На жидкость в фарах нужно реагировать сразу. Промедление окажется губительным для внутренностей оптики. С чем связано появление конденсата в фарах? Ответ на вопрос подготовили специалисты разбора Гидрач.рф, изучившие на своем опыте конструктив не одной сотни фар и задних фонарей.
Запотевание фар изнутри. Физическая сторона процесса
После включения ближнего или дальнего света внутри фары активируются электронные блоки и начинает работать сам источник светового излучения. Обычно им становится галогенная, ксеноновая или светодиодная лампа. Постепенно оптика изнутри прогревается, в закрытом объеме нарастают давление и температура. Оптика могла бы треснуть или оплавиться, если бы в нее не были предусмотрительно вмонтированы сапуны — небольшие вентиляционные каналы. Они отвечают за нормализацию давления и влажности внутри оптического элемента. На этом моменте мы подходим к важному выводу — любая блок-фара по умолчанию не является всецело герметичной. Специальные клапаны работают непрерывно, посредством их происходит газообмен.
После выключения света оптика начинает охлаждаться. Давление снижается, клапаны начинают засасывать внутрь уличный охлажденный воздух. В весенне-осенние периоды воздух является прохладным и влажным — на внутренних поверхностях стекол сразу появляется конденсат. При нормальном функционировании оптики запотевание фар должно проходить в течение 30 минут. Пугаться воды в фаре не стоит. Капли в корпусе не влияют на световой поток, он формируется линзой или рефлектором. Покровное стекло у свежих машин выполняется гладким и не играет роли оптического элемента. Также внутренние хромированные детали и электроразъемы частично защищены от излишней влаги. Иногда же внутри появляется лужа с соответствующей ватерлинией — этот факт можно считать красной чертой. В таком случае фара становится аквариумом, а причина этого кроется явно не в вентиляционных клапанах.
Причины отпотевания — почему фары потеют изнутри
Чтобы понять, почему потеет фара изнутри и что с этим делать, нужно понять каково ее устройство. Еще 20 или 30 лет тому назад стекла автомобильной оптики выполнялись из прочного стекла. Это стекло прижималось к корпусу скобами, между ними вставлялась самая простая резиновая прокладка. Такие запчасти не бились в легких авариях, не особо страдали от влаги, были ремонтопригодными и предельно долговечными. Автопроизводители не преминули и быстро объявили их травмоопасными. Сейчас производители компонентов перешли на другую схему. Корпус из дешевого пластика получает рефлектор, линзу, лазерный или матричный модуль, туда же входят электронные блоки с проводкой. Все это накрывается тонким прозрачным пластиком, которое теперь мы по привычке называем стеклом. Само стекло вклеивается на бутилкаучуковый или аналогичный герметик. Теперь любая авария или влага в фаре могут привести к замене всей детали — именно это и нужно производителям. Технология вентиляции тоже едина — в конструкцию внедряются вытяжные и приточные каналы. Пропускная способность их невелика, поэтому даже исправная фара может кратковременно отпотеть. Кроме физики и заводских «болячек» машины в дело могут вклиниться и поломки. Фары и фонари потеют по причине проявление дефектов.
Плохое прилегание задних крышек. Позади корпуса располагаются крышки (колпачки, лючки), созданные для обслуживания оптики и замены ламп. Такие крышки оснащаются резиновыми прокладками, предотвращающими попадание внутрь пыли и все той же влаги. Старые резинки могут просесть или потрескаться, иногда у крышек ломаются удерживающие лапки. Как следствие — нарушение герметичности фары. Алгоритм ремонта прост. Меняем уплотнения или находим аналогичные крышки от такой же машины, но со скромным пробегом.
Растрескивание герметика в фаре. В непрозрачной части корпуса производителем предусматривается паз для укладки герметика. С течением времени он теряет свойства и дубеет. Также его укладка является неравномерной и встречается заводской брак, поэтому не все герметики обеспечивают нормальную влагоизоляцию. Даже через небольшие пустоты в фары попадает вода. Особенно от этого страдают дешевые азиатские аналоги и противотуманки.
Механические повреждения корпуса. Иногда на стекле или корпусе оптики проявляются незначительные трещины. Причины появления просты — перепады температур, деградация пластика или легкие прегрешения прошлых собственников. Сквозь трещины понемногу проникает влага, но даже с этим можно бороться.
Засорение вентиляционных клапанов. В подкапотное пространство некоторых машин активно проникает грязь. Также на подержанных машинах встречается битая и кустарно восстановленная оптика. Если говорить проще, то искать нужно забитые, неисправные или даже повернутые не в ту сторону клапаны. Чаще всего причина запотевания фар кроется именно в них.
Погодные условия, влажность после мойки. Нормальная температура внутри работающей оптики составляет 45-50 градусов по Цельсию. Перепады температур и внешние факторы вроде снегопадов или ливней также влияют на процесс конденсации влаги. Если туман не превращается в лужу внутри оптического элемента и рассеивается в течение получаса, то ремонтировать оптику не придется.
