Один из крупнейших авторазборов России

Диски с перфорацией — уловка маркетологов или рабочее решение

111 7 минут чтения
Раздел:Автоновости
Диски с перфорацией — уловка маркетологов или рабочее решение

Тормозная система — самая важная часть машины. Кузов связан с дорожным полотном лишь через крохотные пятна контакта шин, которые периодически нужно как-то останавливать. Количество сил под капотом не так важно, если несколько тонн метала не могут нормально сбросить скорость перед идущей впереди машиной. Заводские тормоза могут обеспечить адекватное торможение, но что делать тем, кто хочет большего? Необходимо обратиться к миру автоспорта и взять крупные и красивые тормозные диски. Так ли это важно и зачем на дисках делаются отверстия, слоты и прочие «премудрости». Далее поговорим обо всех нестандартных вентилируемых тормозных дисках. 

Виды тормозных дисков — какие они имеют отличия

Монолитные и вентилируемые диски. Изначально дисковые тормоза наделялись монолитными гладкими дисками, выполненными в форме цельного «блина». Качественный заводской комплект обеспечивает неплохой запас тормозного усилия. Порой даже больший, чем нужный при нормальных условиях вождения автотранспортного средства. В ходе эволюции механизмов инженеры начали наращивать диаметр тормозного диска, а затем и вовсе придумали сдвоенный механизм. Далее диски разделили на два «блина» и добавили внутрь перемычки, чтобы диск равномерно вентилировался со всех сторон — такие диски стали называть вентилируемыми.


Отсутствие отверстий и насечек делает их серьезными «радиаторами» — именно для отвода тепла и были созданы такие детали. Они не склонны к растрескиванию при экстремальных нагрузках как перфорированные диски. Отсутствие отверстий и прорезей позволяет дольше сохранять целостность и ресурс. Это делает их годными для среднестатистической эксплуатации, также проверенные и надежные детали вызывают меньше негативных обращений к дилерам со стороны покупателей новых машин. На рынке альтернативных запчастей также доступны разные варианты — от ультрадешевых китайских образцов до немецких с цинковым покрытием, поддерживающим опрятный визуал.

Тормозные диски с насечками. Такие запчасти, как это следует из названия, наделяются особыми «канавками» на рабочей поверхности, которая взаимодействует с колодкой. Также тормозные диски с насечками сделаны для того, чтобы при многократном и активном торможении отводить пыль и горячие газы, возникающие между рабочей плоскостью и колодкой из-за трения. Важно, что при экстренном торможении газы приводят к эффекту «воздушной подушки» и педаль тормоза становится «ватной». Нанесение насечек позволяет предельно продуктивно использовать поверхность диска и ведет к лучшему сцеплению между диском и фрикционом. Как итог — более уверенная остановка. Кроме того, передние или задние тормозные диски с насечками одновременно с увеличением пятна контакта приводят к более высокому коэффициенту трения. Как следствие —система тормозов расходует меньше энергии на замедление автомобиля. 

Это важно: «Канавки — не только красивый тюнинг тормозной системы. Нанесенные в условиях завода, они снимают напряжение с участков металла и увеличивают устойчивость к растрескиванию при экстремальной эксплуатации. Все уважаемые производители также превращают насечки в индикатор износа диска, при истирании которого деталь меняется на новую». 


Дополнительная вентиляция, которую дают установленные тормозные диски с насечками — это один из основных способов борьбы с падением производительности тормозов, когда они работают практически непрерывно. Стоит учитывать, что такая технология пришла из гонок, где края насечек делаются острыми. Зацеп за колодки серьезно увеличивается, но и ресурс колодок падает многократно. Подобную операцию осуществляют и с гражданскими тормозными механизмами. Услуга называется слотированием и выполняется обычными токарями. Резец по металлу должен снять слой до минимальной толщины диска, что указана на нем или в инструкции к новой запчасти. Также при слотировании дисков можно «заглубиться» по сравнению с инструкцией на 0.5 мм на каждую сторону — большая глубина насечки сделает металл хрупким и опасным для жизни. У «самодельных» слотов существует минус — их края также будут острыми. Владелец машины сможет почувствовать себя гонщиком, поскольку колодки будут кончаться на треть быстрее обычного.  

