Один из крупнейших авторазборов России

Автомузей Ника Панули — есть ли на что посмотреть и стоит ли ехать?

442 10 минут чтения
Раздел:Автоновости
Автомузей Ника Панули — есть ли на что посмотреть и стоит ли ехать?

Иногда автолюбителям стоит отвлечься от повседневной рутины и посетить необычные места. Примером таких мест является музей авто в Сочи, который способен заинтересовать не только мужчин и мальчишек. Красивые автомобили еще сильнее завораживают женщин, которые в бытовой обстановке даже не задумываются об их существовании. Далеко не все разбираются в марках и характеристиках, но красивые формы и роскошь экспонатов автомузея заинтересуют каждого. В музее машин в Сочи представлена частная коллекция одного человека — Ника Панули. Как человек в одиночку собрал столько дорогих машин под одной крышей и стоил ли ехать в автомузей Панули — об этом поговорим далее. 

Подробнее об автомузее Ника Панули

Экспозиция музея Панули раскинулась на 2000 метров квадратных. Она посвящена редким автомобилям, автоспорту и сопутствующей атрибутике. Экспонаты целиком занимают первый этаж сочинского автодрома в Сириусе. Рассматриваемый музей автомобилей в Сочи работает на основе нескольких принципов — в нем собираются лимитированные версии, штучные экземпляры и вещи с историей. Внутри автомузея Сочи собраны не только автомобили.


Посетители найдут шлемы гонщиков с персональными автографами, костюмы гонщиков разных лет, интерактивные стенды и даже коллекцию вкладышей жвачек Turbo. Помимо машин зрителей интересуют и другие интересные экспозиции, например, коллекция редчайших кукол Барби, связанных с автомобильным спортом. В музее машин в Сочи размещена крупнейшая в России коллекция календарей Pirelli, также представлены всевозможные автозапчасти с уникальной историей. И наконец, в залах размещено более 50 редких автомобилей из разных эпох. Все экспонаты защищены красными лентами, поскольку постоянный контакт с людьми быстро привел бы их в негодность. Однако за дополнительную плату можно примерить гоночный костюм, превратившись в механика или гонщика. Штатный фотограф запечатлеет вас в новом амплуа сидя в одной из коллекционных машин автомузея в Сириусе.


Еще одна особенность музея Ника Панули — состояние автомобилей. Все их них (за малым исключением) находятся в отличном техническом состоянии и готовы принять участие в гонках или пробегах в любое время. Обычно гонки проводятся в начале весны и становятся ярким зрелищем с участием костюмированных актеров под стать каждой из машин. «Почти все автомобили автомузея являются полноценными гоночными болидами. Время от времени им нужна обкатка, чтобы «размять» сальники и сайлентблоки, смазать механизмы. В противном случае машина застаивается» — заявлял создатель музея машин. 

Кем был создатель музея авто? Биография Ника Панули

Полное имя владельца коллекции — Николай Константинович Панули. Он родился в 1964 году, место рождения неизвестно, коллекционер вел относительно непубличный образ жизни. Не исключено, что имя Ник использовалось в разговорах с зарубежными коллекционерами, затем оно стало привычным для всех окружающих. Сам Панули был известен далеко за пределами Российской Федерации. Представители Jaguar приезжали в Сочи, чтобы оценить высочайший уровень реставрации гоночного болида из Британии. Кроме того, первым посетителем музея в 2014 году был Берни Экклстоун— миллиардер, создавший Формулу-1. Создатель музея Ник Панули не публиковал биографических сведений о себе, однако кое-что о нем удалось узнать:

  • в 1987 году окончил морское училище в Новороссийске, став инженером-судоводителем;
  • в 1996 году стал коммерческим директором ЗАО «Тандер»;
  • с 2004 года — член совета директоров ЗАО «Тандер», акционер (1% акций).


