Один из крупнейших авторазборов России

Запуск двигателя в мороз: ТОП-10 лайфхаков от Гидрач.рф

579 17 минут чтения
Раздел:Автоновости
Запуск двигателя в мороз: ТОП-10 лайфхаков от Гидрач.рф

Искусственный интеллект пытается сделать нашу жизнь лучше, роботы и космические технологии также прочно вошли в обиход человека. Кажется, что автомобили и сопутствующие устройства стали идеальными. Однако российские морозы напрочь опровергают превосходства современной техники, обнажая все недочеты, минусы и конструктивные просчеты. Иногда отогрев авто становится настоящим квестом даже для владельцев премиальных автомобилей. Про бюджетные машины и говорить не стоит — даже при -30 градусах по Цельсию можно заметить владельцев, спасающих замерзшую машину. С морозной стихией можно и нужно бороться. В автомобильном блоге Гидрач.рф собраны все лайфхаки, которые подскажут как отогреть машину зимой. 

Что стоит сделать перед запуском в мороз?

Каждый год холода становятся неожиданностью даже для тех, кто прожил более половины века. Означает ли это, что жизнь нас ничему не учит? Возможно. Заранее стоит подчеркнуть, что встречаются разные автомобили с разной степенью износа, а также с разным дополнительным оснащением. Поэтому идеальных советов по запуску автомобиля с гарантией не существует. Если спросить пользователей в сети, то они в голос ответят, что паркуют машину в теплом гараже, используют Webasto или подогреватель антифриза на 220 Вольт. Однако в идеальных условиях живут далеко не все жители России, даже место под окном своей квартиры может быть занято соседом, который со стойкостью самурая будет стоять за него до последнего. 

Все упомянутое выше — это вопросы подготовки к холодам. Рассмотрим лишь те ситуации, когда машина замерзла окончательно и бесповоротно, а запустить ее нужно прямо здесь и сейчас. Важно, что существует некий шанс запустить автомобиль, даже если замерз аккумулятор или замерз двигатель. Перед запуском в мороз включите зажигание и не поворачивайте ключ дальше, сначала стоит дать бензонасосу прокачать топливо. Отключите все электроприборы, отключите даже вентилятор печки и закройте двери, чтобы плафоны салона не горели — слабые потребители отбирают ценную энергию, которая так нужна стартеру. При запуске двигателя в мороз по традиции эксперты рекомендуют прогреть АКБ дальним светом или другими потребителями. На практике прогреть замерзшую глыбу весом от 15 килограммов за несколько секунд не представляется возможным. Зато запросто можно потерять остатки энергии, которые могли бы помочь с запуском мотора.

После этих манипуляций необходимо выжать педаль сцепления (при ее наличии) и запустить двигатель. Крутить стартер стоит в пределах 10-20 секунд в рамках одной попытки. Перегреть его в мороз трудно, также в иномарках существует система прекращения его работы при перегреве, однако сломаться он все же может. Если с первого раза завести и отогреть автомобиль не вышло, то стоит подождать около минуты и дать аккумулятору восстановить свои силы. После четвертой неудачной попытки обратитесь к экстренным мерам по запуску в мороз. Причина плохого пуска может быть любой — замерзшее масло, старый или перемерзший аккумулятор, изношенный мотор, конструктивные болезни автомобиля. Именно для таких случаев мы заготовили 10 способов для быстрого старта двигателя в холод. 

1. Быстро «реанимируем» АКБ для запуска машины зимой

Помните, что длительный простой негативно сказывается на уровне заряда батареи. Кроме того, короткие поездки в пределах города не дают полноценной зарядки АКБ. Поэтому не удивляйтесь, что после -30 градусов по Цельсию ваш автомобиль не запустился. Многие водители не обслуживают АКБ и первые звоночки поступают уже через 2-3 года после покупки. Каждый автомобиль имеет индивидуальные характеристики — один можно запустить 7-летним АКБ, а другой крутит еле-еле от достаточно свежего аккумулятора. В мороз скорость химических реакций внутри батареи снижается и она отдает свой заряд неохотно — именно поэтому зимний пуск превращается в квест. Теперь вы знаете почему замерзает аккумулятор. Спасти пострадавшего можно сразу несколькими способами.

