Один из крупнейших авторазборов России

Удаление катализатора: все «за» и «против»

669 6 минут чтения
Раздел:Автоновости
Удаление катализатора: все «за» и «против»

Все узлы и агрегаты автомобиля постепенно изнашиваются. Особенно если он активно эксплуатируется в относительно суровых российских условиях. Резкие перепады температур, пыль, высокие нагрузки, вибрация — все это влияет на работу машины и ускоряет износ. Особенно остро водителя беспокоит пункт, связанный с ресурсом каталитического нейтрализатора. В просторечье его именуют катализатором.

Узел отвечает за экологичность выхлопных газов, без него ни один автомобиль просто бы не вышел с завода. Владельцев машин интересует ресурс узла, его влияние на двигатель по мере износа, но более интересна процедура по физическому удалению катализатора. Каков ресурс узла, на что он влияет, нужно ли его удалять и какими могут быть последствия? Все об удалении катализатора собрано в текущем обзоре.

Что такое каталитический нейтрализатор?

В химии катализатором называется вещество, ускоряющее реакцию. Автомобильный катализатор также участвует в химических процессах. Узел является частью выхлопной трассы машины. Он базируется непосредственно вблизи с выпускным коллектором. Раскаленные выхлопные газы из двигателя проходят путь до выхлопной трубы также сквозь катализатор. Обычно этот узел напоминает стальную банку, внутри которой располагаются керамические соты. Как же он работает?

Внутри стальной выхлопной трассы устанавливается керамический (или металлический) картридж. Он имеет структуру в виде мелких сот. Их стенки имеют каталитически активное покрытие, которое содержит: оксид алюминия, оксид церия, родий, платину, палладий. Драгметаллы указывают на относительно высокую цену детали. По факту каталитический нейтрализатор автомобиля дожигает выхлопные газы, делая их чище — это его предназначение.

Картридж с сотами является относительно хрупким — он может растрескаться от резкого перепада температур (проезд через холодную лужу) или от ударов. Также он может разрушаться по другим причинам — некачественное топливо, попадание смазочных материалов и других хим. веществ. Соты обрушаются или забиваются — кислородные датчики вокруг нейтрализатора начинают давать некорректные сигналы, нарушая работу двигателя. Поэтому владельцы машин начинают задумываться об удалении катализатора с прошивкой.

Так ли нужен катализатор на автомобиле?

Производители автомобилей устроили настоящую «гонку вооружений». Они постоянно делали автомобили быстрее, экономичнее, регулярно добавляли новые опции. Автомобиль стал невероятно сложным, настолько, что многие модели уже невозможно обслуживать своими руками. Гонясь за экологичностью, европейцы уже разработаны нормы «Евро-7». Стандарт станет последним перед массовым переходом на электромобили. В России нет своих стандартов, поэтому наш рынок всецело ориентирован на Запад, он транслирует западные нормативы и соблюдает их.

Если говорить откровенно, то столь сложные требования к «экологии» созданы умышленно. Покупатель автомобиля получает максимально дорогой автомобиль, заводы таким образом зарабатывают. Внедрение детали с драгоценными металлами делает машину еще дороже. Индустрия штампует кат. нейтрализаторы, стимулируя рост числа рабочих мест и добычу драгметаллов. В 2023 году становится ясно, что экологическая гонка закончилась. Запад отказывается от двигателя внутреннего сгорания, а Россия перешла на стандарт «Евро-0».


Ценители природы и экологичных машин могут быть спокойны. Выхлопные газы не наносят окружающей среде ущерба. Ученые поняли, что самым страшным загрязнителем является пластик. Если говорить о машинах, то природа страдает от выброшенных пластиковых обшивок и запчастей, а также от одноразовой упаковки из пластика, в которой поставляются детали. При этом в нашей стране пластик до сих пор закапывается в землю, требования по переработке игнорируются. Убивает природу частичное отсутствие утилизации моторных масел, антифризов и прочих технических жидкостей. Человек до сих пор сливает их на землю.

