Один из крупнейших авторазборов России

ДТП во дворе — кто виноват и что делать

909 11 минут чтения
Раздел:Автоновости
ДТП во дворе — кто виноват и что делать

Чаще автоаварии происходят на обычных дорогах. Гораздо реже ДТП случаются во дворах. Попадая в нелепую аварию на ровном месте, люди впадают в настоящий ступор. Они начинают махать руками, вступают в непродуктивные споры и усердно обличают потенциального виновника ДТП во дворе. Нервозность участников приводит к тому, что авария во дворе оформляется некорректно и пострадавшая сторона остается без выплат. Все, что нужно знать о ДТП во дворе дома собрано в данной статье. 

Место ДТП или чем отличается двор от дороги

Если машина застрахована по КАСКО, то можно принять данную информацию к сведению и не переживать о возможных авариях. С полисом ОСАГО все сложнее, поскольку ремонт за счет страховой достается невиновной стороне. Незначительные ДТП на парковке во дворе становятся сложными в юридическом плане и зачастую влияют на выплату или невыплату страхового возмещения. Итак, дорога — это специально обустроенная территория, которая приспособлена для движения транспорта. Дорога представляет собой полосу земли или поверхность сооружения, она имеет одну или несколько проезжих частей. Сюда же относятся тротуары, пути трамваев, обочины, разделители. В большинстве случаев дороги оборудуются знаками приоритета и светофорами. Последние позволяют найти виновника в ДТП, а сеть развитых дорожных камер делает эту задачу еще проще.


Уже ясно, что дороги отличаются от дворов и определение ДТП закладывает еще большие сомнения. Под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, произошедшее в ходе движения ТС по дороге, связанное с причинением ущерба (людям, машинам, объектам инфраструктуры). Исходя из толкования ПДД, дворы нельзя отнести к дорогам. По ПДД они именуются прилегающими территориями. Вот какое определение прилегающей территории дается ПДД — эта территория непосредственно прилегает к дороге, она не предназначена для сквозной езды транспорта. Сюда относятся дворы, стоянки, парковки, заправки, территории предприятий и прочие закрытые участки. Любое ДТП, произошедшее на АЗС или во дворе дома, по юридическому характеру приравнивается к ДТП, которые происходят на дороге. При этом итоги оформления автоаварии могут стать разными.

Движение ТС в жилых зонах и дворовых территориях

Под жилыми зонами понимаются территории, обозначенные знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны». Они однозначно относятся к прилегающим территориям. Сразу лучше подчеркнуть, что к жилым зонам приравниваются и дворовые территории — пространства со зданиями по периметру, также сюда относятся дома, детские площадки, места отдыха, зеленые насаждения, проезды к домам и организациям. Дворовые территории не обособляются знаками, но к ним применимы все ограничения, действующие в жилых зонах. Вот какие пункты ПДД необходимо соблюдать на данных участках:


  • пешеходы могут ходить по тротуарам и проезжей части, они имеют преимущество, но при этом не должны создавать помехи предумышленно;
  • скорость движения ТС не должна превышать 20 км/ч, во всех случаях необходимо уступать дорогу пешеходам (даже вне пешеходных переходов);
  • запрещено сквозное движение, когда водитель с одного участка дороги «ныряет» во двор, чтобы срезать путь, а затем вновь выезжает на дорогу;
  • запрещена езда учебных ТС, а также стоянка ТС категории «С» с разрешенной массой свыше 3.5 тонн;
  • простой с работающим двигатель свыше 5 минут признается стоянкой и карается штрафом (на практике это правило практически не работает);
  • при выезде с прилегающей территории согласно ПДД нужно уступить дорогу ТС, движущимся по дороге.

Соблюдение простых правил позволяет избегать аварий во дворе дома. Однако подобные пункты все равно не говорят кто виноват в ДТП во дворе. 

