Собрали очередную подборку новостей для читателей автоблога Гидрач.рф. Новинки авторынка, изменения в законах, обновление ОСАГО и наиболее интересные факты — следи за соцсетями Гидрач.рф и узнавай новости первым.
1. Льготное автокредитование теперь доступно семьям с двумя детьми
В конце мая Минпромторг Российской Федерации добавил в список льготников по недавно перезапущенной программе льготного автомобильного кредитования «Семейный автомобиль» семьи не только с 3-мя, но и с 2-мя детьми — сообщили в пресс-службе структуры. Решение о перезагрузке подпрограммы «Семейный автомобиль» в рамках целой программы льготного кредитования чиновники приняли в середине мая. Тогда акцент делался на семьи исключительно с тремя детьми и более. «Данная мера оказалась очень популярной. Поэтому по заданию первого вице-премьера Дениса Мантурова было выработано решение о расширении перечня льготников. Начиная с 26 мая программой льготного автомобильного кредитования смогут воспользоваться все российские семьи, где есть минимум двое детей» — заявили в Минпромторге.
Перезапущенная подпрограмма подразумевает предоставление 10-процентной скидки на автомобили российского производства, которые получили необходимое количество «локализационных» баллов. Также по условиям действующей программы базовая скидка составляет 20% — на такой дисконт могут рассчитывать учителя, медики, военные и члены их семей, инвалиды, а также жители Дальнего Востока. Для последних скидка на российские машины составляет 25%. Существует и максимальная 40-процентная скидка, которую ввели также недавно. С 13 мая военные с ранениями могут получить дисконт в 40% на машины с ручным управлением. Мера связана с освоением АвтоВАЗом производства моделей с ручным управлением — целевой аудитории будут предложены автомобили Веста с ручным спецоборудованием от тольяттинского ООО «Хэнд Контрол». Подробные спецификации «инвалидных» Вест были раскрыты в одном из предыдущих новостных дайджестов.
2. Неплательщикам алиментов запретят ставить машины на учет
Подобная инициатива в настоящее время прорабатывается Федеральной службой судебных приставов РФ. Соответствующий проект закона подготовлен депутатом Госдумы РФ Сарданой Авксентьевой. В тексте документа уточняется, что законодательная инициатива направлена на «защиту материнства и детства, а также на дополнительную защиту прав граждан и организаций, которым причинен материальный ущерб в результате дорожно-транспортных происшествий». Ограничения затронут алиментщиков, которые будут внесены в реестр злостных неплательщиков. Такая виртуальная база заработала в России с 25 мая 2025 года. Найти перечень можно на главной странице сайта ФССП РФ в разделе «Узнай о своих долгах». Директор ФССП РФ Дмитрий Аристов уточнил, что информация о злостных неплательщиках будет сохраняться в реестре до полного погашения всех задолженностей.
На текущий момент в перечне содержится примерно 190 тысяч записей, сам реестр находится в открытом доступе. Лицам из списка запретят ставить на учет в ГАИ России не только автомобили, но и прицепы к ним. Также в законопроект может попасть еще одна категория, для которой готовят еще более жесткие ограничения. Речь идет о виновниках ДТП, которые уклоняются от компенсационных выплат пострадавшим в ходе аварии. Таких автомобилистов, в случае принятия нового закона, начнут временно лишать прав. Возвращать ВУ будут после погашения задолженности. При этом ограничения будут накладываться на лиц с суммой задолженности свыше 100 тысяч рублей. Под временное ограничение действия водительского удостоверения могут попасть и упомянутые вышеупомянутые алиментщики, а также те, чье состояния здоровья ухудшилось. Законотворцы предлагают ограничивать действие ВУ таких лиц, не дожидаясь обязательного десятилетнего медицинского осмотра.
