знать о ГБО 5 – это внедрение жидкого впрыска. Принципиально иная система, в которой нет редуктора. Если в предыдущих генерациях  топливо подавалось в парообразном состоянии, то теперь в ГБО 5-го поколения оно подается исключительно в жидкой фазе. Для этого в корпус баллона вмонтирован насос, позволяющий газу циркулировать по кольцу под давлением. В техническом плане — это топовое решение, которое из-за стоимости отобьется лишь за 5, а то и за 7 лет. 

Шестое поколение. Самое последнее и самое дорогое. Достаточно просто знать, что оно существует. При цене в Европе около 2000 евро, после поставки в Россию оно будет оцениваться в 250-300 тысяч рублей. Оно разрабатывалось под автомобили с непосредственным впрыском. Частично шестое поколение повторяет пятое, заимствуя жидкостный насос. При этом бензин и газ в машине теперь приходят на единый блок клапанов (модуль выбора топлива FSU), который за счет электроники подает нужное топливо на ТНВД.

Как производится установка газового оборудования на автомобиль

Изучим процесс установки газового оборудования на примере четвертого поколения, которое является самым ходовым в нашей стране. Из-за простоты монтажа ГБО 4-го поколения полюбилось не только водителям, но и установщикам. Начнем рассматривать установку ГБО с задней части автомобиля. В нишу запасного колеса укладывается тороидальный баллон, который экономит пространство в багажнике. При этом запаску придется переложить в другое место. Второй вариант — установка цилиндрического баллона, его устанавливают как внутри салона, так и снаружи. Это обычные стальные баллоны, которые имеют свои минусы, они будут рассмотрены далее. К баллону подводится медная трубка от заправочной горловины, которая врезается в бампер или рядом с горловиной бензобака (под лючком). Далее по схеме ГБО от баллона ведутся магистрали из медных трубок, которые заходят в подкапотное пространство автомобиля. 

Это интересно: «Специально для читателей сотрудники Гидрач.рф собрали статистику по самым ходовым в РФ производителям ГБО. Такая статистика ранее нигде не публиковалась. Вот наиболее популярные бренды по мере убывания: Диджитроник, Ловато, BRC, OMVL».


Одновременно на баллон закрепляется мультиклапан ГБО, который регулирует подачу топлива и стравливает излишки по магистрали подачи. Газ по магистрали поступает в редуктор ГБО 4-й генерации и проходит через фильтр ГБО. Сам редуктор должен подогреваться антифризом, поэтому установщиками производится врезка в систему охлаждения автомобиля. В редукторе ГБО 4-го поколения топливо из жидкого переходит в газообразное состояние и попадает в смеситель, где из газа и воздуха готовится рабочая смесь. В заводской впускной коллектор врезаются штуцеры, которые соединяются с форсуночной планкой. В конце концов рабочая смесь впрыскивается форсунками ГБО 4-го поколения в цилиндры. Также комплект ГБО включает в себя: комбинированный датчик давления и температуры газа, ЭБУ для управления подачей газа и салонную кнопку-переключатель бензин/ГБО с индикацией уровня газа в баллоне. Подобную схему подключения ГБО можно реализовать даже у себя в гараже, но из-за повышенных требований в плане безопасности лучше пойти к сертифицированным установщикам. 

Штраф за газовое оборудование, регистрация ГБО

Сегодня установка газа на авто должна регистрироваться в установленном законом порядке. Представители государства пытаются сделать сферу эксплуатации автомобильного газового оборудования безопаснее и непрерывно внедряют законодательные новеллы. «На земле» же все выглядит иначе. Все сертификаты безопасности и проверки превращаются в очередные справки, которые ложатся в виде материальной нагрузки на конечного потребителя СУГ или СПГ. Впервые попавшийся инспекторам водитель, не зарегистрировавший подключение ГБО, будет привлечен к административной ответственности по части первой статьи 12.5 КоАП РФ. Первая весточка в виде штрафа в размере 500 рублей за нелегализованное ГБО на авто станет лишь началом.


Подобный штраф предусмотрен и за несвоевременное прохождение ТО газового оборудования. Если инспекторы вынесут предписание, то неустранение причин в течение 10 дней грозит административным арестом на срок до 15 суток, а также эвакуацией ТС с помещением на временную стоянку. Также с незарегистрированным ГБО невозможно получить техосмотр, равно как и купить ОСАГО и поставить автомобиль после покупки на учет. По итогу водители пытаются «выкрутится» после получения предписания или при постановке на учет, снимая баллон и редуктор под капотом. Полноценное оформление газового оборудования на двигатель оценивается в 15-17 тысяч рублей. Само внесение нужных отметок в ПТС является достаточно нудным процессом, поэтому водители привычно делегируют эту задачу специальным компаниям, сконцентрированным на оформлении ГБО. 

Недостатки машин, на которых стоит ГБО

Плавно мы перешли к одному из основных пунктов. Он будет интересен как сторонникам газа, так и выступающим против установки ГБО любого из поколений. 

