Интересные события происходят ежедневно. Мы отбрасываем все
лишнее и публикуем только то, что реально интересно нашим читателям. Топовый
автомобильный блог Гидрач.рф еженедельно отбирает с десяток лучших новостей,
которые затрагивают интересы каждого водителя страны. Поехали!
1. Законопроект о запрете частных камер не был поддержан депутатами
Госдума РФ не стала принимать законопроект, который предписывал устранить все дорожные камеры, кроме тех, что принадлежат государству. Об этом сообщили в издании «Коммерсант». В СМИ отмечается, что законопроект разрабатывали депутаты от ЛДПР летом 2023 года. Потенциальные поправки к КоАП РФ должны были ввести специальное условие для вынесения штрафов с дорожных камер — они обязаны находиться в собственности региональных или федеральных властей. При этом требования к технической начинке камер определялись бы Правительством РФ.
Представители ЛДПР в своей записке к документу пояснили, что
частники используют незаконные методы, чтобы увеличить доходность. Например,
они устанавливают камеры на участках с некорректно организованным движением,
где водители нарушают вынужденно. При этом нередко водителю проще оплатить
штраф, чем сталкиваться с его обжалованием. Буквально на этой неделе
законопроект был отклонен парламентариями, а это значит, что частные камеры не
исчезнут с дорог. Напомним, что в мае 2023-го президент России подписал закон,
который регламентирует размещение камер на дорогах. Так, объективы могут
устанавливаться:
- на дорогах с выделенной полосой для автобусов;
- на аварийных участках дорог;
- в местах проведения ремонтов;
- на пешеходниках и перекрестках, а также в других
местах.
2. Россияне стали чаще закладывать машины ради налички
В последние месяцы фиксируется рост числа наличных кредитов, выданных под залог транспорта. Их доля в общей массе кредитов за месяц увеличилась на 1.8% — об этом сообщает издание РБК со ссылкой на исследования Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Представители банковского сектора заявляют, что доля залоговых кредитов растет из-за жестких действий регулятора. Увеличение процентной ставки ЦБ РФ привело к удорожанию кредитов и банкам приходится требовать авто и недвижимость в качестве залога, чтобы кредит не был необеспеченным. Статистика сервиса займов CarMoney показала, что россияне все чаще начали закладывать автомобили Lada.
Так, согласно данным финтех-сервиса CarMoney, лидерами в перечне залоговых
авто по-прежнему остаются Kia и Hyundai.
При этом третье место досталось отечественному бренду Lada — за год он поднялся с седьмого
места, подвинув Ford, Toyota, VW и Nissan. Тройка из Kia, Hyundai и Lada удерживает
до 25% от числа всех залогов. За ними следуют, Ford, Toyota, Volkswagen, Nissan, Renault,
Chevrolet, Skoda. Китайские автомобили не вошли в ТОП-10. Они только
набирают популярность, но число закладываемых авто из Китая уже выросло на 33%
за 12 месяцев. Отметим, что 1 марта 2024 года Центробанк увеличит надбавки к
коэффициентам риска по кредитам для клиентов с высоким показателем долговой
нагрузки.
3. За тонировку теперь можно штрафовать без замеров
Один из автолюбителей, которого оштрафовали за тонировку, решил дойти до Верховного Суда РФ. В вышестоящем суде он заявил, что быстро снял и спрятал магнитные шторки. При этом инспектор не смог замерить светопропускаемость покрытия, а оштрафовал «на глазок». Штраф был вынесен не по «тонировочной» статье, а по ч.1 ст. 12.5. Инспекторы посчитали, что автомобиль эксплуатируется с неисправностью, которая противоречит требованиям безопасности. Случай произошел в Калининграде еще в 2022 году, но до Верховного Суда РФ дело дошло лишь в конце 2023-го. Судьи рассмотрев дело заявили, что сотруднику ГИБДД достаточно увидеть нарушение визуально, чтобы зафиксировать сей факт в своем постановлении. Отменить его можно лишь из-за наличия грубых нарушений в тексте постановления или умышленного искажения документа инспектором.
Суды всех инстанций подтвердили корректность доводов
инспектора и пришли к выводу, что наносить покрытия, ограничивающие обзорность,
запрещено. Один из адвокатов в интервью Российской газете заявил, что никто из
судей не оценил степень того, насколько мешало покрытие водителю и ограничивало
видимость. Автоэксперт Дмитрий Попов отметил, что в новом перечне
неисправностей под номером 4.2 сохранился пункт, связанный с нанесением
покрытий, ограничивающих обзорность. Это означает, что инспекторы продолжат
привлекать любителей тонировки без замеров по ч.1 ст. 12.5. «Водителей снова
привлекают лишь за то, что «нет оснований не доверять инспектору» — подытожил
Дмитрий Попов.