Автомобильные диски с перфорацией. Они неплохо охлаждают тормоза, также тормозные диски с перфорацией эффектно смотрятся с красивыми колесными дисками. На заре подобных технологий перфорированные тормозные диски были топовым способом отведения газа и пыли, которые появляются между асбестовыми фрикционами и дисками при многократном агрессивном торможении. Эволюция в области материалов и методов изготовления привела к тому, что дегазация стала существенно меньшей проблемой. Такие диски по-прежнему «нарядно» смотрятся и работают неплохо. Однако диски с насечками (слотами) сегодня чаще покупаются для гоночного вождения, поскольку они менее подвержены растрескиванию под серьезными нагрузками. Достаточно взглянуть на тормоза гоночных болидов — вентилируемые диски получают несколько слоев, но какие-либо намеки на наличие перфорации там отсутствуют априори. При городской динамичной езде температура тормозов далека от той, что достигается на гоночных треках. Таким образом, свойства вентилируемых дисков с перфорацией позволяют быстрее отводить тепло от тормозов при городской динамичное езде, также они не «забирают» ресурс у колодок.


Также диски с «дырками» позволяют незначительно снизить неподрессоренные массы автомобиля. Лучшее охлаждение делает металл более твердым, чем он тверже, тем лучше торможение. Многие владельцы машин опасаются растрескивания тормозного диска с отверстиями. Это произойдет с высокой долей вероятности, если сделать перфорацию тормозных вентилируемых дисков самостоятельно в гараже. Для создания вентилируемых перфорированных тормозных дисков в условиях завода используются станки и сверла, которые не допускают появления микротрещин в теле изделия. Также на рассверливаемую поверхность подается лубрикант, поддерживающий заданную температуру обработки. Дополнительно отверстия обрамляются фаской, снимающей напряжение с металла. Но и это не все. Если тормозные диски без перфорации отливаются из бюджетного чугуна, то более дорогие запчасти с отверстиями должны выполнятся из особых марок. Чугун получает добавки против колкости — в сплав входит железо, пластинчатый графит, также добавляется немного марганца и кремния. Только такой подход помогает свести вероятность появления трещин к нулю. 

Автомобильные тормозные диски с перфорацией и насечками. Этот вариант включает как приглядный внешний вид, так и функциональность обоих разновидностей. Для запредельных нагрузок тормозные диски с перфорацией и насечками не идеальны. Они все же могут растрескаться, ведь отверстия подвержены этому при чрезмерных перегревах. Где действительно себя может проявиться тормозной перфорированный диск с насечками, так это на тяжелых внедорожниках или малотоннажных грузовых автомобилях. Чем больше масса автомобиля, тем больше нужно энергии для стабильной и безопасной остановки. Тормозные системы преобразуют кинетическую энергию в тепловую. Более тяжелый транспорт неизменно производит больше тепла в таких системах. Суть исправных тормозов заключается в том, чтобы показывать постоянную силу торможения при каждом нажатии на педаль. Однако при движении по серпантинам или во время буксировки прицепов водители сталкиваются с пугающим ощущением «пустой» педали. Диск с перфорацией отличается неплохим охлаждением, а насечки помогут поддерживать поверхность чистой. Ярким примером могут стать владельцы УАЗов и ГАЗелей, которые активно устанавливают вентилируемые перфорированные тормозные диски со слотами (насечками).

Кому требуется установка перфорированных дисков

Изначально такие запчасти адресованы ценителям динамичной езды с интенсивными торможениями. Иногда им приходится оттормаживаться с больших скоростей — при такой манере вождения лучшие перфорированные диски снижают тормозной путь примерно на 5-10%. Стоит взять во внимание, что указаны средние значения. В конкретном случае изменения могут и не произойти, особенно если диски будут отлиты из дешевого азиатского чугуна. На изменение силы трения в тормозной системе влияют и другие факторы, к примеру, качество колодок. Влияет и дорожная обстановка. В плотном потоке мегаполиса разницу почувствовать не выйдет, скорее всего, ускорится лишь износ фрикционных накладок. Стоит понимать, что агрессивная манера вождения и неплохие тормозные диски обязательно должны сопоставляться с качественными тормозными колодками. К их выбору придется подойти не менее вдумчиво.


Вот что нужно знать при установке тормозных дисков с насечками или перфорацией. Для городских улиц оба варианта одинаково хороши — здесь все упирается в личные технические предпочтения. При этом новые диски не будут особо влиять на время до полной остановки. Они нужны для того, чтобы быстрее отводить тепло и газы, показывая стабильность при многократных торможениях. Увеличение тормозного пути, по мнению технологов компании Brembo, идет за счет установки качественных шин, а также изменения диаметра тормозного диска и размеров всей тормозной системы в целом. Также для трассовых заездов или реальных гонок они рекомендуют ставить тормозные диски с насечками, которые способны сохранять структуру после перегрева. Для ежедневной же любительской эксплуатации подойдет любое из обозначенных решений. 

