Первые седаны Solaris появились на российских улицах в далеком 2010 году. С тех пор прошло целых 15 лет. Сегодня двигатели близнецов Solaris и Rio изучены вдоль и поперек. Выявлены их слабые места и врожденные заболевания. Моторы на самых возрастных машинах уже отработали свой срок и теперь перед владельцами встал практически философский вопрос. Что выбрать — китайский двигатель G4FC, капитальный ремонт или контрактный G4FC. Предысторию мотора и возможные варианты его «воскрешения» рассмотрим далее через призму опыта технических экспертов разбора Гидрач.рф.
История двигателя 1.6 G4FC
Все началось на рассвете нулевых, когда корейские двигатели серии Alpha доживали свой век. В качестве примера будет взят хэтчбек Getz с мотором G4EE из семейства Alpha. Это агрегаты с ременным приводом ГРМ, гидрокомпенсаторами и передним расположением катализатора. В 2006 году моторы Alpha были отправлены в отставку, им на смену пришли двигатели Gamma. Несмотря на корейское происхождение, сборку агрегатов Хендай G4FC наладили на китайском заводе Beijing Hyundai Motor Co — это официальное предприятие концерна Hyundai/Kia с соответствующим уровнем контроля за деталями. Первые силовые установки увидели свет в 2006-м — G4FC и G4FA устанавливались на Kia Cee’d (ED) и Hyundai Elantra. С ходу стоит отметить, что говоря о ДВС G4FC, все сказанное в полном объеме можно применять и к младшему G4FA. Поэтому G4FC не был изначально двигателем для Solaris, подобная увязка появилась лишь после того, как бюджетные седаны и хэтчбеки Solaris всецело захватили наш рынок. При этом ДВС встречался на следующих моделях — Verna, Rio, Elantra, i20 и i30, Cerato, Soul и Venga.
Новый двигатель Солярис 1.6 G4FC стал полностью алюминиевым, внутри скрывались чугунные гильзы и открытая рубашка охлаждения. Кстати, ранние образцы (до 2009 года) отвечали нормам ЕВРО-4 и имели удлиненные впускные коллекторы. Поэтому до этого момента проблемы с задирами у двигателей G4FC 1.6 отсутствовали. В 2009-м году новый двигатель G4FC 1.6 «задушили» экологическими нормами ЕВРО-5. Огромный стальной выпускной коллектор типа «бараний рог» ушел в прошлое, на его место встал укороченный коллектор, ставший одной из причин всасывания керамической пыли в цилиндры. После изменения агрегатов их отнесли к новому семейству Gamma II, также сюда вошли ДВС с прямым впрыском GDi и T-GDi. В 2018-м семейство начало «отмирать», моторы Gamma серьезно изменились и стали частью более крупной категории Hyundai Smartstream. Осенью 2021-го агрегаты для Solaris G4FC 1.6 начали собирать под Санкт-Петербургом — рынок плохо развитой в экономическом плане страны еще бы долго «потреблял» архаичные моторы, если бы в 2022-м корейцам не пришлось спешно ретироваться из России.