Порядок действий при ДТП на парковке (во дворе)

Изначально водителям рекомендуется составить европротокол при ДТП на парковке. Составление документа минимизирует нагрузку на правоохранителей, но механизмы составления могут оставить пострадавшего без выплаты. Если не сделать фотографии аварии машин, либо если между сторонами имеются разногласия, то итоговая выплата составит лишь 100 тысяч рублей. В наше время этого хватит на замену фары и бампера на среднестатистическом кроссовере. Если детальные фотографии присутствуют и нет разногласий, то можно получить полный лимит в 400 тысяч рублей, однако оба условия из-за нервозности обстановки на месте ДТП соблюдаются не всегда. Лучший вариант — вызвать инспекторов ГАИ России.


Однако часто в дежурной части заявляют, что полицейские не выезжают «на железо» (так на их сленге называются аварии без пострадавших людей). Максимум, что смогут предложить в трубке — подъехать в дежурную часть для оформления. Это неплохое решение, которым не стоит пренебрегать. Еще один вариант оформления аварии на парковке — вызов аваркомов. Аварийные комиссары быстро прибывают на место автомобильной аварии и ловко «разруливают» запутанные ситуации. Но и в их работе не все так гладко. Вот два основных нюанса, о которых не знают новички в этом деле — виновник не обязан предоставлять документы аваркому (который не является должностным лицом), также по негласному правилу услуги аваркомов оплачиваются виновной стороной. В итоге способ оформления после ДТП выбирается самими участниками. Главное — учесть названные выше особенности каждого из способов. Вот краткий алгоритм, который позволит оформить ДТП без пострадавших во дворе:

  1. Одна из сторон устанавливает аварийный знак вблизи места аварии.
  2. Далее стоит всесторонне сфотографировать место ДТП (парковку, АЗС, двор), захватив в кадр адресные таблички домов для точной идентификации места сотрудниками ГАИ. Также необходимо снять автомобили с разных ракурсов, зафиксировав в кадре даже мельчайшие повреждения. Освободите место ДТП, убрав автомашины. 
  3. Нужно заполнить европротокол, вызвать аваркомов и заплатить им несколько тысяч рублей (обычно платит виновник) или позвонить в дежурную часть. Полицейские редко прибывают на место легких ДТП на прилегающих территориях, чаще они приглашают приехать в дежурную часть.
  4. Следующий этап — уведомить свою страховую компанию, поскольку немедленное уведомление о наступлении страхового случая предусмотрено правилами страхования.
  5. Направить имеющиеся документы в страховую для получения возмещения. 

Подобный порядок действий при ДТП на парковке или во дворе позволит быстро сориентироваться в ситуации и не потерять право на получение страховой выплаты. 

Одна из сторон скрылась с места ДТП во дворе

Сегодня оставление места ДТП во дворе однозначно трактуется как административное правонарушение. Часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ утверждает, что оставление места ДТП без пострадавших во дворе карается лишением прав на срок до полутора лет или административным арестом на 15 суток. Иногда под эти меры попадают даже добропорядочные водители, которых подводит незнание законов и сложившейся судебной практики. Итак, рассматривать эту ситуацию придется сразу с двух сторон.


Пострадавший. Представим, что вы вышли во двор и обнаружили, что в вашу машину врезались. Виновника поблизости нет и можно сказать, что он с большой вероятностью уехал с места ДТП во дворе. Единственное правильное действие со стороны пострадавшего — вызвать сотрудников ГАИ России. Они зафиксируют повреждения и составят документы, не прописывая вторую сторону, поскольку виновник пока что неизвестен. Далее это лицо объявляется в розыск, но на практике оно разыскивается очень медленно и пассивно. Общественная опасность деяния сводится к нулю и пострадавший остается наедине со своими проблемами. Выйти из ситуации можно двумя способами:

  • своевременная покупка усеченного КАСКО с защитой от ущерба, причиненного неустановленным лицом (урезанные полисы стоят не так дорого);
  • самостоятельный поиск с опросом очевидцев, поиском камер (домофоны, ближайшие магазины).

На практике нередко пострадавшие сами находят скрывшихся с места. Обычно владельцы киосков и магазинов охотно помогают, предоставляя кадры с камер. Далее пострадавшие направляют данные полицейским, после чего те достаточно быстро находят виновника, оставившего место ДТП на парковке.