Высокая огнеопасность. Наверняка все вы видели ролики в сети, на которых взрывается баллон в автомобиле. Боятся нужно не взрывов, а двух других факторов, пропитавших российскую реальность. При текущих законах водителей нельзя заставить проходить обязательную диагностику газового оборудования с определенной периодичностью. Это означает, что никто не проверяет ГБО и машины в таком состоянии у недобросовестных водителей эксплуатируются десятилетиями. К примеру, баллоны должны проходить регулярное освидетельствование. Из-за конденсата и влаги в багажнике стенки баллонов истончаются от коррозии. Высокое давление газа в ГБО разрывает стенки старых баллонов, что и становится причиной якобы «самопроизвольных взрывов». Второй фактор — дефицит кадров, производящих установку и регулировку ГБО. Его мы рассмотрим в следующем пункте. 

Отсутствие нормальных специалистов. Установка «прямыми» руками — залог длительной и беспроблемной эксплуатации ГБО. В противном случае ремонты газового оборудования на автомобиле станут частью вашей жизни. Настройщиков и калибровщиков с хорошими знаниями мало, нередко приходится дорого платить и ездить в соседние города. Реальные отзывы о ГБО подсказывают, что после установки придется найти своего мастера и быть с ним всегда на связи. Кроме того, элементы газовых систем все чаще поставляются из Китая, а не из Италии. Проехавшие сотни тысяч километров отмечают, что за это время они неоднократно меняли форсунки ГБО, блоки управления, кнопки ГБО, редукторы и прочие запчасти. 


Низкое качество топлива, обманы на АГЗС. При оценке людей нужно исходить из того, что они ведут бизнес добросовестно. Действительно, многие владельцы заправок честно закупают топливо оптом и перепродают его. При этом если отъехать от столицы, то можно найти множество АГЗС кустарного уровня. Взаимодействие с такой заправкой и ее старым оборудованием не только причиняет внутренний дискомфорт. Нередко из-за низкого качества грязный пропан с АГЗС забивает фильтры, капли конденсата перемерзают в медных магистралях, этот же конденсат оседает внутри баллонов. Недоливы также встречаются, искоренить это явление практически невозможно. 

Потеря динамики. При настройке газовщики делают смесь слегка бедной, чтобы расход газа на автомобиле не шокировал владельца. Поэтому мотор на газу хуже откликается на нажатие педали газа. Если смесь будет слишком бедной, то машина начнет дергаться на газу, а ее длительное горение негативно скажется на состоянии клапанов. Также «газовые» моторы любят спокойную езду, крутить их — идея достаточно посредственная из-за скорости сгорания топлива.

Утрата гарантии от дилера. Иногда крупный и прожорливый автомобиль хочется переоборудовать под ГБО сразу после покупки. Установщики просверлят в кузове несколько дырок, а также навесят многочисленное доп. оборудование. После такого глубокого вмешательства обратиться к дилеру за бесплатным ремонтом по гарантии уже не выйдет. Исключением являются лишь автомобили, которые были переведены на сжиженный природный газ еще на заводе, но таких моделей в России крайне мало. 

Изменение развесовки авто. Крупный баллон делает заднюю часть автомобиля на 40-60 килограммов тяжелее. Обычно его устанавливают за задней осью, что негативно сказывается на управляемости и динамике. Также крупный баллон занимает полезное пространство, но этот факт нельзя отнести к конкретным минусам, его просто нужно принять как данность. 

Есть и другие скрытые оговорки. К примеру, нередко при проявлении поломок в салоне появляется неприятных запах газа. Даже лучшее ГБО дает менее уверенный запуск двигателя в мороз, нежели привычный бензин. В случае аварии баллон может быть деформирован. Конечно, давление должен стравить обратный клапан, но некие риски возгорания или взрыва в аварийных ситуациях все же существуют. Также карта газовых заправок содержит не так много точек — за «жидким» газом придется ездить на городские окраины.

Преимущества газового оборудования пропан/метан

Газ — отличный вид топлива для коммерческого транспорта с «космическими» пробегами. Метан продается на более цивилизованных заправках, также есть авторизованные установщики метанового ГБО от крупнейшей нефтедобывающей компании страны. Ранее мы откинули вопросы вредности газа для моторов — большинству бюджетных агрегатов он не противопоказан (а досадные поломки возникают как на газу, так и на бензине). Вы уже поняли, что плюсы также имеются и вот основные из них:

Битопливность. Реальные отзывы про газовое оборудование подсказывают, что автомобиль превращается в битопливный транспорт, а запасы газа и бензина позволяют преодолеть 1000-1100 километров без дозаправки в пути. Для некоторых любителей дальних перегонов это действительно актуально. 

Субсидии от государства. Конечно, государство является монополистом в отрасли и держит высокие отпускные цены на газ для населения. Однако при отсутствии зарубежных покупателей государству приходится внедрять субсидии на метановое ГБО, чтобы реализовать крупные запасы газа. Установка по субсидии может обойтись крайне недорого, что также пойдет на пользу малому бизнесу и любителям частых поездок. 