Конструкция моторов G4FC, их особенности
Силовые установки G4FC изначально создавались для экономичных автомобилей класса B вроде Хендай Солярис. В норме ресурс G4FC составляет 250-300 тысяч километров. На практике некоторые G4FC 1.6 л выхаживают вдвое больше, но с существенными оговорками. Это четырехцилиндровый ДВС с бензиновым питанием, четырехтактный, имеющий два распредвала и 16 клапанов (4 на цилиндр). Распределительные валы расположены в верхней части головки, сам распредвал G4FC является полой трубой, на которую напрессованы кулачки. Один отвечает за работу впускных клапанов, другой — выпускных. Зазоры между кулачками и клапанами занимают цилиндрические толкатели (полые стаканчики). Привод ГРМ G4FC приводится в действие многорядной цепью. Регулировка цепи и защита от проскакивания реализованы через гидромеханический натяжитель. Вот несколько дополнительных фактов о бензиновом G4FC:
- агрегат полностью алюминиевый, блок G4FC отлит под давлением — такой подход позволяет снизить массу автомобиля, что положительно влияет на расход топлива и динамику;
- в блоке стоят тонкостенные чугунные гильзы, система охлаждения двигателя Хендай Солярис имеет открытую рубашку;
- при обрыве цепи или при сбитых метка ГРМ на G4FC происходит встреча клапанов с поршневой G4FC;
- гидрокомпенсаторы не предусмотрены, ради удешевления установлены толкатели, именно поэтому двигатели Солярис G4FC работают достаточно громко;
- на впуске Hyundai G4FC установлен пластиковый коллектор с резонатором без изменения геометрии;
- система изменения фаз газораспределения связана с впускным валом, выпускной коллектор выполнен из нержавеющих труб равной длины;
- двигатели Хендай G4FC уверенно «переваривают» бензин АИ-92 (важно, что это маркетинговая рекомендация), мощность ДВС в зависимости от версии составляет от 120 до 128 лошадиных сил.
В целом, G4FC для Хендай Солярис считается очень надежным. Некоторые таксисты успешно проходят 500-600 тысяч километров без капитального ремонта. Однако G4FC имеет свои проблемы, о которых нужно знать.
Двигатель G4FC — ресурс и проблемы
Есть моторы с однозначно восхитительной репутацией. Существуют агрегаты с репутацией подмоченной. С корейским G4FC 1.6 не все так однозначно — как сами владельцы, так и мотористы выдают абсолютно разную обратную связь. Среди автовладельцев ходит множество мифов про двигатель Hyundai G4FC, которые не подкреплены проверенной информацией. В этом обзоре мифы будут развенчаны, вот реальные факты о Киа и Хендай с G4FC.
Задиры и катколлектор. Итак, обновленные в 2009-м двигатели Солярис G4FC получили укороченный выпускной коллектор и слишком близко расположенный к блоку каталитический нейтрализатор. Практика показала, что катализатор оказался не очень крепким и мог разрушаться еще на ранних пробегах, утягивая за собой на тот свет двигатель Соляриса. Также процесс деградации катализатора ускорялся некачественным топливом и проблемами в системе зажигания — все это приводило к пропускам, несгоревший бензин догорал в катализаторе. Последний активно разрушался, приближая капитальный ремонт двигателя Солярис. По итогу керамическая пыль попадала в камеры сгорания, что повреждало стенки цилиндров.
Поэтому программа-минимум для владельцев — хорошее топливо, установка качественных свечей зажигания на G4FC с сокращенным интервалом замены и превентивное удаление катализатора на ранних пробегах. При покупке автомобиля на вторичке двигатели Киа и Хендай с маркировкой G4FC подлежат обязательной эндоскопии с осмотром стенок цилиндров на наличие задиров. Сама корейская компания подключилась к решению проблемы достаточно поздно, внедрив изменения в конструкцию только в 2019 году. Корейцы переписали прошивку ЭБУ и доработали катализаторы, что снизило число пропусков зажигания.
Плохое охлаждение ДВС. Еще одна «кощеева игла» проистекает из конструкции и характеристик G4FC. Речь идет об открытой рубашке охлаждения, которая увеличивает риск пробоя прокладки ГБЦ G4FC. Достаточно активно «пилотировать» Solaris на фоне немытых радиаторов и антифриза десятилетней давности, который давно утратил свои свойства. Тонкостенные гильзы на фоне перегрева постепенно меняют свою геометрию, что ведет к росту расхода масла в G4FC на угар. Скорее, это сценарий целенаправленного убийства мотора при агрессивной езде и пробегах свыше 200 тысяч километров. Отдельно стоит упомянуть и использование 92-го бензина. При степени сжатия 10.5:1 двигатель внутреннего сгорания считается высокофорсированным. Допуск АИ-92 является маркетинговой уловкой для российского рынка, подобная конструкция нуждается в более высоком октановом числе, особенно если активно «педалировать» данный ДВС.