Стоит ли делать перфорацию своими руками

Заманчивые плюсы дисков с отверстиями упираются в их цену. Тут же в голове автолюбителя появляется годная и рабочая идея — просверлить отверстия своими руками, превратив обычные тормоза в перфорированные. Кажется, что разница кроется лишь в отверстиях — полчаса работы, прямые руки, хорошая дрель и успех неминуем. Мечты о тюнинге разбиваются об множественные преграды. Безопасность на дороге полностью зависит от системы тормозов. Жизни пассажиров и пешеходов всегда первоочередны. Перфорирование брендовых дисков ведется согласно заводским техпроцессам, а конструкция рассчитывается под массу и скоростные характеристики конкретного автомобиля. Эффективность и безопасность такой запчасти подтверждаются в ходе испытаний.


Штучное изделие кустарного мастера никаких тестов не проходит, все испытания проводятся непосредственно на дороге. При сверлении отверстий, как минимум, нужно учитывать геометрию вентиляционных каналов, которые находятся с торца. Вот причины, по которым никакие тормозные диски с кустарной перфорацией не могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования:

  • перфорация — не просто «дырки», часто это другая марка чугуна;
  • часто под перфорацию меняется конфигурация вентиляционных каналов;
  • подпольное сверление без охлаждения ведет к локальному перегреву чугуна;
  • каждое отверстие должно выполняться с фаской для снятия напряжений.

Сверлить нужно упорно и долго. Сверлильный станок c нормальными сверлами для чугуна могут упростить задачу, но лучше обратиться к рынку готовых запчастей с сертификатами. 

Несквозная перфорация — что дает технология

Отверстия, сделанные не насквозь, характерны для европейских производителей гоночных тормозных систем. Только сейчас эта технология начинает переходить в массовый сегмент, но в России детали с несквозной перфорацией являются редкостью. Технологический процесс состоит в том, что поверхность диска получает глухие отверстия, которые не проходят через все тело диска, а останавливаются на заданном уровне. Создается решетчатая структура, которая увеличивает теплоотводящую поверхность и улучшает отвод газов.


Также несквозная перфорация сводит к нулю возможность растрескивания ротора (рабочей поверхности). Сферические углубления исключают эффект «ватной» педали тормоза. Некоторые производители совмещают несквозные сферические отверстия с широкими слотами — это идеальный образец совмещения двух технологий, наращивающих эффективность и одновременно надежность. Дополнительно такие диски будут самыми тихими в плане акустического комфорта. Это действительно гоночное решение, используемое на асфальте, в условиях грязи или песка на чемпионатах формулы 4х4. 

Как правильно ставить диски с насечками или перфорацией

Необходимо сказать еще пару слов о направленном вращении тормозных механизмов. Вращение в заданном направлении и правда улучшает вентиляцию, что хорошо влияет на температурный режим. Однако не все так очевидно. Узоры из перфорации или слотов не влияют на сторону, куда должен устанавливаться диск. На это влияет лишь внутренняя вентиляция, расположенная между блинами.


Она может отливаться не перпендикулярно, а под наклоном для направленного вращения. Если перепутать такие детали местами, то охлаждение не будет работать, что обязательно приведет к перегреву. Продвинутые, а также оберегающие репутацию производители непременно наносят литеры L/R в зависимости от стороны установки. Также как ставить диски с перфорацией вам подскажет логика. Если внутренние каналы выполнены пол углом в 90 градусов, то направление внешнего рисунка на поверхности не будет играть роли при установке. 

Минусы и плюсы перфорированных тормозных дисков

Сегодня диски с перфорацией получают разные отзывы. Тем не менее, владельцы охотно скупают их, внедряя в конструкцию своих автомобилей. Постараемся обобщить опыт, а также понять основные плюсы перфорированных дисков:

  1. Один из атрибутов спорткара. Диски с отверстиями или насечками выглядят притягательно. Один только их вид прибавляет несколько лошадиных сил — этот факт труднооспорим. 
  2. Отверстия повышают объем циркулирующего внутри воздуха, они действительно помогают охлаждать деталь.
  3. Во время торможения образуется газовая прослойка из-за сильного нагрева колодок. Если газ не отводить, то сила торможения критично снижается.
  4. Попадающая при движении в мокрую погоду вода быстро покидает отверстия.
  5. Перфорация способствует регулярному обновлению поверхности колодок. Она не стекленеет, колодки все время работают как новые, но при этом уже обкатанные.
  6. Уменьшение неподрессоренных масс автомобиля. Оно несущественно, но влияет на управляемость спорткаров. 