Итак, каталитический нейтрализатор практически не влияет на экологичность выхлопных газов. Этот элемент удорожает производство, генерирует дополнительную прибыль для автопроизводителей и стимулирует рост добывающей промышленности. Единственная сфера производства, где нейтрализатор газов необходим — выпуск грузовых и прочих коммерческих автомобилей. Все вышесказанное позволяет сделать такой вывод — автомобиль после удаления катализатора не портит природу, машина продолжает работать штатно. Но просто так вырезать катализатор не выйдет, ведь узел прочно связан с технической частью авто и электронной начинкой. Далее оценим необходимость удаления «ката» и оценим последствия выхода из строя этой детали.

Каков ресурс каталитического нейтрализатора?

По общему правилу производители не указывают ресурс каталитического нейтрализатора и считается, что он рассчитан на весь срок службы автомобиля. По факту универсального рецепта нет, многое зависит от разработчиков и материалов. Ресурс этой детали принято измерять в километрах пробега. Усредненные показатели находятся между отметками 100-200 тысяч километров. Обычно «первые звоночки» поступают от автомобиля через 5-10 лет. Именно в таком возрасте начинают вырезать автомобильный катализатор.

Нередки истории, когда каталитический нейтрализатор ходит 300, 400 и даже 500 тысяч километров. Однако автомобили становятся сложнее, их ресурс снижается, катализаторы чаще выходят из строя. Сложность устройства «встает в копеечку» — иногда нейтрализатор на тот свет может утянуть исправный и относительно молодой двигатель. Поэтому состояние катализатора необходимо регулярно проверять. При этом для некоторых машин рекомендовано превентивное удаление катализатора — КИА находится на первом месте по показателю ненадежности этого узла.

Как понять, что узел неисправен?

Обычно водителю не нужно ехать в сервис, чтобы понять, что каталитический нейтрализатор вышел из строя. Симптомы просты и будут понятны даже водителям-новичкам:

  • автомобиль стал плохо разгоняться;
  • расход топлива вырос;
  • двигатель работает нестабильно;
  • из выхлопной системы доносится характерный металлический звон;
  • горит лампа «check engine»;
  • выхлопные газы имеют сизый цвет и запах сероводорода;
  • давление выхлопных газов снизилось.


Действительно, нейтрализатор газов состоит из мелких сот, которые со временем забиваются или вовсе разрушаются. Виноваты не только агрессивные внешние условия, характерные для России. Также нейтрализатор разрушается по следующим причинам:

  • он выполнен по некачественной технологии (брак, недоработки);
  • плохое топливо;
  • двигатель расходует масло, продукты нагара забивают соты;
  • механические повреждения выхлопной трассы;
  • резкие перепады температур (попадание холодной воды на выхлоп).

В результате машина становится непригодной для езды, водитель начинает принимать срочные меры. Диагностику можно провести самому — надеть на руку строительную перчатку, приложить ее к выхлопной трубе. Если вы не можете удержать газы, то каталитический нейтрализатор еще сохраняет пропускную способность. Если давления газов нет, то катализатор уже забит и необходим ремонт. Однако лучше обратиться на СТО, поскольку в условиях автосервиса больше возможностей для диагностики. Кстати, отремонтировать элемент нельзя. Можно установить ремонтный картридж или полностью избавиться от этого узла — некоторые автовладельцы вырезают катализатор. Ездить долго с забитым или неисправным катализатором не стоит. Это плохо сказывается на расходе топлива, ресурсе двигателя, прочих узлах и выхлопной системе, поскольку «холодная» часть начинает принимать горячие газы, которые больше не остужаются.

Как выглядит процесс удаления?

