Первое сентября 2024 года ознаменовалось для таксистов не только непрерывной развозкой родителей и их школьников. В этот день появилось новое обязательство, связанное с покупкой полисов ОСГОП. С этого момента на автомобиль такси необходимо покупать два специализированных полиса — ОСАГО для такси и новую страховку ОСГОП. До конца октября был установлен переходный период — в течение 60 дней водителей обязались не штрафовать. Вновь веденная страховка для такси направлена на защиту пассажиров. Но является ли она бременем для таксопарков и таксистов? Здесь не все так очевидно. Так что же такое полис ОСГОП для такси и что нужно знать о нем — это и много другое в нашем материале.
Краткая предыстория полисов ОСГОП
На самом деле, инициатива с ОСГОП не является новой. Страховка действует более 10 лет, начиная с 2013 года. Однако страховой продукт был нишевым, он распространял свое действие на пассажирские перевозки всеми видами наземного транспорта. Исключением являлся метрополитен, работающий по собственным законам, и автомобили такси. С 2024 года законодатели начали расширять действие этого закона. Они решили заняться регулированием сферы такси. Конечно, таксопарки и таксисты получили новый вид обязательного платежа, однако ОСГОП в некой мере борется с аварийностью на дорогах и заставляет водителей быть осторожнее. Основным официальным поводом для внедрения страховки стали участившиеся ДТП с автомашинами такси.
В авариях калечатся не только водители, но и их пассажиры. При этом до введения ОСГОП пострадавшие люди не всегда получали какие-либо выплаты. Много лет назад водителей такси обязали приобретать обязательное ОСАГО. Однако при причинении ущерба жизни или здоровью пострадавшему выплачивали до 475 тысяч рублей и при необходимости до 25 тысяч рублей — на погребальные услуги. Полисы ОСАГО бывают далеко не у всех участников дорожного движения. Именно поэтому для защиты пассажиров такси был анонсирован ОСГОП. Полис не подменяет собой другие виды страховок — ОСАГО остается обязательным, также опционально водители могут приобретать мини-КАСКО и стандартные страховки КАСКО.
ОСГОП — что это такое? Расшифровка и основные законы
Недавно введенный полис — не что иное как гражданско-правовой договор. Итак, ОСГОП — это договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков, которые могут нанести вред жизни, здоровью или собственности пассажиров при оказании услуг перевозки. Сторонами договора являются перевозчики и страховые фирмы. Договор имеет обязательный характер, покупать ОСГОП необходимо всем «белым» перевозчикам. Все оформленные страховки ОСГОП вносятся в цифровые реестры с привязкой к конкретному автомобилю. Ответственность за виртуальную проверку ОСГОП несет Национальный союз страховщиков ответственности (НССО). Проверка доступна все желающим — для этого необходимо перейти на сайт НССО и пройти проверку ОСГОП по гос. номеру транспортного средства. Также после покупки полиса ОСГОП информация автоматически отправляется в реестр перевозчиков легковым такси.
Ответственными за ведение реестров такси являются региональные министерства транспорта (или департаменты). Договор необходимо заключать в отношении каждого автомобиля, внесенного в региональный реестр такси. Далее обратимся к нормативной базе, регламентирующей страхование ОСГОП. Основным нормативно-правовым актом для отрасли такси является закон №580-ФЗ. Он был принят 29 декабря 2022 года, но начал свое действие лишь 1 сентября 2023-го, легализовав и зарегулировав по сути сферу перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Далее 24 июня 2023 года был принят закон № 278-ФЗ, привнесший таксистам необходимость оформлять ОСГОП для такси. Указанный закон начал работать с 1 сентября 2024-го, предоставив таксистам 60-дневную отсрочку, чтобы таксопарки или сами водители могли купить полис и передать сведения о нем региональному органу исполнительной власти.
