Продажи машин в России падают. На этом фоне законодатели и отечественные производители принимают новые меры. К примеру, российские машины на альтернативном топливе будут продвигаться через госзакупки. Бренда LADA и вовсе подготовил новый кроссовер, который может стать бестселлером. Полный обзор автомобильной прессы за неделю ждет вас далее.
1. Jidu уходит из России – кроссоверы подешевели вдвое
Премиальные кроссоверы Jidu подешевели в РФ практически в два раза. Китайская компания Jiyue (совместное предприятие Geely и Baidu) разорилась в начале 2025 года. При этом производитель едва успел презентовать в РФ свою единственную модель – электрический кроссовер Jidu 01. Бренд распустил свой штат, экстренно уволив работников без выплаты выходных пособий. В конце 2024-го Baidu выявила финансовую прореху в деятельности Jiyue. Малоизвестный бренд закупал детали у Geely, задолжав 1.5 млрд юаней из-за невозможности расплатиться. Также выяснилось, что финансовый директор Лю Цзиньин сбежал со своей семьей в соседний Сингапур. Российские продажи могли спасти бизнес, но этого не произошло.
Пострадали от этой истории российские дилеры. Изначально они продавали Jidu 01 за 6.2 млн рублей, однако после негативных вестей из КНР ценники обвалились до 3.74 млн рублей. Ожидается, что цены продолжат снижение, поскольку сотни ввезенных кроссоверов превратились в неликвид. Напомним, что полноприводный Jidu 01 имеет батарею на 100 кВт*ч и выдает 536 сил. В настоящее время потребители стараются не связываться с моделью из-за риска дефицита деталей и отсутствия гарантий. Крупный дилер «БорисХоф» решил взять инициативу в свои руки, снизив цены и предложив дилерскую гарантию на Jidu 01.
2. Госучереждения обязали перейти на газ и электротягу
Кабмин РФ поменял порядок закупки автотранспортных средств для нужд чиновников государственных и муниципальных учреждений. Устанавливающее приоритет экологичного транспорта постановление Правительства РФ от 12 июня 2025 года № 889 уже вступило в законную силу. Принятое решение мотивируется заботой об улучшении экологической ситуации, а также снижением выбросов в атмосферу. Также в тексте упоминается про поддержку отечественных производителей инновационной и экологически чистой техники. Новые правила касаются всех госзаказчиков с любым статусом и затрагивают широкий круг транспортных средств. Теперь заказчики при формировании закупок обязаны отдавать приоритет транспорту, который работает на пропане или метане, либо на электротяге.
Выбрать бензиновые или дизельные авто можно лишь при одном условии – учреждение функционирует на территории, где отсутствует заправочная или зарядочная инфраструктура для газифицированных или электрических авто. Полный перечень доступных авто пока не составлен, однако издание Autonews постаралось это сделать. Вот возможные варианты для закупок по новым правилам:
- Атом и Москвич 3е;
- модели Evolute: i-Pro, i-Sky, i-Joy, i-Jet, i-Van;
- Lada Largus CNG и Vesta CNG.
Не исключено, что китайские бренды вроде TENET (Chery) и Haval решат поучаствовать в закупках, представив версии собственных кроссоверов локальной сборки на газомоторном топливе.
3. LADA стала самой угоняемой маркой в январе-мая 2025 года
В течение первых пяти месяцев 2025 года в России чаще всего угоняли машины бренда LADA. Об этом рассказали в издании «Известия» со ссылкой на «АльфаСтрахование». В пятерку аутсайдеров вместе с ЛАДА вошли Хендэ, Киа, Рено и ГАЗ. В плане регионов наибольшее число преступлений зафиксировано в Москве и Санкт-Петербурге. Список ТОП-5 регионов дополнили Удмуртская, Курская и Астраханская области, которые ранее не были замечены в высоких показателях угонов.
В прошлом году их места занимали Республика Карелия, Нижегородская область и Ставропольский край. Аналитики «АльфаСтрахования» отмечают возросший интерес угонщиков к китайским машинам. Если в 2023-2024 гг преступления против «китайцев» были единичными, то в 2025-м это явление превратилось в новый тренд. Чаще всего от краж транспорта страдают владельцы Chery, Geely и Great Wall. При этом за отчетный период число угонов по стране выросло в 1.3 раза.