Посредственный ресурс цепи G4FC. Даже цепной привод ГРМ нельзя назвать вечным, особенно если речь идет о двигателях автомобилей Солярис до 2014 года. Ранние цепи и натяжители ходили до 100-140 тысяч километров — к этому пробегу замена цепи ГРМ на G4FC была обязательным мероприятием. После 2014 года замена цепи G4FC стала факультативным занятием, необходимость которого возникает далеко за 200 тысяч километров пробега. Доработанная цепь имеет серьезный ресурс и не требует особых вмешательств в ГРМ.
Шумная работа двигателя Соляриса. Здесь речь пойдет о звуке работы моторов, который можно окрестить «корейским стрекотанием», которое характерно для многих ДВС компании Hyundai/Kia. Во-первых, цепные моторы априори работают громче из-за особенностей конструкции. Также характерный грохот появляется из-за так называемых стаканчиков, которые пришли на смену гидрокомпенсаторам в целях экономии. Шум досаждает только до прогрева — после выхода на номинальный температурный режим тепловые зазоры нормализуются и двигатель Хендай Солярис начинает работать гораздо тише. Фоновым остается лишь неприятное стрекотание форсунок, считающееся нормой. Важно, что отсутствие гидрокомпенсаров создает некоторые проблемы. Регулировка тепловых зазоров на G4FC должна производиться не реже, чем один раз в 90 тысяч километров пробега. В реальности 90% владельцев игнорируют сервисные инструкции, что приводит к разбитым седлам и прогоревшим клапанам на G4FС (особенно это касается автомобилей на ГБО, стоит ли ставить газ на авто — этой теме мы посвятили свой отдельный обзор).
Облегченные поршни G4FC. Сразу стоит понять, что речь будет идти о глобальных трендах. Нередко мы с теплотой вспоминаем моторы-миллионники прошлых лет, которые выполнялись из толстенного чугуна, которого не жалели и отливали стенки с большим запасом. Корейские поршни являются укороченными и облегченными. С такой конфигурацией люфт в цилиндрах появляется быстрее, также возникают некритичные задиры в зонах перекладки. В таких случаях поможет «поверхностный» ремонт двигателя G4FC, связанный с заменой поршней и колец. Сегодня на рынке доступны недорогие и адекватные по качеству аналоги, поэтому проблем с заменой не возникает.
Отличия G4FC 1.6 от G4FA 1.4
Предвзятое отношение к малообъемным моторам у российских водителей возникло не на пустом месте. Изначально стоит оговориться, что сравнение G4FС с младшим G4FA будет не в пользу последнего. Моторы объемом 1.4 и 1.6 литра имеют одинаковую головку, блоки также являются практически идентичными из-за одинакового диаметра поршня (77 миллиметров). Различия кроются в коленвалах и шатунах, обеспечивающих разный ход поршня (75 мм на G4FA и 85.4 на G4FC). Казалось, что двигатель 1.4 для Солярис практически не отличается от старшего родственника — это далеко не так. При диаметре поршня в 77 миллиметров это значение превышает ход поршня в 75 миллиметров у двигателей Хендай Солярис 1.4. При такой конфигурации мотор показывает адекватную динамику лишь «на верхах» — пик мощности в 135 НМ приходится на 5500 об/мин. Поэтому в прямом сравнении двигатель 1.6 Солярис обладает «тракторной» тягой во всем диапазоне и запросто «подрывает» к своему пику в 155НМ при 5500 об/мин.
Практически во всех режимах движения износ у старшего ДВС будет меньшим, поскольку у 1.6 больше радиус кривошипа. «Длинноходные» двигатели Рио/Солярис 1.6 будут изнашиваться быстрее лишь при критически высоких оборотах. При оптимальных оборотах от 2000 до 3000 тысяч младшие моторы 1.4 будут больше загружаться по мощности, что всегда ведет к ускоренному износу. Малообъемный агрегат будет гораздо чаще ездить на 4-й передаче (на значительно больших оборотах) — от этого страдают поршневая и элементы механизма ГРМ. Водитель активнее «педалирует» малообъемный G4FA, чтобы компенсировать нехватку мощности, что практически нивелирует разницу в потреблении топлива между двумя родственными моделями ДВС. Если вы читаете данный материал еще до покупки автомобиля Рио/Солярис, то выбор для вас станет очевидным. Когда мотор 1.4 уже просится к корейским праотцам, то в таком случаем возможна легальная замена двигателя Солярис на 1.6 за счет установки китайского агрегата, целесообразность внедрения которых будет рассмотрена далее.