Бизнесмен и коллекционер говорил о своей жизни следующие фразы: «Могу сказать по себе — до 35 лет я искал свое хобби. Нашел и до 50 лет просто реставрировал, покупал и продавал машины. В целом, вел стандартную жизнь коллекционера. После открытия автомобильного музея я начал коллекционировать эмоции посетителей. Реакции бывают уникальными и это мотивирует идти дальше». Излюбленным местом Панули была мастерская по реставрации приобретенных автомобилей, где он совместно с другими увлеченными специалистами возвращал редкие образцы к жизни. Одним из главных экспонатов своего музея в Сочи Панули считал редчайшую Ferrari F40, хотя в один ряд с ней он ставил коллекцию костюмов механиков Ferrari, аналогов которой в мире не существует. У коллекционера было много планов и проектов, но 16 декабря 2020 года близкие и друзья получили плохое известие. В этот день скончался Ник Панули, причиной смерти называется заболевание. В настоящее время дело Панули живет, музей открыт и пополняется новыми автомобилями. 

Lamborghini LM002 или «джип из Бригады»

Настоящим центром притяжения для посетителей стал внедорожник LM002 известный как «Ламба из Бригады». Судьба машины интересует фанатов сериала начиная с нулевых. Она весьма непроста, поскольку Ламборгини из Бригады стоит в разбитом состоянии в музее на автодроме Сочи. Итак, Lamborghini LM002 выпущен в 2002 году, это 298 по счету автомобиль из 301. Серия является лимитированной и в Россию попало 20 таких автомобилей — внушительное количество для столь дорогостоящей техники. В сериале Саша Белый неоднократно появлялся на внедорожнике с красным салоном. 


Это интересно: «У моего брата бронированный Ламборджини джип с движком 7 литров, как у Саши Белого» — культовая цитата из фильма. В ней присутствует неточность, поскольку объем ДВС LM002 составлял 5.2 литра. Кроме того, LM002 не мог быть подвергнут бронированию по техническим причинам. 

Для съемок в сериале использовался внедорожник с заводским номером 182, предоставленный продюсером картины — Александром Иншаковым. В 2012 году на свет появился фильм Бригада-2, где вновь фигурирует ЛМ002. На съемки привезли сразу два автомобиля — 182-й принадлежал продюсеру, а 298-й был безвозмездно передан бизнесменом Умаром Джабраиловым. Фильм начинается с погони за Сашей Белым, важно, что Сергей Безруков наотрез отказался играть эту роль и его внешность воссоздавалась при помощи компьютерных технологий и сложного пластического грима. В итоге роль «каскадера» выпала машине с номером 298 и ее судьба оказалась трагичной.


Это важно: «Они взорвали ради небольшого эпизода настоящий Ламборгини ЛМ002! Я с этим категорически не согласен. Не понимаю во имя чего нужно было уничтожать один из последних и редчайших LM002. Он был в идеальном состоянии с пробегом 10 тысяч километров» — заявлял Панули.

Сначала джип Ламборджини из Бригады поджигали, затем взрывали. В оконцовке машину сбросили с 300-метрового обрыва, предварительно демонтировав ДВС и КПП ради облегчения кузова перед запуском направленного взрыва. В январе 2012 года Ник Панули вместе со своей командой обнаружил автомобиль в заброшенном состоянии на базе каскадеров под Москвой. Силовые агрегаты были изъяты, вандалы горелкой срезали подрамник и часть задней подвески. При этом трубчатый каркас был полностью целым, феноменальная прочность обусловлена применением гоночных технологий. Буквально через несколько месяцев удалось найти изъятые детали и благодаря Нику Панули культовая машина была перевезена в Сочи. Там же хранятся документы и некоторые важны детали, позволяющие поставить автомобиль на учет. Сам Панули был уверен в том, что потомки в обозримом будущем вернут Ламборджини из Бригады на дороги. Кстати, в недрах реставрационных мастерских пылится красный LM002 — свое привычное место рядом с черным он займет после масштабного восстановления. 