Это важно: «Прикуривающему водителю рекомендуется поднять обороты двигателя, чтобы ускорить процесс зарядки второго автомобиля, аккумулятор которого замерз».


Самый простой и быстрый — снять батарею с автомобиля, занести домой и поставить в таз с горячей водой на 25-30 минут. Вода должна закрыть батарею почти полностью, однако клеммы должны оставаться сухими. Некоторые умельцы советуют в это же время поставить АКБ на зарядку, однако по итогу вы можете устроить неплохое пиротехническое шоу, поэтому от такого ускорения процесса лучше отказаться. Проигнорировать стоит и совет, согласно которому нужно ставить АКБ под горячую проточную воду — мочить клеммы не нужно. Есть и другие варианты реанимации АКБ для запуска в холод: 

  • купите бустер (пусковое устройство), позволяющий быстро «прикурить» машину;
  • попросить АКБ у соседа, поставьте его у бампера и присоедините «крокодилами» — в таком случае запускать машину стоит через 5-10 минут, когда севший АКБ слегка наполнится энергией;
  • во втором варианте опять же придется одолжить живой АКБ, установить его вместо своего и произвести запуск двигателя зимой — далее остается снять чужой АКБ и установить свой, не глуша автомобиль (вариант с подменой подойдет для нетребовательных и простых автомобилей без сложной электроники);
  • прикурить свой автомобиль от другого, например, можно вызвать такси, заранее указав в приложении цель поездки (не каждый таксист согласится на такую процедуру), в таком случае учтите, что замыкать клеммы проводов между собой или на кузов автомобиля очень нежелательно. 

Если вы не эксплуатируете автомобиль неделями, то лучше занести аккумулятор домой, чтобы запуск после морозов был максимально простым. 

2. Запуск в сильный мороз при помощи буксира

Представим, что вы выносите из дома теплый аккумулятор и пытаетесь произвести запуск мотора в мороз. Машина не отвечает вам взаимностью по ряду причин — замерзло масло в двигателе, залиты свечи, низкая компрессия двигателя, присутствуют другие неисправности. Экстренный запуск автомобиля в мороз возможен при помощи напарника и второго автомобиля. Достаточно взять трос и начать буксировать замерзшую машину. Ее водителю рекомендуется открыть окна (если хватит заряда АКБ), чтобы стекла не отпотели. Помощнику достаточно разогнаться примерно до 20 километров в час, а водителю стоит заранее включить зажигание. При достижении нужной скорости выжимается сцепление и включается вторая передача. Плавно отпускайте сцепление без бросков, машина запустится гарантированно. 


Если машина демонстрирует плохой запуск в мороз, то процедуру можно повторять неоднократно, прокатившись несколько кругов по прилегающим к дому территориям. Остается отцепить машину от буксирующего ТС и перед началом движения хорошенько отогреть салон и двигатель. Суть метода проста. Обычно двигатель запускается стартером, который зацепляется за маховик, вращающий коленчатый вал. Запуск «с толкача» помогает получить энергию извне. Крутящиеся колеса при включенной передаче начинают крутить коленчатый вал, мгновенно передающий момент на шкив генератора. В бортовой сети появляется энергия, позволяющая произвести запуск машины в мороз. Технике абсолютно безразлично будут ли ее толкать руками или буксировать на тросе — запустится она при любом раскладе. Важно, что такой запуск автомобиля на АКПП зимой невозможен. Машины на РКПП (робот) стоит запускать с особой осторожностью (заранее стоит проконсультироваться с владельцами схожих авто на роботе). 

3. Запуск авто в мороз с ключа и без автозапуска

Даже самый малоопытный водитель имеет некую интуицию и слегка чувствует свой автомобиль. Если вы знаете, что ваша машина зимой не заводится или делает это с трудом, то стоит заранее отказаться от автозапуска. Автозапуск хорош всем, но лишь при небольшом минусе. Машина запускается по таймеру и нагревается к назначенному времени. Во время сильных заморозков вы узнаете, что интеллект брелка сигнализации очень ограничен (как и возможности самой охранной системы). Можно установить прогрев по температуре и в таком случае машина будет запускаться несколько раз за ночь, неистово пожирая бензин. Кроме того, отдельно взятые системы имеют ограничение по числу запусков и при сильных холодах их количество будет исчерпано гораздо раньше, чем наступит утро. Также зимний запуск с брелка затрудняется при севшем АКБ. 

