Новая процедура параллельного импорта продлена на 2025 год и с большой долей вероятности будет работать до 2027 года. Подобное продление проводится Правительством РФ ежегодно с учетом международной обстановки. Через параллельный импорт ввозятся на только авто. Косметика, пластик, запчасти, лекарства — все это и многое другое нужно нашей стране. Как купить машину через параллельный импорт и не оказаться в минусе, что нужно знать о процедуре и как она работает — об этом далее.
Предыстория параллельного импорта в РФ
Законодательство о товарных знаках начало складываться в 1992 году. Тогда Россия была экономически слабой и на легальности ввоза товаров внимание не акцентировалось. К 1994-му Россия и Евросоюз одобрили двухсторонний параллельный ввоз товаров, основанный на внутренних правилах ЕС. Уже к 2002 году ситуация резко изменилась. Стабильный финансовый поток позволил стране закупать достаточно дорогие товары и взаимодействовать с глобальными корпорациями. Последние обладали эксклюзивными правами на свои товары и запрет на параллельный ввоз позволял им диктовать свои правила поставок и создавать авторизованные дилерские сети.
Тогда Высший арбитражный суд изменил закон «О товарных знаках», запретив параимпорт. Позднее эти нормы перекочевали в часть IV Гражданского кодекса РФ и стали даже выше профильного закона. Интересы крупных корпораций в плане защиты интеллектуальной собственности перестали поддерживаться только в 2022 году, хотя ФАС России боролась с этим около 10 лет. Уже 29 марта 2022 года Правительство РФ разрешило параллельный импорт внутрь страны, постановление начало действовать в тот же день. При этом перечень параллельного импорта составляется Минпромторгом РФ — ввозить можно далеко не все.
Параллельный импорт — что это простыми фразами
В 2022 году зарубежные дистрибьюторы и производители начали сворачивать свою деятельность в России. Ситуация наделала много шума, но по факту иностранные компании сами заинтересованы в российском рынке и товары просачиваются в страну, несмотря на санкции. Импорт называется параллельным, поскольку официальные дистрибьюторы могут сократить или вовсе прекратить поставки в Россию и одновременно с ними работают самостоятельные импортеры, ведущие собственные продажи. Вот в чем суть параллельного импорта. В России все также действует защита товарных знаков, но в отношении некоторых товаров Минпромторг России сделал исключения. К таким товарам не применяются законы о защите интеллектуальных прав, что позволяет игнорировать претензии иностранных правообладателей, которые ведут производство за рубежом. Теперь можно подойти к определению параллельного импорта в России.
Стоит отметить, что ввоз через параллельный импорт — это не завоз контрафакта. Весь товар является оригинальным и подпадает под защиту товарного знака, зарегистрированного на российской территории. Однако правообладатель запрещает продавать здесь или ограничивает поставки своей продукции. Закупки подобной продукции за рубежом ведутся только юридическими лицами. Они также проходят через таможенное оформление, в ходе которого таможенники сверяют коды внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и причисляют товар к «параллельным». Согласно новым законам, обход официальных каналов дистрибуции является легальным и в Российской Федерации, исключается гражданско-правовая ответственность. В Минпромторге РФ отмечают, что мера является временной, но срок окончания ее действия пока что никому не известен.
Официальный параллельный импорт — отличие от смежных процедур
В объявлениях по продаже авто и в прессе нередко поставки по параллельному импорту смешиваются с серым импортом и другими схожими понятиями. У компаний, работающих с российским параллельным импортом, не так много вариантов. Всего существует три вида разрешений на ведение подобной деятельности:
- Прописан код ТН ВЭД и к нему добавлен список брендов параллельного импорта — ввозить можно только указанные бренды.
- Прописан код ТН ВЭД со списком, исключающим ряд брендов. Это означает, что ввозить можно все, кроме названных брендов.
- Указан лишь код ТН ВЭД. Ввозить можно любые товары, подпадающий под данный код.
В приказе Минпромторга, связанном с параллельным импортом, указано не так много наименований. Рынок страны огромен, поэтому недостающие товары ввозятся посредством иных процедур. Поэтому стоит отграничить смежные понятия.
Серый импорт. Под этим термином скрывается завоз с частичным или полным игнорированием таможенных, налоговых и иных платежей и сборов. Обычно стоимость ввозимого занижается в целях уменьшения платежей. Схожесть с покупкой через параллельный импорт заключается в отсутствии разрешения от правообладателей, при этом серый импорт в России связан с нарушением текущего законодательства страны, принимающей товары.
Контрафакт. В данном случае под видом оригинальной продукции ввозится грубая подделка или реплика — копия с улучшенными характеристиками. Все это может ввозиться с легальным оформлением, главное отличие — через параллельный импорт ввозится только оригинальная продукция.
Контрабанда. Здесь перемещаются любые ценности, главный критерий — незаконное их проникновение через государственную границу без сопутствующего оформления.
Ввоз на физическое лицо. Этот случай относится к поставкам автомобилей, поскольку физическим лицам купить автомобиль по параллельному импорту невозможно по определению. Покупка новых ТС у физических лиц таит в себе множество опасностей и в данном случае стоит предпочесть сделку с юридическими лицами.
Ввоз через третьи страны. Отличается возможностью поставки любых товаров и не только тех, что внесены список параллельного импорта, осуществляется через дружественные страны.
