Иногда автолюбителям требуется подменный автомобиль, рабочая лошадка для стройки или недорогое авто в качестве первого. Такой транспорт априори должен быть доступен каждому. Однако авторынок страны изрядно «подвыбран» из-за санкций и отсутствия новых и недорогих иномарок. Ранее ввезенные машины неуклонно стареют и одновременно с этим становятся дороже. Можно ли найти настоящий бриллиант среди автохлама? В этом вопросе постараемся разобраться вместе с экспертами разбора Гидрач.рф. Далее вас ждет рейтинг самых дешевых машин в РФ.
Подборка ТОП-10 дешевых машин или машина на зарплату
Нередко водители задают себе вопрос — сколько зарплат должна стоить машина. Для начала обратимся к опыту США и Японии. Там дешевые машины можно взять практически на стипендию рядового студента. В странах западной цивилизации люди давно вовлечены в процесс потребления. Еще с середины XX века они привыкли регулярно обновлять свои автомобили. Неплохие зарплаты и вполне сносные автозаводы позволяют покупать новый транспорт, не делая из этого какого-либо культа. В России все гораздо сложнее. Местные автозаводы стали выпускать годные машины относительно недавно. Иномарки в РФ считаются надежнее, при этом государство всегда ставило препоны на пути их ввоза. Сегодня санкции, утильсбор и таможенные пошлины превращают китайский кроссовер за 90 тысяч юаней (1 млн рублей) в автомобиль, который после уплаты всех сборов обойдется конечному покупателю в 2.5 млн. рублей. Подобные условия ведут к дефициту дешевых машин и людям приходится сметать на вторичном рынке буквально все, что может ездить.
Далеко не всякий может купить новую машину из автосалона. Так сколько же должна в России стоить машина, которую можно взять за одну зарплату? Для начала обратимся к таким терминам как сдача автомобиля в утиль и средняя месячная зарплата в стране. До 2019 года в стране действовала так называемая программа утилизации машин. При покупке авто в салоне клиент получал скидку в размере 50 тысяч рублей за сдачу в утиль старого автохлама. Это тот нижний ценовой порог, с которого должны стартовать цены на дешевые машины в России. Далее стоит обратиться к данным Росстата. Так, в конце 2024 года средняя зарплата по России составляла 86399 рублей. Если к этой сумме добавить условных 10-15 тысяч собственных накоплений, то самые дешевые авто не должны продаваться дороже 100 тысяч рублей. В это же время, усредненный новый автомобиль по итогам 2024-го оценивался в 3.16 млн. рублей. Автолюбителю со средней зарплатой придется целиком откладывать заработную плату в течение трех лет, чтобы купить машину из салона. Если кредиты и длительные накопления не интересуют, то эта подборка недорогих б/у авто адресована именно вам.
1. Volkswagen Passat B3
Впервые седан Пассат третьего поколения был представлен в 1988 году. Шутка ли, но с тех пор прошло целых 37 лет. Несмотря на «ужасающий» возраст, эти автомобили D-класса до сих пор бороздят просторы Российской Федерации. Это одна из самых первых иномарок, с которой познакомились россияне в начале 90-х. Тогда они изучали черно-белые газеты с объявлениями или ездили на так называемые «автобарахолки». Седаны и универсалы бизнес-класса казались тогда фантастическим приобретением. Купивший мгновенно обретал уважение в глазах окружающих, вместе с тем появлялись и завистники. Автовладельцы бурно старались доказать друг другу, что буквы ZZZ в номере VIN означают «zink» или тотальную всестороннюю оцинковку кузова VW Passat B3. Сегодня третий Пассат — это самая дешевая машина в России. Завозились эти машины в огромных количествах, поэтому найти живой образец можно и сейчас. Основная масса Пассатов традиционно продается в районе Санкт-Петербурга и окрестностях этого города, где давно с уважением относятся к VAG. Примерно за 100 тысяч рублей можно найти седан с живым кузовом, который вообще никогда не подвергался какому-либо цинкованию.