Это важно: «При запуске автомобиля не стоит нажимать на педаль газа. Однако если не хватает совсем чуть-чуть и автомобиль вот-вот заведется, то кратковременное нажатие на педаль газа позволит произвести запуск двигателя после мороза». 


Сигнализация имеет ограниченное число попыток на запуск и при низком заряде вы столкнетесь с такой ситуацией. Автозапуск полностью посадит аккумулятор и с большой долей вероятности зальет свечи. Запустить транспорт с ключа уже не получится. Изучите повадки своей машины. Иногда для запуска двигателя в сильный мороз стоит лишь произвести пуск «врукопашную» при помощи ключа. Кстати, просушить залитые свечи можно не прибегая к их снятию. На современных авто достаточно зажать педаль газа в пол и покрутить стартер — подача топлива отключится, а воздух продует залитые свечи. Старые отечественные автомобили или иномарки с трамблером также можно спасти. Достаточно приобрести в автомагазине простенькое устройство, которое называется аварийным зажиганием. Компактная коробочка включается в разъем коммутатора или датчика Холла и также просушивает свечи. 

4. Запуск в мороз при помощи эфиросодержащих средств

Жизненные ситуации бывают нестандартными. Если прикуривать автомобиль или таскать его на тросе нет и малейшего желания, то стоит дойти до близлежащего автомагазина. Стоит сообщить продавцу, что ваш двигатель замерз и требуется средство на основе диэтилового эфира. Вам придется выбрать адекватное средство, которое запустит мотор и не угробит его после первого старта. Если замерзшая машина не заводится, то лучше переплатить и купить «быстрый запуск» со смазывающими добавками, которые защитят стенки цилиндров. Итак, вы купили баллончик, использовать его для запуска в зимнее время стоит с учетом таких правил:

  • снимите корпус воздушного фильтра, распыляйте средство во впуск в течение 2-3 секунд, непременно установите корпус фильтра обратно;
  • заранее удалите все источники открытого огня, никогда не используйте средство при запущенном моторе;
  • перед зимним запуском двигателя проверьте наличие основных технических жидкостей, убедитесь в том, что они сохранили текучесть;
  • при запуске дизеля в мороз отключите свечи накаливания и нагреваемые фланцы, предварительно откройте дроссельную заслонку.


Принцип работы метода таков. В цилиндры подается летучая и легковоспламеняющаяся смесь. Наличие диэтилового эфира дает хорошую вспышку даже при слабой прокрутке и едва заметной искре. При этом эфирная смесь горит медленнее бензина, она прогревает и просушивает камеры сгорания и залитые топливом свечи. Теперь вы представляете как отогреть двигатель — в вашем арсенале уже есть 4 самых проверенных варианта. Мало кто догадывается, что средство для легкого старта позволяет протестировать системы автомобиля в мороз. Даже неисправный автомобиль на эфире проработает ровно несколько секунд, а затем начнет «троить» или вовсе заглохнет. Так вы выявите, что система подачи топлива, зажигание или механизм ГРМ неисправны. 

5. Прогрев воздуха на впуске для обогрева авто

Если машина не заводится зимой, то можно прибегнуть к локальному прогреву впуска. Например, дизелисты знают, что можно отогреть машину феном. Достаточно убедиться в наличии топлива, а затем установить строительный фен в гофру впускного тракта. Заранее убедитесь, что фен позволяет отрегулировать температуру, чтобы избежать оплавления пластиковых элементов. Нередко для запуска дизеля зимой используются газовые горелки. Кроме того, если машина плохо заводится зимой, можно полить впускной коллектор горячей водой. Опытные автовладельцы заверяют, что после пролива запускаются как бензиновые, так и дизельные моторы. Важно, что лить воду нужно исключительно на коллектор, обходя стороной любые ремни и вращающиеся механизмы. На карбюраторном автомобиле проливают коллектор, нижнюю часть карбюратора, насос и топливный фильтр. Инжекторный авто отогреть можно таким образом — пролить коллектор, ресивер и топливную рампу. Локальный прогрев для запуска автомобиля зимой постепенно уходит в прошлое. Однако метод сохраняет эффективность, главное — не испортить строительным феном или кипятком пластиковые элементы (особенно на иностранных моделях). 


