Еще совершенно недавно увидеть состояние двигателя внутри без полного разбора казалось невозможным занятием. Засилье китайской техники сделало эндоскоп для машины предельно доступным. Теперь перед покупкой автомобиля или после нее можно провести проверку цилиндров двигателя за пару минут. Если вы уже задумались о диагностике эндоскопом, то новая статья окажется как никак кстати. Разборщики Гидрач.рф регулярно проверяют моторы при помощи камеры эндоскопа и теперь они готовы поделить своим опытом, связанным с выбором эндоскопа и изучением внутренностей ДВС.
Что такое эндоскоп. Основные возможности
Привычные волоконно-оптические гибкие камеры изобрели примерно 70 лет назад. Впервые проверка эндоскопом появилась в медицинской отрасли. Человечество всегда желало заглянуть внутрь своего тела, не прибегая к грубым инвазивным методикам. Итак, эндоскоп — это оптический прибор, состоящий из камеры, проводов и передатчика. Всего имеется два вида инструментов — медицинские и технические эндоскопы, созданные для осмотра скрытых полостей машин и оборудования (турбины, цилиндры, трубопроводы, ведение досмотров на таможне). Купленный автомобильный эндоскоп отбивается буквально за одно использование. Дополнительно он позволит осмотреть вентиляцию, трубы под плиткой в ванной, но главное назначение гибкого эндоскопа состоит в другом:
- цилиндропоршневая группа (ЦПГ) — эндоскоп позволяет посмотреть хон на стенках цилиндров, изучить ДВС на наличие задиров и нагара;
- катализатор — длина эндоскопа делает возможной оценку сот катализатора, они нередко превращаются в керамическую пыль или оплавляются, снижая пропускную способность выхлопа;
- впускной коллектор — диаметр эндоскопа позволяет проникать в заслонки впускного тракта с изменяемой геометрией;
- турбокомпрессор — эндоскоп для автомобиля незаменим при оценке состояния крыльчаток и клапанов перепуска;
- трансмиссия — даже дешевый USB-эндоскоп может пролезть в механизмы переключения и дифференциалы;
- прочие узлы и участки авто — поддоны, глушители, поиск утечек, оценка скрытых полостей кузова хорошим эндоскопом на наличие вмешательств кузовщиков.
Прямая проверка ДВС с участием гибкой камеры позволяет оценить хонинговочную сетку. Ее присутствие будет говорить о малом износе стенок цилиндров, что косвенно указывает на правдивость цифр на одометре. Также видеоэндоскоп даст возможность всецело изучить состояние авто и корректно прикинуть сумму предстоящих финансовых вливаний.
Как выбрать эндоскоп для двигателя. Основные критерии
Годный вариант для всех, кому камера нужна для разовой проверки двигателя — это аренда дельного эндоскопа. Буквально за пару тысяч рублей откроется возможность поработать с хорошим инструментом, а также сделать детальные снимки нагара внутри двигателя. Если у вас два автомобиля или большой фронт надвигающихся работ, то лучше купить автомобильный эндоскоп. Основная когорта подходящих для личного использования гаджетов доступна от 2 до 5 тысяч рублей. Более «упакованные» аналоги оцениваются в 10 тысяч (конечно, здесь нет речи о применении дешевых камер в условиях СТО). При подборе первоначально стоит отталкиваться от форм-фактора. На рынке есть 3 основных типа:
- эндоскоп для смартфона, подключающийся к разъему телефона — самые бюджетные камеры на рынке (обычно имеют низкое разрешение, не особо хорошо «лежат в руке»);
- беспроводной эндоскоп для осмотра автомобиля — топовый вариант для рукастого гаражника, на одном из концов камеры закреплен блок с батареей и приемником Wi-Fi для быстрого соединения;
- промышленный эндоскоп (монолитный корпус со встроенным дисплеем) — здесь важно учитывать, что дешевые эндоскопы не делают фото или видео, они лишь показывают в режиме реального времени и не имеют памяти для записи файлов.
Следующий по значимости параметр — жесткость кабеля эндоскопа. Слишком мягкие или сверхгибкие шнуры не годятся для осмотра двигателя эндоскопом. Среднестатистический «шнурок» должен держать заданную форму и угол для ведения манипуляций. В топе стоят «приспособы» с артикуляцией — это эндоскоп с поворотной камерой, где головка вращается на 360 градусов за счет рукояти-барашка на корпусе. Эти факторы в приоритете, но также стоит обратить взгляд на:
- разрешение не менее HD1200P — минимальные значения для внятной эндоскопии цилиндров;
- количество светодиодов у эндоскопа с подсветкой, в идеале уровень яркости подсветки должен регулироваться;
- влагозащищенность (наличие дополнительного колпачка на камеру), также в комплекте должны быть насадки вроде зеркала, крючка и магнитного захвата для манипуляций внутри двигателя автомобиля;
- фокусное расстояние — вдали от стенок камера автомобильного эндоскопа выдает достаточно размытую картинку, но при приближении к изучаемому объекту на 3-10 см камера начинает фокусироваться (эти значения отличаются для каждой модели).
