Один из крупнейших авторазборов России

Почему машина троит и дергается на ходу — 5 вероятных причин

106 8 минут чтения
Раздел:Автоновости
Почему машина троит и дергается на ходу — 5 вероятных причин

Характерные подергивания нередко возникают из-за топливной системы, а также из-за системы зажигания. Нарастает износ деталей, появляется нагар и проявляются последствия использования плохого топлива. Зачастую эти проблемы безобидны. Если машина начала дергаться недавно, то симптомы можно устранить быстро и даже своими руками. Однако в отдельных случаях машину трясет из-за существенных поломок, которые связаны с двигателем или АКПП. Специалисты разбора Гидрач.рф предлагают вместе пройтись по основным причинам, чтобы понять объем предстоящего ремонта и его стоимость.

1. Топливный фильтр, бензонасос

Питание автомобиля — это основа основ. Эта функция возложена на топливный насос, форсунки, фильтры тонкой и грубой очистки. Постепенно водитель обнаруживает, что обороты двигателя слегка плавают на холостом ходу, а былая динамика куда-то исчезает. Изначально стоит копать в сторону топливных фильтров. В топливном баке кроется погружной насос, содержащий в конструкции топливные фильтры. Вся хитрость заключается в том, что автопроизводители начали «штамповать» неразборные бензонасосы. Это явление получило лаконичное название «топливный модуль». Такая штука стоит достаточно дорого. Некоторые владельцы действительно покупаются на эти уловки, покупая новые модули в сборе. На самом деле модули легко разбираются при помощи сверла, шуруповерта, а также прочих подручных инструментов. Умельцы давно научились подбирать фильтры тонкой и грубой очистки для таких «неразборных» деталей. Достаточно почитать профильные форумы, как все сразу прояснится. Современные топливные насосы не требуют особого внимания, поэтому 100-150 тысяч они проходят без особых нареканий.


Но пренебрегать заменой фильтров не стоит — именно из-за них машина начинает дергаться. Кстати, если не хочется возиться со вскрытием топливного модуля, то можно просто купить его на авторазборе от донора с небольшим пробегом. Если проигнорировать замену фильтров, то насос начнет с большим усилием перекачивать топливо. Его температурный режим будет постепенно нарастать. Особенно ярко этот симптом проявляется в жару — машина активно дергается на ходу, теряет в динамике и далее насос перегорает. Эту поломку можно предотвратить, если применить тестер давления топлива, подсоединив его к топливной рампе. Собравшийся на покой насос продемонстрирует посредственное давление. Можно обратится к «дедовским» методам, достаточно приподнять подушку заднего сиденья и прислушаться. Звук работы насоса перед выходом меняется на натянутый писк. Нередко двигатель троит и плавают обороты — причины могу скрываться и в электрике. Когда плавают обороты и глохнет мотор, стоит взглянуть на проводку, реле, прочую электронику вроде ЭБУ, которые отвечают за подачу топлива.

2. Свечи, катушки зажигания

Когда опытным автоэлектрикам привозят автомобиль без признаков жизни на ремонт, они ставят перед собой вопрос: «Или не льет, либо не горит»? Если с подачей топлива все нормально, а машина на оборотах троит, то следует направить взгляд в сторону системы зажигания. Одна из возможных поломок связана с некачественным бензином. После заправки на ходу машина начинает троить на горячую, мотор теряет динамику и не может набрать скорость. Особенно это актуально для турбомоторов, приспособленным к высокому качеству топлива. Обычно водители отделываются заменой свечи (на которой появляются черные полосы вдоль изолятора) и катушки зажигания. Свечи нужно менять согласно техническому регламенту и периодически проверять зазоры между электродами при помощи измерительного щупа. Нередко мотор дергается именно из-за зазоров. Катушки также теряют свои свойства, резиновые наконечники дубеют, а скрытые внутри пружинки-контакты покрываются ржавчиной. Еcли дергается авто, то достаточно подключить обычный ELM-сканер, который молниеносно выявит неисправные катушки. Порой катушки не вынимаются со своих мест годами и десятилетиями, прикипая к свечным колодцам или клапанной крышке.


