Один из крупнейших авторазборов России

Проверка АКПП своими руками. Гайд от Гидрач.рф по быстрой диагностике АКПП

105 9 минут чтения
Раздел:Автоновости
Проверка АКПП своими руками. Гайд от Гидрач.рф по быстрой диагностике АКПП

Внутренности моторов и автоматических трансмиссий в последнее время точно не становятся дешевле. Поиск автомобиля на вторичке превращается в лотерею, где владельцы колымаг и перекупы пытаются отыскать место под солнцем, «сбросив» неликвидное авто на несчастного покупателя. Последним давно пора взять процесс подбора под свой контроль, чтобы оставить автобизнесмесменов без средств к существованию. В этом обзоре расскажем как провести проверку АКПП даже без глубоких технических навыков. Трансмиссия — узел не из дешевых, поэтому игнорировать гайд по диагностике АКПП точно не стоит. 

Зачем нужна диагностика автомата перед сделкой

Современная АКПП — достаточно привередливый узел, внутри которого фрикционы включаются и выключаются с минимальными задержками, соленоиды перекрывают потоки жидкости, а масло находится под давлением. Любая неисправность АКПП вроде подгоревшего диска, «уставшего» соленоида или грязного масла может запустить каскадную реакцию с необратимыми последствиями. Что же чаще всего убивает АКПП и ведет к неисправностям автомата? Вот список основных причин:


  • несвоевременная замена жидкости ATF — многие автопроизводители сознательно убеждают владельцев, что жидкость рассчитана на весь жизненный цикл автомобиля, что позволяет на легальных основаниях игнорировать регулярные замены;
  • агрессивная езда — быстрые старты, заезды по грязи, буксировка прицепов;
  • плохие климатические условия — чрезмерные жара и холод, пыль и так далее;
  • последствия ДТП — смещенные подушки, корпуса с трещиной также влияют на работу АКПП.

Осознавать риски — это уже половина дела. Так можно застраховать себя от поломки АКПП после покупки автомобиля на вторичном рынке. 

Диагностика коробки автомат без запуска двигателя

Первые признаки поломки АКПП можно отыскать еще до того, как ключ зажигания будет вставлен в замок. Начать лучше с осмотра на месте покупки автомобиля — это быстро, бесплатно и вполне информативно. Далее расскажем как самому выявить неисправности коробки автомат. 

Осмотр на предмет утечек ATF

Откройте капот или заранее запишитесь на подъемник в автосервисе. Постарайтесь найти корпус АКПП и выявить щуп на нем. Не многие поверят, но часто от собственников авто можно услышать такой вопрос — а где найти этот щуп? Бывает и по-другому — где вообще находится коробка передач под капотом? Бывалым водителям стоит пропустить этот абзац, остальные получат объяснение простым языком — у большинства машин двигатель стоит поперечно, поэтому автомат базируется слева от ДВС. Если мотор расположен продольно, то АКПП находится за двигателем. Там же находится щуп, обычно он снабжен проушиной красного или желтого цвета. В последнее время производители иномарок делают лишь контрольные пробки или хитроумные крышечки — это нужно для того, чтобы люди даже близко не смогли подойти к трансмиссии. Если щупа для проверки масла в АКПП нет, то придется платить за подъемник или заказывать диагностику.


Благо, что автоматические коробки хорошо читаются сканерами, но об этом позднее. Далее стоит осмотреть корпус, постараться найти масляные запотевания, следы высохшей жидкости. Внимание нужно уделить местам соединений: поддону, сальникам, колоколу АКПП, который стыкуется с мотором. Чистая трансмиссия при грязном моторе, маслянистые следы от пальцев, новые подушки, крепления — все это станет еще одним красным флагом для тех, кто подбирает автомобиль на вторичке. Подозрительные следы будут намекать на недавний демонтаж АКПП, что само по себе считается стоп-фактором для покупки. В конце нужно составить диалог с владельцем и узнать о том, когда последний раз была проверка/замена масла в автомате. Отсутствие замен при пробеге в 200 тысяч километров — тревожный звоночек. Также не стоит доверять владельцам на слово, документальные подтверждения из сервисов имеют более высокую ценность, недели ничем неподтвержденные слова. 

