Один из крупнейших авторазборов России

Свап двигателя: все, что нужно знать перед заменой

108 7 минут чтения
Раздел:Автоновости
Свап двигателя: все, что нужно знать перед заменой

В нашу речь пришло слово «свап» или «swap» и прочно укоренилось в среде автолюбителей. В переводе на русский swap означает обмен или замену. Однако без контекста сложно понять, о чем же идет речь. По умолчанию под свапом понимается замена двигателя в автомобиле. В языке даже появились жаргонные выражения — свапнутый автомобиль или свапнуть мотор. Чуть реже слово свап увязывается с заменой трансмиссии или с установкой полного привода. В любом случае под этим делом скрывается сложный и многоплановый ремонт авто. Расскажем для чего нужен свап, каким он бывает и с какими проблемами можно встретиться на данном пути.

Что значит свап — отличия от ремонта и тюнинга

Конечно, можно сказать, что в русский язык пришло очередное заимствованное слово, которое произносится бездумно. Такое рассуждение будет справедливым, но лишь от части. Под свапом мотора понимается замена ДВС зачастую вместе с навесным оборудование. Чаще всего процедура связана с внесением изменений в конструкцию, а также изменением мощностных характеристик автомобиля. Если старый двигатель поломался, то замена его на аналогичный агрегат с такими же характеристиками не может считаться свапом ДВС. А вот замена мотора на более производительный, переход с МКПП на автомат (или наоборот), внедрение полного привода — все это подходит под определение свапа. Также стоит разграничить изучаемое понятие с ремонтом и тюнингом.


К примеру, во время ремонта головка ДВС будет отстыковываться от блока, также специалисты будут вести восстановительные процедуры вроде шлифовки плоскости ГБЦ или хонингования стенок цилиндров. При внедрении свап-комплекта берутся контрактные или заведомо исправные запчасти, которые обычно не вскрываются и ставятся на авто «как есть». Еще один сопредельный термин — тюнинг. В среде водителей под тюнингом понимается улучшение отдельно взятого узла за счет изменения его конструктивных параметров (установка иных шестерен в МКПП, замена валов ГБЦ). Теперь вы в курсе что такое свапинг — эта категория живет лишь в голове владельцев, а все рамки и границы являются условными.

Для чего нужен свап, его разновидности

Не всегда замена агрегатов связана с поломками. Например, поставить свап желают те, кому нужно улучшить динамику автомобиля, увеличить тягу с низов или поднять крутящий момент для перевозки грузов. Еще один алгоритм переделки авто можно назвать словосочетанием «вторая жизнь». Владелец ездил на базовой модели, имеющей большой пробег, а износ почти всех основных агрегатов превысил разумные пределы. Далее принимается решение о полной «ревизии», авто отправляется на свап, где ему меняют мотор, коробку, проводку, а также навесное оборудование. Примерно то же самое происходит со старыми ГАЗелями и маршрутками-иномарками. Нередко к свапу под ключ прибегают владельцы дизельного транспорта, когда износ топливной аппаратуры и самого мотора подходит к критическим отметкам. Вместо «капиталки» свапнутая машина — вариант не самый плохой, особенно с учетом цен на запчасти для ДВС. На самом деле причины для модернизации автомобиля бывают различными. Все варианты установки свап-комплектов можно поделить на несколько групп.

Установка «родственного» мотора. Одна и та же модель автомобиля могла поставляться в Россию с очень схожими моторами, которые отличались лишь объемом. К примеру, Lancer X шел с силовыми установками 4A91 и 4A92 — второй ДВС появился позднее, он считается более ресурсным. Знакомый всем Opel Astra H можно запросто перевести с Z16XER на Z18XER и таких примеров не счесть. Главное здесь — выбирать мотор из одной продуктовой линейки, чтобы обойтись минимальными вложениями. Иногда можно оставить подушки, коллекторы, катушки, ЭБУ и КПП — все это существенно снижает трудовременные затраты, а также расходы. 

Установка мотора от своей модели, но из другой линейки. В качестве примера рассмотрим свап Тойоты. Модель Mark II в кузове X90 могла поставляться с множеством моторов. Спустя 30 лет основным критерием покупки является живой кузов. Допустим, что человеку удалось найти живую машину с младшим мотором 4S-FE. Затем производится свап на 1JZ-GTE, который тянет за собой целый ряд перемен в конструкции ТС. Доработка подрамников, выхлопа, замена АКПП, свап проводки мозгов и так далее. Сложнее окажется лишь следующая задача.


