Длинные майские праздники подошли к концу. Это означает, что накопилось много неосвещенных событий. Все самое важное по традиции собрали в блоге авторазбора Гидрач.рф. Ниже рассмотрим последние изменения в автомобильной отрасли.
1. Данные 32 тысяч владельцев LADA утекли в сеть
Собственная служба безопасности завода АвтоВАЗ обнаружила утечку персональных данных 32 тысяч покупателей новых автомобилей LADA. Данные собраны анонимными хакерами из неустановленных альтернативных источников. Скомпрометированные собственники могут столкнуться с мошенниками, которые осуществляют звонки или производят рассылки через мессенджеры — говорится в сообщении АвтоВАЗа, которое было направлено в редакцию «Известий». В компании заявили, что в конце апреля 2025 года на одном из ресурсов даркнета, где происходит обмен украденными базами персональных данных, был найден файл. Согласно описанию, он представлял из себя «официальный слив», включающие более 32 тысяч записей о владельцах LADA. В нем содержались номера мобильных, VIN-номера, технические детали автомобилей, а также анализ присутствия собственников в мессенджерах. В АвтоВАЗе отметили, что внутренние базы данных ведутся в иных форматах, которые полностью защищены от несанкционированного доступа.
Представители службы безопасности автозавода порекомендовали собственникам LADA вне зависимости от года выпуска ТС относится критично к звонкам и сообщениям, поступающим от неизвестных. В ближайшее время они могут начать маскироваться под сотрудников АвтоВАЗа и работников дилерских центров. Представители автопроизводителя отметили, что не могут спрогнозировать схему возможного мошенничества. Также собственникам порекомендовали при получении звонков и сообщений с неочевидными просьбами обращаться к правоохранителям и на горячую линию марки. Также ранее сообщалось, что АвтоВАЗ приостановил сборку всех автомобилей в период с 1 по 11 мая. За это время было произведено обслуживание оборудования. Всего выполнено 9 тысяч работ на сумму в 200 млн рублей. Запуск всех линий был успешно произведен 12 мая сразу после окончания праздников и корпоративного отпуска.
2. Юристы предупредили о штрафе в 5 тысяч за мойку на даче
Юрист Елена Пономарева предупредила россиян о том, что согласно законодательству мыть автомобили можно только в специально отведенных местах. Ее комментарий цитирует агентство «Прайм». Она пояснила, что сточные воды во время мойки проникают в почву и загрязняют окружающую среду. «Если мыть машину во дворе частного дома или на даче, представители государства могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия. В КоАП РФ имеется особая статья 6.3 КоАП РФ» — отметила юрист.
Также она добавила, что нарушители могут отделаться предупреждением или штрафом суммой от 100 до 500 рублей. Если во время мойки будет загрязнена почва, то штраф будет вынесен по статье 8.6 КоАП РФ, а его сумма составит от 3 до 5 тысяч рублей. Устроившие мойку на берегу водоемов наказываются по статье 8.42 КоАП РФ, санкцией этой статьи предусмотрен штраф от 3 до 4.5 тысяч рублей. «Если не делать полноценную мойку, ограничившись протиркой стекол, номеров или светотехники, то штрафа не будет» — обратила внимание Пономарева. Важно, что регионы страны могут самостоятельно менять размеры штрафов за мойку авто в неподобающем месте.
3. Chery «покидает» РФ из-за риска санкций со стороны Запада
Деловое издание Bloomberg опубликовало статью, согласно которой американские банкиры отказались инвестировать в Chery. Речь идет об IPO Chery на гонконгской бирже. Автопроизводитель из Китая может привлечь 1.5 млрд долларов, а данное IPO станет одним из крупнейших в регионе. По данным Bloomberg, пока что вся процедура ведется при поддержке лишь китайских банков. Американские партнеры отказываются участвовать в выходе Chery на биржу, поскольку компания сотрудничает с подсанкционной Россией. «Chery Automobile намерена сократить число операций в России, чтобы минимизировать риски наложения санкций» — говорится в проспекте эмиссии бренда на Гонконгской бирже. Ожидается, что Chery повторит путь Geely в России. Относительно недавно компания Geely перенесла производство кроссовера Tugella в приграничный регион Китая, откуда машины поставляются под брендом Knewstar по железной дороге в РФ.
В настоящее время «АГР Холдинг» возобновляет производство на калужском заводе, где ранее собирали автомобили группы VAG. Там будут собирать Chery Tiggo 9, Tiggo 7 Pro Max, Tiggo 4 Pro и Tiggo 8 Pro Max под брендом Tenet. Также на днях китайцы заявили о создании бренда Novo, который также может быть присвоен калужским авто. Технологическим партнером «АГР Холдинг» стала китайская Defetoo. Там заявляют, что китайская компания с государственным участием никак не связана с Chery Group. Однако Defetoo базируется в правительстве провинции Аньхой, где все «пропитано» присутствием Chery. Таким образом, Chery не покидает страну, а частично переносит производство в РФ и переводит машины под новый бренд, чтобы сотрудничать с американской стороной.