3. ПДД для роботов из доставки: ОСАГО, ГРЗ и ограничения скорости
Роботы-доставщики товаров получат новый статус — они станут полноценными участниками дорожного движения. Сейчас «умные тележки» никак не включены в ПДД, а их статус не урегулирован на законодательном уровне. Накануне 19 мая в Минэкономики поступил проект экспериментального правового режима (ЭПР) для роботизированной доставки от Яндекса. Ожидается, что наработки во время ЭПР в дальнейшем будут закреплены на законодательном уровне для урегулирования сферы робоставки. Также соответствующие изменения будут внесены в закон «О безопасности дорожного движения» и ПДД. Так, в ЭПР предполагается:
- разрешить роботам движение по тротуарам и правой полосе на проезжей части;
- признать роботов-доставщиков полноценными участниками дорожного движения;
- разрешить им перемещение внутри жилых зданий;
- создать для роботов государственные регистрационные знаки;
- внедрить обязательное ОСАГО для роботов с лимитом в 500 тысяч рублей;
- в случае ДТП признавать их официальным участниками аварии;
- ограничить предельную скорость перемещения отметкой в 25 км/ч (10 км/ч на тротуарах);
- регламентировать весогабаритные параметры — не более 110 см в длину, не более 80 см в ширину и не более 120 кг без учета перевозимого груза.
На перекрестках рободоставщики смогут двигаться по «зебре», также им разрешат ездить по дорожкам для велосипедистов. В случае ДТП нести ответственность за причиненный ущерб будет оператор, управлявший роботом, либо компания-оператор. Примечательно, что с точки зрения ЭПР роботы не будут признаваться полноценными транспортными средствами. Для них разработан новый термин — «участник дорожного движения с АСУ (автоматизированной системой управления)». В этом плане они будут близки к средствам индивидуальной мобильности (СИМ).
4. Китайский автопром ждет кризис из-за перепроизводства
В КНР начинается новый виток ценовых войн. Годом ранее китайские власти призвали участников отрасли прекратить жесткий ценовой демпинг. Тогда VW, Audi, Mercedes-Benz, Volvo, Honda и Toyota отказались от скидок, а руководители Geely, Chery и JAC заявили, что займутся совершенствованием брендов. Однако все пошло не по плану и первым сорвался бренд BYD. Он предложил скидки сразу на 22 модели от 10 до 34%. Подобная щедрость доступна далеко не всем автопроизводителям. Новый бестселлер BYD Seagull уценили до 55.8 тысяч юаней (620 тысяч рублей). В России после уплаты утильсбора подобная модель оценивается в 1.7 млн. рублей. Акции BYD упали сразу на 8.3%, также в ожидании торговой войны примерно на 5% рухнули ценные бумаги Li Auto, Great Wall Motor и Geely. Последний бренд также ввязался в войну, предоставив дисконт в размере от 10% до 18% на линейку Galaxy. Вся мощь китайских госсубсидий оказалась исчерпанной, из списка доступных инструментов актуален лишь ценовой демпинг.
Если в России скидывают цены на позапрошлогодние машины, то в Китае дисконт дается на свежевыпущенные авто. Сейчас на китайских складах пылится около 3.5 млн собранных автомобилей, которых хватит на 57 дней продаж. Глава Great Wall Motor Вэй Цзяньцзюнь заявил, что сейчас около 4 тысяч салонов и дилеров выкладывают объявления о продаже машин с околонулевым пробегом. Схема, которая появилась из-за перепроизводства, работает следующим образом. Выпущенная машина ставится на учет — в статистике выпуска ставится галочка и производитель получает субсидию от государства. Далее этот автомобиль перепродается (например, в Россию) и его дальнейшая судьба перестает интересовать завод и аффилированных дилеров. Вэй Цзяньцзюнь отметил, что эта практика является показателем хаоса, охватившего авторынок Китая. Отрасль может получить свой China Evergrande Group (речь идет о кризисе в строительстве и финансах, оставившим в Китае незаселенными целые агломерации и города-призраки).