Конструктивные просчеты. У многих машин потеют задние фонари, нередко потеют и передние фары. Порой избавиться от этого практически невозможно в силу просчетов при создании этой конструкции. Дилеры часто не реагируют на такие жалобы. По итогу владельцам приходится искать способы как убрать запотевание фары без снятия, чтобы не лишиться гарантии.
Последствия тюнинга или ремонта. Практика разбора показывает, что владельцы внедряют лампы, не соответствующие по маркировке источника света. Это ведет к нарушению температурного режима с учетом которого просчитывалась вентиляция. Также имеет место тюнинг оптики с установкой линз и масок, окрашиванием рефлекторов и врезанием проводки через резиновые колпачки. Иногда просто производится замена стекла или ремонт отражателя через сервис, где не соблюдаются технологии ремонта. После кустарных манипуляций проблема с отпотеванием проявится предельно быстро.
Как ранее указывалось, официальные дилеры не признают воду в заднем фонаре или нечто подобное гарантийным случаем, если влага испаряется через несколько часов. Даже новые фонари могут запотеть и это считается нормой. Но если капли так и не исчезают, то стоит починить оптику своими руками или обратиться на СТО. Электрохимическая коррозия разрушает все на своем пути. Короткое замыкание может вывести из строя блок предохранителей или ЭБУ, что обернется несоизмеримыми убытками.
Как убрать запотевание фары без разбора. Просушка своими руками
Если через 30 минут или даже несколько часов конденсат не покинул внутренности фары, то придется ее хорошенько просушить. Для этого есть несколько проверенных решений. Если машина относительно новая и запотевание фары автомобиля было разовой акцией, то с ним неплохо справится обычный бытовой фен. Воздух не должен быть раскаленным, в противном случае бутилкаучуковый герметик может «поплыть» и герметичность оптики будет нарушена окончательно. Если будет применяться строительный фен, то он должен иметь ступенчатую регулировку температуры. Выберите низкую или среднюю температуру, снимите вентиляционные клапаны и заднюю крышку и поднесите включенный фен. Также можно использовать компрессор со сжатым воздухом, выбрав безопасное для оптики давление.
Дополнительно для устранения запотевания фар используется влагопоглатитель на основе силикагеля. Бумажные пакетики с силикагелем, продающиеся вместе с обувью, не подойдут. Нужен более крупный пакет из хлопка, который лучше всего заполнить индикаторным силикагелем, меняющим свой цвет после вбирания влаги. Нужно открыть заднюю крышку и положить в каждую по такому пакетику. Если запотевание передних или задних фар является длящимся, то пакетики придется периодически обновлять. Еще один вариант — пассивная просушка. Делать это лучше в жару, для просушки достаточно снять колпак с оптики и оставить машину в таком состоянии на денек-другой. При отсутствии гаража или в холодную погоду стоит открыть крышку и включить ближний свет на 15-20 минут. В обоих случаях конденсат должен достаточно быстро покинуть корпус оптического элемента.
Потеют передние фары — самостоятельный поиск негерметичного участка
Если вода в передних или задних фарах периодически появляется и полумеры не помогают, то нужно перейти к решительным действиям. Вновь просушите фару и перейдите к самостоятельной диагностике согласно такому алгоритму:
- Сделайте осмотр корпуса. Скорее всего, вы обнаружите причину отпотевания фар без снятия детали. Постарайтесь отыскать скрытые повреждения или компактные трещинки на корпусе или стекле. Иногда они скрываются под сломанными пластиковыми кроштейнами. Любая деформация ведет к проникновению воды внутрь.
- Оцените плотность прилегания лючка. Не исключено, что после замены ламп лючок был установлен некорректно. Также некоторые лючки получают прокладки, которые могут продавиться от времени.
- Источник проблемы не найден — демонтируйте оптику. Вероятно, дефекты скрыты от глаз и находятся снизу. Из подкапотного пространства невозможно оценить состояние всего корпуса в силу плотной компоновки в отсеке. Также на снятой оптике проще обслуживать вентиляционные клапаны. Если они забились грязью, то нужно просто промыть их. Также внутри клапана имеется поролон, который раскрашивается или забивается пылью. Его нужно заменить. В некоторых машинах подобраться к вентиляции можно и без снятия блок-фары.
- Если устранить запотевание фар не получается, то нужно демонтировать их ради проверки герметичности и восстановления непроницаемости стыков.
Все существует два вменяемых метода проверки герметичности. Для реализации первого потребуется насос или компрессор с продувочным пистолетом. Одно вентиляционное отверстие придется заглушить, а через второе подать воздух. Давление должно быть относительно скромным. Накачивайте фару воздухом пока не услышите, как воздух просачивается через трещину или паз с усохшим герметиком. Для второго способа потребуется бутыль дистиллированной воды. Уберите лампу и прочую электронику из фары. Промойте ее с пеной, чтобы убрать загрязнения. Далее залейте дистиллированную воду — после высыхания она не оставляет разводов на стеклах и отражателях. Переверните элемент пластиковым стеклом вниз, чтобы найти стык, через который будет капать вода. В месте протечки сделайте пометку маркером, затем слейте воду и просушите деталь.