Виновник. Представим ситуацию, когда водитель сдавал задним ходом и задел сугроб. Внезапно раздается хруст, ведь под снегом скрывался автомобиль. Сигнализация не сработала, рядом никого нет, найти собственника автомобиля в моменте невозможно. Водитель покидает место ДТП (парковку), после чего его находят полицейские и лишают прав. Существуют и более неочевидные варианты. Водитель сбивает дорожный знак или обрывает топливный шланг на АЗС. Сотрудники АЗС утверждают, что не имеют претензий и отпускают водителя. Затем приходит руководитель смены и заявляет, что заправочному оборудованию был причинен ущерб. Вызываются полицейские и вновь ситуация приводит к лишению прав. Если исходить из практики Верховного Суда РФ, то во всех без исключения случаях виновник обязан вызвать наряд ГАИ России, даже если владелец машины, столба или топливораздаточного крана на момент аварии отсутствовал или просто отпустил виновника. Рассмотрим другой случай — после ДТП на парковке виновник и пострадавший сумели договориться. Виновная сторона понимает, что после оформления ДТП его КБМ по ОСАГО обнулится и последующие полисы станут дороже. Возникает разумная идея — необходимо заплатить несколько тысяч рублей пострадавшему за царапину на авто. Пострадавший не желает тратить время и охотно принимает денежные средства. Поздно вечером во дворе пострадавшая сторона встречает знакомого, который уверят, что ремонт повреждений обойдется в десятки тысяч рублей. Затем пострадавший резко меняет планы, вызывает полицию для легального оформления ДТП, попутно заявляя, что виновник скрылся с места. Защититься добросовестному виновнику можно лишь посредством создания детального фотоотчета с места ДТП и получения письменной расписки о принятии средств и отсутствии претензий со стороны пострадавшего. Теперь вы понимаете, что вызов полицейских является единственным корректным решением, в остальных случаях вам могут предъявить сокрытие с места ДТП на парковке. 

ДТП на парковке — кто виноват и как решается спор

Теперь мы подошли к самому интересному моменту в автомобильных авариях — кто виноват и по каким правилам будет разрешаться ситуация. Рассмотрим основные варианты аварий, связанные с прилегающими территориями.

Авария на выезде с прилегающей территории по ПДД. Пункты 8.1 и 8.12 ПДД подсказывают, что водитель при осуществлении маневров не должен создавать помех другим участникам движения. Маневр должен быть безопасен, особенно если отсутствуют знаки приоритета, разметка или светофоры — всего этого нет на выездах из дворов. Пункт 8.3 ПДД утверждает, что водитель при выезде с прилегающей территории обязан уступить дорогу абсолютно всем — автомобилям, пешеходам, инвалидам в колясках и даже самокатчикам. Так кто же виноват в такой аварии во дворе, конечно — лицо, выезжавшее со двора, парковки или с другого прилегающего участка. Однако существует прецедент, связанный с «обочечниками». Необходимо вспомнить постановление Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года. В пункте 14 документа указывается, что водитель ТС, движущегося в разрез с ПДД по недопустимой территории, может быть усечен в своих правах. Это означает, что водитель, покидающий прилегающую территорию, не обязан уступать дорогу тем, кто едет по главной на красный, по тротуару, во встречном направлении или по обочине. Существует лишь один нюанс — сотрудники ГАИ России могут признать наличие обоюдной вины и обе стороны будут ремонтировать машины, попавшие в аварию, за собственный счет. 


Наезд на стоящее ТС. Увы, но правила дорожного движения подсказывают, что при совершении сложных маневров и отсутствии уверенности в своих силах водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. Поэтому при маневрировании во дворах (в том числе и задним ходом) водитель признается виновным, поскольку не принял исчерпывающих мер для устранения аварийной ситуации. Штраф от ГАИ и ремонт за свой счет будут неизбежными в таком положении. 