«Капиталка» G4FC или контрактный двигатель на Солярис
Причинами для полного капитального ремонта G4FC становятся такие факторы — появление задиров, обрыв цепи на G4FC, серьезный масложор (более 500 мл на 1000 километров). Выявляются подобные неисправности по ряду базовых признаков — сизый дым из выхлопной системы, течи масла или его расход, потеря динамики, повышенный расход бензина, черный нагар на свечах зажигания. В СТО ремонт G4FС проводится по следующему алгоритму:
- Демонтаж ДВС с попутной диагностикой состояния узлов и агрегатов.
- Мойка внутренностей ДВС — детальная очистка их от нагара и загрязнений.
- Дефектова — на ДВС Солярис 1.6 G4FС производится проверка деталей, измерение зазоров и допусков с выявлением износа.
- Восстановление ГБЦ — фрезеровка по плоскости, опрессовка, рассухаривание и регулировка зазоров клапанов G4FС, опциональная правка клапанов и седел, замена маслосъемных колпачков.
- Сборка блока — фрезеровка для лучшего прилегания, расточка и нанесение хона, полировка коленвала G4FC, замена поршневой группы и вкладышей.
- Сборка ДВС — установка на G4FC новых сальников, датчиков, прокладок и прочих второстепенных деталей.
- Установка и проверка — собранный оригинальный G4FC запускается и работает до включения вентилятора, после этого мастера проверяют авто на наличие течей и других возможных дефектов сборки.
Всего при ремонте двигателя Солярис владельцу приходится покупать более 30 артикулов на корейский мотор. Сюда входят поршни и кольца, вкладыши и полукольца упорные, прокладки на ГБЦ и коллекторы, сальники валов, прокладка клапанной крышки, термостат, помпа, технические жидкости, новые свечи и далее по списку в зависимости от тяжести увечий. Сегодня у мотористов есть готовый список деталей, на половину состоящий из аналогов — стоимость «потребительской корзины» при ремонте двигателя Хендай Солярис составляет от 80 до 90 тысяч рублей. Полная стоимость восстановительных работ разнится в зависимости от региона — жители двух столиц платят за ремонт G4FC Hyundai Solaris и запчасти до 250 тысяч рублей, в регионах цена «воскрешения» G4FC начинается от 150 тысяч рублей. У «капиталки» двигателей Хендай Солярис 1.6 есть несколько неочевидных нюансов:
- восстановительный цикл растягивается на несколько недель — закупка запчастей требует времени, а фрезеровка проводится сторонними токарями со своим графиком работы, в это время машина не используется по назначению;
- рынок забит контрафактными запасными частями — сальники, поршни и вкладыши могут оказаться грубой подделкой, что приведет к повторному ремонту в ближайшие дни или недели;
- очевидно, что подпольные мастера игнорируют моменты затяжки на G4FC, где каждый болтик должен закручиваться с предписанным усилием;
- низкий уровень культуры некоторых мастеров СТО позволяет им затягивать сроки ремонта и менять цены вне зависимости ни от чего.
Когда подобные нюансы не устраивают, стоит рассмотреть контрактные двигатели на Хендай Солярис. Производится замена двигателя G4FС буквально за один вечер, но сила контрактных оригинальных G4FC совершенно в другом. Заводские моторы ввозятся из Китая или Южной Кореи. Важно, что климат в условном южнокорейском Пусане существенно лучше, нежели в российском Новосибирске. Также контрактные моторы приходят в состоянии новых G4FC, поскольку по умолчанию компании из РФ предпочитают покупать агрегаты с пробегом до 100 тысяч километров. Они имеют исключительно оригинальные внутренности, в такие ДВС никто и никогда не вмешивался — это гарантия максимально долгой и беспроблемной работы. Кроме того, купить G4FC можно по цене, которая окажется в 4 раза меньше стоимости капитального ремонта двигателя Солярис 1.6.