Проверка уровня масла в АКПП и его состояния

Наличие щупа — это весьма хорошо. В таком случае проверить уровень в АКПП можно самому. Если производитель предусмотрел лишь сервисное отверстие, то может потребоваться частичная разборка с применением дилерских инструментов — на это согласится не каждый владелец, да и проверяющему придется доплатить сервисменам. Поэтому идти стоит проверенным путем. Загоните автомобиль на горизонтальную площадку, дайте поработать мотору 10-15 минут. Не глуша двигатель, переведите трансмиссию в режим паркинга «Р». Вытащите щуп и протрите его, затем вставьте обратно и выньте еще раз. При проверке масло в АКПП должно находиться на отметке HOT. Нижняя отметка COLD нужна сервисменам, которые при замене определяют примерный уровень в АКПП. Когда уровень ниже метки — это плохо, выше — также не очень хорошо. Далее обратимся к цвету и запаху масла при проверке уровня в АКПП.


Свежее масло является светло-красным или имеет янтарный оттенок. Густое коричневое масло говорит о том, что за интервалами замены не следили, пренебрегая техническим состоянием ТС. Еще один аспект, который стоит проверить — запах ATF. Масло может пахнуть неприятно, но нотки гари должны отсутствовать начисто. Горелый запах говорит о разложении подожженных фрикционов. Обычно масло обновляют путем частичной замены. Поэтому оно может быть светлым, но запах гари до конца не исчезнет и будет менее выраженным. Это очень информативный признак неисправности АКПП, позволяющий бороться с перекупами и нерадивыми собственниками. Существует еще один тест из прошлых десятилетий, в ходе которого капля масла с щупа наносится на салфетку. Считается, что так мы можем увидеть продукты износа с прочими вкраплениями. Однако в современных автоматических трансмиссиях существуют тонкие фильтры и магниты. Поэтому найти металлические частички удастся лишь в архаичной трансмиссии, достигшей состояния полураспада. 

Осмотр электроразъемов и проводки

Выверните колеса автомобиля сначала вправо, а затем влево — так вы сможете осмотреть боковые части АКПП. Загляните под автомобиль, проведите проверку разъемов соленоидов АКПП. Электроразъемы просто обязаны быть сухими и опрятными (без следов ATF, коррозии). Проверьте проводку — она не должна быть задубевшей, рассохшейся или надломленной. Оголенные или заизолированные синей лентой участки — еще одно следствие поломок автомата. Машину со скрутками, оплавленной проводкой, нештатными косами проводов лучше обойти стороной.  

Проверка коробки автомат при запущенном ДВС

Далее придется перейти к живой диагностике коробки передач автомат. Двигатель запущен и прогрет, а покупатель готов слушать и выявлять неполадки. Здесь важны мельчайшие детали вроде щелчков, задержек и легких рывков — все это сигналы от АКПП, которые должны быть интерпретированы человеком.

Диагностика на слух или нормальные звуки работа АКП

Максимально живая коробка работает практически бесшумно. На холостом ходу гидротрансформатор может слегка гудет — это нормальная история, особенно для возрастных АКП. При переходе с парковочного режима на режим движения может быть слышен щелчок (так работает гидравлический клапан). Нельзя ругаться и на легкие вибрации при включении задней передачи. Главное — предсказуемость звуков при одинаковых операциях, отсутствие серьезных вибраций от автомата.


Удары и гул — основные симптомы неисправности АКПП 

Глухие удары при переключении передач будут тревожным сигналом. Также критичным будет «задумчивое» поведение АКПП, когда коробка начинает «мычать», затягивая переключение на 2-3 секунды. Пинок после затяжного переключения или скрежет при включении R или D — это практически приговор автоматической трансмиссии. Вот как по звуку выявить неисправности коробки автомат:

  • механический гул — износ подшипников в автомате;
  • свист — проблемы с давлением жидкости из-за насоса;
  • стук — разрушение планетарных рядов, а также шестерен;
  • вибрация на ХХ — дисбаланс гидротрансформатора.

Каждый нехарактерный звук — это сигнал, намекающий потенциальному покупателю автомобиля на дорогой ремонт.

