Россия — это страна, где предпочтение отдается иностранным автомобилям. Исследование агентства АВТОСТАТ от 2024 года показало, что 67.3% всех авто в стране — иномарки. Зачастую они импортируются с зарубежных рынков с подвеской, неадаптированной под российские условия. Все это означает, что в стране все еще много образцов со скромным размером клиренса, который рассчитывался под европейские, японские или американские дороги. Поэтому увеличение клиренса до сих пор остается актуальным вопросом. Специально для нового обзора мы опросили технических экспертов разбора Гидрач.рф, которые поделились самыми ходовыми способами изменения дорожного просвета.
Что такое клиренс и на что влияет увеличение просвета
Слово «clearance» в переводе с английского означает «зазор». В отечественных же ГОСТах это явление именуется дорожным просветом. Под термином понимается расстояние между опорной поверхностью (дорогой) и самой нижней точкой автотранспортного средства. Также просвет автомобиля можно представить как предельную высоту препятствия, которое может пропустить под собой авто, не касаясь этой неровности. Обычно дорожный клиренс ограничивается свесами бампера, глушителем, защитой ДВС, рычагами — все эти детали в зависимости от конструкции могут быть нижними точками. В целом, клиренс подвески влияет на такие факторы — геометрическая проходимость, грузоподъемность и управляемость. Всего у тех, кто встал на путь модификации машины, есть три варианта внесения изменений в конструкцию.
Сделать низкий просвет. При занижении машина получает более спортивный характер — крены в поворотах сводятся к минимуму, рулежка улучшается из-за низкого центра тяжести. Под днищем проходит меньший объем воздуха, что снижает подъемную силу, которая старается оторвать машину от дороги, уменьшая пятно контакта шин с трассой.
Сохранить штатную высоту, изменив настройки подвески. Нередко водители жалуются на то, что при загрузке багажника задние колеса начинают «цеплять» локеры. Если поставить пружины и амортизаторы с иными настройками, то можно изменить поведение авто при появлении груза или дополнительных пассажиров. В обычном состоянии просвет будет заводским, но загруженная машина будет проседать гораздо меньше, что также опосредованно влияет на просвет во время движения.
Последний вариант — увеличить просвет. Машину с хорошим клиренсом можно загружать по полной. Также можно перестать боятся за бамперы и пороги, которые порой остаются целиком в весенних ямах, скрывающихся под толщей воды. Также увеличение просвета имеет свои минусы — машина становится валкой, отклик руля при перестроениях будет более вялым. На трассе появляется парусность.
Всегда стоит помнить, что характеристики клиренса закладываются заводом-изготовителем. Все доводочные работы ведутся с учетом заложенной инженерами высоты дорожного просвета. Изменение конструкции всегла ведет к изменению поведения на дороге. Еще одна важная ремарка заключается в том, что по факту высокий клиренс получается лишь за счет установки увеличенных колес. Иные методы поднимают кузов, оставляя элементы подвески на том же уровне. Далее детально поговорим о том, как увеличить клиренс.
Установка иных колес для увеличения клиренса
Шины с альтернативным наружным диаметром позволяют выиграть в плане просвета 25-30 миллиметров. Достигается это за счет наличия свободного пространства в колесных арках. Этот зазор позволяет использовать не только несколько рекомендованных типоразмеров шин, но и ставить цепи на резину (что обычно практикуется в курортных городках Европы). Начать можно с малого — смонтровать на стандартные диски резину с увеличенным профилем. Нарастить можно и ширину — более широкие колеса также повлияют на клиренс.
Профиль всегда увязывается с шириной, с ростом ширины пропорционально возрастает и высота. В альтернативном варианте можно купить сразу диски и покрышки — сравнить их со штатными и оценить прирост можно при помощи калькулятора клиренса. Обычно доступные типоразмеры колес размещаются на стикере в дверном проеме автомобиля. Подходить к увеличению колес нужно без фанатизма, поскольку слишком большие диски на тонкой резине снижают уровень комфорта в салоне. Кроме того, крупные колеса трутся об локеры и цепляют крылья, что также небезопасно.
Плюсы. Это единственный способ, позволяющий честно увеличить низкий клиренс. Крупные колеса поднимают ступицы над землей. В это же время мосты, балки, поворотные кулаки с рычагами также вполне очевидно поднимаются над поверхностью дороги.