Автомобильная техника музея

Итальянский внедорожник является центральной фигурой экспозиции музея автомобильной техники, но долго любоваться разбитым шедевром не выйдет. Благо есть и другие образцы с не менее интересной судьбой. Рассмотрим наиболее интересные авто из музея Ника Панули в Сочи.

Ferrari F40. Последняя настоящая Ferrari, поскольку участие в ее создании принимал сам Энцо Феррари, проживший 100 лет и умерший в 1998 году. Мэтр слишком торопил с созданием модели и она успела выйти в серию еще при его жизни. В давние годы Николай Панули тщетно пытался отыскать этот автомобиль. Он решил отправиться в Европу и распечатал с десяток объявлений. После прибытия он начал обзванивать продавцов, но на связь вышли лишь трое. Одним из них оказался автосалон, где стояла идеальная Ferrari F40. Для заключения сделки Панули был приглашен домой к владельцу. Им оказался президент компании Recaro, которая производила спортивные кресла для тех самых Ferrari и других авто.


Крупный руководитель имел в гараже все культовые автомобили Ferrari, кроме одного. На момент выхода Ferrari FXX на Германию выделили всего две штуки и одна из них досталась Шумахеру. Президента Recaro обделили, несмотря на поставку кресел и наличие в его гараже Enzo, F40, F50, 288 GTO и двух 348-х. Он затаил обиду на итальянцев и начал распродавать коллекцию. В итоге F40 успешно переехала в Россию. Через несколько месяцев Панули позвонил бывшей владелец и слезно просил провести обратную сделку и вернуть машину. Коллекционер отказался и теперь F40 доступна всем желающим в автомузее Ника. 

DeLorean DMC-12. Культовый автомобиль из фильма «Назад в будущее». Вот какой отзыв об этом машине оставил владелец автомузея Ник Панули: «Делореан — это фамилия человека. Автомобиль выпускался в Северной Ирландии. В этом и заключается его основная проблема. Модель получила поддержку британского правительства, однако нанимать на сборку пришлось шахтеров, поскольку производство автомобилей не было для Англии массовой отраслью. Поэтому машины были низкого качества. Идея, дизайн, кузов из нержавеющей стали — все это правильно, кроме неправильного расчета. Делореан хотел по-быстрому утереть нос невзлюбившим его американцам, но у него это не вышло».


Pontiac GTO. Маслкар является иконой своего времени и любимцем молодого Вина Дизеля. Это одна из самых ярких машин в музее ретро-авто. Создателем является все тот же Джон Делореан (во времена своей работы в США). Представленный образец имеет название «golden goat», что переводится как «золотая овца». Кастомизацией занимались американцы в далеком 79-м, машина неоднократно становилась призером всевозможных выставок и шоу в США. Все подкапотное пространство покрыто хромом, на кузов нанесена аэрография. Салон обшит уютным плюшем, внутри присутствуют холодильник, мини-бар, телефон и другие опции. На потолке разместилась забавная люстра, пассажирское кресло вращается на 360 градусов. 


Jaguar XJ220. Самый дорогой болид британской марки в начале 90-х. В музее автомобилей в Сочи Парке представлен XJ220 с порядковым номером 76, соответствующие цифры выбиты на пороге машины. Двухместное купе выдает 542 лошадки и разгоняется до сотни менее, чем за 4 секунды. Сам Николай Панули говорил об XJ220 следующее: «Машина сложная. Каркас состоит из алюминия и сот, которые склеены между собой гоночным клеем. Он не устойчив к бензину и машина в прямом смысле этого слова может расклеиться. Поэтому нужно следить за состоянием бензобака и раз в 10 лет его менять, он здесь резиновый». 


