В России отсутствует точная статистика, которая могла бы подсказать сколько машин утонуло в стране за определенный период. Эти события квалифицируются как пьяная езда, несчастные случаи на льду, паводки и ливни с повреждением имущества, нарушения ПДД с падением машины в воду и так далее. Однозначно можно сказать лишь одно — счет идет на сотни автомобилей, еще столько же автомобилей-утопленников завозят из других государств. В большинстве случаев утонувшие ранее машины продают за бесценок для дальнейшего восстановления. «Нет такого преступления, на которое бы капитал не пошел ради 300% прибыли» — цитировал Маркс в одной из своих книг. Перекупы олицетворяя эту фразу, занимаются покупкой машин-утопленников для дальнейшей перепродажи под видом беспроблемных автомобилей. Гидрач.рф раскроет каналы ввоза таких автомобилей и расскажет об основных признаках машин-утопленников, чтобы обезопасить нашу аудиторию от необдуманных сделок.
Авто-утопленники — что это такое
Увы, но в России отсутствует культура продажи автомобилей. Продавец будет до последнего скрывать темную историю машины, открыто обманывая покупателя путем пересказа небылиц. Более порядочные продавцы просто промолчат, предложив покупателю осмотреть авто самостоятельно и найти какие-либо проблемные места. И уж совсем в редких случаях продавец может рассказать всю правду, чем распугает большинство потенциальных покупателей. Нередко объектом продажи становятся утонувшие авто. Проблематика заключается в том, что толщиномеры и платные отчеты могут выдавать нормальные параметры, поскольку кузов не красился, а авария с падением авто в воду не регистрировалась официально.
Все свидетельства нахождения под водой будут тщательно замаскированы, поэтому вероятность купить машину-утопленника возрастает кратно. Итак, под этим термином скрывается авто, находившееся под водой частично или полностью. Обычно машина, упавшая в воду, получает некие механические повреждения и нюансы, связанные с попаданием влаги в узлы и электрические разъемы. Далее она просушивается, восстанавливается и попадает на рынок. Транспортное средство, которое не подлежит восстановлению, отправляется в разбор или пункт приема металлов. Если восстановление прошло успешно, то появляется машина-утопленник в привычном для нас значении и с характерным набором признаков, о которых мы поговорим далее.
Автомобили после воды — почему они появляются
Кустарно восстановленные машины в России снова на пике популярности. Люди не готовы покупать новые автомобили за несколько миллионов рублей. Высокая процентная ставка не позволяет желающим брать кредиты в нужных объемах. Люди снова и снова идут на вторичку, где все более-менее сносные машины уже раскуплены. Если есть спрос, значит будет и предложение. Тут же «всплывают» машины после воды. Для их восстановления гаражным мастерам требуется кузов с идентификационными табличками, чистые документы и горстка запчастей — остальное дело техники и времени. Транспорт попадает в водные ловушки по разным причинам. Вот почему машина могла побывать в воде:
- наводнения, сильнейшие ливни, селевые сходы с гор;
- штормы, ураганы и цунами;
- техногенные аварии (разрыв коммуникаций, затопление парковок);
- проваливание под лед, съезд транспорта с моста;
- аварии, в ходе которых одна из машин утонула;
- машина упала в воду по неосторожности или халатности (пьяное вождение).
Нередко проясняется, что в таких машинах утонули люди. При этом продавцы предпочитают умалчивать об этом. О таких фактах покупатели узнают совершенно случайно, находя свой автомобиль в новостных лентах или в сервисах для проверки ТС. К примеру, для Питера машины в воде являются обыденностью. Там транспорт регулярно падает в каналы, съезжает с мостов и тонет всеми доступными способами. Далее рассмотрим географию регионов, откуда поступают авто после воды.
Где чаще всего автомобили попадают под воду
Наша страна считается не самой благополучной в денежном плане, поэтому покупка машины-утопленника становится крайне вероятной. Обычно в западных странах не заморачиваются с восстановлением машин, которые утонули в реке или стали жертвой паводка. Их в состоянии «как есть» выставляют на аукционы и отправляют в другие страны. Однако появление утопленников связано не только с импортом. Внутри России также существуют регионы, где машины буквально смывает водой. Вот основные локации, где машины тонули чаще всего.
