Выпадающий конденсат на стекле автомобиля существенно ухудшает видимость. Даже если протереть отпотевшее окно микрофиброй, то стекло останется влажным и дополнительно появятся разводы. Обычно запотевшее стекло редко бывает чистым, поэтому после протирки появляются дополнительные искажения. В сумерках или ночью ситуация ухудшается: конденсат на лобовом стекле преломляет свет от встречных машин, потеющие боковые стекла дают неверную информацию с учетом света от уличных фонарей. Распознать помеху на дороге становится труднее. В текущем обзоре разберем почему потеют стекла, как избавиться от конденсата и какие дополнительно использовать средства против запотевания окон в машине.
Причины, по которым потеют стекла автомобиля
Влага, контраст температуры между улицей и салоном автомобиля, резкое повышение влажности или изменение температуры на улице — природные факторы являются не единственными в вопросах отпотевания стекол в машине. Логично, что стекла должны оставаться сухими и чистыми в любой ситуации. Но на практике автомобиль является сложным организмом, а каждая из моделей имеет свои конструктивные особенности и даже болезни. Вот основные причины появления влаги на стеклах в салоне вашего автомобиля.
1. Загрязненный салонный фильтр
Обычно этот элемент монтируется на старых автомобилях в районе жабо под капотом. На относительно свежих иномарках салонный фильтр встраивается в корпус печки, который прячется в панели. В России относительно грязные и пыльные дороги, обильные листопады лишь ускоряют процесс старения фильтрующего элемента. Вместо положенных 10 тысяч километров он может забиться даже за 5-7 тысяч. Нередко автовладельцы вспоминают о его существовании лишь тогда, воздух перестает проходить и стекла в машине начинают нещадно потеть. Салонный фильтр достаточно быстро забивается. Обычно этот фильтр относят ко второстепенным, поскольку срок службы машины не зависит от частоты его замены напрямую.
Печка автомобиля забирает воздух с улицы и при помощи вентилятора прогоняет его через фильтрующий элемент, чтобы подать чистый воздух внутрь салона. Слабый поток не способен обеспечить нормальную циркуляцию и отвод влаги — по этой причине стекла потеют изнутри даже при плюсовой температуре. Иногда вентиляция может иметь конструктивные просчеты. Например, в длинном минивэне сызнова слабая печка и в задней части нет воздуховодов. Стекла на «галерке» будут отпотевать при любых условиях и бороться с запотевшими стеклами автомобиля придется на конструктивном уровне.
2. Запущен режим рециркуляции
У печки в автомобиле есть два режима — основной предполагает забор воздуха с улицы, а режим рециркуляции предполагает забор воздуха из салона и его повторную подачу по кругу. Рециркуляция позволяет сохранить в салоне чистый воздух, например, когда вы проезжаете зону лесных пожаров или стоите в пробке рядом с грузовиком, облако копоти от которого не позволяет спокойно дышать даже при наличии салонного фильтра. Еще режим рециркуляции — одна из причин, по которой потеют стекла зимой. У российских водителей есть один лайфхак. Если в машине холодно и печка особо не нагревает салон, включается режим рециркуляции, который гоняет чуть теплый воздух и не забирает холодный с улицы.
Помните, что режим рециркуляции помогает быстро прогреть салон или миновать участок с грязным воздухом. Затем его нужно отключить, поскольку концентрация углекислого газа будет неуклонно расти (хотя в морозы или в старом автомобиле с плохими уплотнителями можно и не заметить этого). После запуска режима рециркуляции заслонка перекрывает подачу воздуха с улицы. Влажный воздух начинает циркулировать и стекла сильно потеют. Кроме того, обычно заслонка рециркуляции активируется редко и на стекла попадают разные загрязнения, которые усугубляют отпотевание. Если режим давно не запускался, то не начинайте движение. Слегка прогрейте автомобиль и включите рециркуляцию. Затем стекла мгновенно запотеют. Опустите стекла или откройте двери. Через несколько минут влага уйдет, последующие включения пройдут более корректно.
3. Наличие влаги в салоне
Обычно лобовое стекло потеет вместе с боковыми после мойки автомобиля. Вода проникает на уплотнители, а высокая влажность внутри автомойки передается салону автомобиля. Сразу по прибытии домой стоит открыть двери и дать автомобилю «выморозиться» в течение 10-15 минут. Попутно стоит обработать уплотнители и замки силиконовой смазкой, чтобы они не замерзли — об этом мы писали в отдельной статье, которая посвящена вскрытию замерзшего автомобиля. Если машину не мыли, то стекла также могут потеть внутри из-за влаги, которая скапливается зимой на ковриках. Ворсовые коврики становятся регулярной причиной отпотевания стекол в машине. Если вы столкнулись с этим, то лучше перейти на резиновые ковры с крупными квадратными углублениями или на популярные ковры из EVA. После поездки оттаявшая наледь замерзнет, затем стоит утром стряхнуть ее с таких ковриков.