Проверка через переключение передач на месте

Существует мнение, что проверка АКПП подразумевает включение всех существующих передач на месте. Эта информация годами циркулирует в интернете, эти действия повторяются из года в год. Стоит знать, что важны лишь Драйв и Реверс. Все остальное кроме D и R — это пустые движения. Единичка или двойка на селекторе — разновидности Драйва, нет смысла их выбирать, если Драйв уже включался. Эти режимы — лишь ограничения, показывающие выше какой передачи АКПП не сможет подняться. Также не поможет и активация спортивного режима, особенно если машина стоит на месте. Лучше уделить внимание следующим обстоятельствам. Посмотрите на щиток приборов — при активации реверса или драйва обороты мотора должны упасть примерно на 100 об/мин. Обороты не падают — это плохой симптом, коробка не берет нагрузку. После включения передачи стоит отпустить педаль тормоза. Если машина продолжает стоять на холостых оборотах и не катится, то это еще один предвестник надвигающегося капитального ремонта АКПП. Изначально при переключении селектора делайте задержки длиной в 3-5 сек. Затем повторите все то же самое с паузами в 1 секунду. В норме — реакция без промедлений, легкая вибрация на кузов, отсутствие рывков и скрежета. При проверке на месте вы можете самостоятельно выявить следующие поломки автомата:

  • при переходе с P на D авто дергается, как будто его подтолкнули — вероятно, присутствует износ фрикционов;
  • слышны похрустывания при включении R — проблемы с планетарным механизмом;
  • при переводе АКПП в нейтраль обороты начинают плавать — проблемы с «мозгами» коробки или другой электроникой.

Тест-драйв или диагностика АКПП в движении

Заранее продумайте маршрут движения и договоритесь с продавцом о тестовой поездке на автомобиле. На протяжении маршрута должны быть городские пробки с частыми остановками, загородная дорога для набора динамики, а также участки с горками для проверки АКПП под нагрузкой. Также не забудьте заехать на парковку, чтобы получше проверить заднюю передачу. 

Проверка первая — разгон и торможение

В начале должен быть плавный старт — это основной момент тестовой поездки. Далее зажмите педаль акселератора на 30-40% и наблюдайте за реакцией тахометра и спидометра. Все переключения должны быть незаметными. Далее идет резкий старт. Обороты мгновенно подскакивают до 3-5 тысяч, а затем постепенно падают после набора скорости. Если автомат «мычит» и мотор ревет на 5-6 тысячах, а автомобиль кое-как разгоняется — в таком случае имеется проскальзывание фрикционов. При сбросе скорости и торможении коробка также должна плавно скидывать передачи. 


Проверка вторая — парковка и пробки

Подумайте о том, кто будет сидеть за рулем — вы или сам продавец. Последний имеет интерес в том, чтобы прокатить так, как нужно ему и чтобы вы не поняли ничего. К примеру, автомат «пропинывает» при резких стартах и сбросе скорости. Хозяин автомобиля, зная об этих проблемах, прокатит покупателя предельно плавно и попутно будет забалтывать его историями, чтобы окончательно сбить фокус внимания. Загоните автомобиль в пробки, где характерны частые старты и остановки. Активно стартуйте на светофорах и быстро тормозите, попутно наблюдайте за реакцией АКПП. Если при каждом старте авто едет рывками и слышны стуки — в таком случае можно говорить об износе соленоидов или гидротрансформатора. Переведите коробку в спортивный режим — в нем коробка должна работать шустрее и без рывков, мотор также должен активнее откликаться на педаль акселератора. 

Это важно: «Подборщики и блогеры часто заявляют, что работа автомата должна быть плавной. Может показаться, что и данная статья пропагандирует такой же взгляд. Важно понимать какая коробка перед вами — архаичная четырехступенчатая или современный автомат на 6-8 скоростей. Но как же понять где норма? Нужно сравнивать. При выборе автомобиля прокатитесь на 3-4 идентичных образцах — вряд ли у всех будет одна и та же причина неисправности автомата».

Далее по списку следует кик-даун. Эта опция активируется резким нажатием газа в пол, она нужна для обгона. В этот момент коробка скидывает 1-2 передачи ради резкого ускорения. Старые трех- и четырехступенчатые АКПП могут выдавать небольшую задержку. Если кик-даун вовсе не происходит, то на лицо проблемы с электроникой или самой трансмиссией. Важно помнить, что непрогретая коробка может выдавать легкие пинки и толчки. Недостаточно прогретое масло — одна из причин такого поведения. Поэтому все ключевые тесты проводятся только на горячую. И тут стоит понимать — на холостых АКПП невозможно прогреть даже за 30 минут. Рабочая температура достигается лишь во время движения автомобиля. Если масло не нагрелось до 60 градусов, то легкая задумчивость при переключениях может считаться за норму. На холодную переключения будут такими, как будто бы автомобиль кто-то держит сзади. Особенно четко это проявляется при переключении с первой на вторую передачу. 

