Один из крупнейших авторазборов России

Автомобильные итоги 2024 года от Гидрач.рф

320 14 минут чтения
Раздел:Автоновости
Автомобильные итоги 2024 года от Гидрач.рф

Поток новостей закончился, можно выдохнуть и насладиться новогодними праздниками. Но расслабляться не стоит — пора сверить часы и узнать о событиях, признанных самыми важными в ушедшем году. Кроме того, вырисовываются контуры наступившего 2025-го и о кое-каких изменениях можно смело говорить прямо сейчас. Что уже прошло и что нас ждет впереди? Читайте далее. 

1. Успех «китайцев» в 2024-м и первые проявления нестабильности

По данным агентства АВТОСТАТ доля китайского автопрома на рынке РФ по итогам 2024 года достигла 60% (при этом доля в денежном эквиваленте еще выше). Азиатским брендам удалось реализовать более 900 тысяч автомобилей. Средневзвешенная цена по результатам 2024-го составила 3.16 млн. рублей за новый автомобиль (в основном кроссовер). Кстати, за последние 4 года цены на новые машины выросли вдвое, а за последние 10 лет — ровно в три раза. Китайские производители демонстрируют в РФ невероятные успехи, поскольку на них приходится до 90% всего автоимпорта в страну. Они не только ввозят готовые транспортные средства в страну, также ведется локальная сборка и поставка машинокомплектов для продажи под псевдороссийскими брендами. На первом месте по продажам стоит компания АвтоВАЗ, последующие пять мест занимают китайские: Haval, Chery, Geely, Changan и Omoda. Самым реализуемым «чайнакаром» стал Haval Jolion, собираемый в России и доступный по программе льготного кредитования.


Рост показывают и китайские «электрички». В топе продаж стоят Zeekr и Moskvich 3E из азиатских компонентов. Настоящим открытием года для россиян стал пикап Great Wall Poer KingKong. Статистика продаж за год увеличилась сразу на 922% (более 6000 тысяч штук против нескольких сотен годом ранее). При этом существуют признаки внутренней конкуренции среди брендов из Китая и проявления глобальной нестабильности. Так, власти Китая посоветовали своим автозаводам отказаться от возведения сборочных площадок в России и делать ставку на ввоз уже собранных моделей. При этом некоторые марки не выдерживают внутренней конкуренции. По итогам прошедшего года страну покинут или выведут с рынка часть моделей: Kaiyi, Forthing, Skywell, Haima, Livan, SWM, Foton и другие. Ситуация показывает, что российские покупатели могут внезапно остаться без сервисной помощи. Азиаты не любят составлять детальные каталоги и достаточно быстро завершают производство запасных частей. 

2. Утильсбор — главное слово 2024 года в автомобильной отрасли

С 1 января 2025 года произойдет увеличение утилизационного сбора на легковые автомобили. Индексация составит до 20%. Для «трехлеток» с объемом ДВС до 2 литров «утиль» составит 667.4 тыс. рублей, если объем от 2 до 3 литров — 1.875 млн. рублей. Автомобили старше трех лет с ДВС от 2 до 3 литров станут роскошью — утильсбор составит 2.84 млн. рублей. Важно, что утилизационный сбор резко вырос в 2024 году, взвинтив цены на автомобили. Впервые он появился в 2012 году. Тогда Россия находилось на пороге вступления в ВТО и ей нужно было снизить пошлины на ввоз автомобилей. Ожидалось, что дешевые и качественные иномарки хлынут в страну и дополнительный сбор в виде платы за последующую утилизацию должен был защитить внутренних производителей. 

Это интересно: «Познакомиться подробнее с утильсбором можно в отдельном обзоре от Гидрач.рф».


Из платы за будущую утилизацию ТС сбор превратился в протекционистский механизм. Так, в начале 2024 года представители АвтоВАЗа потребовали от Правительства РФ резко увеличить утилизационный сбор. После принятия закона первый подъем ставок был запланирован на 1 октября 2024-го (рост на 70-85%). Далее в дело вступает ежегодный механизм индексации на 10-20%. Именно по этой причине дилеры отменили новогодние скидки и распродажи. Ожидается, что из-за утилизационного сбора средняя цена нового автомобиля к 2030 году вырастет до 6 млн. рублей (приблизительно вдвое). 

