Первый квартал 2025 года постепенно подходит к концу. Это означает, что подоспели свежие законодательные новшества, рейтинги и итоги продаж. Непременно затронем тему китайского автопрома и рассмотрим причины резкой просадки автомобильного рынка. Приятного прочтения!
1. BWM вновь возглавляет антирейтинг по эвакуации
Регионом с самым напряженным движением является российская столица. На днях столичный Дептранс сообщил, что за минувшую зиму эвакуировано около 10 тысяч автомобилей премиум-сегмента. Машины отправлялись на штрафстоянки из-за нарушения правил парковки — чаще всего владельцы «премиума» парковались на местах для инвалидов и на тротуарах. Чаще всего эвакуировали такие бренды:
- BMW — 2.7 тысяч раз;
- Mercedes-Benz — 2.6 тысяч раз;
- Audi — 1.4 тысяч раз.
Заодно в московском Дептрансе отметили, что незаконная парковка создает помехи для участников дорожного движения, а также увеличивает аварийность. Немецкий бренд BMW становится лидером антирейтинга по числу перемещений на спецстоянки не впервые. Ранее баварские авто возглавляли аналогичный ТОП в конце 2024 года. Недавно в ведомстве заявляли, что в 2024-м в Москве эвакуации подверглись 3037 автомобилей без номеров, либо с фальшивыми государственными регистрационными знаками. Представители СМИ отмечают, что подобная статистика является индикатором накопившихся проблем: от недостатка парковочных мест до упадка культуры вождения. При этом власти Москвы отреагировали на ситуацию своеобразно. С 1 января 2025 года была увеличена стоимость эвакуации ТС. Все авто разделены на подкатегории, самой массовой является категория от 80 до 250 лошадиных сил. Теперь перемещение на штрафстоянку владельцам обойдется на 10% дороже — вместо 9970 рублей придется заплатить 10900 рублей. Эта сумма взымается как дополнение к штрафу за пренебрежение правилами парковки.
2. АвтоВАЗ запустил новую марку автомобилей SKM
Российский автопроизводитель анонсировал запуск нового локального бренда коммерческого транспорта SKM — об этом говорится на официальном портале завода. Под новой маркой будут собираться цельнометаллические фургоны и пассажирские версии, а также шасси с открытой грузовой платформой. Коммерческие новинки займут нишу между Лада Ларгус и более крупными ГАЗелями. Представители АвтоВАЗ отмечают, что автомобили SKM имеют скромные габариты, современные моторы, отличаются удобством погрузки и выгрузки. О датах старта выпуска и начала продаж будет объявлено позже, так же, как и о технических характеристиках. При этом автожурналисты рассекретили планы АвтоВАЗа. Ожидается, что машинокомплекты будет поставлять Shineray Group.
Будущий первенец нового бренда SKM у себя на родине именуется SRM Jimhaishi. Эта модель поступила в продажу в Китае в 2021 году. В свою очередь, она является клоном вэна Jindei Haise X30L от китайской Brilliance Auto. Ожидается, что длина кузова будет составлять 4890 миллиметров. Вместимость фургона составит 5 кубометров, при этом грузоподъемность будет скромной — около 700 килограммов. Не исключено, что коммерческие модели будут собираться в Ижевске, где производятся Ларгусы. Данную информацию пресс-служба АвтоВАЗа не стала опровергать или подтверждать. Аналитики агентства АВТОСТАТ отметили, что рынок LCV после ухода иностранных брендов практически опустел. Китайцы не смогли компенсировать эти пробелы. Поэтому намерение АвтоВАЗа восполнить дефицит в нише коммерческого транспорта является вполне логичным.
3. В феврале авторынок крупно просел впервые за два года
Во втором месяце 2025 года в стране было продано 78 тысяч новых автомобилей. Эксперты агентства АВТОСТАТ отмечают, что это значение упало на 25% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. Отдельно выделяется тот факт, что отрицательная динамика была продемонстрирована рынком впервые с апреля 2023 года — последние два года рынок был стабильно растущим. Стоит сказать, что в марте 2022-го он просел на 11%, а затем непрерывно рос в течение 23 месяцев. Кроме того, результат февраля оказался хуже январского на целых 12%. Такое бывает крайне редко, поскольку в январе продажи в автосалонах идут крайне неохотно. Последний раз такое наблюдалось в 2015 году. Также нужно отметить, что объем продаж в 78 тысяч единиц является наихудшим за последний 21 месяц.
В издании Коммерсант отметили, что дилеры остались в неприятном удивлении. Тренд на замедление рынка начался еще в конце 2024 года. Но тогда дилеры смогли удержать продажи за счет предновогодних скидок. Причины кроются в следующих факторах. Рынок прошел пик реализованного спроса, также влияют и дорогие кредиты. Дополнительным фактором являются слухи о возвращении зарубежных брендов, имеется и надежда на снижение цен из-за укрепления курса рубля. Собеседники издания Коммерсант отмечают, что март может стать еще более депрессивным и продажи рухнут на 15-30%.