Как купить автомобиль, ввезенный через параллельный импорт
Новое явление узаконено постановлением Правительства РФ N 506 от 29 марта 2022 года. Все товары для параллельного импорта (автомобили, запчасти, шины и пр.) прописаны в приказе Министерства промышленности и торговли РФ от 21 июля 2023 года. Если вы планируете купить автомобиль через параллельный импорт, то стоит бегло ознакомиться с данными документами. Изначально таможня пропускала любые автомобили. К примеру, в 2022 году один из дилеров начал ввозить автомобили Mazda, при этом в приказ Минпромторга РФ японский автобренд попал лишь в марте 2023 года. Дело дошло до того, что официально представленные китайские производители начали дополнительно вести параллельный импорт из Китая, чтобы насытить рынок. Для ввоза не требовалось одобрение типа ТС и ввоз единичных автомобилей оформлялся в РФ за несколько дней. Схемой начали пользоваться дилеры Changan и Omoda, которые смогли за счет «параллельных» машин увеличить свою долю на рынке. К примеру, так удалось быстро ввезти большую партию полноприводных кроссоверов Omoda C5. Затем в Правительстве РФ осознали, что в страну ввозится все что угодно. Кроме того, начали работать схемы завоза через страны ЕАЭС, основанные на разнице стоимости таможенного оформления в России и соседних странах. Все это вскрыло проблемы параллельного импорта и постепенно законодатели пошли по пути ужесточения норм. Однако до сих пор в шоурумах и на дорогах присутствуют авто, которые могут подпадать под отзыв ЭПТС из-за нарушения правил ввоза. Для проверки авто стоит познакомиться со следующими обстоятельствами:
- Страна ввоза. По умолчанию российский параллельный импорт ведется через таможенные посты РФ. Если машина поступила через Белоруссию или Киргизию, то должны появится соответствующие вопросы.
- Лицо, указанное в таможенной декларации. Существуют так называемые «льготники» и «номиналы». Первые — инвалиды из Белоруссии, обладающими льготами на таможенное оформление ТС. Под «номиналами» понимаются физические лица, автомобили на них ввозятся номинально и далее поступают в автосалоны. Вы уже в курсе, что по условиям параллельного импорта осуществлять ввоз могут российские юр. лица и индивидуальные предприниматели. Остальные будут лишь прикрываться «параллельной ширмой».
- ЭПТС. Электронный паспорт включает сведения о первом владельце, стране ввоза и так далее. Все данные должны «биться» — сходиться с другими документами. Также необходимо проверить статус ЭПТС. Он должен быть действующим, ЭПТС нелегально ввезенных ТС получают статус «аннулирован».
- Стоимость авто и уплата сборов. Важно, что машина, оценивающаяся в Китае в 50000 тысяч долларов, не может стоить в России столько же. Реальная цена после таможенной очистки и получения ЭПТС будет практически вдвое выше начальной. Кроме того, автомобиль должен ввозиться под полный утильсбор с уплатой таможенных пошлин, что также находит документальное отображение.
Увы, но по текущему законодательству автосалоны могут запросто уйти от ответственности, если ЭПТС в дальнейшем будет аннулирован. Поэтому все этапы по проверке легальности завоза машины по параллельному импорту ложатся на плечи покупателя.
Гарантия на ТС по параллельному импорту
Все «параллельные» ТС поступают в страну без русифицированных прошивок, также отличаются артикулы некоторых деталей. К примеру, официальные модели адаптируются под российские условия — в них добавляют антигравийные щитки, увеличенные амортизаторы и пружины, а также всяческие теплые опции. Поэтому машины, поступившие через параллельный ввоз, могут существенно отличаться конструктивно, о чем тактично умалчивают дилеры. Вспомнят они это лишь при обращении из-за поломки, когда скажут, что необходимые каталоги и детали попросту отсутствуют и заказать их невозможно. Но обязаны ли дилеры, предпочитающие параллельный импорт, давать какие-либо гарантии? Итак, товар куплен без лицензии правообладателя и никто не отправит в РФ запчасти из-за рубежа. Обратиться напрямую к производителю также невозможно, ведь он покинул рынок.
Сейчас дилеры пытаются сбросить с себя ответственность, что не всегда является правомерным. Так, Закон о защите прав потребителей (ЗОЗПП) распространяет свое действие на юридических лиц, коими являются дилеры. При обнаружении недостатков покупатель вправе требовать замены товара, снижения изначальной стоимости или ремонта — об этом говорит статья 18 ЗОЗПП. В первые 15 дней и вовсе можно вернуть автомобиль продавцу. Если продавец не озвучивал гарантийных обязательств, то по общему правилу ответственность за проданный товар он будет нести в течение двух лет. При этом существует нюанс — доказывать наличие поломок придется самому покупателю, пройдя независимую экспертизу за собственный счет. Сейчас многие дилеры решают проблему путем предложения страховых продуктов, защищающих от поломок. Такие полисы не излишни — их суть разобрана в нашей отдельной статье.
Подводя итоги
Параимпорт позволил насытить рынок машинами, а также поддержать разнообразие моделей в стране. Однако с ростом утильсбора подобные поставки пошли на спад и стали актуальными лишь для нишевых продуктов. При этом «параллельным» способом продолжают ввозится запчасти, смазочные материалы и другие важные для автолюбителей позиции. Мера является временной и Минпромторг РФ не ставил перед собой задачи по выстраиванию четкой цепочки продаж машин и запчастей. Поэтому существуют нюансы и трудности, о которых мы рассказали в статье. Берегите себя от рисков, перепроверяйте документы и сотрудничайте с юридическими лицами — сегодня все риски ложатся на покупателей, которые просто обязаны быть бдительными.