Один из крупнейших авторазборов России

Питбайк: нужны ли права на питбайк, со скольки можно кататься на питбайке. Штрафы и ДТП на питбайке

125 5 минут чтения
Раздел:Автоновости
Питбайк: нужны ли права на питбайк, со скольки можно кататься на питбайке. Штрафы и ДТП на питбайке

Юные школьники на питбайках заполонили улицы пригородных районов и небольших поселков. Иногда звуки питбайков раздаются прямо в центре города — таких нарушителей мгновенно отлавливают полицейские. С одной стороны, подростки приучаются к взрослой технике и на время забывают про интернет. С другой стороны, они часто нарушают законы на дорогах общего пользования, мешают другим участникам и лицом к лицу сталкиваются с суровым законом. Как быть, если ребенок грезит о покатушках на питбайке? Юристы разбора Гидрач.рф собрали всю информацию о минибайках в одном обзоре.

Что такое питбайк для подростка 

Вот почему питбайк называется именно так. Под питбайком подроазумевается отдельный вид мотоциклов с легкой рамой, которые изначально проектировались для передвижения по пересеченной местности. Первые образцы мотоциклов-питбайков создавались за рубежом в качестве рабочего транспорта для механиков. Когда машина гонщика ломалась, легкие байки добирались до места поломки по прямой через ямы, что экономило гонщикам ценные секунды (pit — яма и bike — велосипед). Кроме того, название легкой мототехники связано с пит-лейном — технической зоной для обслуживания гоночных авто и мототранспорта. Постепенно появились и pitbike-гонки, в России как отдельная дисциплина направление сформировалось в 2017 году. Все это привело к ажиотажному спросу на питбайки не среди взрослых, а среди подростков школьного возраста. Именно по этой причине дорогие питбайки все чаще попадают в ДТП — только за первые 6 месяц 2025-го было зафиксировано более 300 аварий, в которых погибли 10 детей.


Это важно: "Поездки доступны с любого возраста, однако делать это нужно вдали от цивилизации, либо на подготовленных закрытых треках".

Из-за этого родителям стоит понимать, что с точки зрения школьника детский питбайк является очередной игрушкой. Их интересует лишь графика на питбайк (яркие стикеры) и стант на питбайках — так подростки называют каскадерские трюки, которые нередко они пытаются выполнять без надзора взрослых. При этом юридически подкованные взрослые осознают, что питбайк вне зависимости от количества кубов является спортивным инвентарем, а не сертифицированным транспортным средством. Далее обратимся к характеристикам мотоциклов pitbike. Среднестатистический питбайк наделяется четырехтактным мотором на 125 кубов (реже — до 300 см куб). Мощность мотора составляет от 8 до 12 лошадок — поэтому питбайк может развивать вполне взрослую максимальную скорость до 100 километров в час. Масса байка составляет 60-80 килограммов, высота питбайка обычно не превышает 85 сантиметров. 

Чем питбайк отличается от эндуро и других мотоциклов

Далее постараемся понять чем отличаются питбайки и оценим их основные подвиды:

  • детские — маленькие байки с 10-12 дюймовыми колесами, идеальны для детей в возрасте от 5 до 10 лет;
  • подростковые — среднеразмерные питбайки от 10 лет с колесами более 12 дюймов;
  • универсальные — взрослые или подростковые мотоциклы для любительских катаний;
  • эндуро — большой питбайк для полного бездорожья, подготовлен для грязи и песка, отличается резиной с крупными грунтозацепами;
  • кроссовые — высокая посадка, вынесенная вперед вилка и жесткая подвеска, такая мото техника нужна на подготовленных трассах с ровными отрезками, а также трамплинами, горками и крутыми поворотами;
  • электрические — питбайки с электромотором и батареей.

От обычного мотоцикла питбайки и эндуро отличаются конструктивом, а также юридическим статусом, о котором мы поговорим в следующем разделе статьи.