Что будет, если не чинить потеющую фару автомобиля
Небольшие капли практически не влияют на состояние оптики. Выше мы выяснили, что гладкое покровное стекло нельзя считать оптическим элементом и капли на внутренней стороне не влияют на световой пучок. Поэтому не нужно бояться, что потеющая фара или противотуманка начнут ослеплять встречку. У деталей есть запас прочности и по умолчанию они частично защищены от влаги. Также нужно понимать, что вмешательство в конструкцию при ремонте не должно носить глобальный характер. Ее элементы рассчитаны под определенную температуру, заданный цоколь, также просчитана и конструкция вентиляции. Но и без внимания этот вопрос оставлять нельзя, иначе можно столкнуться с такими последствиями:
- ухудшение видимости — постепенно линза или рефлектор начнут мутнеть и деградировать от влаги, что непременно скажется на силе светового потока;
- коррозия стальных элементов — защелки, отражатели и крепеж обязательно заржавеют, что скажется на ремонтопригодности (при этом внутренние детали для оптики практически невозможно найти в свободной продаже);
- выход из строя электрики — дорогостоящие электронные блоки выйдут из строя одними из первых, вода быстро собирается на платах и разрушает их;
- снижение ресурса ламп — они будут работать в некорректном температурном режиме, также лампы любого типа не любят влажность, которая плохо сказывается на их ресурсе.
Внешний вид автомобиля, фара которого потеет изнутри, также ухудшается. При продаже покупатель быстро поймет, что машине уделяли мало внимания и поспешит покинуть место сделки. Старая оптика с зеленым налетом внутри плохо освещает дорожное покрытие, что в теории может привести к возникновению аварийных ситуаций. Затягивание закончится дорогим ремонтом, поскольку новая оптика в условиях санкций становится весьма недешевой.
Потеет фара — как устранить самостоятельно
Вот как убрать влагу из фары. Все ремонтные работы можно произвести самостоятельно. Достаточно запастить бутилкаучуковым герметиком, силиконовым герметиком, пластиковыми лопатками, обезжиривателем и влажными салфетками. Помогут также ролики из сети, на которых блогеры показывают, как устранить запотевание фар с их полным разбором. В идеале нужно переуплотнить оптику. Для этого потребуется строительный фен с регулировкой температуры. Деталь прогревается горячим воздухом, затем в паз вставляется пластиковая лопатка, после чего производится разбор. Паз вычищается от старого герметика, на его место из рулона укладывается новый бутилкаучуковый герметик. Далее он нагревается, стекло накладывается на корпус. Также ремонт можно произвести по упрощенной схеме:
- очистите, обезжирьте поверхность при помощи растворителя с ветошью;
- нанесите спец. клей для пластика или силиконовый герметик на трещину, тщательно заполните ее и равномерно распределите герметик по поверхности;
- дождитесь полного высыхания, обычно для этого требуется не более 24 часов, увеличить скорость высыхания можно при помощи повышения температуры среды;
- снова проведите проверку гермечитности, чтобы убедиться, что воздух не просачивается;
- внедрите запчасть на место.
Вот несколько лайфхаков, которые подскажут как избавиться от запотевания фар посредством профилактики. Выключайте оптику перед въездом в моечные боксы— горячие элементы остынут до температуры окружающей среды, что предотвратит конденсацию влаги внутри. Купите несколько пакетиков с силикагелем. Их можно положить внутрь после сильных ливней или форсирования крупных луж, когда происходит спонтанное отпотевание. Несложные процедуры позволят продлить жизнь фонарей машины.
Подводя итоги
Теперь вы точно в курсе почему потеют фары. В конце статьи разместим рекомендации от специалистов Гидрач.рф, которых стоит придерживаться:
- если в корпусе есть трещина, реже посещайте автомойки, постарайтесь починить оптику до того, как она придет в полную негодность от влаги;
- не стоит мыть подкапотное пространство слишком часто, по возможности оберните уплотнители проводки и сапуны пластиковой пленкой;
- перед заездом в гараж или на мойку выключайте оптику — совет актуален в зимнее время, когда имеют место температурные перепады;
- если через несколько часов нужно ехать — оставьте машину на улице, не загоняя в теплый гараж, избегайте частых перепадов температур;
- периодически осматривайте вентиляционные каналы, убирайте оттуда грязь;
- изредка даже автозаводы кладут внутрь гранулы силикагеля, это можно сделать и своими руками — просто положите вещество в мешочки и закрепите их внутри корпуса.
Теперь у вас в руках есть полный алгоритм по устранению запотеваний и превентивному их устранению. Все это можно сделать своими руками, если разобраться с причинами. Посещать автосервис для диагностики не обязательно. Вот что делать, если потеет фара. Обязательно загляните на сайт Гидрач.рф. Только здесь есть бюджетные оригинальные фары, а также ремонтные наборы из подбитых фар, в которых содержатся ценные детали для восстановления оптики.