Внутренние регионы России. На первом месте последствия в виде машин-утопленников знакомы жителям Краснодарского края. Теплый регион с субтропическим климатом занимает третье место по количеству машин и явно является лидером по количеству осадков. Ливни создают активные селевые потоки, в результате чего местные реки выходят из берегов. Летом 2021 года по подсчетам местных журналистов в воде утонули около тысячи машин жителей региона. Подобные ситуации встречаются и на Дальнем Востоке — близость с океаном делает свое дело. Иногда автомобили тонут в совершенно нетипичных местах. К примеру, ливни и паводки в Оренбургской, Томской, Тюменской и Курганской областях в 2024 году привели к тому, что в воде утонули сотни машин. Поэтому при малейших сомнениях необходимо увязывать год перепродажи автомобиля с событиями в регионе, откуда этот транспорт прибыл.
США. Один из популярнейших каналов поставки машин с «подмоченной» репутацией. Рынок США наполнен транспортом любого формата. Континент окружен океанами и проливами, поэтому четырехколесные ТС тонут там с завидной регулярностью. Поврежденный образец рядовому американцу гораздо проще продать. Стоимость ручного труда там высока, а машины не так дороги и передаются в лизинг физическим лицам. Итак, отловленные и просушенные экземпляры в США непременно поступают на аукционы. Если брать в штатах поврежденный автомобиль, то даже с учетом доставки и растаможки он обойдется относительно дешево. Разумеется, утопленника тоже нужно уметь выбирать, иначе стоимость восстановительного ремонта может поглотить всю выгоду от продажи. Сейчас ввоз из Америки идет не так активно, однако число утопленников из США, доступных на территории ЕАЭС, является весомым.
Япония. Азиатская страна окружена Японским и Охотским морями, а также Тихим океаном. Вода в этих «водоемах» является очень агрессивной по отношению к машинам, которые превращаются в утопленников из Японии. Кроме того, в ходе всяческих ЧП и природных катаклизмов в стране регулярно тонут автомобили. Все они продаются с хорошим дисконтом, чем охотно пользуются российские дельцы. Такие утонувшие автомобили «подшаманиваются» на Дальнем Востоке и затем разъезжаются по российским регионам. Совсем «печальные» автомобили разбираются на запчасти. Поэтому покупка контрактных запчастей из Японии иногда превращается в лотерею, поскольку морская вода быстро уничтожает любые механизмы, к которым прикасается.
Европа. Здесь все не так однозначно. Машины свободно циркулируют внутри Евросоюза. В более обеспеченных Германии или Швейцарии жители не готовы восстанавливать автомобиль, если туда попала вода. Такие образцы отправляются в восточные страны вроде Польши, Румынии или Молдовы, где более «голодные» мастера готовы заняться восстановлением утопленников. Так или иначе, в ЕС случаются наводнения, также там присутствуют приморские территории. Не будем далеко ходить за примером. В 2024 году циклон «Борис» вызвал сильное похолодание и шквальные осадки. По итогу под водой оказались территории Германии, Чехии, Австрии, Польши и ряда других стран. Жители этих государств знают что делать, если машина утонула. Достаточно отправить ее в Россию или Белоруссию, где такие экземпляры отрывают с руками и ногами.
Также можно вспомнить про ОАЭ и Китай, которые также импортируют к нам подержанные автомобили и нередко страдают от ливней и разлива местных водоемов. Смело можно сказать лишь одно — феномен утопленников будет существовать до тех пор, пока на земле есть вода и автомобили.
Как понять, что машина — утопленник
Если закрались подозрения, что в прошлом в машину попала вода, то не нужно бить тревогу. Сначала сопоставьте страну ввоза, дату продажи, а также события в том или ином регионе. Постарайтесь пробит транспорт по VIN и поднять аукционную историю. Интернет тщательно хранит все следы, поэтому поиск в сети может оказаться весьма эффективным. Далее придется выполнить тщательный визуальный осмотр. В ходе изучения у машины-утопленника могут быть выявлены такие проблемы.