Процесс удаления или установки ремонтного картриджа лучше производить в условиях автосервиса и доверить это специалистам. Однако «рукастые» автолюбители могут сделать это самостоятельно. Процесс одинаков для всех. Рассмотрим его поэтапно:

  1. Автомобиль загоняется на подъемник, осматривается место ремонта.
  2. Хомуты и болты на выхлопной трассе очищаются от ржавчины, обрабатываются проникающей смазкой. Через несколько минут можно приступать к демонтажу.
  3. Отключается лямбда-зонд. Часть выхлопной трассы снимается и переносится на верстак.
  4. Мастер разрезает «банку», в которой кроется каталитический нейтрализатор, он аккуратно извлекается.
  5. На его место вваривается пламегаситель, который снижает шум газов и их температуру, позволяя выхлопу работать штатно.
  6. Иногда вся «банка» меняется на стронгер, все зависит от устройства автомобиля и требований автолюбителя.
  7. Выхлопная трасса собирается, автомобиль опускается.
  8. Далее подключается сканер и производится прошивка, отключающая лямбда-зонд. После этого автомобиль будет работать штатно, не замечая отсутствия катализатора.
  9. Иногда прошивка невозможна (автомобиль редкий или старый), поэтому монтируется специальная обманка.
  10. Далее проверяется работа автомобиля и он передается владельцу.


Если автолюбитель решится на самостоятельное удаление, то ему потребуются набор инструментов, болгарка и сварка-полуавтомат. Заранее необходимо измерить диаметр «банки», чтобы по каталогам производителей выхлопных систем заказать стронгер или пламегаситель. Заранее нужно подготовить сканер, который способен загрузить прошивку в ЭБУ. Затем нужно купить или скачать прошивку и «залить» ее в ЭБУ. Процесс ответственный, поэтому рекомендуется обратиться к мастерам, которые занимаются выхлопными системами. Обычно в их распоряжении уже есть расходники, инструменты и прошивки.

На что стоит обратить внимание?

Изначально необходимо прочитать отзывы об удалении катализатора автолюбителей, которые владеют аналогичными машинами. Иногда лучше сновья удалить эту деталь — все зависит от конкретной машины. В других случаях нужно лишь иногда проверять исправность этого узла. Сейчас многие компании предлагают бесплатное удаление катализатора. Не стоит скрывать, что деталь сдается в переработку и оценивается недешево. При этом обычно работа оплачивается за счет сдачи катализатора. Иногда компании даже доплачивают клиентам, поскольку стоимость элемента может быть высокой. Поэтому клиент автосервиса вправе требовать детального подхода к процедуре. Вот на что стоит обратить свой взгляд:

  1. Каково состояние узла? Есть ли показания для его замены? Предварительно стоит провести эндоскопию, подключить газоанализатор или проверить давление выхлопных газов. Проведение компьютерной диагностики также не помешает.
  2. Уточните какова цена удаления катализатора? Иногда клиент оплачивает процесс самостоятельно, затем ему выдается нейтрализатор, его сдачей занимается сам клиент. В другом случае все работы можно оплатить каталитическим нейтрализатором. Иногда придется доплатить, но могут доплатить и вам. Все зависит от модели машины — содержание ценных металлов везде разное.
  3. Изучите отзывы об автосервисе. Вы должны убедиться в том, что сварочные работы будут произведены по регламенту. Также работники сервиса должны корректно установить прошивку.
  4. Прошивка лучше «обманки», которую вкручивают вместо лямба-зонда. Второй вариант проще, но работники не должны на нем настаивать, если возможна прошивка автомобиля.


Преимущества и недостатки процедуры

Удаление каталитического нейтрализатора выхлопных газов — относительно безопасная процедура. Нужно отыскать мастеров, которые точно и грамотно сделают две вещи — умело проведут сварочные работы и корректно прошьют «мозги». Если вы задумались вырезать ли катализатор, то для начала оценить плюсы процедуры:

  • процедура бесплатна, прошивка после удаления катализатора «заливается» также безвозмездно;
  • для популярных моделей есть разные прошивки, можно полностью убрать «экологию», повысить динамику авто;
  • иногда каталитический нейтрализатор разваливается, мелкодисперсная пыль попадает в ДВС — удаление позволит предотвратить дорогой ремонт;
  • расход топлива после удаления катализатора остается прежним, а иногда незначительно снижается;
  • вы будете уверены в том, что машина не «встанет» на трассе из-за нейтрализатора, его отсутствие решает целый комплекс проблем, которые больше не будут досаждать;
  • владельцы относительно недешевых машин могут заработать на удалении этого узла.