4. Используйте печку правильно
По умолчанию запотевшее стекло в машине можно встретить зимой или в межсезонье. Водители начинают использовать печку, чтобы нагреть салон или направить теплый воздух на ноги. Существует лишь одна проблема — из-за таких настроек печки стекла практически не обдуваются теплым воздухом. Снаружи они обдаются холодом и моментально затягиваются конденсатом. Поэтому пользуйтесь печкой правильно. После запуска двигатель подает еще холодный воздух. Включите режим рециркуляции, чтобы прогреть автомобиль изнутри за несколько минут. Направьте обдув на стекло, переключите печку на самую предельную температуру и увеличьте скорость вентилятора.
После того, как пойдет теплый воздух, отключите рециркуляцию и отпотевшее стекло быстро отойдет. У метода есть единственный минус — при серьезных морозах вентилятор чаще выходит из строя при работе на больших скоростях, но ради комфорта и прозрачных стекол придется чем-то жертвовать. Если на улице околонулевые температуры, то стоит ненадолго запустить кондиционер. Он работает как осушитель и после его включения на пару минут стекла в салоне не потеют. Перед запуском кондиционера прочтите сервисную инструкцию, уточнив минимальную температуру воздуха за бортом, при которой можно безопасно включать компрессор.
5. Неисправность системы охлаждения
Печка является частью системы охлаждения двигателя. Тепло отводится от мотора на радиатор печки, а вентилятор подает теплый воздух в салон автомобиля. Вот почему потеют стекла в машине при наличии технических неисправностей. Самая простая поломка — забитые соты радиатора. Если салонный фильтр отсутствует или давно не менялся, то грязь начинает забивать соты и отвод тепла становится ненормальным. Печка греет хуже и при любом подходящем случае стекла запотевают изнутри. Достаточно продуть радиатор сжатым воздухом, хотя доступ к нему может быть затруднен в зависимости от модели автомобиля.
Также, чтобы не потели стекла стоит периодически промывать радиатор печки и вообще всю систему охлаждения. В радиаторах накапливается грязь, а старый антифриз превращается из рабочего теплоносителя в жидкость, утратившую свои свойства. Из печки дует прохладный воздух и спасет только промывка. Если не помогает и она, то рекомендуется заменить термостат на модель с увеличенной температурой открытия (если позволяет конструкция мотора). Существуют и более затратные поломки. При утечках антифриза стекла потеют в машине не только зимой, но и в остальные сезоны. Обычно радиатор печки начинает подтекать незаметно, а стекла запотевают в машине не влагой, а антифризом. Они покрываются жирным налетом, он не убирается ветошью, а лишь разматывается по стеклу.
Примерно то же происходит при утечках через патрубки и нерабочие краны. Проверьте уровень антифриза в бачке ОЖ под капотом. Если утечка сильная, то жидкость начнет обильно напитывать ковролин салона автомобиля. Если ковер влажный в ногах пассажира, то течет сам радиатор печки. Если лужа обнаружена в ногах у водителя, то причиной будут подтекающие краны, патрубки или задвижки. Хотя этот алгоритм является примерным, но он подходит для многих бюджетных авто. Утечку антифриза можно обнаружить с гарантией. Если потеют окна в машине, то стоит попробовать налет на вкус. Антифриз имеет сладкий привкус и вы моментально обнаружите неисправность, не обращаясь к сервисменам и не тратя время и деньги на диагностику.
6. Негерметичный кузов или забитые дренажи
На дороге все еще много старых автомобилей, чьи кузова восстановлены кустарно. Иногда металл надорван, а пороги имеют сквозные отверстия. При повышении влажности на улице в дождь начинают потеть стекла. В таком случае стоит обследовать кузов и задуматься о его ремонте или о смене автомобиля. Вот что делать, если предыдущие варианты не помогли и стекла в машине продолжают потеть. В кузове есть многочисленные дренажные и вентиляционные отверстия. Под ветровым стеклом располагается короб воздухопритока — так называет область, расположенная под пластиковым жабо.
Там скапливается листва, семена растений, грязь и даже мох. Такая «грядка» под жабо впитывает влагу и затем наделяет ей воздух, который подается в салон и по этой причине потеют стекла окон. В кузове существуют специальные дренажи и отверстия для отвода влаги и воздуха. Например, забитые в нижней части двери дренажи приведут к тому, что внутри будет плескаться вода, из-за которой также потеют стекла внутри машины. Нередко отверстия заделывают при некачественном кузовном ремонте или во время антикоррозийной обработки. Забитые дренажи кондиционера также нередко приводят к скоплению влаги в салоне.
