Читай блог Гидрач.рф и будь в курсе основных событий из российской автомобильной сферы. Еженедельно мы отбираем 10 топовых новостей, чтобы избавить вас от длительного листания лент новостных агрегаторов. Наступивший год будет богатым на события, поэтому оставайтесь с нами!
1. Глава ГИБДД Каменска-Уральского оказался «автоподставщиком»
Некоторое время назад пользователь сети по имени Никита из Каменска-Уральского выложил в сеть видеоролик. Он не мог представить себе к чему приведет эта публикация. Самого Никиту привлекли к дисциплинарной ответственности, а начальника городской ГИБДД Алексей Морозова лишили должности. Обо всем по порядку.
Житель Каменска-Уральского из окна заметил как инспекторы ГИБДД ловят нарушителей «на живца», запуская одного и того же человека по регулируемому пешеходному переходу. Он заснял это на видео и выложил ролик в сеть. С 12 января его посмотрели примерно 1,5 млн. человек. Местные жители быстро выяснили, что дело происходило на улице Кадочникова, а съемка велась из окон оборонного предприятия ПО «Октябрь». В ролике слышен голос автора, также он называл коллег по фамилии. Автора быстро вычислили и сначала привлекли к дисциплинарной ответственности (съемка на подобных объектах запрещена).
В начале февраля в СМИ сообщили, что вскоре Никиту попросили уйти «по собственному желанию». Кроме того, в отношении начальника ГИБДД в Каменске-Уральском в связи с инцидентом была инициирована проверка. По ее результатам правоохранитель был уволен из органов. Авторы местного новостного портала уверяют, что подобная схема действовала на протяжении многих лет. Каменские инспекторы вербовали своих коллег или друзей, запуская их гулять в гражданской форме по пешеходному переходу. В это время инспекторы штрафовали тех, кто проезжал на красный или не уступал дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходниках.
2. За неделю ФАС возбудила 28 дел из-за высоких цен на бензин
Федеральная антимонопольная служба России за последнюю неделю в 19 регионах страны обнаружила завышенные цены на бензин и дизельное топливо. Всего возбуждено 28 дел — об этом в ходе одной из конференций заявил руководитель ФАС России Максим Шаскольский. С его слов, сотрудники ведомства регулярно изучают обоснованность роста цен и различные компоненты, которые входят в стоимость готового продукта. Шаскольский подчеркнул, что рынок является социально значимым, поэтому правительство пытается сдерживать рост цен в оптовом и розничном сегментах.
ФАС рекомендовала производителям выпускать больше зимней соляры, а также увеличить нормы продажи топлива на бирже. Неприятности на рынке начались в сентябре 2023-го, именно тогда резко взлетели цены на бензин. Минсельхоз заявлял, что регионы столкнулись с угрозой дефицита. Подлили масла в огонь и сами производители — несколько компаний поставили оборудование на плановый ремонт. Уже в начале 2024-го на Нижегородском НПЗ (принадлежит ЛУКОЙЛ) произошла крупная авария и компания перестала отпускать на бирже 95-й бензин. Вице-премьер Александр Новак также объясняет дестабилизацию цен на топливо ослаблением рубля и ростом цен на нефтепродукты на мировых рынках.
3. Россияне в 2023-м пристрастились к авто сегмента Luxury
Данные агентства АВТОСТАТ подсказывают, что в ушедшем 2023-м россияне купили 2184 б/у автомобиля из категории Luxury. Цифра является рекордной за все время наблюдения за рынком страны. Эксперты агентства резюмируют, что продажи люксовых машин топового уровня растут семь лет к ряду, начиная с 2017-го. При этом с 2021 года фиксируется существенный прирост числа сделок. В 2023 году тенденция продолжилась и рынок подержанных «люксов» вырос сразу на 13% и впервые преодолел отметку в 2 тысячи экземпляров.
Больше всего нашим соотечественникам из сегмента Luxury нравятся подержанные Бентли — 965 штук или 44% от всего рынка. Практическая пятая часть «роскошной вторички» пришлась на Мазерати — 425 штук. Далее следуют Роллс-Ройс, который разошелся в количестве 398 экземпляров, Ламборджини — 212 единиц, Феррари —133 единицы и 51 автомобиль от бренда Астон Мартин. Если говорить о конкретных моделях, то выделяются следующие лидеры:
- Bentley Continental GT — 503 штуки;
- Maserati Levante — 214 штук;
- Bentley Bentayga — 191 штука;
- Bentley Continental Flying Spur — 187 штук;
- Lamborghini Urus — 141 штука.