3. Автокредитование вне досягаемости в наступившем году

Аналитики Авто.ру подсчитали, что в первом полугодии 2024-го около 62% автомобилей было продано с кредитным финансированием. В течение первых девяти месяцев рынок по отношению к прошлому году удвоился и составил 1.85 трлн. рублей. Основная масса автокредитов выдавалась на покупку новых автомобилей: в начале года на них приходилось 73%, а в августе уже все 80%. Однако дальше на авторынке началась стагнация. В октябре, по данным Национального бюро кредитных историй, значения по кредитованию обрушились на 35-40% по сравнению с сентябрем. Причиной стала ставка рефинансирования от Центробанка РФ, которая в конце октября была увеличена до 21%. Рост показателя влияет на изменение ставки по автокредитам. Руководство РА Эксперт отметило, что реальная ставка сейчас составляет примерно 29%. Подобные обстоятельства вынуждают покупателя растягивать срок кредита.


Сами банки готовы дать деньги на покупку ТС максимум на 7-8 лет. Сроки являются предельными, поскольку за это время автомобиль износится и перестанет быть ценным залогом. Однако и здесь не все так гладко. Макропруденциальные лимиты были увеличены с 1 июля — на практике это повлияло на коэффициенты риска по автокредитам. Центробанк РФ посчитал, что население закредитовано. Поэтому банки стали реже одобрять кредиты, подняли процентные ставки, а также предлагают деньги на срок от 3 до 5 лет, чтобы снизить свои риски. Для многих автокредиты останутся недоступными в 2025 году, что плохо повлияет на продажи автомобилей в 2025 году. Если говорить о ставке рефинансирования, то в наступившем периоде роста не предвидится, но значение будет сохранятся на достаточно высоком уровне.

4. ОСАГО и бесконечные изменения отрасли

Тема страхования автогражданской ответственности в России является неисчерпаемой. В 2024-м году регулятор пытался удерживать стоимость полисов для безаварийных водителей. Кроме того, субъекты законодательной инициативы стремятся увеличить срок ремонта по ОСАГО и внедрить ремонт подержанными запчастями. Однако эти изменения пока что не были проведены через Госдуму РФ. В ушедшем году были зафиксированы такие изменения. Появился однодневный полис ОСАГО и сроки в целом стали более гибкими. Сервис по проверке полисов был передан АО «НСИС» — дочерней компании Центробанка РФ. По этой же причине на полисе появился специальный QR-код, ведущий на сайт НСИС. В наступившем 2025-м россияне столкнутся с такими изменениями:

  • с 1 января — запуск единого ОСАГО для России и Белоруссии, увеличение штрафа за повторную езду без полиса до 5 тысяч рублей, доплатить за вписанного водителя в полис теперь можно в течение 5 дней, также внедряется цифровой документооборот между пострадавшим и страховой;
  • с 1 марта — отмена истребования ОСАГО при постановке автомобиля на учет в органах ГАИ России.


Ожидается, что ЦБ РФ может пересмотреть тарифный коридор по ОСАГО, однако изменения расценок будут несущественными. Кроме того, в тестовом режиме весь 2025 год камерами будут фиксироваться машины без полисов. Уже в 2026 году эта мера будет действовать принудительно в масштабах всей страны, а не в отдельно взятых населенных пунктах. Новшеством является и внедрение ОСАГО и ОСГОП во вновь присоединенных регионах России с первого дня 2025 года.

5. Два десятка автоновинок 2025-го уже озвучены

Главным анонсом года станет Lada Iskra от АвтоВАЗ, которой мы посвятили отдельный обзор. Пока что цены и комплектации доподлинно не озвучены, поэтому не известна и целевая аудитория новинки. Ожидается, что Искра займет нишу между моделями Granta и Vesta. Эксперты Телеграм-канала Автовоз отмечают, что Искра может «задавить» лидера рейтингов Granta, производство которой постепенно переносят на сборочную нитку Niva. Косвенно это может говорит о том, что выпуск Гранта будет постепенно сворачиваться. Второй новинкой, которую ожидают с нетерпением, является российский электромобиль Атом. Первые «живые» машины могут появиться на дорогах в 2025 году. Сборка будет вестись на заводе Москвич с уровнем локализации в 70%. Сообщения об испытаниях Atom уже проскакивали в российской прессе. Еще одна ожидаемая сенсация — семиместный семейный кроссовер Москвич 8 (он же JAC X8 Plus). Машину показали в августе на MIMS Automobility Moscow. На ней был не только шильдик Москвич, но и была озвучена цена — от 2.8 до 3.3 млн. рублей. Остальные премьеры в большинстве своем являются «чайнакарами». Наиболее близкими и точными являются следующие планы по выводу на рынок РФ:

  • JAC – новый JS 9;
  • Oting — внедорожник Palasso (на базе Nissan Navara, компания может покинуть рынок);
  • Livan — рестайлинговые версии кроссоверов X3 Pro и X6 Pro, а также новый гибрид (суббренд Geely может ограничиться выводом с рынка старых моделей, но может и полностью покинуть рынок);
  • Haval — городской внедорожник H7 (второе поколение Dargo с 4WD);
  • FAW — представит премиальные модели Hongqi L1 (седан) и Hongqi H6 (лифтбек);
  • Jetour — кроссовер T1 и ресталинговый кроссовер X90 Plus на полном приводе;
  • Omoda — у бренда появится новый флагманский кроссовер C7, также обновление ждет Omoda C5;
  • Jaecoo — модели J5 и J7 FL (также кроссоверы);
  • Chery — рестайлинговый Tiggo 7 Pro (после середины 2025-го);
  • GAC — новая модель GS4 (после середины 2025-го).

Могут появится и иранские SAIPA и Iran Khodro, которые прорываются на рынок более двух лет. Однако у этих брендов постоянно что-то идет не так. 

6. Изменение порядка выдачи прав — топовая новость в сети

Аудиторию блога Гидрач.рф и пользователей сети в целом в 2024-м интересовали заметки, связанные с изменением порядка выдачи водительских прав. С 1 апреля 2024 года начали действовать новые правила проведения экзаменов для водителей — об этом сообщила пресс-служба ГАИ России. Поправки внесены в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1996 года. В результате в административном регламенте и правилах проведения экзамена появились такие новшества.

Ужесточение контроля за автошколами. С 1 апреля 2024-го инспекторы начали проверять автошколы на наличие реальных кабинетов и автомобилей. Отсутствие материально-технической базы говорит о фиктивной деятельности предпринимателей, торгующих правами. По итогам проверки выдается заключение, без которого автошколы не могут получить новую лицензию или продлить уже существующую. Ученики таких заведений к экзаменам не допускаются.

Обновлен перечень оснований отказа в допуске к экзаменам. Сюда вошли такие причины, как истечение срока действия паспорта или медицинского заключения, неявка на экзамен или отказ от фото на права. Уклонение от явки в военкомат стало еще одной причиной для отказа в допуске. Подобная участь ждет тех, кто попался на пьяном вождении — повторная сдача им станет доступна лишь спустя год после истечения срока основного наказания. 


Интервалы пересдач для неподготовленных водителей увеличены. Это относится к тем, кто не смог сдать один из экзаменов три раза к ряду. Следующую (четвертую) пересдачу будут назначать через 6-9 месяцев (ранее — 1-3 месяца), чтобы кандидат смог подготовиться лучше. Ожидается, что данная норма повысит заинтересованность в обучение курсантов, а также качество обучения и подготовки к экзаменационным испытаниям в автошколах.

Минимальная ширина разворота увеличена. Площадка с ограниченным пространством была расширена с пяти до семи метров для выполнения разворота при ограниченной ширине дороги с применением движения задним ходом. Также в экзаменационной ведомости конкретизировали условия снижения оценки за неуверенное пользование органами и рычагами управления автомобилем. Это позволит избежать субъективизма при выставлении оценок. 

Либерализация в плане штрафных баллов. С первого апреля можно набрать семь баллов, ранее отметка «не сдал» выставлялась после набора пяти штрафных баллов. Ряд ошибок теперь наказывается более скромным количеством баллов. К примеру, ранее не пристегнувшегося водителя сразу отправляли на пересдачу. Теперь он получит четыре бала и сможет продолжить экзаменационные процедуры.  