7. Прочие причины
Автомобильные стекла запотевают зимой по множеству причин, например:
- конструктивно слабая печка, не предназначенная для российских условий (к примеру, в Daewoo Nexia запотевшее стекло в машине является нормой и владельцы ставят второй отопитель, чтобы сделать авто суше и теплее);
- в салоне много пассажиров и относительно компактное пространство быстро наполняется испарениями, при нормальной работе печки конденсат со стекол исчезнет при прогреве салона;
- стекло просто давно не мыли — многие водители игнорируют мытье стекол, если времени совсем нет, то стоит доплатить пару сотен рублей на мойке за протирку стекол, грязь активнее привлекает влагу и немытые стекла запотевают в автомобиле с тройной скоростью;
- особенности пассажиров — запотевшее лобовое стекло может стать следствием «похмельного дыхания» пассажира, примерно так же действует теплый кофе, который распивают в салоне или простывшие пассажиры, которые дышат ртом;
- также окна в машине зимой потеют из-за забытых влажных вещей, промокшей одежды или спортивного снаряжения и мокрой обуви;
- упомянутая заслонка рециркуляции может застрять в открытом положении и тогда влага будет циркулировать в салоне непрерывно;
- извечно влажный ковролин салона (из-за попадания влаги, технических жидкостей, подтопления), который нужно мыть и просушивать, также он дает неприятный запах;
- нередко стоит копать в сторону негерметичных уплотнителей люка (при его наличии).
Если окна в машине запотевают изнутри, то это лишь вершина айсберга и обычно явление возникает из-за более глобальных поломок и недочетов. Если своевременно обнаружить источник влаги, то можно избежать более крупных неприятностей.
Средства и методы от запотевания стекол в автомобиле
Самый плохой вариант — протереть остекление рукой. Она однозначно не впитывает влагу. Поэтому конденсат устранить не удастся, получится лишь размазать грязь и воду по стеклу. Также на стекле останутся потожировые следы и буквально через минуту ситуация усугубится. Вот что делать при сильном отпотевании стекол изнутри. Во время повышенной влажности или сразу после начала ливня стоит припарковаться в ближайшем разрешенном месте. При обильных осадках резко ухудшается видимость и лобовое стекло запотевает у многих, что мгновенно приводит к авариям.
Правильный вариант — протереть поверхность чистой хлопковой ветошью или бумажным полотенцем. Если использовать тряпочку, которой вы протираете панель, то она оставит грязные разводы. Оптимальны сухие полотенца из бумаги, они быстро впитают влагу, тряпка из хлопка будет чуть менее эффективна. Также можно приоткрыть окна и включить отопитель — выбор варианта зависит от температуры на улице и других условий. Теперь вы в курсе почему запотевают стекла. В вашем арсенале есть с десяток полезных методов:
- Периодически проверяйте положение заслонки рециркуляции. Еще до начала холодов проверяйте работоспособность этого режима.
- Кондиционер отлично осушает салон. Обычно его можно использовать в межсезонье при температуре около нуля. В минус запускать кондиционер не стоит, поскольку его компрессор является достаточно нежным и дорогим элементом.
- Соблюдайте периодичность замены салонного фильтра. Обычно интервал составляет 10 тысяч километров или 12 месяцев. Это одна из основных причин, почему на стеклах образуется конденсат.
- Многие водители страдают из-за неправильной настройки обдува. Часто водители пытаются согреть салон или ноги и ускоряют процесс нагрева включением рециркуляции. Влажного воздуха становится еще больше и стекла внутри салона потеют еще сильнее. Поэтому для осушения стекол стоит включить повышенную скорость вентилятора и все потоки направить на стекла. Если в печке есть электрический тэн, то используйте его в первую очередь.
- Не храните в машине мокрые вещи и не затыкайте вещами отверстие клапана вентиляции в багажнике. Если клапан работает некорректно, то изучите профильные форумы. Нередко владельцы определенных моделей уверяют, что такие клапаны нуждаются в доработке. Кстати, тканевые коврики можно просушить, если на некоторое время направить поток горячего воздуха в ноги — это эффективный прием, помогающий бороться с запотевшим стеклом в автомобиле.
- Проверьте систему охлаждения двигателя на утечки в районе моторного щита. Нередко антифриз подтекает на ковролин, также печка выдувает частицы теплоносителя на стекла и на них образуется липкий налет, являющийся сладким на вкус.
- Если в машине скопилась влажность, то можно оставить окна на ночь приоткрытыми. После мойки стоит «проморозить» салон, чтобы убрать лишнюю влагу и попасть на следующий день в машину.
- Мыть остекление нужно не на дороге. Это занятие должно иметь систематический график. Мойте окна специальными средствами хотя бы раз в год или делегируйте это работникам автомойки. Чистые стекла отпотевают гораздо реже и помогают сохранить хорошую видимость в любое время суток и при любой погоде.
- Иногда «эксперты» рекомендуют класть в машину наполнитель для кошачьего лотка, носок с солью и вообще устраивать «танцы с бубном». Народные средства зачастую не помогают, зато в салоне появляется лишнее барахло. Лучше купить специальную химию. Антизапотеватели стоят несколько сотен рублей. Они образуют невидимую пленку, которая пойдет на пользу любому автомобилю.
Подводим итоги
В текущем обзоре рассмотрены все средства и методы, спасающие от запотевания стекол в автомобиле. Даже если автомобиль эксплуатируется нормально и без поломок, то стоит отслеживать технические параметры, указанные выше. Повышенная влажность не только влияет на прозрачность стекол, но и провоцирует ускоренную коррозию кузова. Крайне желательно найти источники влаги и устранить их при помощи данной инструкции.