Выявление причин поломки автомата через электронную диагностику

Мало кто знает, но «читаются» даже возрастные коробки конца девяностых и начала нулевых. Главное — подобрать софт с правильным адаптером. В таком случае вы сможете прочитать то, что скрыто от глаз и умов многих работников СТО. 

Считывание кодов ошибок, параметры работы в режиме реального времени

Даже если лампа «Check Engine» не горит, то скрытые ошибки могут хранится в памяти ЭБУ. Для диагностики АКПП можно взять ELM-адаптер со скромной ценой. Первоначально нужно взглянуть на температуру жидкости ATF — обычно она нагревается до 70-90 градусов по Цельсию. Давление жидкости на холостом ходу — от 4 до 6 Бар в зависимости от артикула АКПП. Далее проверяются параметры адаптации (Adaptation Values).


Особенности диагностики и ремонта коробок автомат

Если вы взяли подборщика или записались в сервис — заранее уточните каким сканером будет проводиться диагностика (или ремонт, если машина с неисправной АКП уже куплена). Не все сканеры одинаково полезны. К примеру, Лаунч — это профессиональный сканер. Он доступен не всем, но «берет» практически любые коробки и электронные блоки. Для VAG существует VSDS, для Mitsubishi — MUT3, для Nissan — Nissan Consult. Дилерские сканеры позволяют оценить все существующие параметры, также они работают с вариаторами и роботами. Здесь ELM серьезно проигрывает, отличаясь лишь скромной ценой. Профессиональные сканеры читают параметры в движении, не ограничиваясь ошибками в статике. Взять подобный адаптер можно даже в аренду, дополнительно прочитав инструкции по работе с ним в сети. Заодно можно изучить ЭБУ двигателя, «погулять» по блокам, изучить пробег и прочие параметры перед покупкой. Попросите «выкатить» лог ошибок за последнюю тысячу километров. Некоторые блоки сохраняют информацию о предельных оборотах, перегревах и нагрузках. Эти параметры скажут про характер эксплуатации в разы больше, нежели продавец. Стоит держать в уме, что диагностика бессильна перед старыми АКПП. Максимум что можно обнаружить — желтый индикатор неисправности АКПП на щитке приборов. 

Что ломается в АКПП — симптомы и последствия

Для начала обратимся к конструктиву автоматических трансмиссий. Внутри АКПП циркулирует трансмиссионная жидкость. За счет насоса она работает под давлением, это давление направляется по каналам гидроблока — наверняка на фото вы видели десятки «тоннелей» внутри плиты АКПП. Как жидкости понять куда ей течь? Для этого в АКПП имеются соленоиды, представляющие собой электромагнитные клапаны, которые управляются импульсами из ЭБУ коробки. Они открываются и закрываются, управляя потоками ATF в автоматической трансмиссии. Так давление передается на поршни, сжимающие или разжимающие отдельные пакеты фрикционов, отвечающие за включение конкретной скорости. Чаще всего на диагностику или ремонт АКПП владельцы приезжают, уповая на то, что коробка «пинается». Рывки в движении при переключении скоростей возникают из-за: некорректно работающих фрикционов, соленоидов, плунжеров, гидроблока и прочих сопряженных запчастей. Ломаются эти детали из-за засорения или износа, что постепенно приводит к подклиниванию. Начальная причина этого кроется в несвоевременной замене ATF. Старое и грязное трансмиссионное масло запускает необратимый износ всех узлов АКПП. Вот основные проблемы автоматических трансмиссий и пути их устранения.

Механический шум. Часто владельцы слышат механический шум при включении передачи, который становится тише с набором скорости. Также звуки могут напоминать шуршание или шелест — все это идет из подшипников ГДТ. Если машина глохнет после выбора передачи — виноват в этом также гидротрансформатор, а точнее — его электронная начинка. Гидротрансформатор является основным элементом, который передает крутящий момент от двигателя к колесам. По своей природе гидротрансформатор — аналог сцепления. 