7. В новом году резко вырастут штрафы за несоблюдение ПДД

Обсуждение новых поправок к КоАП РФ началось практически в конце года и их принятие произошло весьма неожиданно. Согласно документам, санкции были увеличены властями по самым популярным видам нарушений ПДД. Кроме того, в конце года Минфин РФ разработал поправки к Бюджетному кодексу РФ, согласно которым изменяется распределение доходов от штрафов. Теперь часть средств будет направляться в федеральный бюджет, регионы вместо 100% сумм будут получать лишь 75%. Кроме того, скидка за быструю оплату теперь составит 25% вместо привычных 50%.


Штрафы будут увеличены в 1.5 раза, вот несколько популярных статей:

  • управление ТС без пристегнутого ремня безопасности — 1500 рублей вместо 1000;
  • управление ТС в состоянии алкогольного опьянения — 45000 рублей вместо 30000;
  • превышение скоростного режима на 20-40 км/ч — 750 рублей вместо 500;
  • проезд на запрещающий сигнал — 1500 рублей вместо 1000.

Есть и приятное обстоятельство — размер периода оплаты со скидкой вырос на 10 дней (с 20 до 30 дней).

8. Достижения отечественного автопрома за 2024 год

Новинки российского автопрома нельзя назвать абсолютными, поскольку все ограничивается рестайлингами и модернизациями существующих моделей. Однако автомобильной промышленности удается оставаться на плаву и некоторые успехи действительно радуют. К примеру, хорошие отзывы получил полноприводный Соболь, которого не доставало российской аудитории. Вот машины, которые запомнились потребителю.

ГАЗ «Соболь 4х4». Весной 2024-го Горьковскому автозаводу удалось наладить серийное производство нового поколения машин с полным приводом. Новинка Соболь NN получила независимую переднюю подвеску на пружинах, а также новую раздатку с непосредственной передачей момента на мост задней оси. Модель от ГАЗ отличается 2.5- литровым турбодизелем на 150 сил, который трудится с шестиступенчатой МКПП. Раздаточная коробка имеет электронное управление, полный привод — жестко подключаемый, присутствует блокировка заднего дифференциала и понижающая передача. Первые покупатели выделили тихий салон и бесшумную коробку переключения передач — Соболь вплотную подошел по качеству к иномаркам, хотя жалобы на брак пока что не являются редкостью. 

ГАЗ Валдай 12. Грузовик специально наделили массой до 11 тысяч 990 килограммов, чтобы он мог перемещаться бесплатно по федеральным трассам. Тоннаж ниже планки, предусмотренной системой Платон. Машина получила оригинальную раму от ГАЗ, усиленный ведущий мост и заднюю пневмоподвеску. Новинка уже присутствует на дорогах страны.


Lasa Aura. Несмотря на язвительные комментарии пользователей, у российского автогиганта появился собственный флагман под названием Аура. В основе ее лежит растянутая тележка от Vesta, модель адресована чиновникам средней руки, таксистам и различным компаниям. Длина машины подходит к отметке 4.7 метра, единственный мотор 1.8 литра на 122 силы работает в связке с китайским вариаторам. Пока что автосалоны получают верхнюю комплектацию «Статус» с отделкой салона из натуральной кожи, чья цена составляет 2.8 млн. рублей. Впереди выпуск «пустой» комплектации для такси, а также более роскошной для чиновников, где сзади появятся раздельные капитанские кресла. Кстати, еще одной новинкой стала простая Веста с автоматической трансмиссией, роль которой исполняет китайский вариатор от WLY. Важным является и перезапуск модели Ларгус.

КамАЗ-54902. В ушедшем году производитель продемонстрировал региональный тягач нового поколения. От флагмана 54901 модель 54902 отличается более миниатюрной кабиной — она меньше по высоте и уже, также внутри предусмотрено одно спальное место. Подобный формат удобен для межрегиональных поездок. Если старшая версия базируется на 13-литром турбодизеле, то младшая получила менее мощный мотор на 400 сил, являющийся азиатской версией Cummins.

УАЗ СРГ или «Буханка». Немолодая 66-летняя модель также умудрилась пополнить список новинок. Все просто — Ульяновскому автозаводу пришлось бороться с критикой покупателей, жаловавшихся на зазоры размером с палец. Завод подарил модели вторую жизнь, заменив на 90% всю штамповочную оснастку. Теперь зазоры станут равномерными, пропадут отверстия, через которые в салон могли поступать влага, шум, пыль. 