Принцип работы страховки для такси ОСГОП простыми фразами
Данные Банка России подсказывают, что частота страховых выплат по полисам для таксимобилей по результатам 2023 года превышает в 6.6 раза выплаты по иным полисам ОСАГО на легковые машины. Это означает, что введение страхования пассажиров не является бессмысленным и выплаты по ОСГОП могут компенсировать вред, полученный из-за аварии с участием такси. У обязательного страхования пассажиров есть и другая сторона, о которой редко задумываются даже сами покупатели страховок ОСГОП. Полис выступает защитой не только для пассажиров, но и для перевозчиков. Договор страхования жизни и здоровья пассажиров защищает имущественные интересы самих перевозчиков, когда в ходе ДТП или другого инцидента был причинен вред жизни или здоровью клиентов такси. В некой мере нововведение в виде страхования жизни пассажиров выгодно и самим бизнесменам в сфере перевозок. Вот как работает ОСГОП, внедренный в 2024 году. Представим, что произошло ДТП с пострадавшими. Ущерб в таком случае выплачивается страховой компанией, которая продала таксисту страховку пассажиров. При отсутствии ОСГОП сумма материального ущерба всецело легла бы на перевозчика. У последнего может не оказаться денежных средств, что чревато длительными судами и общением с судебными приставами. При наличии полиса пострадавшему остается лишь собрать пакет документов и обратиться в страховую. Сумма компенсации по страховке пассажиров такси определяется в зависимости от характера травм и определяется исходя из таблицы выплат.
Виды страховых случаев, суммы и порядок выплат по ОСГОП
Основное условие получения выплат — наличие актуального договора страхования пассажиров. По умолчанию договор заключается на один год. Перед посадкой в салон такси всерьез рекомендуется запомнить номера, а затем проверить наличие страховки по гос. номеру через сайт НССО. Если страховка имеется, то будут защищены люди, находившиеся на момент столкновения в салоне такси. Выплаты получат все и в обязательном порядке. Это произойдет, даже если в аварии виноват другой участник дорожного движения. По закону о страховании пассажиров размеры компенсации зависят от типа события:
- наступила смерть пассажира — 2 миллиона и 25 тысяч рублей (на ритуальные услуги);
- причинен вред здоровью пассажира — до 2 миллионов рублей в зависимости от степени повреждений;
- вред вещам пассажира — до 23 тысяч рублей с учетом стоимости вещей и характера повреждений.
Если авария закончилась для пассажира летальным исходом, то выгодоприобретателями по страхованию перевозки пассажиров становятся родственники погибшего. В остальных случаях за выплатой обращается сам пострадавший. За деньгами придется идти в страховую, в которой была застрахована ответственность перевозчика. Чтобы понять в какую компанию обращаться, необходимо провести проверку ОСГОП по гос. номеру. Регистрационный номер авто есть в протоколе об административном правонарушении и его достаточно легко найти. Предельных сроков по обращению нет, поскольку на требования, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, исковая давность не распространяется. Если обращение связано с поврежденными личными вещами, то подать документы в страховую необходимо в течение трех лет. Подобными сроками закон не балует страховщиков — они обязаны выплатить компенсацию в течение 30 дней с момента подачи пакета документов.
Кому нужен ОСГОП — категории лиц
Важно, что покупка ОСГОП для такси не интересна тем, кто работает в «серой» зоне без официального оформления. Самое интересное, что подпольные таксисты даже при желании не смогут купить страховку, равно как и получить штраф за отсутствие ОСГОП. Деятельность таких лиц будет подпадать под санкцию ст. 14.1.2 КоАП РФ. Обязанность по страхованию ответственности перевозчика пассажиров появляется лишь после получения разрешения на работу по перевозке легковым такси. Приобрести полис могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, также ОСГОП доступен самозанятым. Порядок действий таков:
- Лицо (ЮЛ, ИП, самозанятый) должен стать перевозчиком, то есть получить разрешение.
- Далее нужно выбрать любую страховую с лицензией и купить там полис.
- Уведомить местный минтранс о покупке ОСГОП.
Вот как внести ОСГОП в реестр. В течение 5 дней после покупки необходимо подать заявление о внесении сведений о покупке страховки в региональный реестр такси. Опция по внесению ОСГОП доступна на Госуслугах, также такая возможность доступна посетителям сайтов региональных исполнительных органов, ведущих соответствующий реестр. Оформляется каждое транспортное средство. Ответственность за покупку лежит на перевозчике, чье имя фигурирует в лицензии на такси. Иногда водители используют арендованное авто — в таком случае полис обязательного страхования перевозчиков пассажиров может купить сам водитель.