Если говорить откровенно, то некоторые минусы тоже существуют:

  • процедура является условно-бесплатной, поскольку обычно в счет работы берется отработанный картридж;
  • запах выхлопа становится немного сильнее, но ощутить это можно лишь стоя возле выхлопной трубы (в салон автомобиля газы не проникают);
  • иногда из-за некачественных работ начинается звон в районе выхлопной трассы, поэтому приходится переделывать выхлоп у адекватных мастеров;
  • мастера-подпольщики ленятся, они забирают катализатор, устанавливая «обманку», хотя авто можно прошить, повысив эффективность его работы;
  • отсутствие кат. нейтрализатора считается основанием для отказа в предоставлении диагностической карты — сейчас в России обнулены экологические нормы, поэтому на практике проблем не возникает.


Заключение

Каталитические нейтрализаторы крадут прямо в автосервисах. Также их вырезают ночью на парковках — по миру прокатилась эпидемия краж. Поэтому жителям крупных городов и владельцам некоторых автомобилей проще сдать катализатор, оплатив им работы по удалению и прошивке. Также на процедуре можно заработать. Но спешить с этим не стоит. Сначала нужно изучить проблемы модели, а также изучить состояние авто.

При наличии показаний можно смело вырезать этот узел. Деталь не влияет на природу и сделана для удорожания автомобиля. Нужно лишь найти ответственных мастеров, которые грамотно подойдут к процессу. В таком случае жизнь машины будет продлена и она вновь начнет радовать владельца. Если бывший владелец некорректно удалил «каталик» и машина работает с ошибками, то узел всегда можно вернуть. Найти оригинальные катализаторы можно найти в разборе Гидрач.рф.

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Обзор выкупленного Kia Rio 1.6 (4-е поколение, 2017 год)

Обзор выкупленного Kia Rio 1.6 (4-е поколение, 2017 год)

В разбор Гидрач.рф поступил бюджетный бестселлер Киа Рио в 4-м поколении. Серый седан с темным ткане...

Шумоизоляция дверей авто: весь процесс своими руками

Шумоизоляция дверей авто: весь процесс своими руками

Автовладелец вне зависимости от цены автомобиля считает его частью своей жизни. Люди часто ездят на ...

Обзор выкупленного Renault Logan 2 (бензин K7M, 2018 год)

Обзор выкупленного Renault Logan 2 (бензин K7M, 2018 год)

В разбор Гидрач Тюмень поступил битый Рено Логан с восьмиклапанным мотором 2018 года выпуска. Владел...

Можно ли продать машину без ПТС — правовой обзор от Гидрач.рф

Можно ли продать машину без ПТС — правовой обзор от Гидрач.рф

«Автомобиль для понимающих» или «продам машину без ПТС» — подобные объявления встречаются ежедневно....

Обзор выкупленного SsangYong Actyon Sports (2010 год, дизель)

Обзор выкупленного SsangYong Actyon Sports (2010 год, дизель)

В разбор Гидрач.рф поступил SsangYong Actyon с дизельным двухлитровым мотором и автоматической транс...

Трасса М12 соединит Москву с Тюменью. Когда запустят движение?

Трасса М12 соединит Москву с Тюменью. Когда запустят движение?

В начале ноября руководитель Кабмина Михаил Мишустин одобрил документ, согласно которому проект М12 ...

Обзор выкупленного Opel Zafira B (2006 год)

Обзор выкупленного Opel Zafira B (2006 год)

В разбор Гидрач.рф поступил семейный минивэн Opel Zafira B 2006 года выпуска с бензиновым мотором. О...

Обзор выкупленного Рено Дастер (рестайлинг, 2019 год)

Обзор выкупленного Рено Дастер (рестайлинг, 2019 год)

В разбор поступил Дастер в состоянии нового автомобиля. За 4 года этот Дастер пробежал всего лишь 44...