Китайский G4FC — брак или годный мотор. Отзывы о китайских двигателях
Важно, что штатные моторы Солярисов итак поставлялись из КНР. Однако оригинальными являются агрегаты с завода Beijing Hyundai Motor Co, который поставляет ДВС на конвейеры корейского автогиганта. Не исключено что чертежи оригинальных ДВС китайские сотрудники слили своими «друзьям» и те начали штамповать неоригинальные двигатели G4FC со схожими характеристиками. Покупать азиатские аналоги можно, но лишь в единственном случае. Он оптимален для несчастных владельцев, которые справили поминки по G4FA 1.4. На двигателе Соляриса набит соответствующий номер и может показаться, что владельцу придется ставить точно такой же ДВС. На самом деле умные китайцы выпускают G4FA 1.4 c такой же маркировкой, но с внутренностями старшего мотора 1.6. Это топовый и легальный вариант для того, чтобы получить новый двигатель G4FC, который пройдет все осмотры и сверки на площадке ГАИ России. Но что же делать другим людям, которые хотят купить копию двигателя G4FC 1.6 на российских маркетплейсах? Брать их можно, но в уме нужно держать следующие нюансы:
- обычно моторы ввозятся небольшими фирмами или частными лицами — доказать факт наличия брака или вернуть ДВС будет достаточно трудно;
- плохая регулировка клапанов с завода, допуски на китайских G4FC обычно незначительно нарушены;
- на некоторых образцах двигателей для Солярис не набиты идентификационные номера — машина с таким китайским ДВС не встанет на регистрационный учет;
- более тонкие цепи, экономия на металле для фазовращателей, цельные распредвалы вместо полых заводских — покупка такого движка может стать финансовой ошибкой.
Также подпольные агрегаты собираются на небольших фабриках с кустарным оборудованием. На приходящих в страну моторах встречаются следы «допиливания» вроде снятия фаски инструментом вручную. Конечно, это не нагнетание жути на читателей блога — это реальные факты, с которыми покупатели сталкиваются часто. При этом ничего плохого в азиатских копиях нет, поскольку они работают ровно и имеют вполне адекватный ресурс. Подробнее о таких моторах мы писали в отдельном обзоре.
Возможен ли тюнинг G4FC
Можно подумать, что тюнинг алюминевых моторов является достаточно опасным занятием. С другой стороны, автомобили группы VAG доказали, что нынешние двигатели могут вполне сносно ехать и «переваривать» глубокий тюнинг без глобальных поломок. Поэтому сходу производить замену G4FC на совершенно иной мотор не нужно — достаточно «затюнить» существующий мотор. Самый простой момент в тюнинге Г4ФЦ — удаление катализатора и прошивка с отключением лямбда-зонда с попутным переходом на нормы токсичности Евро-2. Также существуют следующие способы увеличения мощности:
- замена распредвалов на валы от родственного мотора G4FG;
- установка впускного коллектора с изменяемой геометрией от того же G4FG;
- увеличение диаметра выхлопной системы до 51-63 мм;
- внедрение выпускного коллектора 4-2-1 (в народе — «паук»);
- доступны широкофазные распредвалы Нуждин.
При большом желании владелец может снять до 190 сил с двигателя Хундай Солярис при относительно скромных вложениях.
Подводя итоги
Моторы для Киа Рио и Солярис с маркировкой G4FC признаны сверхнадежными, несмотря на врожденные заболевания. При этом рассмотренный ДВС выигрывает по многим параметрам у прочих современных двигателей. И все же, иногда происходят поломки. Топовым вариантом решения такой проблемы будет покупка контрактного мотора. Свежие моторы из-за рубежа и прочие запчасти на Рио, Солярис и другие авто доступны на сайте Гидрач.рф.