Возможна установка ГБО на дизель. Старые дизельные моторы становятся прожорливыми, а их топливная аппаратура постепенно деградирует. Эти проблемы решает газ на дизельный двигатель. Это предложение актуально для автопарков и коммерческих структур, которые имеют финансовые ресурсы. Для владельцев легковых машин дизель на газу не так интересен из-за цен на ГБО на дизель, которые превышают отметку в 100 тысяч рублей.

Окупаемость ГБО. Калькуляторы на сайтах установщиков ГБО таят в себе лукавые алгоритмы. Они не учитывают увеличенный по сравнению с бензином на 20% расход газа. Не считают время прогрева ДВС зимой, не включают в себя регистрацию ГБО в ГАИ России, регулярную диагностику ГБО и его обслуживание. Установщики обещают, что ГБО на пропане окупится за 6-12 месяцев. Это в корне ошибочно, поскольку после калькуляции всех факторов срок окупаемости превратится примерно в 18-24 месяцев. Также преодоление точки окупаемости оборудования могут отодвинуть регулярные поломки и траты на ремонт ГБО. 

Не важно на каком газе работает автомобиль — на метане или пропане, оба вида обеспечивают экологичность и чистоту выхлопа. Есть и другие плюсы. Масло в двигателе дольше сохраняет чистоту, хотя сажевые вкрапления являются не самыми вредными примесями в моторном масле. Это позволяет слегка увеличить интервал масляных сервисов и сэкономить на этом. С потерей динамики тоже не все однозначно. Умная электроника автоматически переводит ДВС на бензин при достижении определенных оборотов (4000-4500 об/мин) и водитель при правильной настройке ГБО не замечает рывков. 

Подводя итоги

Калькуляторы ГБО на сайте установщиков занижают срок окупаемости комплектов. Также ощущается и «невидимая рука рынка», постепенно увеличивающая цены на топливо. После установки оборудование требует регулярной диагностики, часто оно ломается — все это влечет дополнительные расходы. Адекватных настройщиков не так много, часто машина глохнет на газу или двигатель троит на газе. Газобаллонное оборудование адресовано активным водителям, знающим где и как его бюджетно обслужить. Они быстро окупают установку популярного ГБО 4 за счет больших пробегов. Если вы задумались об установке комплекта, то стоит откинуть мифы в сторону и оценить реальные плюсы и минусы, описанные в этой в статье. Также вам противопоказано ГБО, если хотя бы одно условие из нижеперечисленных соответствует вашей действительности.

Годовые пробеги автомобиля не превышают 20-25 тысяч километров.

Машина покупается на 1-2 года (для кратковременной эксплуатации).

ДВС работает с высокой температурой, плохо работает на газу (изучение отзывов).

Реальный расход автомобиля в смешанном цикле не превышает 6-9 литров на сотню.

Автомобиль куплен новым в салоне — после установки ГБО он «слетит» с гарантии.

Также ГБО не подойдет сверхэкономным, желающим установить его своими руками и экономить на обслуживании. Газ опасен, он «сушит», ведет к трещинам в головке и непременно взорвется в конечном счете — такие суждения присущи диванным экспертам. Действительно, газ подходит не всем моторам и не всем водителям. Все «за» и «против» были изучены подробно и итоговое решение всегда остается за вами. 

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Пошаговая инструкция: как продать авто в кредите?

Пошаговая инструкция: как продать авто в кредите?

Статистика «Автостата» за 2022 год подсказывает, что примерно 40% новых автомобилей были проданы в к...

Удаление катализатора: все «за» и «против»

Удаление катализатора: все «за» и «против»

Все узлы и агрегаты автомобиля постепенно изнашиваются. Особенно если он активно эксплуатируется в о...

Безопасная сделка по продаже авто на Госуслугах: оцениваем новый сервис

Безопасная сделка по продаже авто на Госуслугах: оцениваем новый сервис

Ранее Госуслуги уже позволяли покупателю и продавцу оформить договор купли-продажи в цифровом виде. ...

Что делать, если замерз замок в машине: лайфхаки от Гидрач.рф

Что делать, если замерз замок в машине: лайфхаки от Гидрач.рф

Наступили первые серьезные холода и водители стали сталкиваться с тем, что замерзшая машина начинает...

Поперечный стабилизатор: полное FAQ от Гидрач.рф

Поперечный стабилизатор: полное FAQ от Гидрач.рф

На форумах и профильных сайтах до сих пор не затихают споры, связанные с поперечным стабилизатором. ...

Как понять при покупке, что машина ест масло?

Как понять при покупке, что машина ест масло?

Подлить масла в двигатель — не такая уж большая проблема. Огорчает лишь цена этой технической жидкос...

«AS» в правах: что означает отметка и какие есть еще?

«AS» в правах: что означает отметка и какие есть еще?

В 2024 году для легковых прав насчитывает целых 16 категорий. Правоохранители и депутаты Госдумы РФ ...

Новая страховка ОСАГО на 1 день. Стоит ли брать?

Новая страховка ОСАГО на 1 день. Стоит ли брать?

В России появился новый термин — «краткосрочный договор обязательного страхования». В СМИ такие поли...