Эти мифы были развенчаны самим автозаводом, который указал на то, что цинковые «процедуры» начались с Golf MK3 и Passat Variant B4. При этом качественный металл успешно противостоит коррозии по сей день (если не было ДТП и экстремальных условий хранения). В салоне можно найти базовые электроприводы, также из опций комфорта доступен кондиционер. Смотреть стоит в сторону базовых моторов 1.8 RP и 2.0 c маркировкой 2E. Это чугунные «восьмиклапанники» с неплохим объемом, которые признаны честными «полумиллионниками». Они непритязательны к качеству топлива и готовы работать на сжиженном газе. Также отдать симпатии стоит механическим коробкам. Довольно «хитрыми» являются системы впрыска Mono-Motronic и Digifant. Если кузов недорогой машины не прогнил насквозь и нет глобальных проблем со впрыском, то такой Пассат можно брать без лишних опасений. Остальные запчасти стоят сущие копейки, даже санкции не смогли что-либо изменить на рынке деталей для немецких «олдтаймеров» с тяжелой судьбой.
2. Golf/Jetta MK2
Если Passat B3 или его аналог в лице Audi 80 кажутся массивными, что стоит снизойти до маленьких и недорогих машин вроде Golf/Jetta MK2. Модель Golf еще в 80-e стала олицетворением европейского C-класса (тогда размеры были более компактными). Вместе с седаном Jetta эти дешевые автомобили буквально начали захватывать мир своими миллионными тиражами. Впервые хэтчбеки Golf второго поколения показали в 1983 году, спустя год появились седаны Jetta. Все виды кузовов имеют трех- и пятидверные исполнения. Долгое время эти «немцы» занимают вершину рейтинга недорогих машин с вполне надежной начинкой. Издавна немцы лидируют в химической отрасли, а также в смежных направлениях. Их пластики, краски, стекла, ткани и металлы являются предельно долговечными — многие элементы моделей Гольф и Джетта являются неподвластными времени. Сегодня эти машины отдают по дешевке, поскольку их время ушло. Они не отвечают последним требованиям безопасности, являются шумными и не очень комфортными. При этом они готовы к тяжелому ежедневному труду, несмотря на преклонный возраст. Практически все моторы в линейке являются крайне живучими, подводят лишь многочисленные вариации систем впрыска, являющихся предками современного инжектора.
Также это недорогие машины на автомате, которые поставлялись с древней трехступенчатой АКПП, отличающейся крайней надежностью. Многие владельцы отмечают, что благодаря этой самой дешевой машине в мире они научились обращаться с техникой, а также осознали лаконичность конструкций немецких машин той эпохи. Кроме того, доступность запчастей и наличие невероятных модификаций стимулируют владельцев к тюнингу. Кондиционер, электролюк, бортовой компьютер, круиз-контроль, омыватели фар, кресла Recaro — эти и многие другие «плюшки» устанавливались на машину штатно. Все это разнообразие дополняется вариантами внутренних отделок и внешними обвесами. Второй Гольф обоснованно залетает в топ недорогих машин — это непревзойденный вариант для любознательных молодых людей (и даже дам), которые желают получить статус начинающего автослесаря и знатока немецкого автопрома в одном лице. Конечно, на 90% рынок наполнен автохламом, но «живые» бюджетные иномарки на нем все еще присутствуют.