Cadillac XLR Neiman Marcus. Спортивный XLR выполнен на платформе Chevrolet Corvette с эксклюзивным мотором Northstar V8 на 320 сил. Серия является лимитированной, представленный автомобиль получил порядковый номер 99 из 101 возможного. Продажи велись через элитные каталоги американской торговой сети Neiman Marcus. Кузов Cadillac XLR окрашен в нестандартный цвет Ultra Violet, а салон отделан кожей и ценной древесиной. Лекалами для изготовления кожаных обшивок занимались итальянцы из модного дома Bvlgari. Конечно, фото из автомузея не способны передать всей красоты этого авто.


American LaFrance Brockway Torpedo. Компания American LaFrance специализировалась на конных повозках, оснащенных пожарным оборудованием. В конце 19 века американцы научились производить надежные пожарные насосы и паровые машины, что привело к созданию невероятно надежных Brockway Torpedo Fire Track. Все механизмы абсолютно исправны и в любое время экспонат готов приступить к тушению огня, несмотря практически на столетний возраст.


Nissan Silvia. Модель в кузове S13 сошла с конвейера в 1989 году. На всю планету выпущено 499 машин и только 2 из них находятся в России под полную пошлину. Модель пользовалась огромным спросом в Японии и в настоящее время обрела коллекционную ценность. Машина дорабатывалась российской гоночной командой SIDE MASTERS. Рядом стоят другие не менее редкие Silvia, предоставленные российскими гонщиками. Желтая Silvia S15 под управлением Георгия Чивчяна одержала победу на Межконтинентальном кубке по дрифту в Японии, буквально устранив местных мастеров дрифта. 


Подводя итоги

В настоящий момент цена входа в автомузей Ника Панули составляет 400-700 рублей. За вполне скромные деньги можно вживую увидеть уникальные экземпляры. Николай Панули пришел к коллекционированию в позднем возрасте и из-за преждевременного ухода не смог раскрыть свой потенциал. Однако автомузей попал в надежные руки, он пополняется новыми моделями и регулярно устраивает события. Данный автомузей в Олимпийском парке находится в топе российских автомобильных музеев и его посещение является обязательным пунктом для всех фанатов четырехколесной техники. 

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Стоит ли делать чип-тюнинг? Все о прошивке авто

Стоит ли делать чип-тюнинг? Все о прошивке авто

Со временем любая машина начинает казаться медленной. Кроме того, во время постоянной эксплуатации в...

Полная проверка системы сцепления своими руками

Полная проверка системы сцепления своими руками

Сцепление является очень хрупким мостиком между двигателем и механической коробкой передач. Сегодня ...

Залегли кольца — причины, последствия и ремонт. Поможет ли раскоксовка?

Залегли кольца — причины, последствия и ремонт. Поможет ли раскоксовка?

В данной статье обсудим залегание колец в двигателе. Из-за каких процессов появляется неисправность,...

Подбор аккумулятора: пошаговая инструкция от Гидрач.рф

Подбор аккумулятора: пошаговая инструкция от Гидрач.рф

Аккумуляторная батарея — ахиллесова пята современных автомобилей. Старая АКБ является миной замедлен...

Как понять, что шины изношены? Подбор новых шин. Стоит ли брать б/у резину?

Как понять, что шины изношены? Подбор новых шин. Стоит ли брать б/у резину?

Автошина — это единственный элемент, связывающий тонну металла (а то и две) с дорожным полотном. Наб...

КБМ — что это такое в страховании? Делаем ОСАГО дешевле через восстановление КБМ

КБМ — что это такое в страховании? Делаем ОСАГО дешевле через восстановление КБМ

В российском страховом праве присутствует показатель безаварийного вождения, который получил названи...

Обкатка шин — необходимость или очередной миф?

Обкатка шин — необходимость или очередной миф?

В XXI веке люди превратились в активных потребителей. Мы привыкли покупать вещи, устройства и при пе...

Повредили или потеряли груз в транспортной: полное FAQ от Гидрач.рф

Повредили или потеряли груз в транспортной: полное FAQ от Гидрач.рф

Транспортная компания — достаточно новое явление для российской реальности. Железнодорожные перевозк...