4. Посетителей автосервисов начали разводить по-новому
Сеть автосервисов FIT SERVICE рассказала об увеличении числа мошеннических действий на отечественных СТО. Владельцев, которые оставили свои машины на продолжительный ремонт, пытаются обмануть преступники. Их цель — получить денежный дистанционный перевод за вымышленные работы СТО. В компании FIT SERVICE заявили, что оплачивать все работы нужно на кассе СТО. Если звонят неизвестные и требуют перевод средств, то лучше сразу положить трубку. Алгоритм нового «развода» выглядит так:
- Администрации автосервиса звонит мошенник и
представляется владельцем машины, который очень переживает за ход ремонта. При
помощи обмана он выясняет нюансы и детали, угадывая марку и модель авто. Далее
злоумышленник просит продиктовать якобы оставленный им контактный номер и
просит его заменить на другой. Чуть реже номер выясняют при помощи
сопоставления гос. номера с различными базами данных, которые продаются за
деньги.
- Затем мошенник звонит владельцу машины. Он ловко
оперирует фактами и техническими терминами, чтобы войти в доверие. Он
перечисляет список неисправностей, стараясь свести бдительность владельца на
нет. В финале он просит перевести некую сумму в качестве предоплаты по номеру
телефона, который продиктует мошенник.
- В итоге клиент СТО перечисляет средства
преступникам.
Точная схема зависит от исполнителя, иногда шаги могут
меняться, но способ и цель остаются прежними. Таким образом, появилась еще одна
разновидность социальной инженерии, связанной с телефонными звонками. Владельцы
автосервисов рекомендуют игнорировать подобные звонки и самостоятельно
перезванивать на станцию для перепроверки ситуации.
5. Новые BMW начали игнорировать смартфоны российских владельцев
Российская газета со ссылкой на портал Habr сообщила, что «серые» BMW перестали подключать смартфоны к мультимедийному оборудованию автомобиля. Речь идет о немецких машинах, которые были ввезены в Россию после начала санкций. Проблема возникает при подключении как через кабель, так и через беспроводную сеть Bluetooth. Автовладельцы из России не смогли запустить сервис Car Play, предназначенный для расширения мультимедийных возможностей авто. BMW отказывается проводить синхронизацию со смартфоном.
На центральном дисплее появляется надпись: «Версия Bluetooth больше
не является совместимой». Владельцы уверены, что проблема начинается, когда
автомобиль обнаруживает себя в РФ. Досанкционные автомобили при этом не
демонстрируют подобных нарушений в работе мультимедиа. Ситуация разрешается
путем отключения блока телеметрии, который завязан на оценку состояния BMW на
дороге. Его отключение является опасным вмешательством в конструкцию авто. Пользователи
сети с долей юмора отметили, что это нормальное явления для мира платных
подписок на цифровые сервисы. Напомним, ранее компания BMW отключила
российские сервисы от диагностического софта, а владельцы потеряли доступ к
истории обслуживания и обновлению электронных компонентов.
6. ГИБДД надоели номера-перевертыши
Представители МВД России хотят ужесточить санкции в отношении водителей, которые пытаются скрыть номера от дорожных камер. Это позволяет им не платить штрафы, незаметно скрываться с места ДТП или бесплатно пользоваться коммерческими трассами. Речь идет о специальных рамках или шторках, которые приводятся в действие посредством пульта. Они скрывают номера или переворачивают их, чтобы спрятать их от камер. За использование приспособлений подобного плана планируется ввести безальтернативное лишение прав на 1.5 года. На тот же срок будут наказывать тех, кто регулярно ездит без номеров. В предыдущем дайджесте новостей мы писали, что правоохранители начали прикрывать сайты, торгующие рамками-перевертышами.
На портале regulation.gov.ru уже размещен
проект поправок к статье 12.2 КоАП РФ. Действующий текст статьи содержит штраф
в размере 500 рублей за грязные номера, другая часть статьи подразумевает штраф
5 тысяч рублей или лишение прав на срок до трех месяцев за сокрытие номеров
специальными устройствами. Речь идет об упомянутых выше рамках-перевертышах.
Подобное нарушение хотят выделить в отдельный состав, согласно которому будут
лишать прав на 1-1.5 года и конфисковать орудие административного
правонарушения (те самые рамки). Кроме того, повторная езда без номеров будет
наказываться лишением прав на 1.5 года. В МВД России уверены, что существующие
штрафы являются мягкими. Ежегодно по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ выносится около 100
тысяч постановлений.
7. BAIC и Kaiyi можно купить через Ozon с доставкой на дом
Представители китайских брендов BAIC и Kaiyi отчитались о запуске продаж через российский маркетплейс Ozon. Сегодня в интернет магазине уже доступны практически все седаны и кроссоверы указанных брендов. Заказать комплектацию «под себя» не выйдет. Покупателю придется выбрать машину в одном из исполнений и внимательно изучить описание, где прописаны установленные опции. Далее товар добавляется в корзину и оплачивается. Машину привозят в течение 7-10 дней с готовым пакетом документов. Пока что единственным партнером программы стал РОЛЬФ. Доставка новой машины доступна жителям Москвы, Питера, а также Московской и Ленинградской областей. Представители брендов уверяют, что география доставки будет расширяться. Напомним, BAIC и Kaiyi собираются на заводе Автотор в Калининграде из китайских компонентов. Ранее подобную программу продажи через маркетплейсы запустили Chery и Omoda.