6. Прогрев замерзшего масла в двигателе

Вот как запустить машину в мороз, если вышеозвученные варианты выше вам не подходят по тем или иным причинам. Если машина замерзла и не заводится, то можно прибегнуть к старым и проверенным методам. Необходимо взять два кирпича и подложить их под машину. Далее на них укладывается ТЭН и замерзшее масло прогревается в машине. Важно, что процесс лучше контролировать непрерывно в силу его пожароопасности. Конечно, можно призвать специалистов, оказывающих помощь в запуске двигателя в мороз. 

Это важно: «Если непосредственный прогрев масла в картере вас вполне устраивает, то в дальнейшем стоит установить в поддон электрический ТЭН. Существуют универсальные модели, вкручивающиеся вместо сливной пробки».


За их услуги придется отдать несколько тысяч рублей, при этом никаких гарантий по сохранности автомобиля бизнесмены не дают. Нередко просившие отогреть машину жалуются на оплавленные бамперы и топливопроводы. Вот что делать, если замерз двигатель. За эту же сумму стоит купить газовую инфракрасную горелку и установить ее под двигателем на 30-60 минут. Прямой отогрев картера авто в морозы — надежный способ. Главное — избегать открытого огня и контролировать процесс.  

7. Как отогреть замерзшую машину выхлопными газами

Существует еще один вариант как завести замерзшую машину, придуманный народными механиками. Сам способ пришел из советской армии, где выхлоп от предпусковых установок направляли на картер двигателя, чтобы согреть замерзшее масло в двигателе. Вот как отогреть двигатель в мороз. Достаточно найти напарника с автомобилем, а также обрезок пожарного рукава. Затем машина подгоняется выхлопной трубой к переднему бамперу замерзшего авто. Капотное пространство накрывается плотным брезентом, чтобы теплые выхлопные газы задерживались и прогревали подкапотное пространство. Рукав или шланг подается к картеру двигателя. Если вам интересно сколько отогревать машину выхлопными газами, то вся процедура займет 30-40 минут. Важно правильно организовать подачу и плотно укрыть подкапотное пространство, иначе затея провалится. Теперь вы представляете как отогреть машину на улице. Главное правило — чем горячее выхлоп, тем лучше. Поэтому дизельные и трехцилиндровые микролитражки для отогрева абсолютно не подходят. 


8. Поиск конструктивных особенностей и поломок

Еще до запуска стоит проверить технические жидкости — замерз ли антифриз в машине, насколько густым стало масло. Также стоит проверить бачок ОЖ на наличие масляных пятен, а маслозаливную горловину — на наличие пены. Важно не путать пену с эмульсией. Небольшое количество эмульсии при сильном морозе собирается на маслозаливной горловине и в районе крышки клапанов — это считается за норму. Обильные масляные пятна в бачке и пена — первые признаки пробития прокладки между головкой и блоком ДВС. Кроме того, цвет и интенсивность выхлопа автомобиля резко меняются, поскольку выхлопные газы смешиваются с антифризом. Если аккумулятор автомобиля не замерз, то стоит копать в сторону технических нюансов или неполадок. Например, перескочивший ремень ГРМ кратно снижает шансы на нормальный запуск. Иногда транспорт плохо заводится в мороз из-за заводских ошибок в рабочих алгоритмах. Например, полностью исправная машина может считать, что она замерзла. По этой причине существуют всевозможные обманки датчиков, корректирующие работу в мороз. Причиной плохого запуска могут стать топливный насос, дающий низкое давление, а также забитый фильтр тонкой очистки топлива, в котором грязь и влага при глубоком минусе кристаллизуются. Универсального алгоритма по поиску поломок не существует. Однако понять почему авто плохо заводится в мороз может помочь одно простое правило — «не льет или не горит». Скорее всего, трудности связаны с подачей топлива или его воспламенением. 