Вибрации. При переходе на Драйв на кузов могут передаваться серьезные вибрации, но проблема может скрываться не в самой коробке. Часто из строя выходят подушки двигателя или опоры АКПП. Проблема не велика, но гидравлические подушки с жидкостью внутри могут стоить 10-15 тысяч рублей за штуку. Еще один симптом — появление вибрации на скорости свыше 50 километров в час. Так нередко проявляются поломки гидротрансформатора. Также ГДТ дает пробуксовки при старте, потерю разгонной динамики и просто посторонние звуки при работе авто. 

АКПП «буксует». При резком ускорении обороты должны расти пропорционально набору скорости — обязательно обратите на это внимание. Если обороты подскакивают быстро без набора скорости — с большой вероятность проскальзывают недожатые или истертые фрикционы. Они должны плотно прижиматься к друг другу. В противном случае принято говорить, что автомат «буксует». Если вы запланировали отыскать живой автомобиль, то такой вариант точно стоит обойти стороной. Отдельно стоит упомянуть задержки при включении Drive и Reverse — они намекают на наличие подклинивания поршней, плунжеров, соленоидов, влияющих на фрикционные накладки. 

Толчки. Обычно они должны быть легкими или еле ощутимыми. Толчки лечатся сменой фильтра и полной заменой жидкости ATF (в некоторых случаях это не помогает). Прогрейте коробку, протестируйте ее в разных режимах. Запомните простое правило — чем сильнее толчки, тем крупнее будут вложения в ремонт АКПП. 


Подводя итоги

Основная задача — уделить всем тестам достаточно внимания. Хорошо, когда владелец идет на сотрудничество или хотя бы не препятствует проведению тест-драйва. Владелец может охотно отвечать на вопросы, но не всегда эти ответы будут соответствовать реальности — иногда владельцы обманывают специально или неумышленно вводят в заблуждение, поскольку сами не разбираются в тематике. Все слова должны подтверждаться чеками и заказ-нарядами из СТО. Также часть проверки должна быть продолжена на подъемнике или эстакаде. Тотальный осмотр очень важен. Коробка должна пребывать сухой, вокруг должны отсутствовать следы глобальных ремонтов и переделок. Проводка в синей изоленте, масляные подтеки, деформация конструктивных элементов — все это красные флаги для покупателя.

Оценить материал
Поделиться

Читайте также

«AS» в правах: что означает отметка и какие есть еще?

«AS» в правах: что означает отметка и какие есть еще?

В 2024 году для легковых прав насчитывает целых 16 категорий. Правоохранители и депутаты Госдумы РФ ...

Автоломбарды и займы под залог ПТС — что здесь не так?

Автоломбарды и займы под залог ПТС — что здесь не так?

Крупные рекламные баннеры на улицах и контекстная реклама в интернете буквально уговаривают автолюби...

Безопасная сделка по продаже авто на Госуслугах: оцениваем новый сервис

Безопасная сделка по продаже авто на Госуслугах: оцениваем новый сервис

Ранее Госуслуги уже позволяли покупателю и продавцу оформить договор купли-продажи в цифровом виде. ...

Газ на авто — хорошая идея или пустая трата средств

Газ на авто — хорошая идея или пустая трата средств

Многочисленные установщики газобаллонного оборудования обещают небывалую экономию, которая начнется ...

Машины до 1500000 — 8 топовых б/у иномарок от Гидрач.рф

Машины до 1500000 — 8 топовых б/у иномарок от Гидрач.рф

На связи авторазбор Гидрач.рф. Обзоры рынка стали излюбленным жанром для наших читателей, а также лю...

Гидрокомпенсаторы стучат — причины и следствия

Гидрокомпенсаторы стучат — причины и следствия

Из-за неминуемого износа тепловые зазоры в головке двигателя отклоняются от нормальных значений, поэ...

Двигатель Solaris G4FC — капитальный ремонт или контрактный двигатель. Все о двигателях G4FC и G4FA для Солярис

Двигатель Solaris G4FC — капитальный ремонт или контрактный двигатель. Все о двигателях G4FC и G4FA для Солярис

Первые седаны Solaris появились на российских улицах в далеком 2010 году. С тех пор прошло целых 15 ...

Кроссовер Лада Азимут — родственник Весты или очередной «китаец». Полный обзор Lada Azimut

Кроссовер Лада Азимут — родственник Весты или очередной «китаец». Полный обзор Lada Azimut

Сотрудники разбора Гидрач.рф с удовольствием бы разобрали новый кроссовер Лада Азимут. Но вот незада...