Поэтому на них возникают характерные отклонения внешнего вида, из-за которых также троит и глохнет двигатель:

  • следы перегрева — пластик меняет цвет, геометрию, что говорит о перегреве корпуса катушки зажигания;
  • потемнение контактов — ржавчина при отсутствии токопроводящей смазки приводят к тому, что стальные элементы могут подгореть из-за плохого контакта;
  • темные полоски — это так называемые «дорожки пробоя», по которым ток пытается уйти в другие места, минуя свечи зажигания. 

Кстати, когда дергается автомобиль, необходимо вспомнить про простой и эффективный метод проверки свечей и катушек. Достаточно выкрутить свечу зажигания, вставить ее в катушку и приложить к металлической части автомобиля. Проверка искрообразования визуальным путем всегда считалась простым и эффективным решением. 

3. Топливные форсунки

Практически все бензиновые форсунки имеют схожее устройство, что облегчает самостоятельную диагностику. Они имеют обычай засоряться, поскольку присадки из топлива могут оседать на них в виде смолистых отложений. Постепенно слой загрязнений становится толще и в конце концов он перекрывает выход топливу. Обычно на рабочей поверхности форсунки можно увидеть от 4 до 8 отверстий, через которые ведется подача топлива. Струи бензина образуют так называемый «факел». Если хотя бы одно отверстие окажется забитым, то распыл топлива в цилиндры окажется неравномерным. Как итог — у машины дергаются обороты, увеличивается расход топлива и падает динамика.


Если загрязнения имеют поверхностный характер, то можно замочить форсунки в широко известном димексиде. Кроме того, автовладельцы запросто могут собрать промывочный стенд из проводов, шлангов и подручных бутылок. Все тот же димексид позволит очистить форсунки изнутри и проверить равномерность распыла воочию. Форсунки не любят длительные простои, от невостребованности их внутренности «закисают». Гораздо реже выходит из строя обмотка форсунки, проверить ее сопротивление можно обычным мультиметром. Также ломается пружина распылителя — в таком случае форсунку придется заменить. 

4. Дроссельный узел

Дроссельные заслонки также однотипны. Если ранее педаль газа связывалась с дросселем стальным тросиком, то теперь дроссель и педаль акселератора представляют собой сдвоенные потенциометры. Общаются они между собой исключительно в электронном формате. Ее основная задача — впуск воздуха и регулирование давления во впускном тракте. По ту сторону заслонки существует некое противодействие — картерные газы оседают на стенках впускного тракта, превращаясь в отложения черного цвета. Продукты сгорания в дросселе меняют его работу — вот еще одна причина, по которой плавают обороты двигателя. Решение кроется в промывке дроссельного узла, а также в проверке работоспособности заслонки и наличия люфта.


Сама заслонка должна плотно сидеть на своем месте. После промывки многие производители рекомендуют смазывать ось заслонки специальной медной смазкой, которая предотвращает износ вращающихся элементов. Конечно, заслонки последних поколений избавились от всяческих клапанов и каналов для антифриза. При этом плата дросселя, представляющая собой сдвоенный датчик, стала неимоверно сложнее. Даже если заслонка реагирует на подачу питания в виде 12В, а в проводке нет плохих контактов, то все равно может потребоваться замена дросселя в сборе. Увы, такое бывает и двигатель будет дергаться, пока деталь не будет заменена на исправную. 

5. Клапан фазорегулятора

Абсолютно неприметная деталь, о которой забывает большинство автолюбителей. Ради повышения мощности и улучшения работы ГБЦ автомобилей начали оснащать системой фаз газораспределения. Один или оба распредвала в такой системе наделяются муфтой, которая отвечает за временные промежутки, в течение которых происходит открытие и закрытие клапанов. На низких оборотах работают «узкие фазы» с невысокой скоростью отвода выхлопных газов. При активном движении в дело вступают «широкие фазы», отводящие больший объем тех самых выхлопных газов. Управляется эта система электромагнитным клапаном — он же клапан MIVEC, VVT, Vanos (фирменные названия производителей могут различаться, но суть этой системы практически не меняется). Управление системой ведется за счет неприметного клапана, к которому подается моторное масло. Механизм внутри клапана может забиться, встать в неправильное положение или полностью выйти из строя.