9. Грядущее замедление авторынка

При всех достижениях в 2024-м авторынок ждет явное охлаждение в году наступившем. Все это скажется как на потребителях, так и на автозаводах. Уже к декабрю 2024-го новые ТС стали менее доступны для большинства россиян. Именно такие выводы сделали представители ТАСС из интервью с министром промышленности и торговли РФ Антона Алиханова. Министр уточнил, что реализация всех авто выросла на 44% и достигла отметки 1.689 млн. штук. При этом цель 2025-года будет ниже — ожидаемый объем продаж составит 1.577 млн. штук. Ушедший 2024-й не является показательным, ведь хороший эффект достигнут за счет низкой базы.


Все, что происходило за два последних года, является лишь восстановлением рынка. Так, по признанию министра, в ноябре и декабре продажи просели на треть, что показывает тенденции, ожидающие нас в новом году. Он окажется сложным, поскольку кредитно-денежная политика ЦБ РФ ведет к замедлению промышленности и выпуск транспорта начнет проседать. Кроме того, дорогие кредиты и рост утильсбора могут превратить новые и подержанные автомобили в предмет роскоши.

10. Меры господдержки помогли продать 150 тыс. автомобилей

Порядка 150 тысяч ТС удалось реализовать в стране благодаря программам льготного кредитования и льготного лизинга. Об этом одному из телеканалов рассказал первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. Он отметил, что за счет мер государственной поддержки удалось помочь не только производителям, но также предпринимателям и простым гражданам, которые относятся к льготным категориям. Подчеркнем, что в ноябре 2024-го средства на льготные автокредиты в банках были исчерпаны, однако к концу года поступили новые бюджетные транши и программа была перезапущена вновь. Ожидается, что она будет работать вплоть до 2027 года. Изучить условия автокредитования с поддержкой государства можно в нашем отдельном материале.


Компания Гидрач.рф поздравляет читателей с наступившим 2025 годом. Исполняйте свои желания и покупайте самые нестандартные автомобили, не обращая внимания на сиюминутные веяния моды и условия, диктуемые экономикой. Любые запчасти вы сможете найти на сайте Гидрач.рф. С нами эксплуатация любого транспорта будет недорогой и беспроблемной. 

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Вспомнить все: автомобильные итоги 2023 года

Вспомнить все: автомобильные итоги 2023 года

Постараемся вспомнить все события, изменения и новости в автосфере за ушедший год. Новые штрафы, изм...

Автомузей Ника Панули — есть ли на что посмотреть и стоит ли ехать?

Автомузей Ника Панули — есть ли на что посмотреть и стоит ли ехать?

Иногда автолюбителям стоит отвлечься от повседневной рутины и посетить необычные места. Примером так...

За сколько можно сдать машину в разбор?

За сколько можно сдать машину в разбор?

По тем или иным причинам машины становятся невостребованными. Поломки, аварии, переход по наследству...

Зимняя резина летом — хорошая идея или опасная экономия?

Зимняя резина летом — хорошая идея или опасная экономия?

Весной вы внезапно обнаруживаете, что вместе со снегом сошли и все шипы с зимней резины. В голову пр...

Как проверить скрученный пробег. Устанавливаем реальный пробег вместе с Гидрач.рф

Как проверить скрученный пробег. Устанавливаем реальный пробег вместе с Гидрач.рф

Любой автовладелец желает найти недорогой автомобиль со скромным и реальным пробегом. В нынешних усл...

КБМ — что это такое в страховании? Делаем ОСАГО дешевле через восстановление КБМ

КБМ — что это такое в страховании? Делаем ОСАГО дешевле через восстановление КБМ

В российском страховом праве присутствует показатель безаварийного вождения, который получил названи...

Льготное автокредитование. Как взять кредит с господдержкой — условия, банки, модели машин

Льготное автокредитование. Как взять кредит с господдержкой — условия, банки, модели машин

Средневзвешенная цена новой машины в 2024-м перевалила за 3 миллиона рублей. Возросший утильсбор так...

Новая страховка ОСАГО на 1 день. Стоит ли брать?

Новая страховка ОСАГО на 1 день. Стоит ли брать?

В России появился новый термин — «краткосрочный договор обязательного страхования». В СМИ такие поли...