4. Автозапчасти с пробегом появятся на Ozon
Известный маркетплейс Озон сообщил о старте продаж автозапчастей с пробегом. Указанная категория будет доступна в подразделе «Авто и мотозапчасти». В пресс-службе маркетплейса Озон заявили, что нововведение позволит облегчить ремонт американских, европейских и японских автомобилей от брендов вроде GM, Renault, Nissan, Kia, Hyundai, Volkswagen. На страницах маркетплейса появятся детали, которые пригодны для повторного применения. К примеру, сюда относятся детали моторов, коробки передач, кузовные элементы, детали подвески, автоэлектрика и так далее.
В продажу не будут поступать «одноразовые» расходники или детали, подверженные быстрому износу — фильтры, тормозные колодки и другие схожие позиции. В сообщение компании отмечается, что сервис подойдет в тех случаях, когда деталь нужно заменить срочно, а времени ждать нет или позицию трудно отыскать в наличии. Запчасти будут размещаться профессиональными продавцами автозапчастей. Представители Озон будут «прогонять» их через коммерческую экспертизу и анализировать каналы поставок. Если б/у запчасти не подойдут, то клиент сможет вернуть их в течение 7 дней в обычном порядке.
5. Стали известны самые часто встречающиеся авто в парках юридических лиц
Эксперты агентства АВТОСТАТ подготовили отчет «Корпоративный парк ТС в России на 1 января 2025 года». Специалисты выяснили, какие легковые автомобили чаще всего встречаются в автопарках юридических лиц. Для рядовых автовладельцев данный отчет окажется весьма полезным. Он подскажет при покупке каких моделей чаще всего встречаются машины, которые работали в коммерческих целях. Лидируют на 1 января 2025 года автомобили семейства Лада Гранта. Их в парках компаний находилось более 124 тысяч единиц. Второе место досталось внедорожнику Нива Легенд — 102 тысячи поставленных на учет машин (с учетом трех- и пятидверных версий). Самой востребованной иностранной моделью в корпоративном автопарке является Фольксваген Поло с результатом в 70 тысяч единиц. Также в ТОП-10 среди оформленных на юр. лиц легковых моделей также вошли:
- Тойота Камри — 69.1 тысяч штук;
- Рено Логан — 61.2 тысяч штук;
- УАЗ Патриот — 60 тысяч штук;
- Лада Веста — 56 тысяч штук;
- Хендэ Солярис — 54.6 тысяч штук;
- Шевроле Нива — 50.7 тысяч штук.
В своем отчете представители АВТОСТАТ напомнили, что на начало 2025-го в России на юридических лиц было зарегистрировано 2.5 миллиона легковых авто (около 5.3% от общего числа машин в стране).
6. Россияне массово начали получать права в обход ГАИ
Издание Autonews побеседовало с автомобильным экспертом и руководителем проекта «Пробок.нет» Александром Шумским. Так, собеседник представил статистику, согласно которой теорию в ГАИ России с первого раза сдают лишь 30% экзаменуемых. С практикой вождения дела обстоят еще хуже — вторую часть экзамена проходят не более 13%. Шумский отметил, что 1 апреля 2024 года в России заработала легальная лазейка, позволяющая не ждать шесть месяцев ради пересдачи после трех неудачных попыток в ГАИ России. Речь идет о пункте 18.3 статьи 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Норма регламентирует выдачу удостоверений российского образца на основании сведений о наличии иностранного ВУ, подтверждающего наличие права на управление теми или иными транспортными средствами. «Граждане РФ могут отправиться за рубеж, к примеру, в Турцию, Белоруссию, Таиланд или Киргизию. В этих странах можно сдать на права даже без обучения в автошколе. Многие отмечают, что права там обходятся дешевле, а получение проходит существенно быстрее. Далее такой водитель приезжает домой в Россию и спокойно меняет иностранное ВУ на российское. Причем все это работает совершенно легально» — отметил Шумский.
С его слов, подобным нехитрым образом можно получить права категорий А, В и М. Также доступны подкатегории А1 и В1. «Далее, требуется лишь предоставить медицинскую справку по установленной форме, а также сдать теоретическую часть экзамена. Иными словами, обучаться в автошколе не нужно, как и сдавать практическую часть с инспекторами ГАИ России» — объяснил автоэксперт. Также он напомнил, что обмен прав необходимо произвести в течение одного года (не распространяется лимит лишь на белорусские ВУ). При этом все время до обмена водитель может легально управлять транспортом по открытой категории на территории страны. Гораздо труднее дела обстоят с правами, позволяющими управлять автобусами, грузовиками и транспортом с крупногабаритными прицепами. Такие удостоверения также можно получить за границей, однако для замены придется отучиться в российской автошколе и сдать все полагающиеся испытания в экзаменационном подразделении ГАИ России.
