Новый 2024 год будет наполнен автомобильными событиями. Блог Гидрач.рф будет тщательно следить за ними и отбирать только полезные заметки из СМИ. Вот самые интересные и важные события, которые произошли в течение первых двух недель 2024-го.
1. Машины, ввезенные по параллельному импорту, начали изымать сотрудники ГИБДД
В ГИБДД России порекомендовали россиянам внимательнее изучать документы автомобилей, ввезенных в страну через «серые» схемы. Первые автомобили с ошибками в документе под названием СБКТС уже изъяты у законных владельцев. По этой причине иностранные авто могут быть направлены на штрафстоянку с дальнейшим аннулированием регистрации. Вот что сказали в ГИБДД России о новых трудностях, связанных с правильным оформлением свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. СБКТС предоставляется при ввозе машины в страну и является главным документом, на основании которого выдаются ПТС и СОР. Оказалось, что продавцы-мошенники могут намеренно занизить мощность двигателя или его объем в документации, чтобы уменьшить итоговую стоимость ввозимого автомобиля.
Низкая цена позволяет быстрее заключить сделку с новым собственником. Продавцы извлекают незаконную прибыль, а владельцы сталкиваются с дальнейшим запретом на эксплуатацию. Правоохранители отметили, что на практике ошибки выявляются через несколько месяцев. За это время собственник успевает получить ЭПТС и поставить машину на учет. Даже если все документы уже получены, органы ГИБДД могут выдать запрет на эксплуатацию ТС. Кроме того, ошибки в СБКТС приводят к сложностям при заключении сделок по купле-продаже в будущем. Сотрудники ГИБДД обладают сведениями о таких автомобилях, поэтому о проблемах водитель может быть уведомлен прямо на дороге. После выявления мошеннического СБКТС машину придется поставить «на прикол» и обратиться в сертифицированный испытательный центр для выдачи нового документа (за который придется доплатить из своего кармана или отыскать продавца-мошенника и предъявить ему свои требования).
2. Новая Волга повторит судьбу предшественницы и станет «членовозом»
Глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что у его коллег существуют давние намерения по перезапуску производства автомобилей Волга или Победа. В России сохранились воспоминания об автомобилях, которые во времена СССР считались премиальными и перевозили исключительно партийных деятелей и других чиновников. Мантуров заявил, что первые живые образцы появятся к середине 2024 года. Продажи нового автомобиля могут начаться уже к концу 2024-го. ГАЗу не обойтись без технологического партнера. Ожидается, что им станет китайская компания. В сети уже появились неофициальные изображения. Пользователи сразу узнали в автомобиле китайский седан HONGQI H5.
Одно из интернет-изданий опросило автомобильных экспертов, которые отметили, что запуск производства в столь незначительные сроки возможен лишь с привлечением партнеров из Китая. Изначально китайские автомобили получат знакомый всем шильдик с оленем и фирменную решетку радиатора в стиле ГАЗ. Однако чиновники убеждают, что постепенно будет налажено производство запчастей на российской территории. Локализация сборки даст дополнительный импульс автомобильной отрасли. Ожидается, что модель стоимостью свыше 5 млн. будет закупаться для чиновников, а также поступит в свободную продажу. Напомним, что оригинальная Волга встала на конвейер в 1956 году и выпускалась более 50 лет.
3. Владельцы китайских авто атаковали автосервисы в новогодние праздники
Некоторые регионы России во время каникул накрыли тридцатиградусные морозы. Автосервисы и дилеры встретились с резким ростом обращений автовладельцев, столкнувшихся с многочисленными отказами узлов и агрегатов китайских автомобилей. Например, в автосервис REMTECH обратились 64 владельца HAVAL с жалобами на неисправность печки. Кроме того, JAC и HAVAL стали лидерами по числу жалоб на замерзшие сенсорные органы управления и приборные панели. Продвинутая электроника начинает «глючить» в морозы. Кроме того, топливные насосы из Китая при глубоком минусе начинают издавать неестественный гул. Самым вопиющим случаем признана поломка пластиковой педали газа на кроссовере Changan CS55. Петербурженка уверяет пользователей сети, что она поправляла коврик и незначительно задела педаль, которая мгновенно отломилась от крепления.
На Урале владельцы автосервисов уверяют, что после -20 градусов китайские автомобили запустить достаточно сложно. Они не адаптированы под российские условия. Сложная электроника перемерзает и в некоторых случаях не позволяет двигателю запуститься. С этим уже сталкивались собственники Exeed, Chery, Changan. Также нередко на морозе примерзают дверные ручки, которым китайские конструкторы придали необычную форму. Представители сервиса «Автолегенд» заявили изданию РБК, что двух- или трехчасовой прогрев салона в сильные морозы позволяет отогреть электронику. После этого все начинает работать. Эксперты автомобильного сообщества уверены, что китайцы быстро учатся и через несколько лет полностью избавятся от «детских болезней», повысив качество своих автомобилей. Независимый эксперт Дмитрий Попов скептически относится к подобным жалобам. Он убежден, что в сети «раздувают» проблемы и отказы в мороз — нормальное явление для любой техники. Рост числа обращений он связывает с кратным увеличение автопарка китайских машин в России.