4. Российские дилеры не справляются с ремонтом «серых» авто из Китая
Отечественные дилеры не всегда могут справиться с ремонтом автомобилей китайских брендов, которые были ввезены через параллельный импорт. В Союзе автосервисов поделились этой информацией с изданием Известия. Оказалось, что проблемы затронули владельцев Geely, EXEED и Li Auto. Сложность заключается в том, что официальные сканеры не видят «серые» машины. В российском подразделении Geely заявили, что официальные модели отличаются блоками управления от тех, что производятся для Европы или Китая. Именно по этой причине диагностической оборудование не может подключиться к блокам.
Напомним, что ранее российские владельцы европейских авто, ввезенных по «серой» схеме, столкнулись с рядом блокировок. Дилеров лишили диагностического софта, владельцам отключили мобильные приложения и возможность обновления софта самого автомобиля. Кроме того, несколько автомобилей BMW, Mercedes и Renault из свежих привозов после подключения к сторонним сканерам были заблокированы. В одной из крупнейших сетей СТО подтвердили факты блокировки. Технические специалисты сказали, что европейские концерны давно вынашивали идею внедрения региональных блокировок и защиты от сторонних вмешательств.
5. Первой машиной XCITE станет китайский кроссовер Chery
В прошлом дайджесте мы писали о том, что Lada зарегистрировала суббренд XCITE и наделила его крестообразным логотипом. Такая маскировка нужна для безопасного взаимодействия с китайцами, которые опасаются вторичных санкций от США из-за взаимодействия с санкционным брендом Lada. Один из инсайдерских Telegram-каналов сообщил, что первой машиной бренда станет X-Cross 7, под шильдиком будет скрываться Chery Tiggo 7 Pro. Автор канала сообщил, что сборка машин без шильдиков ведется на новом питерском заводе с декабря 2023-го. Chery Automobile привозит на АвтоВАЗ практически готовые автомобили, требующие минимальных операций по сборке. Заводчанам остается установить два подрамника с предустановленными моторами и подвеской, а также колеса.
К текущему моменту собрано уже 3700 автомобилей XCITE X-Cross 7. В базах Росстандарта уже появилось заключение об ОТТС на Chery Tiggo 7 Pro, специалисты уверяют, что название XCITE будет вписано позднее в распространение сертификата без дополнительных испытаний ТС. Исходя из статистики продаж можно предположить, что XCITE X-Cross 7 будет оцениваться примерно в 2,5 млн. рублей. Ожидается, что продажи составят 6-8 тысяч машин за первый год сборки. Примерно 2-3 тысячи из этого числа достанется корпоративным клиентам и государственным заказчикам. Такой подход к сборке получил название «русско-китайский бейдж-инжиниринг», подобная тенденция будет лишь нарастать.
6. Haval отзывает 32 тысячи российских кроссоверов из-за угрозы замыкания
Структура «Хавейл Мануфэкчуринг Рус» анонсировала отзыв 32156 кроссоверов Haval F7 и F7x. Отзывная программа затронет кроссоверы тульской сборки, реализованные с 1 декабря 2022-го по 27 декабря 2023-го. Причина отзыва следующая. Под водительским сиденьем расположен разъем с негерметичной «фишкой». Существует вероятность проникновения влаги в разъем жгута проводки с дальнейшим коротким замыканием. Представители Haval заявили, что надежность и пригодность к эксплуатации кроссоверов являются приоритетами компании. Отзывная программа уже стартовала 29 января 2024 года.
Перечень VIN-номеров опубликован на сайте Росстандарта, также владельцы могут проверить свой кроссовер через специальный сервис от auto.ru. При этом производитель пообещал уведомить дополнительно собственников по телефону или письмом. Доработка сделает проводку герметичной и позволит избежать проблем в будущем. Все работы будут производиться бесплатно. Для проведения доработки необходимо обратиться к ближайшему официальному дилеру. Напомним, что кроссоверы Haval появились в 2013 году. Марка принадлежит китайской Great Wall Motor. Предыдущая отзывная была связана с заменой топливных трубок, которые ломались на морозе, что приводило к открытой утечке топлива.
7. Электромобиль Atom собрал 105 тысяч предзаказов
Российская компания Кама заполучила 105 тысяч предварительных заказов на новый электромобиль. Об этом агентству ТАСС заявил один из руководителей АО «Кама». Примерно 50% заказов приходятся на коммерческие компании. Сейчас производитель ведет переговоры со всеми серьезными игроками из сфер каршеринга и такси. Больше всего машина заинтересовала заказчиков из Москвы и Питера. Также спрос существует со стороны Казани, Набережных Челнов и Калининграда, который отличается сильным развитием электромобильной инфраструктуры. Топ-менеджеры АО «Кама» также нацеливаются на платежеспособный Краснодар и прилегающие южные регионы.