7. Парламентарии решили урегулировать использование детских кресел в такси
При создании тарифов для поездок на легковом такси запретят устанавливать наценку или специальные коэффициенты за использование автокресел для детей или иных удерживающих устройств (при условии, что это увеличивает стоимость перевозки несовершеннолетних). Такая поправка уже внесена в Госдуму РФ. Кроме того, группа парламентариев Госдумы РФ во главе с Дмитрием Гусевым внесла законопроект, согласно которому перевозчиков обяжут оборудовать все машины сразу двумя автокреслами для перевозки детей от 7 до 11 лет.
Документ уже опубликован в электронной базе Государственной Думы РФ. Авторы инициативы апеллируют к статистике, согласно которой в стране растет число пострадавших в ДТП детей (при общем сокращении количества аварий). По мнению авторов проекта, наибольшей проблемой для семей с детьми является отсутствие так называемых детских автокресел в машинах такси.
8. Дорожные камеры начнут фиксировать еще один вид нарушений
В столице дорожные камеры фиксации начали распознавать нарушения правил перевозки строительных отходов. Об этом рассказали в пресс-службе департамента транспорта Москвы. Чиновники в своем Telegram-канале заявили, что подобную функцию они начали тестировать полгода назад. Сейчас 40 камер фото- и видеофиксации отслеживают грузовики, которые перемещают строительный мусор без специального разрешения. Определение ведется посредством нейросетей — они позволяют выявить модель и госномера грузовика, а также содержимое его кузова. Затем в автоматическом режиме система проверяет наличие разрешения на перевозку.
Сейчас такие камеры установлены по следованию маршрутов перевозчиков, однако в силу мобильности их могут перемещать на другие участки для усиления контроля. По словам заместителя мэра Москвы Максима Лискутова, теперь столичные комплексы могут фиксировать 65 видов всевозможных нарушений. Напомним, что штрафы за нарушение правил перевозки строительного мусора ввели в июне 2024 года. Для юридических лиц меры наказания могут доходить до 250 тысяч рублей. Нововведение позволит сохранить экологическую обстановку в Москве, а позднее его начнут использовать в регионах России.
9. Список изменений, которые начали действовать в марте 2025 года
В марте водители столкнутся с рядом законодательных новшеств, которые вступили в силу в марте 2025 года — об этом сообщает агентство АВТОСТАТ со ссылкой на Business FM. Так, с 1 марта текущего года при постановке на учет новых или подержанных автомобилей предъявлять полис ОСАГО не потребуется. При этом ездить по дорогам общего пользования без ОСАГО нельзя — покупать страховку придется еще перед первым выездом купленного автомобиля. Также с 1 марта изменился порядок снятия ТС с учета. По заявлению можно прекратить регистрацию в любой момент, если обращается дилер, продавший автомобиль, либо собственники, чьи автомобили числятся в угоне. Представители АВТОСТАТ напомнили, что снять машину с регистрационного учета можно не только после официальной утилизации.
Основаниями являются уничтожение или полная гибель в ДТП — подать заявление в таком случае может собственник или уполномоченная организация. Если ДКП заключался на бумаге в письменной форме, то регистрацию ТС можно прекратить только спустя 10 дней с момента продажи автомобиля. В альтернативном варианте ДКП заключается через портал Госуслуг — при наличии цифрового договора подать заявление можно в любой момент и автомобиль будет снят с учета в этот же день. Еще одно новшество касается утильсбора. Теперь при постановке ТС на учет в обязательном порядке будет проверяться факт его уплаты. Если ввезенное для личных нужд ТС будет продано ранее, чем через один год, то новому владельцу придется оплатить утильсбор по коммерческой ставке, иначе зарегистрировать автомобиль будет невозможно.
10. Иностранные бренды планомерно готовятся к возвращению
Все чаще появляются новости, связанные с приготовление зарубежных автомобильных брендов к возвращению в Россию. Так, по данным издания Газета.Ru, компания Suzuki запатентовала в стране новый бренд с названием Suzutech. Также в патенте прописан русскоязычный вариант «Сузутек». Согласно заявке, все права принадлежат представительству автопроизводителя в РФ «Сузуки Мотор Рус». До этого сообщалось, что немецкий концерн BMW запатентовал два своих автомобиля в России. Внешне они напоминают BMW 2-Series и BMW X3. Особенно в этом плане отличились японцы из Toyota. В распоряжение Телеграм-канала Mash попали уникальные сведения, согласно которым в ОАЭ состоялась секретная встреча руководства Toyota и бывших официальных дилеров из России.
В публикации говорится, что японцы учтиво извинились за свой стремительный уход из РФ. Также они отметили, что в случае отмены санкций японский производитель вернется в числе первых. Это первая подобная встреча за три последних года. В материале отмечается, что представители Toyota пригласили несколько десятков человек из России в Дубай, оплатили им перелеты и попросили подписать меморандум о неразглашении полученной информации. Подобная информация появляется все чаще. Она не является подлинным подтверждением возвращения иностранных компаний. Однако аналитики уверяют, что россияне начали отказываться от покупки китайских автомобилей, поскольку у них появились некие ожидания по этому поводу.