Мутная оптика. Хромированные отражатели быстро «облазят» от воды, линзы фар обретают мутноватый оттенок. Задняя оптика отпотевает и наполняется каплями. Кстати, подобная участь ждет и хромированные решетки и накладки на кузове, которые не терпят морской воды.
Вода в скрытых полостях. Халтурное восстановление чревато тем, что машину пытаются поставить на ход минимальными усилиями, зачастую не просушивая ее. В итоге в машине стоит вода — найти ее можно в нише запаски, карманах багажника и других скрытых отсеках.
Ржавчина на кронштейнах. Торпедо и центральная консоль подлокотника всегда держатся на стальных кронштейнах. Они располагаются в салоне, поэтому не покрываются защитным слоем краски. После контакта с водой все стальные соединители обретают слой ржавого налета. То же самое можно сказать про хомуты, фланцы, накладки и прочие элементы из стали. Если под капотом много окрашенных стальных деталей, то это еще один повод, чтобы задуматься.
Окислы на разъемах. Также вода в салоне авто губительно действует на электрические колодки. Достаточно разомкнуть несколько разъемов и оценить состояние пинов. Если во всех электроконтактах присутствует зеленый налет, то можно смело говорить о том, что в салоне автомобиля стояла вода.
Косвенные признаки. Окислы на контактах приводят к тому, что электрика в салоне может вести себя необычным образом. Вот чем еще плохи машины-утопленники — в салоне появляется не выводимый тяжелый запах сырости, окна запотевают при работающем отопителе. Также насторожить должны низкая цена, странное поведение продавца и множество новых запчастей, которые обычно не меняются (сиденья, дверные карты и так далее).
Все факторы нужно оценивать вкупе, соотнося их с пробегом и техническим состоянием ТС. Лучший способ выявления — это разборка салона. Внутри на металле обязательно появится так называемая «ватерлиния», демонстрирующая как глубоко машина стояла в воде. При разборе дверей или при снятии щитка приборов на этих элементах лежит «нормальный» слой пыли. После «плавания» вся пыль практически исчезает. Теперь вы в курсе как определить машину-утопленника при покупке.
Последствия покупки утопленной машины
Все зависит от количества часов или дней, которые автомобиль находился в воде. Иногда признаки машины-утопленника будут проявляться не так очевидно и транспортом можно будет пользоваться. В других случаях автомобиль окажется полностью непригодным, даже если формально он находится на ходу. Буквально каждый значимый элемент может иметь дефекты — это обстоятельство полностью нивелирует экономический смысл покупки такого экземпляра. Реальные последствия могут быть такими:
- автомобиль потеряет существенную часть стоимости, его будет сложно продать (одно авто утопленник из США уже поступало в Гидрач.рф);
- электроника превратится в настоящую гирлянду, гонорары автоэлектрикам станут обременительными;
- из-под герметиков будет проступать ржавчина, даже визуально целый автомобиль сгниет достаточно быстро;
- проблемы с трансмиссией — редукторы, раздатки, карданы и ШРУСы чувствительны к попаданию воды, после «заплыва» эти элементы проживут не так долго;
- вот как распознать машину-утопленника — ступичные подшипники поочередно будут выходить из строя даже при небольших пробегах.
Самое главное последствие для водителя заключается в неопределенности. Машина может перестать работать в любой момент. Кроме того, кратно повышается вероятность коротких замыканий, приводящих к возгоранию.
Подводя итоги
Теперь вы в курсе как узнать, что машина — утопленник. Если она пробыла в воде недолго и не «заплывала» глубоко, то у пациента есть все шансы на спасение. Как известно, быстро поднятый предмет не считается грязным. То же самое можно сказать и про утопленников. Во всех остальных случаях от автомобиля нужно избавляться. Не стоит скрывать этот факт от покупателей, поскольку культура автомобильных продаж в России итак находится на невысоком уровне. Компания Гидрач.рф выступает исключительно за прозрачный подход к ведению дел. Утопленный автомобиль охотно и без лишних вопросов примут в авторазбор. Там от него отделят неисправные детали. Такой алгоритм действий с утонувшей машиной окажется оптимальным.