5. АвтоВАЗ готов предложить скидки на машины без кредитов
Представители АвтоВАЗа обсуждают с Минпромторгом РФ внедрение прямых субсидий на покупку машин российского завода без автокредитов — заявил вице-президент компании Сергей Громак, выступивший на круглом столе в Совете Федерации. Сейчас получателями денежных средств, направляемых на государственную поддержку автопрома по линии льготного автокредитования являются банки. Минпромторг РФ компенсирует расходы, которые появляются при предоставлении скидок льготникам. «Сильно надеемся, что льготное кредитование и льготный лизинг будут продлеваться. При этом с Минпромторгом обсуждаем и новые меры по стимуляции спроса. Одна из обсуждаемых мер поддержки — это прямые скидки от автопроизводителя, которые будут предоставляться покупателям в салонах LADA. По сути, мы ликвидируем промежуточное звено из банков. Банки — это завышенные проценты. То есть, субсидии будут поступать автозаводу, а он транслировать их в скидки для покупателей» — отметил Громак.
Представитель автозавода уточнил, что разговор идет о прямой скидке от завода без каких-либо кредитных или лизинговых условий. Мера оказалось вынужденной, поскольку завышенная ставка ЦБ РФ привела к увеличению ставок по кредитам, а также к увеличению числа отказов в выдаче. Громак отметил, что сейчас две трети машин LADA продаются в кредит. По некоторым моделям, например, по Веста — число кредитных продаж составляет 80-85%. Также он добавил, что китайским конкурентам в разы проще субсидировать продажи автомобилей на рынке РФ. «У них в Китае ключевая ставка находится на отметке 3.1%. Китайские заводы берут кредиты у себя в банках и здесь хеджируют его и используют в своих продажах для реализации авто на более выгодных условиях» — сказал представитель АвтоВАЗа.
6. Chery локализует сборку и превратится в Tenet
Ранее компания Chery объявила о своем уходе с рынка РФ из-за угрозы введения санкций компаний со стороны западных инвесторов (подробнее об этой ситуации рассказали в прошлой новостной подборке). Теперь китайский производитель хочет локализовать сборку и готовит к запуску новый бренд TENET. Для этого в РФ было зарегистрировано юридическое лицо «ТЕНЕТ РУС». Пресс-служба компании официально объявила о старте продаж в июне 2025 года, заодно рассказав о смысловой нагрузке акронима. Так, TENET означает — «Take Every New Experience Together» или «Вместе к новым достижениям». Также получившееся слово является палиндромом — оно читается одинаково с конца и начала.
Здесь также заложен некий смысл, говорящий о балансе между ценностями человека и современными технологиями. Модельный ряд будет состоять из переименованных кроссоверов линейки Tiggo от Chery. Выпуск кроссоверов уже ведется на автомобильном заводе «АГР Холдинг» в Калужской области. Локализация сборки проведена совместными усилиями российской компании и китайского производителя Defetoo (дочка Chery). Китайцы пообещали с большим вниманием отнестись к процессу адаптации кроссоверов под российские климатические и дорожные условия. Ранее в «АГР» уже заявляли, что в течение 2025 года компания планирует вывести четыре кроссовера, которые будут глубоко локализованными версиями Chery Tiggo. В названии каждой из моделей будут буквенно-цифровые обозначения, где главным элементом окажется литера «T».
7. Рассекречено время презентации российского кроссовера от LADA
Презентация новой разработки завода АвтоВАЗ назначена на 12:00 часов 18 июня — об этом рассказали в редакции журнала «За рулем». Российский кроссовер будет представлен на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Пока что перспективная модель известна как B+ Cross или B-Plus Cross, эти названия являются условными. Уже известно, что машина предстанет перед публикой в своем окончательном виде и с реальным именем. Впервые об этой модели заговорили в январе 2025 года. Тогда представители завода сообщили, что основой кроссовера станет переработанная платформа от модели Lada Vesta.
Основание кузова останется тем же, но в конструкцию будут добавлены уникальные детали исключительно российской разработки. По мнению заводчан, уже проверенная временем тележка позволит быстро запустит кроссовер в серию. Исходя из планов АвтоВАЗа, производство новой модели начнется в первом квартале 2026 года. Ожидается, что машины будут поставляться в исключительно переднеприводном исполнении. Классические моторы 1.6 и 1.8 от Lada будут форсированы — появятся агрегаты с мощностью 120, 138 и 150 лошадиных сил. В списке доступных трансмиссий указана лишь автоматическая КПП (вероятно, речь идет о китайском вариаторе от WLY, который уже устанавливается на существующие модели завода).