3. Daewoo Nexia
Конечно, этот седан от GM с корейскими корнями способен отпугнуть любую девушку, но у него есть одно важное преимущество. Модель Daewoo Nexia все еще можно приобрести за месячную зарплату, ведь это еще одна самая бюджетная машина. Вот что мы имеем. Перед нами Daewoo Racer, этот седан появился как клон Opel Kadett E. Его начали производить в 1986 году, южнокорейский цикл сборки был завершен в далеком 1994 году. Южнокорейцы влились в западную экономическую систему, чем обеспечили себе неплохой уровень существования. Старые модели они отправляли доживать свой век в более слабые в экономическом плане страны. В 1996 году недорогая марка машин прижилась на одном из ростовских сборочных предприятий. Сборка в Ростове-на-Дону была завершена в 98-м. Все дальнейшие манипуляции были перенесены в узбекистанский город Асака на завод UzDaewoo. Там недорогие легковые автомобили собирались вплоть до 2016 года. Анекдоты про вечно ржавеющий Opel воплотились в кузове Nexia, который производился из российского металла с завода «Северсталь». Искать эти автомобили стоит в глубинке, городские реагенты напрочь убивают любые кузовные элементы.
Также покупателю повезет, если многочисленные очаги коррозии окажутся поверхностными. Вода в салоне и холод зимой — все это нормальные явления, с которыми владельцы Nexia научились бороться. Сегодня детища узбекистанского автопрома изучены вдоль и поперек, вся информация по ремонту и обслуживанию имеется на профильных форумах и площадках. Кроме того, владельцы этих недорогих автомобилей могут не посещать авторазборы. В автомагазинах полно новых аналогов — запчасти на Nexia стоят вдвое дешевле, чем на другие иномарки. За всю «карьеру» Nexia удалось примерить четыре мотора — среди них есть восьми- и шестнадцатиклапанные агрегаты. Все они имеют среднюю надежность, но при этом успешно выхаживают по 200-300 тысяч километров. Автоматические коробки в Россию не поставлялись, простая пятиступенчатая механика вполне надежна. Огорчением станет лишь странная конструкция первой передачи, ее приходится «подлавливать» из-за отсутствия синхронизаторов. Также Нексия славится капризной электрикой, но все это компенсируется скромными расценками на запчасти и высокой ремонтопригодностью. Конечно, ржавый «авторыдван» не будет пользоваться уважением на дорогах, зато большой багажник позволит решить все прикладные задачи, не взирая не мнение окружающих.
4. ВАЗ-2107
Это проверенный поколениями и признанный классическим седан — недаром эти машины нарекли «классикой». Своими корнями ВАЗ-2105 и кровный брат ВАЗ-2107 уходят в 60-е. В конструкции этих заднеприводных недорогих авто с пробегом прослеживается итальянская школа FIAT. Казалось бы, иномарки в разы лучше и все внимание нужно сконцентрировать на них, однако игнорировать Жигули нельзя по одной лишь причине. Уже многие годы подряд «пятерки» и «семерки» удерживают первую позицию на рынке недорогих авто в состоянии б/у. Обратимся к статистике 2024 года. За этот год россияне приобрели примерно 139 тысяч подержанных «семерок». Это означает, что ежедневно покупателями «классики» становились 380 счастливых россиян. Поэтому ВАЗ-2107 — это не просто дешевая машина б/у, а твердая конвертируемая валюта со слегка подгнивающими элементами. До 100 тысяч рублей можно приобрести инжекторную версию с целым дном и некритичными повреждениями по кузову.
Если лучший недорогой автомобиль придется не по вкусу, то продать его можно за несколько дней или часов. Конечно, этот седан лишен пассивных и активных систем безопасности. Здесь нет ABS, гидроусилителя и даже кондиционера. Напротив, летом владельцам приходится включать печку, чтобы хоть как-то охладить пыл горячего мотора от АвтоВАЗ. Однако все это перекрывается плюсами выколиквидной «классики». Зимой в салоне тепло, на годной зимней резине заднеприводный седан имеет сносную управляемость, а все запчасти можно запросто одолжить у соседей по гаражному кооперативу или выпросить в обмен на другие подручные материальные блага. Водитель получает недорогое ОСАГО, отсутствие внимания со стороны угонщиков и честно прогнозируемый расход топлива в 10-12 литров на сотню в зависимости от манеры езды. Кроме того, после ДТП б/у авто без лишних сожалений можно сдать в приемку металлов и честно выручить 15-20 тысяч рублей в зависимости от котировок на металл в локальных пунктах приема. Считаем, что этот памятник советской машиностроительной отрасли попал в рейтинг бюджетных машин вполне оправданно. Если вариант заинтересовал, то можно рассмотреть к покупке «копейки», «четверки», «шестерки» и прочие родственные модели, расширив ареал поиска.