Переход на принципиальной иной ДВС. Теперь изучим небезызвестный свап на ГАЗель. Старенькие моторы ЗМЗ не радуют динамикой, груженая ГАЗель также чувствует себя неуверенно. На помощь приходит свап на 3UZ-FE. Мотор от Celsior, Crown и Soarer обладает «паравозной» тягой, он отличается стабильной работой и вкупе с автоматической коробкой может сотворить настоящее чудо. 

Турбо-свап. Некоторые двигатели получают турбированные версии, которые штатно устанавливаются на ту же модель, но в старших исполнениях. В таком случае покупается турбированный мотор или отдельные элементы для турбирования существующего ДВС. Судя по отзывам, такое направления для свапа сейчас процветает. 

Переход на ДВС с другим видом топлива. Старые дизельные моторы еще при жизни являются настоящей головной болью. Высокий расход дизельного топлива, отсутствие турбины и сколь-нибудь ощутимой динамики. Обычно дизельные машины из-за хорошего крутящего момента эксплуатируются на износ на стройках, в доставке, прочих подспудных делах. Ремонт изношенных дизелей оказывается нецелесообразным, что за собой влечет swap двигателя на бензиновый ДВС с электронным впрыском и продвинутыми параметрами. 

Замена трансмиссии (свап механики или АКПП). Переход на механику интересует тех, кто желает стартовать быстрее, держать авто под контролем и предельно точно управлять тягой. Существует обратный процесс — свап на АКПП. Практически любую ходовую иномарку можно перевести на автомат, что облегчит городскую эксплуатацию. То же самое можно сказать и про коммерческий транспорт, где автомат упростит жизнь водителя. Еще один вариант — уход от проблемной трансмиссии. Владельцы «вариаторных» Ниссанов считают свап на автомат одним из лучших событий в своей водительской карьере.

Установка системы полного привода. Иногда в автомобиле нравится все, кроме моноприводного исполнения. В таком случае делается свап полного привода, когда к задней части кузова привариваются точки крепления, а затем крепятся подрамник, редуктор, привода и карданный вал. Конечно, создание тоннеля в полу является трудоемким занятием, но порой свапнутый двигатель просто требует полного привода.  

Что требуется для полного свапа

Данный раздел будет посвящен списку деталей, которые придется установить во время свапа. Оказывается, что процесс может затянуться на несколько месяцев, поскольку заранее все предусмотреть невозможно. Некорректная распиновка фишек, неподходящие шланги иного диаметра, другая прошивка в ЭБУ — впасть в ступор можно на любом из этапов переделки. Итак, при глобальных переменах лучше купить «донора» — так называют машину, с которой будут сниматься недостающие части и даже элементы кузова. Покупка донора может оказаться разумнее покупки нужных запчастей в розницу по отдельности. И все равно работа может застопориться из-за какой-нибудь мелочи. Поэтому начать стоит с изучения спецификаций и комплектаций машин, которые станут донором и реципиентом деталей. Стоит скачать каталоги и электросхемы для изучаемых моделей и комплектаций. Это позволит составить точный список деталей, понять распиновку разъемов и объем переделок. Вот на что стоит обратить взгляд:


  1. Проводка ДВС и АКПП. Жгуты проводов для машин на МКПП и автомате всегда отличаются по числу и типу разъемов, новички в этом деле могут не заметить разницы в так называемых «косах». Моторы с иным объемом или иные КПП после свапа требуют собственных блоков управления. Порой эти блоки нужно «прописывать» дилерскими сканерами, менять в них прошивки — в этом деле не обойтись без «спецов».
  2. Впуск и выпуск. Часто при переходе на более мощный ДВС требуется замена впускных и выпускных коллекторов, отличающихся по размерам и конструкции. Отличатся могут корпуса воздушных фильтров, патрубки, дроссельные заслонки. Последние походят друг на друга как одна, но на практике их диаметр прямо пропорционален объему мотора. Про выхлоп также не стоит забывать.
  3. Питание и зажигание. Осмотрите топливные рампы, форсунки, разъемы топливопроводов, а также катушки зажигания — некоторые детали придется заменить. Порой любителям переделок придется добраться до бака, топливного насоса и даже топливных магистралей.
  4. Опоры ДВС и КПП. Стоит перепроверить основные точки крепления узлов и агрегатов. Нередко требуются иные подушки, кронштейны и опоры.
  5. КПП и сопутствующие детали. При замене мотора нередко требуется свап коробки, которая могла бы раскрыть потенциал нового ДВС. Стоит учесть, что количество шлицов у приводов может различаться. Замена приводов влечет за собой установку подходящих ступиц. Обратите внимание на тросы КПП, кулису (селектор), а также на типоразмер маховика, стартера, корзины, диска сцепления. Нередко досаждают мелочи вроде трубок на цилиндр гидровыжима — изучить подробное строение систем сцепления можно в одной из наших статей
  6. Элементы кузова и свап тормозов. Вы уже поняли, что недостаточно лишь купить свап, в этом деле придется пораскинуть мозгами. В ходе переделки быстро выясняется, что две визуально одинаковых машины могут быть абсолютно разными внутри. «Заряженные» версии получают усиленный кузов, другие более прочные элементы. Кузов наделяется элементами жесткости — перемычки между стаканами, усилители лонжеронов, распорки рычагов и так далее. Спортивные версии будут не только быстрее, но и тяжелее. По этой причине они снабжаются усиленными тормозами, сдвоенными рычагами подвески, толстыми поперечными стабилизаторами, крупными вакуумными усилителями и главными цилиндрами тормозов. Необдуманный свап форсированного мотора и коробки без установки сопутствующих компонентов — одна из ошибок, потенциально приводящих к трагедиям на дороге. 

Если говорить совсем честно, то учесть все мелочи невозможно. Нужно лишь решиться на свапинг и начать продвигаться по этому пути. Однако движение должно быть осмысленным, ведь основные моменты можно предусмотреть заранее, изучив опыт других автовладельцев. Также на выходе получится уникальная комплектация — свапнутый авто окажется единственным в таком исполнении. Такая конфигурация может серьезно озадачить последующего владельца. После модернизации запчасти придется подбирать не по каталогам, да и мастера СТО могут изрядно удивиться новому «конфигу». Не стоит забывать про финансовую подоплеку. Практика подсказывает, что к концу свапа его цена оказывается больше запланированной на 10-15% (а то и более). Сюда же закладываются расходники вроде новых сальников, прокладок, свечей, масел и прочих технических жидкостей. 

Переоформление свапа в ГАИ России

Мы уже выяснили, что классический свап связан с изменением основных параметров автомобиля. Сейчас все любители доработок связаны по рукам и ногам нормативами и законами, ведь практически любое внесение изменений в конструкцию ТС делает его «непродаваемым». Избежать бюрократии можно лишь в нескольких случаях — при сохранении заводской модели блока ДВС или при замене коробки на другую с идентичным способом переключения. Во всех остальных регистрационные действия в ГАИ России окажутся затруднены, поскольку изменены модель ДВС (определяется по первым символам на блоке), а также технические характеристики — мощность, объем двигателя, крутящий момент, наличие турбины и так далее. Всего существуют три юридических аспекта, которые нужно знать тем, кто решился на модификацию ТС:


  • внедрение отличных от заводских деталей считается внесением изменений в конструктив ТС;
  • мощность ДВС и его объем являются регистрационными значениями, которые прописываются в СОР и ПТС, также они влияют на размер транспортного налога;
  • любой выезд на таком авто на дороги общественного пользования инспекторами будет расцениваться как административное правонарушение.

Если модель блока поменялась, вместо АКПП установлен свап-комплект МКПП или внедрен полный привод, то все эти доработки придется прописать в ПТС. Для узаконивания изменений придется получить разрешение в ГАИ России, пройти лабораторные испытания, получить их результаты, а затем вновь пройти осмотр в регистрационном подразделении ГАИ России. Весь этот нелегкий процесс описан в нашей статье про замену ДВС. Теперь вы представляете что значит свап и какие он трудности тянет он за собой.