8. Лизинговые компании столкнулись с проблемой реализации изъятых авто
Во время конференции «АВТОСТАТ Analytic Time», посвященной коммерческой технике, состоялась беседа на тему корпоративного парка и лизинговых операций. Об этом сообщили представители агентства «АВТОСТАТ». Представители рынка коммерческого транспорта отмечают, что в текущий момент нет спроса на изъятую технику, а хранение и доставка машин накладывают на игроков отрасли дополнительные издержки. Изъятые автомобили, выставленные на продажу лизинговыми фирмами, реализуются в основном через маркетплейсы или посредством прямых продаж. Представители отрасли отмечают, что лизинговым компаниям проще «продать и забыть», нежели сдавать автомобили в аренду.
В «Объединенной Лизинговой Ассоциации» (ОЛА) уверяют, что обслуживание платежей в отрасли не улучшится. Компании продолжат изымать технику за просрочку платежей, утилизируя избыточное предложение. Поэтому парк техники продолжит стареть, поскольку темпы обновления критично просели. Контрагенты вроде малого бизнеса начинают переходить на технику старше 15 лет. В Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подчеркнули, что лизинговым фирмам нужно объединится и выстроить общую логику работы. Также им нужно идти на самые жесткие меры вплоть до запуска процесса реальной утилизации транспортных средств.
9. В России начнет действовать новая схема по выплатам ОСАГО
Россиянам катастрофически не хватает страховых выплат для проведения восстановительных работ. Это происходит из-за роста цен на запчасти, расходные материалы, также растет стоимость нормо-часов на СТО. Уже в скором времени российские водители смогут получать компенсационные выплаты без учета износа транспортного средства. Соответствующая инициатива уже согласована с Центробанком РФ и направлена в Государственную Думу РФ. Сейчас автолюбители могут рассчитывать лишь на частичные выплаты по ОСАГО. Страховщики могут легально вычесть от 20% до 50% из-за износа машины. Если законопроект получит «зеленый свет», то пострадавшие смогут обращаться к страховщикам за дополнительными выплатами.
Это станет возможным, если суммы выплаты не хватило на полноценный восстановительный ремонт автомобиля. Механизм будет работать следующим образом. Для получения дополнительной выплаты владелец ТС должен обратиться к представителям СТО. Далее составляется акт, который подтверждает, что ремонт оказался дороже и направляется страховщикам. Последние получат право на промежуточный осмотр ТС, чтобы убедиться в правомерности требования. По данным РСА в первом квартале 2025 года средняя цена ОСАГО упала на 5.8% по сравнению с АППГ (7511 рублей). При этом средняя выплата по ОСАГО выросла сразу на 14.3% и составила 106926 рублей. В первом квартале 2024-го среднестатистический пострадавший получал лишь 93508 рублей.
10. Машины для каршеринга подвергнут принудительной локализации
В России подготовлен проект закона о локализации машин для каршеринга. С такой инициативой выступил руководитель экономического комитета Совета Федерации РФ Андрей Кутепов. Соответствующий документ он уже отправил на отзыв в Правительство РФ. Исходя из документа, для включения ТС в реестр каршеринговых автомобилей необходимо, чтобы машина набрала необходимое количество баллов. Требования будут соответствовать тем, что предъявляются к машинам для госзакупок (не менее 3200 баллов). Такие параметры означают наличие высокой доли отечественных комплектующих и сборку внутри РФ.
К примеру, сейчас под эти требования подходят бренды Lada, Haval, Москвич, а также липецкие Evolute и Voyah, собираемые на заводе Моторинвест. В своей пояснительной записке сенатор указал, что только за 2023 год россияне совершили около 50 млн поездок при помощи каршеринга. Ежедневно этим сервисом пользуются более 140 тысяч раз. При этом сегмент до сих пор не затронут работой, связанной с наполнением рынка высоколокализаванными авто. По мнению сенатора, его инициатива окажет поддержку российскому автопрому. Аналогичные требования уже работают в отношении автомобилей для такси. Закон «о приземлении» такси был принят в середине июня, он вступит в силу с 1 марта 2026 года.