4. Минпромторг рассказал о лидерах продаж в 2023-м. Рынок вырос на 62%
В Минпромторге подвели итоги 2023-го и подсчитали число проданных автомобилей за год. Всего россиянам продали 1056397 новых машин. По итогам 2023-го рынок новых авто вырос на 62%. Также ведомство опубликовало список ТОП-5 лидеров в легковом сегменте:
1. Лада Гранта — 191074 единиц. Доля рынка — 18%. В 2023-м Гранта в «минималке» оценивалась в 700 тысяч рублей и поставлялась с традиционным восьмиклапанным мотором. Топовая комплектация #CLUB'23 обходилась примерно в 1 млн. рублей. Все машины поставлялись исключительно на механике. Представители АвтоВАЗа заявили, что линейка обновится в 2024 году. Будут представлены новые модели на платформе CMF-B, которую взяли у Renault-Nissan. Анонс затянулся из-за ухода западных партеров, сейчас платформу адаптируют под существующие в России запчасти.
2. Haval Jolion — 48980 единиц. Доля рынка — 5%. Модель Jolion получила статус народного «кредитомобиля». Это самый дешевый китайский кроссовер отечественной сборки, который подходит под программы льготного кредитования. Именно автокредиты помогли продать невероятное количество Haval Jolion, цена на них начинается от 2 млн. рублей. Опционально кроссовер оснащается полным приводом и 7-ступенчатым роботом.
3. Lada Niva — 46859 единиц. Доля рынка — 4%. Отечественные внедорожники в условиях санкций пользовались повышенным спросом. Проще всего во время ограничений производить Lada Niva Legend. Классическая Нива в «минималке» оценивается в 829 тысяч рублей. Важно, что статистика не раскрывает какая именно Нива продавалась лучше. Также россиянам доступны Lada Niva Trevel в более современном исполнении. Бывшая Chevrolet Niva сегодня оценивается в 1.2 млн. рублей.
4. Lada Vesta — 41296 единиц. Доля рынка — 4%. В 2023 году АвтоВАЗу удалось перезапустить производство линейки Vesta. Клиентам предлагают седаны и универсалы. Также доступны приподнятые SW-версии и «заряженные» Sportline. Восьмиклапанная Веста оценивается в 1.2 млн рублей, а топовая — на 500 тысяч рублей дороже. Новая Vesta NG получила китайские компоненты, на качество которых начали жаловаться клиенты. Ожидается, что в 2024-м появятся Весты на китайских вариаторах и новых моторах 1.8 EVO, сборка которых не обошлась без азиатских компонентов.
5. Cherry Tiggo 7 Pro — 40992 единицы. Доля рынка — 4%. Китайский кроссовер успешно занял нишу, в которой лидировали кроссоверы Hyundai и Kia. Считается, что Cherry Tiggo 7 Pro является альтернативой Hyundai Santa Fe. Модель с турбомотором и 9-ступнечатым вариатором в 2023-м успешно захватила российский рынок, получив почетное 5 место в ТОП-е продаж.
5. Автомобили Нива получат новый двигатель в 2025 году
К 2025 году АвтоВАЗ начнет оснащать модели Niva Travel и Niva Legend новым мотором объемом 1.8 л. Отечественные Нивы неоднократно упрекали в том, что они комплектуются старым мотором, который устарел морально. На АвтоВАЗе заявили, что существующий 16-клапанный мотор в Ниву устанавливаться не будет. Скорее всего, он рассчитан на городские легковушки, а не на тяжелое бездорожье. Президент АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что для отечественных внедорожников готовится новый мотор. Будет ли это недавно предеставленный 1.8 EVO — пока не ясно. Существующий мотор с «жигулевским» прошлым является безальтернативным, он выдает 83 лошади при объеме 1.7 литра. Классическая трехдверная Нива простоит на конвейере до 2027 года, то есть до 50-летнего юбилея модели. Также Соколов отметил, что отечественные внедорожники пользуются стабильным спросом. Завод будет расширять линейку, например, в 2024 году будут представлена «заряженная» Niva Sport.
6. ГИБДД Тюменской области увеличит число патрульных дронов
Тюменская Госавтоинспекция увеличит число БПЛА, которые контролируют соблюдение ПДД водителями. Новые дроны будут выявлять нарушения на северном направлении, а также на других дорогах региона. Об этом на одной из пресс-конференций рассказал Андрей Миллер — глава ГИБДД России по региону. Стоит напомнить, что использование дронов для выявления нарушений ПДД в качестве постоянной программы началось в 2021 году. К ней присоединились 17 регионов, одной из первых среди них была Тюменская область. Пилотные тестирования велись ГИБДД России с 2014 года. «Беспилотники активно используются тюменскими инспекторами, это очень эффективный инструмент фиксации нарушений. По опыту ГИБДД России самое распространенное нарушение, фиксируемое дронами — это выезд на встречку» — заявил Андрей Миллер.