4. Закон о локализации такси утвержден Госдумой
Государственная Дума РФ 13 мая 2025 года приняла закон об уровне локализации выпуска машин такси — об этом сообщает агентство ТАСС. Документ прошел через второе и окончательное третье чтения. Как сообщает информационное агентство, нижний порог локализации выпуска таксомоторов должен соответствовать планке, применяемой в отношении авто для государственных закупок. В последние годы к госзакупкам допускаются модели, получившие не менее 3200 баллов из 7000 возможных. Также в такси можно будет использовать автомобили, выпущенные с 2022 по 2025 гг в рамках специальных инвестиционных контрактов. Однако уже с 1 января 2033 года единственным фактором для внесения в реестр таксимобилей станет число набранных локализационных баллов от Минпромторга РФ.
Этот документ должен получить одобрение Совета Федерации и президента России. Предварительно он начнет действовать с 1 марта 2026 года. При этом в законопроекте имеются исключения. Так, Калининградская область, а также Сибирский и Дальневосточный ФО будут подпадать под действие закона о локализации лишь после 2028 года. В аналитическом центре при правительстве РФ установили, что от принятия закона могут пострадать частично занятые водители, также в течение 5-7 лет может произойти существенный рост тарифов на поездки. С одной стороны, отрасль такси может потерять до 289 млрд рублей выпадающих доходов. С другой — отечественному автопрому будут обеспечены дополнительные продажи в объеме 40-60 тысяч машин ежегодно.
5. Водители-мигранты обходят запрет на работу в такси по новой схеме
В городе Екатеринбурге таксисты, которые своевременно не успели поменять свои иностранные водительские права на российские, научились обходить запрет на работу в сфере такси. Об этом сообщило новостное агентство ЕАН со ссылкой на участников отрасли. «Сегодня иностранные специалисты идут со своими проблемами в таксопарки, c которыми тесно сотрудничают агрегаторы. Там иностранцам за определенную плату заводят новый аккаунт, после чего они продолжают работать» — цитирует издание своего осведомителя. Предполагается, что ради создания нового аккаунта представители таксопарка создают заявку на замену иностранных прав и направляют ее в ГАИ России.
После чего им позволяют работать до экзамена. Как итог — иностранцы могут регулярно заводить новые аккаунты и продолжают работать с иностранными правами. По информации издания, агрегаторы активно блокируют аккаунты водителей, которые вовремя не сменили иностранные права на российские. В срок до 1 апреля иностранцы с ВНЖ или оформленным гражданством должны были заменить свои водительские удостоверения на документ российского образца. В настоящий момент ездить с иностранными правами могут временно пребывающие на территории РФ. Однако использовать свои ВУ они могут только в личных целях, работа в такси для них находится под запретом.
6. Первые Нивы Спорт попадут под отзыв АвтоВАЗа
Российский автопроизводитель запускает «тихую» отзывную кампанию в отношении первых товарных образцов Нивы Спорт, которая является мелкосерийной моделью. Об этом со ссылкой на неназванные источники сообщает Telegram-канал «No Limits». В рамках кампании гнущиеся тяги подвески заменят на усиленные. Представители Telegram-канала сообщили, что история с погнутыми тягами наделала много шума. Так, в марте 2025-го к дилерам завезли ограниченную партию машин для того, чтобы запустить продажи в день рождения российского внедорожника. В тот день первыми покупателями новинки Нива Спорт стали блогеры Academeg и Combat Crew. Указанные блогеры проехались по легкому бездорожью, после чего независимо друг от друга отметили, что даже без экстремальных нагрузок рычаги задней подвески оказались загнутыми.
Их конструкция отличается от подвески, применяемой на серийных машинах. Спортивные внедорожники выпускаются подразделением «Лада Спорт», которое уже пообещало заменить рычаги на усиленные. Также более прочные элементы подвески появятся и на серийных вновь выпускаемых внедорожниках. При этом блогеры из Combat Crew обнаружили еще один более редкий дефект. На их Ниве Спорт саморез, удерживающий обшивку, повредил топливную магистраль и частично нарушил ее герметичность. Дилер признал это единичным браком — на других образцах топлипроводы оказались целыми. При этом на заводе согласны, что все механизмы кулисы КПП на Lada Niva Sport расположены весьма близко к топливопроводам.
7. Китайская МКПП для Vesta требует замены масла через 4500 километров
Редакторы портала drom.ru изучили строение китайской коробки для Vesta и постарались понять почему первая замена масла согласно регламенту должна производиться всего лишь через 4500 километров. Ранее авторы портала выделяли Haval Jolion с его заменой масла в КПП после первых пройденных 10000 километров. Представители завода АвтоВАЗ отмечают, что 6-ступенчатая механика от китайской WLY была адаптирована под российские условия и работу на смазочных материалах от Rosneft. Примечательно, что на официальном сайте в разделе «Калькулятор ТО» данная информация отсутствует.
