Весной вы внезапно обнаруживаете, что вместе со снегом сошли и все шипы с зимней резины. В голову приходит стандартная идея — использовать зимнюю резину летом, чтобы не тратиться на новые покрышки и шиномонтаж. Еще один вариант — купить совсем дешевые зимние шины летом и откатать на них теплый сезон. Будут ли такие эксперименты безопасны? Может разделение шин по сезонам года — это очередные уловки маркетологов? В текущем обзоре расскажем стоит ли ездить летом на зимней резине и с какими нюансами можно столкнуться.
1. Состав каучуковой смеси для покрышек
Важно, что зимние колеса летом начинают вести себя иначе. Это обусловлено составом компаунда. Так называется смесь натурального каучука с искусственными примесями, которая лежит в основе колес. Компаунд для зимних покрышек отличается предельной мягкостью при положительных температурах. Поэтому зимние шины летом находятся вне рабочего температурного диапазона, они приобретают нормальные свойства лишь при минусовых температурах. В мороз компаунд сохраняет мягкость, он предназначен для поездок по льду и снегу. Глубокий «пешкообразный» протектор имеет одно побочное свойство — «зима» хорошо гребет по грязи вне зависимости от температуры на улице.
Компаунд для летних шин имеет пониженную вязкость, поэтому готовое изделие получается более жестким, чем модели для льда и снега. Колеса для теплого сезона должны хорошо переносить буквально плавящийся асфальт, сохраняя при этом упругость. Их стихия — прогретый сухой асфальт, который иногда обильно заливает дождем. Покрышки для теплого сезона демонстрируют хорошее сцепление с асфальтом, достойное торможение на сухой поверхности, хороший зацеп даже при перегреве. Также они неплохо «переваривают» воду, защищая от аквапланирования благодаря особым канавкам протектора. При минусовых температурах такая покрышка дубеет, утрачивая свои свойства. Такая езда также становится опасной.
Прочитав абзацы выше, можно прийти к выводу, что оптимальнее всего летом будет зимняя липучка. Ездить круглый год на всесезонной резине без трат на шиномонтаж — идея действительно заманчивая. Фактически, всесезонка по своему составу представляет нечто среднее между летними и зимними покрышками. Такая резина дает лишь иллюзию защищенности и может стать причиной серьезных аварий. Липучка лучше всего ведет себя при температуре от -7 до +15 градусов. В жару летом зимние нешипованные покрышки окажутся слишком мягкими, протектор будет изнашиваться быстрее. К зимнему сезону он потеряет несколько миллиметров и при глубоком минусе покрышка не будет держаться на льду. Такой вариант подходит только для регионов, обладающих максимально мягкой зимой.
2. Различный протектор на покрышках
По сути, разный протектор не препятствует езде летом на зимней резине. На шинах, промаркированных снежинкой, протектор выполняется в форме классическое елочки. Кубики протектора представляются в виде крупных «шашечек», разделенных глубокими канавками, идущими по диагонали от центра к краю. На самих «шашечках» виден нестандартный рисунок — это прорези в виде зигзагообразных ламелей. Они нужны для хорошего сцепления со снегом и повышения управляемости в зимнее время. Дополнительно протектор может оснащаться шипами. На них точно нельзя ездить в теплое время года, поскольку штраф за шипы летом работает с 2024 года.
Летняя резина имеет «шашечки» со скромной высотой и гладкой поверхностью. На ней присутствуют ярко выраженные продольные канавки для отвода воды в дождь. Покрышки имеют абсолютно другую задачу — они должны хорошо держаться за горячий асфальт, демонстрировать низкий уровень шума и выдерживать высокие скорости на относительно ровном покрытии. На зимней резине ездить летом нельзя по следующим причинам. Разделенные блоки протектора в жару перегреваются и появляется эффект «переступания по асфальту». Зимняя резина может буквально размазываться по асфальту, существенно снижая тормозной путь. Нестабильность при прохождении поворотов, потеря управляемости — вот почему летом нельзя ездить на зимней резине.
3. Штраф за езду летом на зимней резине
Новый штраф за зимнюю резину летом начал применяться только в 2024 году. При этом правила применения шин были внедрены еще в 2011-м техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее — ТР ТС). Сам документ, подсказывающий можно ли летом ездить на зимней резине, начал действовать в январе 2015 года. В регламенте прописано, что в декабре, январе и феврале запрещено эксплуатировать ТС с шинами, на которых отсутствует маркировка в виде снежинки. На практике нужно устанавливать покрышки с шипами или так называемые липучки. Также документ запрещает шипы летом — в июне, июле и августе запрещено использовать шипованные покрышки. В нашем предыдущем материале вы можете прочитать о том, когда лучше менять шины в межсезонье.
При этом ездить летом на зимней липучке можно — ТР ТС допускает подобную эксплуатацию резины. Важно помнить, что ни один документ не содержит четких рекомендаций о том, когда нужно отправляться в шиномонтаж и устанавливать резину, соответствующую сезону. Предполагается, что автолюбители из разных климатических зон будут самостоятельно ориентироваться на температуру. Для перехода с «зимы» у них есть аж целых 3 месяца. В 2024 году появился штраф за зимние шины летом, все положения были взяты из упомянутого выше ТР ТС. По ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ с 1 декабря в течение 3 месяцев вас могут оштрафовать за летнюю резину зимой. Начиная с 1 июня вас ждет штраф за несвоевременно замененную зимнюю резину, прекращают выписывать подобные штрафы с конца августа. Таким образом, попасть на штраф можно лишь в течение 6 месяцев в году, заплатить в казну придется 500 рублей — вот какой штраф за зимнюю резину будет ждать нарушителей летом.
4. Почему езда на зимней резине летом — плохая идея?
Существует около десятка причин, которые заставляют задуматься почему нельзя ездить летом на зимних покрышках. Если доводы выше вам показались неубедительными, то стоит подвести краткое резюме:
- резина на шипах летом разрушает асфальтовое покрытие, по итогу сам же водитель ездит по ямам и колеям, ругая дорожников (но не водителей-нарушителей);
- летом на зимней резине без шипов можно ездить легально, однако поведение машины изменится не в лучшую сторону;
- зимняя резина летом может показывать худшую топливную экономичность из-за увеличенной массы, также ухудшается акустический комфорт в салоне;
- за шипы летом можно получить штраф, хотя его размер не особо пугает автовладельцев;
- если у вас есть свежие покрышки, то в жару они износятся максимально быстро, а пыль от шин признана сильнейшим загрязняющим веществом, вы навредите своему бюджету и экологии одновременно — вот что бывает, если ездить на зимней резине летом;
- машина на «зиме» становится нестабильной на прямой, хуже проходит повороты, боится аквапланирования и показывает увеличенный тормозной путь;
- несвоевременная замена шин нередко заканчивается плачевными ДТП.
Теперь вы точно в курсе можно ли ездить на шипах летом. Это не только противоречит здравому смыслу, но и карается штрафом (пусть и незначительного размера).
Подводя итоги
Специалисты авторазбора доподлинно знают, что летом на зимней резине с шипами ездить не стоит. Нередко машины тех, кто пренебрегал простыми правилами, попадают в этот же самый разбор в качестве доноров. Экономить на резине можно, но лишь в разумных пределах. К примеру, на сайте Гидрач.рф есть специальный раздел, посвященный шинам и дискам. Там вы найдете проверенные покрышки с хорошим остатком протектора по годной цене. Кроме того, в нашей группе ВКонтакте ежедневно выкладываются акционные покрышки со скиvдкой до 90%. Это позволит вам сэкономить без какого-либо риска.