По этой причине плавают обороты, есть и другие важные симптомы, говорящие о неисправности системы:

  • двигатель начинает шумно работать, некоторые владельцы говорят о появлении «дизеления»;
  • мотор троит на холостых, иногда наоборот он работает устойчиво, но машина начинает дергаться на скорости, ДВС буквально «захлебывается»;
  • заметно увеличивается расход топлива, увеличивается токсичность выхлопа, его запах становится более резким;
  • двигатель начинает брать масло — нередко причина масложора кроется в неисправном электромагнитном клапане;
  • после запуска мотора в первые 5-10 секунд начинают плавать обороты, это сопровождается треском фазорегулятора, который затем смолкает.

Если троит мотор и вы начали искать неисправность, то при проведении диагностики стоит учесть, что работа электромагнитного клапана плотно связана с работой датчиков положения коленвала, распредвала, а также с ЭБУ автомобиля. Неисправность одного из этих элементов нередко влияет на работу клапана системы фаз газораспределения. Проверить клапан можно при помощи подачи питания, чтобы увидеть движение небольшого поршня. Внутри клапана размещена стальная сетка, выполняющая роль фильтра. Нередко лопатки фазорегулятора, выполняемые из пластика, раскрашиваются и стружка попадает внутрь клапана. Внимание стоит уделить резиновому колечку, выполняющему роль уплотнителя. Проблемы с электрической цепью клапана также не стоит исключать (повреждение контактов или изоляции, замыкание на корпус, изменение сопротивления). 

Подводя итоги

К подергиваниям приводят и механические причины — цилиндр троит с последующим отключением (низкая компрессия), часто машина едет рывками из-за неисправной АКПП. Но это достаточно серьезные поломки. Чаще мы сталкиваемся с некачественным топливом, изношенными свечами, «подуставшими» топливными насосами. Эти детали начинают работать некорректно и постепенно они выводят из строя более дорогие и сложные системы. Неприятные симптомы лучше устранять сразу, не дожидаясь глобальных ремонтов. Помните, что некоторые из обозначенных запчастей гораздо дешевле покупать на автомобильных разборах. Если советы не помогли и все еще плавают обороты двигателя, то стоит познакомиться со второй частью данной статьи. 

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Как вернуть б/у машину продавцу? Правовой обзор Гидрач.рф

Как вернуть б/у машину продавцу? Правовой обзор Гидрач.рф

Последние статистические данные подсказывают, что по итогам 2023 года будет продано около 5.6-5.8 мл...

Стоит ли делать чип-тюнинг? Все о прошивке авто

Стоит ли делать чип-тюнинг? Все о прошивке авто

Со временем любая машина начинает казаться медленной. Кроме того, во время постоянной эксплуатации в...

Шумоизоляция дверей авто: весь процесс своими руками

Шумоизоляция дверей авто: весь процесс своими руками

Автовладелец вне зависимости от цены автомобиля считает его частью своей жизни. Люди часто ездят на ...

Освятить машину — хорошая идея или трата времени?

Освятить машину — хорошая идея или трата времени?

Российские дороги полны опасностей. Водителям хочется, чтобы на пути встречалось как можно меньше тр...

Новые виды мошенничества в автомобильной сфере 2024 года

Новые виды мошенничества в автомобильной сфере 2024 года

Сегодня фэйковые звонки из Центробанка РФ, от лжедознавателей, или внука, якобы попавшего в ДТП, уже...

Быстро устраняем запах сигарет из салона авто вместе с Гидрач.рф

Быстро устраняем запах сигарет из салона авто вместе с Гидрач.рф

Курильщики со стажем не ощущают неприятного запаха сигарет, который накапливается в салоне автомобил...

Льготное автокредитование. Как взять кредит с господдержкой — условия, банки, модели машин

Льготное автокредитование. Как взять кредит с господдержкой — условия, банки, модели машин

Средневзвешенная цена новой машины в 2024-м перевалила за 3 миллиона рублей. Возросший утильсбор так...

Поперечный стабилизатор: полное FAQ от Гидрач.рф

Поперечный стабилизатор: полное FAQ от Гидрач.рф

На форумах и профильных сайтах до сих пор не затихают споры, связанные с поперечным стабилизатором. ...