Кто регулирует цены на ОСГОП, сколько стоит страховка
Законодатели не скрывают, что стоимость ОСГОП будет транслироваться на пассажиров. В ходе предварительных слушаний представители Всероссийского союза страховщиков (ВСС) подсчитали, новый вид страхования сделает дороже каждую поездку на 52 копейки. Кроме того, представители страхового сообщества подсчитали, что в мегаполисах водители такси получают около 260 тысяч рублей в месяц и сумма в несколько тысяч рублей не будет считаться нагрузкой для них. В среднем цена ОСГОП для такси составляет 2.5-3.5 тысячи рублей. Покрытие единое — суммы выплат пострадавшим одинаковы на всей территории страны.
А вот стоимость ОСГОП для таксистов будет разной — она зависит от индивидуальных рисков. Тарифный коридор устанавливается Центробанком России. Ценовой разброс составляет от 1.3 тысяч до 5.4 тысяч рублей. При покупке стоит учесть, что владелец таксопарка или таксист может столкнуться с некими нюансами, поскольку законодательство принималось достаточно поспешно. К примеру, при продаже машины нельзя вернуть часть стоимости полиса — пока что механизм компенсации неиспользованной части полиса отсутствует. Краткосрочные полисы также пока что недоступны.
ОСГОП — штрафы и санкции для нарушителей
Может показаться, что штраф за отсутствие ОСГОП способен выписать любой дорожный инспектор ГАИ России. Это в корне не верно, поскольку штрафы за ОСГОП выносятся исключительно Ространснадзором. Это федеральная служба по надзору в сфере транспорта, которая занимается авиацией, морским, железнодорожным и наземным транспортом, а также дорожным хозяйством. Основные функции Ространснадзора — повышение безопасности функционирования транспорта и сопутствующей инфраструктуры, снижение вредного воздействия транспорта, готовность к устранению всевозможных аварий и ЧП. Начиная с 2024 года к списку функций добавилась и проверка страховки пассажиров. В рамках своих полномочий Ространснадзор может запрашивать документы на транспорт, изучать грузы и внутреннее пространство автомобилей. Итак, мы выяснили, что в реестр ОСГОП попадают исключительно перевозчики с разрешением на такси. При этом денежные штрафы для такси за ОСГОП в случае выявления нарушений окажутся для них не самой страшной мерой. Более строгая ответственность для перевозчиков пассажиров предусмотрена частью 2 статьи 4 278-ФЗ:
- временное приостановление действия разрешения на 30 календарных дней;
- полное аннулирование разрешения на перевозки, если в течение 30 дней сведения о номере купленного ОСГОП не будут направлены в уполномоченный орган.
Эти меры являются опциональными, сами правоприменители говорят об этих мерах, что их «реализация возможна уполномоченными органами». Во всех остальных случаях таксопарки и таксисты столкнутся со штрафами, которые предусмотрены статьей 11.31 КоАП РФ. Осуществление перевозок без полиса влечет наложение штрафа в размере:
- от 40000 до 50000 рублей на должностных лиц;
- от 500000 до 1000000 рублей на юридических лиц.
Отдельным пунктом выделено непредоставление информации о покупке ОСГОП, когда работники сферы такси забыли внести ОСГОП в единый реестр. В таком случае должностные лица заплатят от 1 до 3 тысяч рублей, а юридические — от 10 до 30 тысяч рублей. Ранее мы указывали, что законодательство по этому направлению является «сырым». Сами законотворцы признали, что штрафы разрабатывались под крупных перевозчиков. При распространении полисов ОСГОП на таксистов эти штрафы забыли отредактировать. На текущий момент серьезно рассматривается снижение штрафов. Ожидается, что в 2025 году в законы будут внесены изменения и самые крупные штрафы по страхованию гражданской ответственности перевозчиков пассажиров не будут превышать 40 тысяч рублей.
Подводя итоги
С одной стороны, можно сказать, что таксистов обложили новыми платежами. По итогу их затраты транслируются на пассажиров, которые уже давно недовольны стоимостью поездок на такси. С другой, в стране наблюдается старение парка автомобилей, которые итак являются бюджетными и не самыми безопасными. В некоторых случаях страховка пассажира при ДТП может действительно сработать, причитающаяся выплата действительно покроет затраты на лечение и возмещение материального вреда. Кроме того, пассажиры такси, как и пассажиры автобусов, в случае ДТП получат быстрые выплаты без лишних справок и документов. При логичном уменьшении предельных штрафов до 40 тысяч и ниже, эта мера окажется вполне жизнеспособной. На текущий момент законодательство, связанное с ОСГОП, является «сырым». В каком направлении будет двигаться отрасль — покажет время.