Недостатки. Обойдется комплект колес для изменения клиренса не совсем дешево. Сэкономить можно, если перейти в раздел «Диски и шины» сайта Гидрач.рф, где периодически публикуются скидки на колеса до 30%. Также можно столкнуться с: увеличением топливного аппетита, риском затирания подкрылков, снижением управляемости на скорости, увеличением жесткости, некорректным поведением спидометра.
Увеличение клиренса пружинами
Кузов большинства автомобилей покоится на четырех пружинах и таком же количестве амортизаторов. Масса авто воздействует на пружины практически непрерывно. Также во время поездок они подвергаются серьезным нагрузкам. Многие владельцы забывают, что их ресурс составляет не более 70-100 тысяч километров. Далее с условно неисправными пружинами проявляются такие симптомы:
- машина начинает «скакать» на неровностях — появляется раскачка кузова;
- зад легкового автомобиля слишком низко проседает при загрузке;
- при наличии нескольких пассажиров на заднем ряду колеса задевают локеры;
- задний клиренс (или передний клиренс) меняются, одна из сторон «задирается».
Далее у владельца есть несколько сценариев. Если монтируются пружины с заводскими параметрами взамен «уставших» от длительной эксплуатации, то такой подход можно только приветствовать. Условно операция не изменит просвет, а лишь приведет его к стандартным значениям. Вместе с нормальным клиренсом вернется управляемость вместе со штатными параметрами подвески. Есть другой вариант — поменять клиренс при помощи комплекта модифицированных пружин. Выиграть в плане клиренса можно до 50 мм — большие значения на легковых ТС приведут подвеску к полной неработоспособности. Среди основных параметров пружин числятся жесткость, а также число витков с общей высотой пружины. Пружины, увеличенные на 20 или 30 миллиметров, в некоторых случаях встают на свои места штатно без переделок. При превышении этого параметра придется монтировать проставки под амортизатор или так называемые «навертыши» на шток. Увеличенная пружина поднимает кузов вверх, в это же время смещается рабочий ход штоков амортизаторов. Даже на стоящем автомобиле они могут быть вытянутыми до упора, а при работе на отбой их хода будет недостаточно.
Плюсы. Есть относительно бюджетные пружины, позволяющие быстро, недорого изменить клиренс авто. «Свежие» пружины повысят комфортабельность, улучшат геометрическую проходимость. Можно подобрать пружины от другого авто или вовсе купить их на разборке.
Минусы. Меняется алгоритм работы подвески в целом. Балки, мосты, рычаги остаются на своих местах — под ними просвет остается прежним, выше становится только сам кузов. Меняются углы работы ШРУСов и рычагов (если сделать слишком большой клиренс, то это повлияет и на ресурс указанных деталей). Водитель сталкивается с кренами, «парусностью» на трассе, общим снижением курсовой устойчивости.
Проставки для увеличения клиренса
Легкий, дешевый, но при этом эффективный способ, работающий даже со старыми пружинами. Все проставки для клиренса делятся на передние и задние, штампуются они из жесткого пластика, резины или алюминия. Что же меняет установка проставок клиренса? Кузов как бы приподнимается над стойкой, что увеличивает угол наклона полуосей с рычагами. При этом положение ступиц и нижних точек рычагов остается неизменным. Если говорить проще, в том месте, где без проставок под рычаг могли залететь пень или булыжник, это точно так же может произойти после установки проставок для увеличения клиренса. Это вовсе не означает, что проставки бесполезны — за счет их установки поднимается кузов вместе с порогами, бамперами, другими «выступающими» частями. Владельцы новых автомобилей за такие «проделки» лишаются гарантии, а вот со старыми авто все гораздо проще. Изменить клиренс седана или хэтчбека можно на 15-20 миллиметров без серьезных отрицательных последствий. Кроме того, установка проставок под пружину позволяет «поджать» их, возвращая на некоторое время им былую жесткость с грузоподъемностью. Если куплены внушительные проставки для увеличения клиренса (более 50 мм), то придется рассмотреть один из вариантов:
- подобрать альтернативные стойки от другой модели с более длинным штоком;
- изготовить удлинители штоков у токаря (так называемые «солдатики»);
- изготовить кронштейны (надставки) для нижних проушин стойки.