Нужны ли права на питбайк — статус мототранспорта

Итак, мото питбайк — это компактный транспорт для бездорожья, тренировок и стантинга (трюков). Поэтому права на питбайк не нужны, поскольку с точки зрения законодательства он является спортивным инвентарем. Также в правовом поле питбайк существует без статуса транспортного средства. У него нет фар, повторителей и зеркал заднего вида. С таким скудным оснащением водитель не может следить за дорожной обстановкой, также мини-питбайк будет полностью невидимым для других участников движения. Также езда на питбайке подразумевает скорости до 100 километров в час, что делает его несовместимым с дорогами общего назначения. Поэтому питбайк на дороге стоит особняком, лучше отдать внимание питбайк-трекам или закрытым площадкам для тренировок. Кроме того, после покупки питбайка новый владелец получает лишь договор-купли продажи с сервисной книжкой. Из-за отсутствия ПТС данный тип техники не ставится на учет в ГАИ России и не может быть снабжен регистрационными знаками.


Следовательно, водительского удостоверения для управления маленькими мотоциклами не существует априори. Ездить на питбайках без прав можно лишь на закрытых и спортивных мотодромах. Передвижение по дорогам, обочинам или тротуарам строго воспрещено. Даже забирать питбайк из магазина или везти его до обособленного трека придется на транспорте с прицепом. Таким образом, желающий покататься на питбайке, выезжая на дороги общего пользования, автоматически будет причислен к нарушителям. При первом же контакте с инспекторами ГАИ России он с гарантией наткнется на санкции со стороны правоохранителей. Подобные запреты относятся и к другой внедорожной технике — например, к эндуро и кроссовым мотоциклам, которые не соответствуют нормам ПДД. Также стоит держать в уме, что новый питбайк почти нереально поставить на учет. Даже если оборудовать его всем необходимым, то траты на бюрократические препоны и экспертизы составят добрую половину от ценника байка. Некоторые производители выпускают модели с ПТС — на таком питбайке со светотехникой и документами точно можно ездить по городу.

Разбор ДТП на питбайке. Штрафы за питбайк на дорогах

Выбор надлежащего наказания будет полностью зависеть от инспекторов ГАИ России или даже решения судьи. Также после аварии на питбайке он может быть изъят как предмет административного правонарушения — возврат двухколесного транспорта окажется не самым простым занятием. Мы уже затронули тему аварий, поэтому плавно перейдем к главному вопросу. Если детский мотоцикл попадет в аварию, то на кого ляжет вина и кто будет возмещать ущерб? Представим следующую ситуацию. По дороге мчится питбайк для детей с неопытным водителем за рулем, который слабо знаком с ПДД и не имеет базовых навыков управления. Он влетает в автомобиль, пострадавший владелец машины тут же вызывает инспекторов ГАИ России. Статья 38 Конституции РФ обязала родителей отвечать за проступки несовершеннолетних. Если пассажиры мотоцикла или пострадавшие в машине получат тяжкие или смертельные повреждения, то родители начинающего питбайкера будут и вовсе привлечены к уголовной ответственности.


Если тяжких травм и смертей нет, то родители отделаются «административкой». Так же материалы будут направлены в подразделение МВД России по делам несовершеннолетних, где семья будет взята «на карандаш». Среднестатистический пострадавший от питбайка в России имеет лишь полис ОСАГО, который никак не защищает от подростков, которые мчатся на спортивном снаряде без какого-либо полиса. Поэтому взыскивать ущерб придется с родителей юного байкера в судебном порядке. При наличии КАСКО все будет гораздо проще. Страховая выплатит водителю машины компенсацию по КАСКО, а затем в порядке регресса взыщет указанную сумму и судебные расходы с тех же самых родителей. Теперь представим и обратную ситуацию. Подросток в юном возрасте решил покататься на питбайке. Он подготовил шлем для питбайка и даже неплохо освоил ПДД. Он решил отдохнуть на обочине. В этот момент из-за отсутствия фар на питбайке в него влетел пожилой пенсионер. Де юре ребенка не должно быть на дороге и доказать вину водителя автомобиля будет реально трудно. 

Это важно: «У подростка есть желание получить технику и скорее показать питбайк своим знакомым. Игнорировать его просьбы не нужно, но и идти на поводу также не стоит. Существует прокат питбайков. Не исключено, что после 2-3 выездов на такую площадку интерес ребенка с покупки питбайка переключится на другое увлечение».