8. Удлиненная машина Lada Aura для чиновников будет работать в такси
Новый седан с удлиненной колесной базой создан АвтоВАЗом на основе Lada Vesta NG. Изначально он разрабатывался для отечественных чиновников, которых начали пересаживать на российский автопром. Так, пассажирам заднего ряда достались дополнительные 25 сантиметров пространства и улучшенная отделка салона с применением натуральной кожи российского происхождения. Также чиновникам полагается крупный планшет в панели с сервисами Яндекса и цифровая комбинация приборов. Приводит в движение такой автомобиль новый мотор 1.8 EVO, который работает вместе с китайским вариатором.
На заводе АвтоВАЗ уже заявили, что удлиненный автомобиль
будет выпускаться в более бюджетном исполнении. Такие Aura смогут
трудиться как такси в классе «Комфорт» и даже выше. Корреспонденты СМИ уже
заметили один из таких прототипов. Ожидается, что версия для такси получит
шестнадцатиклапанный мотор объемом 1.6 литра с вазовской механикой. Планшет и
цифровая комбинация приборов исчезнут, вместо них будут устанавливать простую
магнитолу и щиток приборов со стрелками. Пассажирам и водителю придется сидеть
на тканевых креслах. Производить новинку начнут в сентябре 2024 года.
9. Йеменские хуситы ломают мировой автопром
Глобальные автомобильные корпорации, привыкшие к сытым и спокойным периодам, работают по принципу just in time (точно вовремя). Сначала своевременный подвоз был нарушен пандемией, затем дефицитом чипов и украинскими событиями. Сейчас мировых автопроизводителей терроризируют хуситы, обстреливающие крупные суда в Красном море. Поэтому одни перевозчики отменили поставки, а другие поплыли в обход Африки. При этом страховые фирмы и оставшиеся перевозчики кратно взвинтили цены на свои услуги. Китайские компоненты поступали через Суэцкий канал, который перекрыт группировкой. По этой причине:
- Suzuki отправила венгерский завод на простой, двигатели для Vitara и
C-Cross поступали
из Китая;
- европейской отделение Tesla не будет
собирать Model Y до
середины февраля;
- бельгийский конвейер Volvo также
остановился — не хватает китайских трансмиссий для C40 и XC40;
- немецкий Volkswagen продолжает работу, но ведет
затяжные переговоры с перевозчиками, выбивая приемлемые тарифы.
Руководители концерна Stellantis готовы прибегнуть к доставке
автозапчастей авиатранспортом. Ранее подобный способ помог АвтоВАЗу выжить на
фоне проблем с поставками. Бу Андерссон в 2015-м заплатил 28.5 рублей за фрахтовку
военно-транспортного самолета, который доставил китайские запчасти из
Владивостока в Ульяновск.
10. Сбер хочет внедрить ИИ в машины АвтоВАЗа
На прошедшей неделе представители АвтоВАЗа и Сбера провели встречу в Тольятти на территории завода. Стороны договорились, что Сбер станет инвестором проекта по выпуску новейшей модели легкового автомобиля Lada. Также Сбер готов интегрировать свои цифровые решения и сервисы компаний-партнеров в мультимедийную систему нового автомобиля. Дополнительно специалисты банковской экосистемы подсобят заводчанам с интернетом вещей на производстве, помогут визуализировать технологические процессы и предоставят оборудование для мониторинга. Представители АвтоВАЗа отметили, что со Сбером их связывает многолетнее сотрудничество. Банк предоставляет заводу кредиты и услуги факторинга, ведет рассчетно-кассовое обслуживание и зарплатный проект. Президент АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что вопрос внедрения наработок из области автомобильной телематики и сервисов будет рассмотрен в ближайшее время.
11. Банки стали реже одобрять автокредиты
Банковские аналитики отметили, что 2023 год стал рекордным в плане выдачи автокредитов. Осенью 2023-го банки стали требовать увеличенный первоначальный взнос, но россиян также это не остановило. Представители банковского сектора отметили, что в 2022-м на фоне отсутствия предложения жители страны активно откладывали деньги и готовы вносить более крупные суммы в качестве первого платежа. Однако ужесточение монетарной политики ЦБ РФ привело к тому, что банки стали пересматривать риск-политику и снижать процент одобрений по кредитам (в том числе и автомобильным). Статистика ноября и декабря говорит о хороших продажах за счет большого количества клиентов, активизации банков и дилеров. Это не отменяет негативного тренда, сложившегося на рынке кредитования. В январе 2024-го количество отказов по автокредитованию выросло на 10-20%. При этом максимальный удар нанесен по сегменту автомобилей с пробегом. Представители банков заявляют, что такие клиенты относятся к менее благонадежным и они пострадают в первую очередь.