Подключение эндоскопа, порядок осмотра двигателя камерой
Купленную камеру первоначально стоит подключить к смартфону. Вот как подключить дешевый китайский эндоскоп к телефону на Андроид. Скачайте из магазина приложение для камеры эндоскопа «USB Camera» и подключите шнурок к смартфону. Еще один вариант эндоскопа для телефона — беспроводная камера с Wi-Fi. Далее расскажем как подключить беспроводной эндоскоп к Андроиду или iOS. Для начала нужно скачать приложение, вбив в поиске магазина приложений «WiFi Check». Затем придется включить устройство и в смартфоне проверить доступные сети Wi-Fi — в списке появится нужная беспроводная камера. Остается лишь зайти в приложение для эндоскопа и начать им пользоваться. Вот что проверяется через автомобильный эндоскоп для двигателя.
Цилиндропоршневая группа. Ее состояние — один из главных показателей здоровья мотора, а также индикатор приближающегося капитального ремонта. Изначально стоит заглушить автомобиль и оставить его остывать на ночь. Таково устройство двигателя — если «убитые» маслосъемные колпачки пропускают масло, то к утру оно оставит следы на стенках цилиндра. Кроме того, осмотр эндоскопом помогает обнаружить задиры, царапины, а также оценить зоны перекладки поршня. Хонинговочная сетка является основным индикатором пробега и идеально сохраняется до 100 тысяч километров. После 250 тысяч километров пробега на стенках появляются вертикальные царапины. Также камера эндоскопа для автомобиля позволяет выявить недочеты, связанные с разрушением катализатора, характерные для корейских моделей от Hyundai-Kia.
Поршень. Здесь осмотр камерой для двигателя также ведется через свечные колодцы. Прежде всего, эндоскопия двигателя позволяет убедиться в целостности поршня. Отсутствие трещин и серьезных разрушений можно увидеть даже через бюджетную камеру, при этом для поиска микротрещин потребуется эндоскоп с высокой ценой. Внешнее состояние поршня говорит о корректности работы ДВС. В идеале поверхность будет чистой, на ней должны просматриваться заводские маркировки и даже QR-коды. Если головки сухие и не содержат следов нагара, то мотор работает нормально. Даже дешевый эндоскоп для Андроид позволяет найти дефекты. Например, масло внутри двигателя и нагар говорят о залегших кольцах (как быть, если кольца залегли — об этом мы писали в отдельном обзоре). Остатки топлива указывают на некорректную работу форсунок или системы зажигания. Ржавые следы и остатки антифриза могут указывать о пробое прокладки ГБЦ.
Клапаны. Здесь мы опять же заходим в приложение для эндоскопа в надежде увидеть что-то интересное. Дешевое устройство придется внедрять через отверстия для форсунок или через впускные отверстия ГБЦ после снятия коллектора. Так мы сможем увидеть лишь обратную сторону клапана и оценить степень образования нагара и его цвет. Именно поэтому для полного изучения ДВС нужен поворотный эндоскоп для двигателя. Если имеется камера с артикуляцией, то она стандартно вставляется в свечные отверстия и за счет врашения головка с камерой поднимается вверх на 180 градусов — отсюда и открывается вид на камеру сгорания двигателя. Сильный нагар, следы масла, геометрия седел — все это подскажет о надвигающейся смерти мотора. Кстати, свежее масло на клапанах после простоя будет говорить о задубевших сальниках клапанов. Ремонт будет дорогим, но жор масла уйдет с очень большой долей вероятности.
Форсунки и катализатор. На моторах с прямым впрыском камера для двигателя дает возможность оценить состояние инжекторов. Форсунки просто обязаны быть сухими. Покрытые маслом и копотью форсунки дают неравномерный распыл, что ведет к ухудшению динамики и повышению топливного аппетита. Для проверки катализатора эндоскопом придется купить специальную разрезную головку для лямбда-зондов. После выкручивания первого кислородного датчика открывается доступ к выпускному тракту, куда и внедряется камера для двигателя автомобиля. Структура сот катализатора должна быть геометрически правильной. Нужно смотреть не только на расстояние между сотами, но и на провалы в плоскости. Постепенно оплавленные соты смещаются в сторону выхлопной трубы на несколько миллиметров, образуя небольшую впадину. В любом случае эндоскоп может заснять видео, которое далее можно переслать экспертам.
Подводя итоги
Теперь вы в курсе как выбрать и подключить эндоскоп, а затем провести полноценную проверку двигателя автомобиля. Для новичков подойдет камера с ценой 2 до 5 тысяч рублей. Больше выкладывать не имеет смысла, поскольку слишком велика вероятность того, что после 1-2 осмотров камера будет отправлена пылиться на дальнюю полку. Больше возможностей даст камера для автомобиля с поворотной головкой — он оптимален для владельцев технически сложных автомобилей или собственных гаражных СТО. В любом случае, покупка эндоскопа для автомобиля окупается сразу после первого осмотра, также он позволяет найти поломки и устранить их еще до наступления полного разрушения деталей.