Впервые Atom от фирмы Кама представили в мае 2023-го. Серийное производство стартует в 2025-м, а продажи — во второй половине указанного года. Российская новинка обзаведется синхронным электромотором на постоянных магнитах, который разработан вместе с Росатомом. Электрокар разгоняется до 100 за 8 секунд и выдает 204 лошадиных силы. Батарея на 77 кВт-ч позволит Атому проходить до 500 километров по циклу WLTC. Также новинка получит систему рекуперации, быструю зарядку до 80% за полчаса и подогрев литий-ионной батареи, которую будет производить Рэнера и Калининграда. Электромобиль получит многорычажку, полностью дисковые тормоза, множество электронных ассистентов и систему дополненной реальности с проекционным дисплеем.
8. Мораторий на установку кнопки ГЛОНАСС продлен до 2027 года
Правительство РФ в ближайшие дни опубликует постановление, согласно которому упрощенный режим ввоза автомобилей в РФ будет продлен до окончания 2027 года. Данный режим позволяет физическим лицам не устанавливать тревожные кнопки ГЛОНАСС на авто, ввозимые для собственных нужд. Об этом ТАСС рассказал источник и политических кругов. Источник заявил, что автопроизводители начали устанавливать кнопки еще с 2022 года, которые подключаются к системе ЭРА-ГЛОНАСС и позволяют вызвать экстренные службы. При этом ИП и юридические лица также оснащают свои машины кнопками с 1 октября 2022-го. Мера вызвала дефицит УВЭОС. Только за 2023 год к системе подключили более 1 миллиона автомобилей. Российский производитель устройств в течение этого периода смогли импортозаместить некоторые компоненты, чтобы обеспечить растущий спрос российского рынка.
Продление произошло в связи с трудностями, с которыми сталкиваются физические лица, ввозящие авто через Дальний Восток. Там сохраняется абсолютно стихийный и неконтролируемый серый рынок. Различные перекупы и автосалоны создавали бы ажиотаж вокруг дефицитных кнопок и накручивали бы стоимость. В правительстве РФ заявили, что данный порядок позволит исключить спекуляции. При этом ввоз физлицами постепенно снижается, а рынок становится легальным. Из Японии ввозится все меньше автомобилей и вскоре мораторий уйдет в прошлое как и серые схемы ввоза машин физическими лицами.
9. В январе продажи новых машин выросли на 62%
В течение первого месяца в России продано практически 80 тысяч новых автомобилей. Это на 62% больше, чем за аналогичный период 2022-го — следует из статистики Минпромторга. Вторичка также показала высокую активность. Продажи «трехлеток» выросли на 53% и составили 95 тысяч машин. Вырос и рынок отечественных машин, всего за январь продали примерно 41 тысячу штук (+16%). Также возросли продажи коммерческого транспорта — 7 тысяч штук (+45%), а также тяжелых грузовых машин (+10%). При этом заметен провал в сфере пассажирских автобусов — спад составил 16% по сравнению с прошлогодним результатом. Рекордную статистику демонстрирует рынок электромобилей. В январе продали 1,5 тысячи электромобилей — рост составил 286%. При этом эксперты предупреждают, что показатели кажутся столь высокими относительно низкой базы 2022-го. Статистика за 2024-й окажется более показательной и проявит реальное положение дел на отечественном рынке.
10. Выявлены самые популярные автомобили, ввезенные по параллельному импорту
Toyota и Volkswagen стали самым популярными марками, ввозимыми по параллельному импорту. Такие сведения за 2023 год опубликовало агентство ТАСС со ссылкой на статистику от АО «ГЛОНАСС» — оператора государственной АИС «ЭРА-ГЛОНАСС». За прошедший год к «ЭРА-ГЛОНАСС» подключили примерно 60 тысяч авто, которые прибыли через «серые» каналы. Лидером «серого» импорта стал Volkswagen (21.9%). Среди Фольксвагенов доминирует седан Jetta, собираемый в Китае (6090 штук). В статистике АО «ГЛОНАСС» отражается ввоз Jetta VA3, которые собираются совместно Volkswagen и FAW. Вот последующие лидеры рейтинга:
- на Toyota пришлось 17,5% — лидером стала Camry (2630 штук);
- Mazda в этой структуре получила 8,6% — чаще всего приобретали CX4 (2208 штук) и Atenza (1999 штук);
- на четвертой позиции находится Mercedes-Benz — вытягивает продажи тягач Actros (1753 штуки);
- далее идут Kia, Nissan, Honda и Mitsubishi.
Поставки машин без разрешения производителей и правообладателей легализовали в апреле 2022 года. В марте 2023-го список параллельного импорта был расширен. Это позволило устранить дефицит машин в масс-сегменте на рынке России.