Падение предмета из окна на ТС. Иногда во дворах происходят инциденты, в ходе которых из окон вылетают предметы и приземляются прямо на припаркованные или движущиеся авто. В таком случае необходимо вызвать полицейских, которые составят протокол осмотра места происшествия и постараются найти виновных лиц. Возмещение вреда в таком случае осуществляется путем подачи исковых заявлений в суд с учетом ст. 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ. 


Наезд на столбик или забор. Повреждение автомобилем объектов инфраструктуры признается классической аварией на прилегающей территории. Действовать нужно по проверенной схеме — выставить аварийный знак, вызвать полицию и не покидать место аварии. Стоимость самого столба также придется возместить. Лучше самостоятельно найти управляющую или энергетическую компанию, которая обслуживает участок и возместить ущерб добровольно. В противном случае пострадавшая сторона подает гражданский иск и взыскивает с виновного не только цену столба, но и все причитающиеся судебные расходы. 

ДТП с движущимися ТС. Если два или более транспортных средства передвигаются по прилегающим участкам, то им необходимо руководствоваться правилом помехи справа. Оно звучит следующим образом — если траектории движения ТС пересекаются, а очередность проезда заранее не оговорена, то дорогу уступает водитель, к которому справа приближается другое транспортное средство. Для многих становится откровением тот факт, что на территориях АЗС, во дворах и на парковках по ПДД нужно пропускать помеху справа. Приближающийся справа автомобиль имеет преимущество (приоритет) — право на первоочередный проезд спорного участка. 


Подводя итоги

Теперь вы в курсе что делать при ДТП во дворе. Нужно спокойно выполнить указанный выше алгоритм, чтобы юридически грамотно зафиксировать положение сторон. Виновнику за ДТП на парковке всегда положено наказание, в таких случаях выписывается штраф по определенной статье ПДД. Водители часто конфликтуют во дворах, выясняя очередность проезда. На помощь приходит правило помехи справа, которое подскажет кто уступает. Будьте внимательны, а также не забывайте, что детали для ремонта после ДТП можно найти на сайте разбора Гидрач.рф. 

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Где купить запчасти — гайд по подбору запчастей на авто

Где купить запчасти — гайд по подбору запчастей на авто

Сейчас запчасти стоят немало. Дело не в том, они стали сложнее и для их производства требуются серье...

Автомобильные итоги 2024 года от Гидрач.рф

Автомобильные итоги 2024 года от Гидрач.рф

Поток новостей закончился, можно выдохнуть и насладиться новогодними праздниками. Но расслабляться н...

Как проверить скрученный пробег. Устанавливаем реальный пробег вместе с Гидрач.рф

Как проверить скрученный пробег. Устанавливаем реальный пробег вместе с Гидрач.рф

Любой автовладелец желает найти недорогой автомобиль со скромным и реальным пробегом. В нынешних усл...

Что нужно знать о параллельном импорте автомобилей

Что нужно знать о параллельном импорте автомобилей

Новая процедура параллельного импорта продлена на 2025 год и с большой долей вероятности будет работ...

Перевозка животных: правильно перевозим кошек и собак в авто, ж/д и авиатранспорте

Перевозка животных: правильно перевозим кошек и собак в авто, ж/д и авиатранспорте

Все чаще в проезжающих машинах можно увидеть домашних животных. Собаки радостно выглядывают из окон,...

Самые надежные двигатели. Подборка ТОП-10 лучших двигателей

Самые надежные двигатели. Подборка ТОП-10 лучших двигателей

Продаваемые сегодня машины часто не вызывают вдохновения у покупателей. Среди них существует устойчи...

Какой пробег должен быть у нового автомобиля в салоне

Какой пробег должен быть у нового автомобиля в салоне

Ваша новая машина без пробега уже имеет пробег. Звучит парадоксально, но это на самом деле так. Самы...

Техническая гарантия на авто — пустая трата или необходимость

Техническая гарантия на авто — пустая трата или необходимость

Слово «защита» у собственников автомобилей обычно ассоциируется со словами ОСАГО и КАСКО. Чуть реже ...