5. Chevrolet Lanos
Пятое место достается удивительному автомобилю с шильдиком Chevrolet. В 97- году модель Daewoo Celio (привычная Nexia) доживала свой век в Южной Корее. Ей на смену пришла модель Daewoo Lanos — еще один предмет кооперации Daewoo и GM. Корейцы считали седан B-класса самостоятельной разработкой, хотя в основе лежали проверенные компоненты от Nexia. Седан переработали, а его дизайном занимался известный Джорджетто Джуджаро. Кузов T100 после небольшого рестайлинга переименовали в T150. У себя на родине выпуск свернули в 2002 году. В это же время модель отправили покорять просторы СНГ — здесь прослеживается уже знакомый нам алгоритм, позволяющий заводам зарабатывать на устаревших моделях. Некоторое время эти недорогие автомобили собирали в России. Затем сборка переместилась на завод АвтоЗАЗ. До 2004 года запчасти поставлялись из Польши, Кореи и Румынии. На рубеже 2008 года машины с корейским мотором 1.5 и механической КПП начали заканчиваться, при этом локализация начала набирать скорость.
По этим причинам в Россию стали поставляться аналоги ZAZ Chance и ZAZ Sens с мотором 1.3 литра от завода МЕМЗ и «пятиступкой» от ZAZ Славута. Изначально эти недорогие б/у автомобили отличались слабой печкой и достаточно хлипкой подвеской. Постепенно в Ланосах, Сенсах и Шансах росло количество российских и украинских комплектующих, поэтому модели последних лет выпуска могут подкидывать разнообразные сюрпризы. Еще один враг этих бюджетных автомобилей — коррозия. Она затрагивает не только кузов, но также и тормозные трубки, бензобак и элементы выхлопа. Однако надлежащий уход со стороны владельцев мог замедлить коррозионные процессы, поэтому живые образцы на рынке также присутствуют. Традиционно щеголи из двух столиц не признают Ланос за полноценный транспорт. Если же переместиться в регионы, то можно отыскать вполне адекватные предложения и людей, c неким удовольствием эксплуатирующих седаны с почерком GM и Daewoo.
6. ВАЗ-2110
Почетное шестое место должно было достаться машинам ВАЗ-2109 и ВАЗ-2114, относящимся к семействам «Самара» и «Самара-2» соответственно. Именно эти модели стоят в топе продаж на российском вторичном рынке. Однако отказаться от них стоит по ряду обстоятельств и совершить выбор в пользу ВАЗ-2110. Такую машину можно купить задешево, хотя и не без определенных нюансов и дефектов. «Десятка» имеет свои весомые плюсы и подойти к их рассмотрению нужно издалека. «Восьмерка» на платформе Гамма появилась в 1984 году и в 2024-м отпраздновала свое сорокалетие. Ради создания десятого семейства платформу существенно переработали. По размерам кузов приблизился к классу C, также он стал более обтекаемым. Кроме того, десятое семейство стало безопаснее, внутреннее пространство увеличилось и вобрало новые опции комфорта. К примеру, передняя балка недорого надежного автомобиля положительно повлияла на безопасность и управляемость — она пришла на смену так называемому «телевизору», который не переносил нагрузок.