Подводные камни свапинга

Даже лучший свап может оказаться сделанным с огрехами, которые скрывают в себе далеко идущие последствия. Перед шагом в неизвестность взвесьте все «за» и «против». Не исключено, что начать стоит с прошивки, установки валов и турбины. Если этого мало, что лучше перейти к глубоким доработкам, учитывая такие моменты:


  1. Свапнутый ДВС с повышенной мощностью будет требовать больше технических жидкостей, расходников. Вся процедура в целом также будет недешевой, в ходе ремонта его ценник может кратно вырасти.
  2. Стоит подбирать лишь те детали, что ставились на вашу модель штатно — все они прописаны в одобрении типа ТС (ОТТС). Тяжелый V8 на легком хэтчбеке ведет к сложностям с развесовкой и управляемостью, металл лонжеронов будет трескаться от усталостных факторов. 
  3. Присутствует высокая вероятность технических нестыковок. Появляются сложности с поиском запчастей, которые обычно откуда-то заказываются. В итоге машина «встает на прикол» на несколько месяцев.
  4. Некоторые операции окажутся трудоемкими. Работники СТО часто не обладают нужными навыками, хотя по началу с радостью берутся за любые передлки — трудности с поиском сервисменов являются извечными. 
  5. Дополнительные расходы на покупку ПО, сканеров для адаптации трансмиссии или перепрошивку блоков. Иногда требуется редкий, дорогой софт. 
  6. Сложности с постановкой автомобиля на учет, легализацией новых узлов.

С другой стороны, владелец может неплохо сэкономить время, отказавшись от «капиталки». Популярные схемы переделки реализуются в сервисах под ключ и по времени занимают не больше суток. Автолюбитель получает свежие агрегаты с хорошим запасом ресурсом, а главное — хорошую динамику и чувство удовлетворенности после окончания свапа ДВС или МКПП. 

Подводя итоги

Если прочтение статьи не отбило желания совершить что-то подобное, то для начала рекомендуется найти все необходимые запчасти и озадачиться поиском специалистов или получением необходимых знаний. Нередко подобное заканчивается «стройкой века» и зря потраченными деньгами. Машина может поехать совсем не так, как этого от нее ждали. Внедрение «кастомных» деталей порой помогает сэкономить, но такой уровень доступен лишь продвинутым технарям. Конечно, стоит не забывать о хороших автомобильных разборках вроде Гидрач.рф, где есть все необходимое для свапинга. Снятые с автомобиля ненужные запчасти также можно продать, отбив часть своих затрат.

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Все об антикоре автомобиля: материалы, способы, инструкция и отзывы

Все об антикоре автомобиля: материалы, способы, инструкция и отзывы

Санкции сильно ударили по автовладельцам. Последние исследования статистических агентств показали, ч...

За сколько можно сдать машину в разбор?

За сколько можно сдать машину в разбор?

По тем или иным причинам машины становятся невостребованными. Поломки, аварии, переход по наследству...

Как не спать за рулем — 10 лайфхаков от Гидрач.рф

Как не спать за рулем — 10 лайфхаков от Гидрач.рф

Каждую ночь лучше проводить в кровати и высыпаться — подобные советы звучат идеально, но на практике...

Как проверить скрученный пробег. Устанавливаем реальный пробег вместе с Гидрач.рф

Как проверить скрученный пробег. Устанавливаем реальный пробег вместе с Гидрач.рф

Любой автовладелец желает найти недорогой автомобиль со скромным и реальным пробегом. В нынешних усл...

КБМ — что это такое в страховании? Делаем ОСАГО дешевле через восстановление КБМ

КБМ — что это такое в страховании? Делаем ОСАГО дешевле через восстановление КБМ

В российском страховом праве присутствует показатель безаварийного вождения, который получил названи...

Льготное автокредитование. Как взять кредит с господдержкой — условия, банки, модели машин

Льготное автокредитование. Как взять кредит с господдержкой — условия, банки, модели машин

Средневзвешенная цена новой машины в 2024-м перевалила за 3 миллиона рублей. Возросший утильсбор так...

Можно ли устанавливать фаркоп в 2024-м? Все о ТСУ в правовом обзоре от Гидрач.рф

Можно ли устанавливать фаркоп в 2024-м? Все о ТСУ в правовом обзоре от Гидрач.рф

На виртуальных площадках до сих пор не угасают споры по поводу регистрации фаркопов в ГИБДД России. ...

Новая страховка ОСАГО на 1 день. Стоит ли брать?

Новая страховка ОСАГО на 1 день. Стоит ли брать?

В России появился новый термин — «краткосрочный договор обязательного страхования». В СМИ такие поли...