В АвтоВАЗе пообещали добавить сведения позже. При этом представители производителя отметили, что у дилеров эти данные уже имеются. Не исключено, что столь ранние ТО связаны с изменением первичного вала, картера, корпуса и механизма выбора передач. Вероятно, китайцам пришлось перенастраивать оборудование, что могло привести к изменению методов обработки металлов. Ранняя замена масла позволит промыть МКПП, удалив из нее продукты трения. Все остальные модели и модификации Lada заезжают на первую замену масла после 14.5 тысяч километров пробега (за исключением Niva). Подобная участь ждет и автомобили Iskra, которые будут выпускаться с все той же коробкой от WLY.
8. Непропуск скорой помощи станет наказуемым деянием
На сайте нижней палаты парламента 12 мая опубликован новый законопроект о непропуске машин скорой помощи. Документом предлагается ужесточить наказание за непредоставление приоритета каретам скорой на дорогах общего пользования. Ожидается, что изменения будут внесены в статью 12.17 КоАП РФ. Она будет дополнена часть 3, согласно которой непропуск скорой станет отдельным составом административного правонарушения. Штраф будет составлять от 20 до 30 тысяч рублей, он будет сопровождаться лишением водительского удостоверения на срок до двух лет. На сегодняшний день непропуск спецтранспорта карается штрафом в размере от 4.5 до 7 тысяч рублей, либо лишением ВУ на срок до одного года.
Ярослав Нилов — один из авторов законопроекта отметил, что на российских дорогах все чаще водители умышленно мешают движению скорых и агрессивно себя ведут по отношению к медицинским работникам. «Чтобы прекратить эти безобразные выходки нужно, чтобы ответственность была максимально серьезной. К штрафу нужно добавить лишение права управления ТС, причем не в качестве альтернативы — обе меры должны назначаться единовременно. Если воспрепятствование деятельности скорых привело к тяжким последствиям в плане здоровья граждан, к которым спешила скорая, то наказание будет самым строгим» — написал депутат Нилов в своем Telegram-канале.
9. Авторынок РФ падает четвертый месяц к ряду
Продажи новых легковушек в апреле серьезно просели до 102 тысяч единиц — на 25.5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). За четыре месяца в стране было реализовано 349 тысяч машин (падение на 25.4% к АППГ). Топовыми брендами апреля стали:
- Lada — 28.5 тысяч машин;
- Haval — 12.9 тысяч;
- Chery — 10.9 тысяч.
Все автопроизводители, представленные в РФ, ушли в глубокий минус. Исключением является модель Largus. После перезапуска производства продажи Largus растут, поскольку некоторое время данный LCV был недоступен аудитории. Падают и соседние отрасли — грузовики и автобусы показывают еще более динамичное скатывание вниз. Внимание покупателей сместилось на вторичный рынок, где продажи выросли на 1% даже по сравнению с апрелем 2024-го. Средневзвешенные цены слегка упали.
Доступность машин снижается — усредненное авто оценивается в 40 средних заработных плат, россияне смотрят в сторону более дешевых моделей. «Средневзвешенная» машина в салоне стоит 3.11 млн рублей, подержанная — 1.13 млн рублей. Бессменным лидером продаж является Гранта — средняя цена на выходе из салона составляет 1.15 млн рублей. Скидки присутствуют, но только на прошло- и позапрошлогодние неликвидные автомобили. На рынке имеется затоваривание и ввоз новых автомобилей падает сразу на 42% по отношению к АППГ. При этом ввоз подержанных машин вырос сразу на 18%. Не последнюю роль играет Южная Корея, вышедшая на третье место по поставкам в РФ. Россияне активно ввозят корейские BMW и Mercedes-Benz, таким образом получая доступ к привычным брендам. Добрую долю корейского импорта составляет вернувшийся бренд KGM (ранее — SsangYong).
10. В стране растет доля битых китайских автомобилей
На отечественном рынке растет доля китайских машин, поучаствовавших в серьезных авариях. За последние 3.5 года этот показатель вырос с 2 до 17.2%. Это стало возможным на фоне ухода других брендов, включая корейские, японские и европейские марки. Об этом изданию «Известия» рассказали эксперты аукциона Migtorg, проанализировавшие около 30 тысяч машин, которые прошли через торги после серьезных аварий. Так, если в начале 2022 года доля битых «китайцев» в РФ составляла не более 2%, то к 2025 году число выросло до 17.2%. За этот же период количество битых машин подсанкционных брендов упало на 5-10% в зависимости от страны производства. Эксперты отмечают, что постепенно китайские производители озаботились безопасностью своих машин.
Повреждения, которые они получают во время ДТП, становятся более предсказуемыми и менее критичными в плане урона пассажирам. «Ранние китайские машины буквально разваливались после ДТП. Новые модели из Китая демонстрируют серьезный прогресс в плане безопасности. У них уже имеются запрограммированные зоны повреждений, поглощающие энергию удара. Улучшен каркас безопасности и ее пассивные элементы» — отметили в компании. Также эксперты привели в пример китайские электромобили брендов Zeekr, Voyah и Lixiang. Вопреки ожиданиям скептиков, после аварий эти авто не сгорают — всплеска пожаров после ДТП не зафиксировано. Однако даже незначительные повреждения ведут к тому, что автомобиль может быть признан «тотальным».