Далее обратимся к штрафам за питбайк на дорогах общего пользования. По общему правилу административная ответственность в Российской Федерации наступает с 16 лет. За управление несовершеннолетний привлекается к административной ответственности по ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ за вождение без прав. При этом катание на питбайке станет последним, поскольку транспорт будет помещен на стоянку правоохранителей. В некоторых ситуациях один из родителей получает штраф в размере до 30 тысяч рублей за передачу управления транспортом лицу, которое не имеет права на управление. Если мальчик на питбайке оказался младше 16 лет, то материалы передаются правоохранителям для привлечения родителей по статье 5.35 КоАП РФ. Взрослые также могут получить штрафы. К примеру, в 2025-м практикуется наказание за повторное вождение лиц, которые ранее были лишены права на управление и решили пересесть на мотобайк. Кстати, грунтовые дорогие также причислены к общим, поэтому легальное управление питбайками возможно лишь на закрытых мотодромах и тренировочных базах. Доставлять транспорт туда лучше минивэном или в прицепе — тогда проблем с правоохранителями точно не будет. 


Подводя итоги

Вслед за электросамокатами питбайки стали новым трендом среди подростков. Аварийность двухколесного транспорта привлекла внимание правоохранителей в самых верхних эшелонах власти. Примерно до конца 2026 года подростковые байки получат более точную трактовку в законах, также появятся увеличенные штрафы за покатушки на общих дорогах. Поэтому приучаться к простым правилам нужно уже сейчас:

обязательно купите ребенку полную экипировку — шлем, перчатки и защиту позвоночника;

не перевозите пассажиров — легкий транспорт создан для мотоспорта, а не для перевозок;

обратитесь к аренде питбайков — несколько заездов могут утомить ребенка и его внимание переключится на другую отрасль;

по дорогам общего пользования байк нужно перевозить в прицепе или минивэне, ездить на питбайке дозволено вне ДОП или на специальных площадках;

в 2026-м новое явление будет полностью урегулировано законодательно, появятся новые штрафы и ограничения для питбайкеров.

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Эндоскопия двигателя: какой эндоскоп купить и как проверить двигатель самому

Эндоскопия двигателя: какой эндоскоп купить и как проверить двигатель самому

Еще совершенно недавно увидеть состояние двигателя внутри без полного разбора казалось невозможным з...

Как вернуть полисы ОСАГО и КАСКО: полная инструкция

Как вернуть полисы ОСАГО и КАСКО: полная инструкция

При покупке машины в автосалоне новый владелец сталкивается с принудительным страхованием КАСКО. Сре...

Компрессия в двигателе: показатели, измерение и последствия

Компрессия в двигателе: показатели, измерение и последствия

Каждый мотор, как и человек, обладает показателями здоровья. Практически 90-95% покупателей машин на...

Рамные внедорожники б/у — полный обзор рынка

Рамные внедорожники б/у — полный обзор рынка

Увы, но рамные внедорожники становятся вымирающим видом. Люди все больше тяготеют к мегаполисам, выб...

Турбина двигателя — как работает и стоит ли бояться ДВС с турбиной

Турбина двигателя — как работает и стоит ли бояться ДВС с турбиной

Частично иностранное слово «турбонаддув» начало тревожить слух российских водителей относительно нед...

Потеет фара. Устраняем запотевание оптики вместе с Гидрач.рф

Потеет фара. Устраняем запотевание оптики вместе с Гидрач.рф

На жидкость в фарах нужно реагировать сразу. Промедление окажется губительным для внутренностей опти...

Недорогие универсалы — 10 годных вариантов. Часть вторая

Недорогие универсалы — 10 годных вариантов. Часть вторая

Данный обзор — продолжение статьи про недорогие и живучие универсалы российского рынка. Перед вами е...

Как проверить скрученный пробег. Устанавливаем реальный пробег вместе с Гидрач.рф

Как проверить скрученный пробег. Устанавливаем реальный пробег вместе с Гидрач.рф

Любой автовладелец желает найти недорогой автомобиль со скромным и реальным пробегом. В нынешних усл...