Если подвести краткое резюме, то диски с насечками или перфорацией актуальны для быстрых спортивных автомобилей. Иногда можно модернизировать внедорожники или малотоннажные грузовики. Минусы у таких запасных частей также присутствуют:

  1. Общая масса запчасти меньше. Как следствие — снижение общей теплоемкости, несмотря на потенциально лучшее охлаждение за счет отверстий. Отсюда мы получаем перегрев колодок, трещины на металле.
  2. Относительно скромная прочность — даже дорогие детали более склонны к растрескиванию.
  3. В российских условиях отверстия забиваются грязью. Это ведет к дисбалансу, ухудшению вентиляции. Ситуация немыслима для дорогих авто, которые ездят по хорошим дорогам. А вот рядовые иномарки с городских и даже сельских улиц точно могут с этим столкнуться. 
  4. Влага и грязь ведут к коррозии. Посредственные образцы могут треснуть через 2-3 года эксплуатации из-за глубокой ржавчины. 
  5. Более высокая цена и ускоренный износ колодок ведут к дополнительным тратам. 
  6. Перфорация создает дополнительный шум. Этот пункт относится к запчастям с непродуманной геометрией отверстий. 

Такие детали внедряются ради динамичной езды. После череды резких торможений на дисках могут появиться выбоины, вскоре возникает биение, отдающее вибрацией в руль. Маломощный городской транспорт может обойтись без перфорированных тормозов. Азартным же водителям стоит смотреть в сторону изученных поколениями брендов. 

Подводя итоги

Для сокращения тормозного пути можно порекомендовать комплект хороших шин. Покрышки — этой реально важный элемент, который также тормозит за счет трения об дорожное полотно. Также штатную тормозную систему можно дооснастить хорошими колодками с вкраплениями меди. Они улучшают торможение, медь сделает работу мягкой и бесшумной, при этом изнашиваться такие колодки будут лишь немногим быстрее обычных. Ценители серьезных гонок принимают диски только с насечками, которые отводят газы без ослабления структуры стали. Для ежедневной городской эксплуатации подойдут любые варианты — все обозначенные детали дадут адекватную силу торможения. После установки такого тюнинга не стоит сразу делать несколько торможений «в пол». Производители уверяют, что притирка дисков в течение 200-300 километров спокойного движения — это нормальное явление.

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Полная проверка системы сцепления своими руками

Полная проверка системы сцепления своими руками

Сцепление является очень хрупким мостиком между двигателем и механической коробкой передач. Сегодня ...

Автомузей Ника Панули — есть ли на что посмотреть и стоит ли ехать?

Автомузей Ника Панули — есть ли на что посмотреть и стоит ли ехать?

Иногда автолюбителям стоит отвлечься от повседневной рутины и посетить необычные места. Примером так...

Можно ли устанавливать фаркоп в 2024-м? Все о ТСУ в правовом обзоре от Гидрач.рф

Можно ли устанавливать фаркоп в 2024-м? Все о ТСУ в правовом обзоре от Гидрач.рф

На виртуальных площадках до сих пор не угасают споры по поводу регистрации фаркопов в ГИБДД России. ...

Что такое утильсбор на автомобили? Все об утилизационном сборе в России

Что такое утильсбор на автомобили? Все об утилизационном сборе в России

Автомобили являются не самым экологичным видом транспорта. При этом исследования показывают, что вре...

Почему скрипят дворники? Основные неисправности стеклоочистителей

Почему скрипят дворники? Основные неисправности стеклоочистителей

Автомобильные щетки стеклоочистителя являются расходником. Нередко водители игнорируют периодическую...

Что такое лизинг автомобиля — правовой ликбез от Гидрач.рф. Как взять машину в лизинг?

Что такое лизинг автомобиля — правовой ликбез от Гидрач.рф. Как взять машину в лизинг?

По итогам 2024 года до 70% новых автомобилей будут проданы в кредит. Одни приобретают бюджетные Gran...

Автоломбарды и займы под залог ПТС — что здесь не так?

Автоломбарды и займы под залог ПТС — что здесь не так?

Крупные рекламные баннеры на улицах и контекстная реклама в интернете буквально уговаривают автолюби...

Что такое день жестянщика и когда его «отмечают»? Подготовка к нелюбимому празднику водителей

Что такое день жестянщика и когда его «отмечают»? Подготовка к нелюбимому празднику водителей

С приходом околонулевых температур и осадков наступает не самый любимый «праздник» водителей — так н...