7. В России растет спрос на водителей. Названа самая оплачиваемая работа в отрасли
Профессия дальнобойщика в очередной раз признана самой высокооплачиваемой в автомобильной отрасли — такие выводы сделали специалисты сервиса Avito Работа. Исследование показало, что водители фур с категорией E в среднем в январе 2024-го получат 138 тысяч рублей — это на 23% выше, чем годом ранее. В статистике отражены средние цифры. На практике работодатели готовы выплачивать больше. К примеру, проверенная Avito компания из Смоленской области платит «дальнобоям» от 170 до 300 тысяч рублей. За год спрос на водителей фур вырос на 19%.
В рейтинге Avito участвовали технические и транспортные специальности. На втором месте оказались бурильщики с зарплатой в 128 тысяч рублей (на них спрос вырос аж на 85%). Третье место заняли водители бульдозеров, в среднем они получают около 114 тысяч рублей. Представители Avito напомнили, что средние зарплаты по стране выросли на 11% — с 57 до 63 тысяч рублей. Независимый автоэксперт Дмитрий Попов сообщил, что рост зарплат связан с высоким спросом на перевозки внутри страны. При этом число водителей с соответствующей категорией в правах не так уж и высоко. Ожидается, что из-за дефицита кадров зарплаты дальнобойщиков в 2024-м могут вырасти на 30%.
8. АвтоВАЗ представит новый суббренд уже в 2024-м
Уже скоро АвтоВАЗ представит аудитории свой новый автомобильный бренд — это следует из презентации, проведенной главой компании Максимом Соколовым. Речь идет о бренде для лицензионных автомобилей, которые будут поставляться в виде машинокомплектов из Китая. Ожидается, что под новой маркой будут собираться легковушки, относящиеся к классам C и D, а также более крупные кроссоверы. Иных подробностей глава компании раскрывать не стал. Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков заявил, что АвтоВАЗ постарается дистанцироваться от своего питерского завода (где ранее собирали Nissan).
Бренды Лада и АвтоВАЗ уже попали в санкционные списки. С такими предприятиями китайцы стараются работать по минимуму. Поэтому российскому заводу нужен «чистый» бренд, который будет дистанцирован от АвтоВАЗа. Уже известно, что между брендом для пришлых машин и Lada будет незначительное пересечение, например, в цветовых решениях или в графике. Отдельной сети дилеров не планируются, китайские лицензионные машины будут продаваться в салонах Lada, где для них выделят зону с брендированием. Кроме того, руководитель АвтоВАЗа заявил, что российский автопром способен навязать конкуренцию китайцам, однако для это потребуются небывалые инвестиции в развитие модельной линейки.
9. Россиянам рассказали об опасности подогрева сидений для здоровья
Неправильное использование подогрева сидений может вызвать у водителя и пассажиров весьма опасные заболевания. Об этом представителям СМИ рассказал врач уролог-андролог одной из московских клиник. Если некорректно использовать теплую опцию, то возникает высокая вероятность появления новых заболеваний или обострения уже существующих хронических. Для мужчин старше 35 лет — это простатит, а для более молодых — воздействие на репродуктивную функцию. Женщинам подогрев грозит обострением цистита, а также воспалительными заболеваниями органов малого таза.
Врач рекомендует сразу после запуска мотора включить подогрев сидений на максимум и держать его на таком уровне от 3 до 5 минут, а затем переключить на минимум. Оказывается, что промежность человека имеет достаточно мало тепловых рецепторов. Человек с сильным запозданием чувствует излишний прогрев сиденья, что несет опасность для здоровья. Через 7-10 минут подогрев стоит отключить совсем. Даже в сильный мороз суммарно подогрев сиденья не должен работать более 15 минут. Эксперт отметил, что соблюдение простых правил позволит минимизировать риск обострения указанных выше заболеваний.
10. Казахстан запретил ввоз автомобилей с правым рулем
В начале 2024 года правительство Казахстана остановило импорт в страну автомобилей с правым рулем — об этом сообщается на одном из официальных порталов соседнего государства. Чиновники ввели запрет с 16 января на полгода и напомнили, что в стране правостороннее движение и подобные автомобили опасны. Ввоз в страну «прулей» фактически запрещен с 2007 года. Именно тогда их перестали ставить на учет. Однако оставались лазейки, которые позволяли ввозить подержанные машинокомплекты, которые затем собирались и легализовались. Нынешний запрет касается именно разобранных автомобилей с правым рулем. Российские эксперты заявили, что «японцы» с пробегом сегодня занимают нишу бюджетных «Солярисов», «Поло» и «Рапидов», которые ушли из России. Праворульные модели являются единственным доступным аналогом бюджетных авто, которые продаются в наших автосалонах. Теперь из Казахстана не будут поступать машины с правым рулем, поставки возьмут на себя другие страны вроде Киргизии. Ожидается, что на подобные запретные меры могут пойди и другие государства-участники ЕАЭС. При этом запрет в соседнем Казахстане никак не отразится на ценах в России, поскольку число ввезенных оттуда автомобилей не является значительным.