Кроме того, места для обслуживания под капотом стало больше, это пространство увеличили ради установки шестнадцатиклапанного мотора. Сниженный коэффициент лобового сопротивления сделал салон тише, а двигатель — экономичнее в плане расхода бензина. Блок педалей дешевого авто ВАЗ-2110 не так сильно зажат пластиковыми обшивками и водитель может разместить ноги с относительным комфортом. Внутреннее пространство опционально декорировали велюром, кондиционер и простенький климат-контроль также выделяли этот бюджетный авто на фоне других моделей нулевых. Еще один плюсик — наличие линз в фарах, которые сегодня можно запросто на LED-оптику (законно ли это — читайте один из наших обзоров). Это один из лучших российских авто до 100 тысяч рублей, который запросто покупается благодаря распространенности.
7. Lifan Breez
Наверняка вы никогда не рассматривали эту машину всерьез. Но что делать, если в кармане лежат честные 100 тысяч рублей и срочно нужна самая простая и недорогая машина. К примеру, можно рассмотреть «китайца» Lifan Breez. Не нужно сходу думать, что это безродный автомобиль из ранней волны «китайцев». Изначально модель раскрыли в Пекине в 2006 году. В переводе с китайского слово Лифан означает «идти на всех парусах» (которые и изображены на эмблеме автомобиля). У себя на родине автомобиль назвали Lifan 520, российское название — Лифан Бриз. Кузов автомобиля честно позаимствовали у французов, он целиком скопирован с Citroen ZX начала 90-х. Это подтверждается и отзывами самих владельцев, которые успешно внедряли в недорогую б/у машину запчасти от Peugeot и Citroen. Кроме того, с моторами тоже не все так плохо. Издавна производитель Lifan выпускал неплохие моторы для мотоциклов и подсобной техники. Работа с автомобильными ДВС также была запущена успешно.
Японские двигатели 4A-FE и 5A-FE были скопированы и внедрены в модель Breez. Эти действительно ресурсные агрегаты объемом 1.3 и 1.6 литра с «безвтыковой» поршневой начали устанавливать в хэтчбеки и седаны, которые выпускали в Черкесске. Однако не стоит обольщаться преждевременно. У лучшей бюджетной машины есть свои минусы. Краска быстро слазит с металла, само железо плохо противостоит коррозии — обнаружение Breez без дыр станет великой удачей. Также часто ломаются дверные ручки, досаждают резинотехнические изделия, ломаются пластиковые фланцы, ходовая часть является весьма посредственной. При этом мотор с японскими корнями будет упорно перемещать в пространстве эту «повозку», несмотря на множество недочетов. Кстати, статистика продаж подсказывает, что за этой дешевой иномаркой при цене до 100 тысяч буквально выстраиваются очереди.
8. Ford Ka
В ТОП бюджетных машин непременно должны входить сверхкомпактные автомобили. Конечно, можно поискать Daewoo Matiz, но эта модель по нраву далеко не всем. Направить свое внимание стоит на недорогую б/у машину Форд Ка. Модель разрабатывалась европейским подразделением Ford — это один из немногих автомобилей Форд, который никогда не продавался в США. Этот самый бюджетный автомобиль готовился как ответ на успешный Renault Twingo, вышедший тремя годами ранее. Ford Ka начали выпускать в 1996 году в Испании. Модель стала первой, примерившей на себя новый фирменный стиль New Edge, отличающийся треугольными фарами и овальной решеткой радиатора. В остальном — кузов и его внутренности напоминают разные интерпретации синего овала. Того самого, который считается эмблемой Форд. Внешне этот транспорт напоминает божью коровку, а по сему окажется идеальной и недорогой машиной для женщин. При этом «малыш» готов не ударить в грязь лицом.