9. Запускаем автомобиль на газовом оборудовании

Система питания мотора на пропан-бутане позволяет водителям сэкономить. Однако зачастую после установки ГБО водители забывают о том, что система нуждается в постоянной настройке. Основной совет установщиков ГБО — запускать машину в мороз только на бензине. Смесь пропана и бутана подается по альтернативному медному трубопроводу, поэтому поступает в двигатель в холодном состоянии. Современные автоматические системы сами контролируют процесс переключения с бензина на газ после прогрева. Гораздо труднее водителям старых машин. 

Это важно: «Буксировка на тросе или добавление эфиросодержащей химии могут и не помочь. Все дело в замерзшем пропан-бутане, который начнет нормально поступать в ДВС лишь после отогрева редуктора. С этого и стоит начать, если машина плохо заводится в мороз».


Иногда они работают исключительно на газе из-за неисправностей системы подачи бензина. Газовый редуктор должен сначала прогреваться за счет антифриза, который в свою очередь должен подогреться за счет запуска мотора на бензине — воистину неразрешимая задача. Запуск на газе по рекомендациям производителей допустим лишь при положительных температурах. Если редуктор замерз, то его нужно чем-то отогреть. Например, теплым воздухом или кипятком. Стоит быть аккуратнее, чтобы не залить подкапотное пространство. Теперь вы в курсе что делать, если замерзла машина на газе. После запуска мотор может работать крайне нестабильно. В таком случае рекомендуется поливать редуктор до нагрева антифриза до положительных температурных значений. 

10. Залить бензин или керосин в двигатель (или как делать не стоит)

В советское время водители сталкивались с дефицитом ГСМ. Поэтому в двигатели легковых машин заливали бензин перед предстоящим утренним холодным пуском. Вот как отогревали масло в двигателе в былые годы. С вечера через маслозаливную горловину вливали 50 миллилитров бензина и давали машине поработать, чтобы ДВС смешал масло и бензин. На утро такая смесь сохраняла приемлемую для запуска вязкость. Через 10-14 дней процедуру повторяли, поскольку бензин постепенно испарялся. В трансмиссию добавляли около 100 миллилитров керосина, который испарялся слабее и давал более долгий эффект. В наших реалиях эксперты запрещают использовать такой метод. 

Это важно: «Метод номер 10 является крайней мерой. Вместо него стоит попробовать другой вариант, о котором не говорится в интернете. Старые механики рекомендуют при запуске поработать педалью тормоза. Суть заключается в прокачке через обратный клапан вакуумного усилителя тормозов. Метод старый, но работает и на современных машинах. У него есть лишь один минус — в холод можно запросто повредить сам усилитель тормозов». 


Топливо вымывает масляную пленку на стенках цилиндров. Задиры образуются кратно быстрее, подшипники изнашиваются также быстро. При этом масляное голодание, характерное для холодного мотора, лишь усугубляет проблемы. Теперь вы в курсе как не стоит отогревать машину в мороз. Метод работает, но сойдет лишь тем, кто владеет старым автомобилем, который вскоре будет утилизирован. Существует еще один похожий способ. Народные умельцы рекомендуют залить в двигатель несколько сотен миллилитров горячего моторного масла. Испытавшие этот вариант убеждают в том, что он малоэффективен. Кроме того, можно обжечь руки или столкнуться с выдавливанием сальников в моторе. 