Проделать нечто подобное можно и с внедорожниками. Однако список переделок придется расширить. Под нижние крепления амортизаторов ставятся доп. кронштейны. Далее по плану — перенос крепления тяги панара (этому элементу, а также лифту кузов посвящен отдельный материал). Опционально для ограничения хода подвески монтируются удлинители отбойников. Также при серьезном лифте внедорожника не обойтись без проставки карданного вала, компенсирующей длину по шлицам.
Плюсы. Самый быстрый и бюджетный способ увеличения просвета.
Минусы. Как и в случае с пружинами, просвет самой подвески с проставками не меняется. Кузов поднимается вверх, но вместе с этим мы получаем раскачку и нештатные углы работы подвески со ШРУСами. Кустарно выточенные удлинители штоков, а также кронштейны могут сломаться прямо в пути.
Пневмобаллоны
Эти детали цилиндрической формы выпускаются из композитного полиуреатана. Они не влияют напрямую на дорожный просвет, их основная задача — сохранение уже имеющейся высоты кузова при перевозке внушительных грузов. Пневмоподушки по простоте установки весьма похожи на задние проставки для увеличения клиренса. Они монтируются в полость пружины и затем накачиваются до 0.3-2.4 Бар. Ширина стенок пневмобаллона начинается от одного сантиметра, поэтому цилиндры сохраняют упругость, оперативно реагируют на загрузку и изменение просвета. При всей простоте имеются и нюансы — обычно баллоны монтируются лишь на заднюю ось. Спереди устанавливаются стойки, совмещенные с пружинами, что делает монтаж пневмоподушек невозможным.
Плюсы. Быстрый монтаж, имеется возможность приспусить баллоны в случае, если нужно «отключить» их. Оптимальны при перевозке грузов, а также для тех, кто ездит с баллоном под ГБО в багажнике.
Минусы. Практически отсутствуют. Баллоны имеют адекватный ресурс и работают от 2 до 5 лет. Периодически они могут приспускать (особенно в холодное) время года.
Межвитковые проставки или автобаферы
Пик популярности этих приспособлений пришелся на 2010-е годы. Особых чудес ожидать от баферов не стоит — это обычные резиновые проставки, закрепляемые меж витков пружины при помощи пластиковых стяжек. Для новых автомобилей с исправной подвеской они практически бессмысленны. Кроме того, они меняют алгоритм работы подвески и могут ей только навредить. Совершенно другое дело — это машины с изрядно «уставшей» ходовкой. Межвитковые проставки увеличивают жесткость старых пружин, машина меньше раскачивается и проходит повороты без кренов, которые возникали из-за слишком мягких пружин. Также незначительно улучшается комфорт в салоне — все это позволяет отсрочить ремонт старой подвески на некоторое время. Автобаферы также слегка приподнимают кузов. Все эксперименты ложатся на плечи самих владельцев. Некоторые отзывы про изменение клиренса с автобаферами подсказывают, что зажатая пружина перестает работать нормально и удары начинают передаваться на стаканы и прочие несущие элементы кузова.
Плюсы. Еще одна быстрая идея как поднять клиренс. Относительно недорогие, баферы на некоторое время позволяют «взбодрить» старую ходовую.
Минусы. Нередко автобаферы теряются прямо в пути. Часто они не работают, а лишь усиливают тряску (особенно при проезде) лежачих полицейских. Дешевые образцы могут стать «дубовыми» после первой российской зимы.
Подводя итоги
За кадром остались несколько эффективных вариантов регулировки дорожного просвета. Это винтовая подвеска и пневмоподвеска с воздушным компрессором. Обсуждать их бессмысленно в виду высокой стоимости. Сегодня эти виды подвески присущи спорткарам и автомобилям из верхних сегментов, если не учитывать возможность самостоятельной установки «пневмы» и «винтов». В ходе обзора мы выяснили, что полноценно дорожный просвет меняют только увеличенные колеса. Остальные варианты обходятся дешевле, но отличаются своими плюсами и минусами, которые также были озвучены. Итоговое решение по способу изменения просвета как всегда остается за читателем.