Колеса разнесены по углам автомобиля, что делает колесную базу впечатляющей — 2450 миллиметров. Колея также сделана полноценной, поскольку шасси позаимствовали у родственной модели Фиеста. Данный лучший бюджетный автомобиль устойчив на трассе и может уверенно маневрировать в городе. Еще одним плюсом хорошей недорогой машины является гамма из четырехцилиндровых моторов. Слабые места у «букашки» также присутствуют. Кузов плохо противостоит коррозии, особенно активно отгнивает в районе топливозаправочной горловины. По технической части слабым звеном является рулевая рейка, в остальном ремонты окажутся вполне посильными и недорогими. Запросто можно купить такое недорогое авто от хозяина, однако новые объявления о продаже публикуются в интернете не так часто из-за нераспространенности модели Ka. Техническим аналогом является Fiesta 4-го поколения, которая также могла бы войти в ТОП бюджетных авто.
9. Chery Amulet
Сегодня компания Chery удивляет россиян невероятными кроссоверами. Однако путь этого бренда не был прямым. Начинать приходилось со сборки по лицензии, а также с откровенной кражи западных идей. В далеком 2003-м китайцы вывели на рынок новый продукт под шильдиком Chery Amulet. Китайский автомобиль унаследовал шасси Seat Toledo первого поколения. Этот испанский седан также не был оригинальным, а лишь копировал техническую часть VW Golf MK2, о котором мы говорили в начале статьи. У себя на родине в КНР эта бюджетная машина носила скромное название Chery A15. В нашей стране сборка велась в Калининграде с 2006 по 2008 гг (затем вплоть до 2012-го собиралась как Vortex Corda на ТагАЗе). Вопреки расхожим мнениям, моторы были заимствованы не у Mitsubishi, а у американской компании Ford.
Механическую трансмиссию приладили от все того же Toledo, предварительно удешевив конструкцию. Все это означает, что продающиеся практически даром агрегаты от Ford Escort и Golf MK2 можно успешно «потрошить» и внедрять в самую дешевую иномарку от Chery. То же самое можно сказать и про детали подвески — починить этот авто в текущих реалиях совсем нетрудно. Главный враг «китайцев» тех лет — тонкий металл, напоминающий фольгу. Многие образцы уже сгнили, также кузовные детали не всегда наличествуют на авторазборках в силу некой редкости модели. Нельзя обойти стороной тот факт, что многие бережные владельцы проездили на Amulet 250-300 тысяч километров без глобальных поломок. В 2025-м откинув предрассудки можно купить эту машину недорого, чтобы через пару лет активной эксплуатации наверняка отправить ее в пункт приемки металлов или на разборку.
10. Renault Clio
Казалось бы, все варианты дешевых машин уже озвучены и искать на пустом рынке больше нечего. Специалисты разбора Гидрач.рф уверены, что среди гор автомобильного хлама можно обнаружить настоящий бриллиант. Если добавить к обозначенному бюджету 20-30 тысяч, то можно стать владельцем недорогого и надежного автомобиля с пробегом. Им может стать Renault Clio второго поколения. За 120-130 тысяч рублей покупателю достанется французский седан с непримечательной внешностью и вполне живыми агрегатами. Итак, модель Clio 2 как недорогая и качественно исполненная машина появилась в 1998 году, сборка велась во Франции и Словении. Позднее эта машина легла в основу Renault Symbol, который собирался в Турции. Еще несколько лет назад все эти модели казались невероятным старьем с ужасно примитивным дизайном.
Второе поколение Клио автолюбители не желали приобретать даже за 50-80 тысяч рублей, серьезно раздумывая. С приходом санкций все изменилось, форма уже не так важна и люди начали всматриваться в содержание. Оно здесь имеется. Архаичный мотор K7J имеет безграничный ресурс, несмотря на громкую работу и повышенный расход топлива. Механические коробки также ресурсны, а энергоемкая ходовая часть удивит даже владельцев свежих кроссоверов. Кроме того, «французы» неплохо противостоят коррозии, а запчасти на эти раритеты продаются за бесценок. Да, машина не самая красивая, зато по качеству и уровню сборки она явно превосходит китайских и российских претендентов из нашего рейтинга.