Краткое резюме

Согласно существующему ГОСТу стабильный запуск бензинового мотора должен происходить при температуре до -20 градусов по Цельсию. Любой дизель хуже заводится в мороз и для них предельная температура закреплена на уровне -15 градусов. Теперь вы точно знаете при какой температуре замерзает машина с точки зрения ученых. Стандарты работают лишь на бумаге и на практике людям приходится думать где отогреть машину при гораздо более низких температурах. В таких ситуациях приходится облегчать пуск любыми средствами. Прибегать к методам из списка ТОП-10 стоит лишь в крайних случаях. Исправная машина и свежий не замерзающий аккумулятор могут обеспечивать уверенный пуск до -30 или -35 градусов по Цельсию. Следуйте простым правилам, чтобы запускаться в морозы с легкостью:


  • после покупки машины замените все технические жидкости на те, что соответствуют вашим климатическим условиям, например, авто из ОАЭ или Японии приходят к нам на жидкостях, которые не подходят для Урала или Сибири;
  • проверьте дату выпуска на корпусе АКБ, ежегодно заряжайте его малыми токами для восстановления ресурса, также стоит обратиться в сервис и проверить АКБ нагрузочной вилкой;
  • при запуске не стоит нажимать на газ, можно слегка помочь кратковременным нажатием педали, если машина вот-вот схватит, кроме того, утопленная в пол педаль поможет продуть залитые свечи;
  • автозапуск в морозы способен стать главным вашим врагом, он может быстро «высосать» аккумулятор и залить свечи из-за несовершенных алгоритмов;
  • перед морозами постарайтесь залить в бак больше топлива, чтобы снизить количество опасного конденсата в баке, также достаточный запас бензина или соляры поможет совершить больше попыток при экстренном запуске;
  • запуск дизельного двигателя в мороз может оказаться нелегким, заранее купите гель для добавления в бак и аэрозоль для быстрого старта.

Послесловие от Гидрач.рф

Считается, что один холодный пуск равносилен 100 километрам пробега. Экстренный старт двигателя в мороз может нанести ему непоправимый урон, особенно если этот старт будет неуверенным и тяжелым. Иногда стоит отменить поездку в холод и склониться в пользу общественного транспорта. Но изредка поездку отложить невозможно. Тогда на выручку придут лайфхаки и списка ТОП-10 от Гидрач.рф. Теперь вы знаете почему замерзает машина и что с этим делать. При этом конечный выбор способа по запуску мотора остается за вами. Если что-то пошло не так, то авторазбор Гидрач.рф готов вас поддержать оригинальными запчастями с быстрой доставкой вне зависимости от температуры за бортом. 


Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Что делать, если замерз замок в машине: лайфхаки от Гидрач.рф

Что делать, если замерз замок в машине: лайфхаки от Гидрач.рф

Наступили первые серьезные холода и водители стали сталкиваться с тем, что замерзшая машина начинает...

Изменения в ОСАГО 2023-2024 — это стоит знать каждому водителю

Изменения в ОСАГО 2023-2024 — это стоит знать каждому водителю

Впервые автостраховка ОСАГО стала обязательной в середине 2003 года. С тех пор прошло более 20 лет ...

Диагностировать неисправности и подбирать запчасти в России стало сложнее

Диагностировать неисправности и подбирать запчасти в России стало сложнее

Союз автосервисов России сообщил, что российских пользователей 24 сентября отключили от сервисов TEX...

Теперь можно: россиян больше не будут наказывать за квадратные номера спереди

Теперь можно: россиян больше не будут наказывать за квадратные номера спереди

Автомобилистам еще 18 октября 2023 года позволили закреплять квадратные номера на передней части т...

Пошаговая инструкция: как продать авто в кредите?

Пошаговая инструкция: как продать авто в кредите?

Статистика «Автостата» за 2022 год подсказывает, что примерно 40% новых автомобилей были проданы в к...

Потеют стекла в машине. Разбираем причины и устраняем запотевания вместе с Гидрач.рф

Потеют стекла в машине. Разбираем причины и устраняем запотевания вместе с Гидрач.рф

Выпадающий конденсат на стекле автомобиля существенно ухудшает видимость. Даже если протереть отпоте...

Вспомнить все: автомобильные итоги 2023 года

Вспомнить все: автомобильные итоги 2023 года

Постараемся вспомнить все события, изменения и новости в автосфере за ушедший год. Новые штрафы, изм...

Как вернуть б/у машину продавцу? Правовой обзор Гидрач.рф

Как вернуть б/у машину продавцу? Правовой обзор Гидрач.рф

Последние статистические данные подсказывают, что по итогам 2023 года будет продано около 5.6-5.8 мл...