4. АвтоВАЗ зарегистрировал новый товарный знак SKM
Под новым брендом российский автопроизводитель планирует начать новый этап в своей деятельности, который будет связан с производством пассажирских и цельнометаллических машин, а также шасси с грузовой платформой. У новой линейки есть две важных особенности – машины будут самыми крупными в истории АвтоВАЗа (крупнее Largus), а также они являются клонами китайских SRM от корпорации Shineray. Китайский бренд занимается грузовиками и мотоциклами. Однако в его портфеле есть успешные автомобильные проекты: знакомый россиянам Brilliance, мотобренд SWM, перешедший к сборке машин на «Автоторе». Грузовики SRM Jinhaishi являются простенькими фургончиками, которые построены на основе японской техники из 90-х.
Конструктивно они являются примитивными и уступают даже отечественной Ниве. Новые псевдороссийские автомобили отличаются продольным расположением мотора, имеют неразрезной мост на рессорах и исключительно задний привод. Ожидается, что сотрудничество будет долгосрочным. По неофициальной информации «АвтоВАЗ» уже обязался передать лицензию на платформу от Нивы. Сборка будет налажена в бывших цехах опытно-промышленного производства (ОПП), ожидаемая мощность производства – до 50 тысяч единиц грузовиков SKM ежегодно.
5. Выплаты по европротоколу ОСАГО будут увеличены вдвое
Государственная Дума РФ приняла закон об увеличении верхней границы выплат при оформлении ДТП через европротокол. В случае, если между сторонами ДТП нет разногласий, выплата пострадавшему составим 200 тысяч. На текущий момент предельный размер такой выплаты составляет только 100 тысяч рублей. Этой же суммой лимитирована выплата по европротоколу ОСАГО, если водители отказались от фотофиксации повреждений – так страховые фирмы ограждают себя от мошенников.
Парламентарии в своей пояснительной записке указывают, что лимит по европротоколу не менялся более 5 лет. Документ поступил в Госдуму РФ в 2023 году и рассматривался около двух лет. Сейчас предельная сумма выплат по европротоколу ограничивается верхним лимитом по ОСАГО в 400 тысяч рублей. Однако получить максимальную сумму можно при выполнении двух условий: оба участника должны быть согласны со степенью виновности, также одна из сторон должна провести фотофиксацию при помощи специального мобильного приложения.
6. Камеры начнут штрафовать за особо шумные автомобили
Материальные наказания для владельцев громких мотоциклов и автомобилей, чей уровень шума превышает допустимые нормы, могут быть увеличены в 10 раз. Соответствующий законопроект вскоре будет рассмотрен Государственной Думой РФ во втором чтении — об этом рассказали в ТАСС со ссылкой на заместителя руководителя комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Сергея Колунова. Депутат уверяет, что на текущий момент данное правонарушение регулируется статьей 8.23 КоАП РФ. Предельный штраф составляет 500 рублей, что не соответствует действительности и никак не влияет на нарушителей правопорядка. При этом в контексте высокого шумового воздействия машины и мотоциклы стали серьезной проблемой — шумовая нагрузка подрывает здоровье горожан.
Отдельно депутатами упоминаются питбайки, которые пока не урегулированы на законодательном уровне. Московская гордума увеличила штраф для столичного региона до 5 тысяч рублей. При этом регионы могут изменить величину самостоятельно, но не более чем до 30 тысяч рублей, отмечает собеседник ТАСС. Законопроект, связанный с шумовым воздействием ТС, был разработан еще в 2023-м году. Депутаты решили вернуться к нему по следующей причине. Росстандартом выдан сертификат на новый комплекс фотовидеофиксации «Эфир», который способен дистанционно измерять уровень шума. Чиновники намерены протестировать его уже в ближайшее время и поэтому в ускоренном режиме готовят законодательную базу для борьбы с особо шумными транспортными средствами.
7. Хакеры массово взламывают видеорегистраторы
Ботнет на базе вируса Mirai массово атакует цифровые видеорегистраторы. Об этом рассказало издание Газета.ru со ссылкой на июньские исследования «Лаборатории Касперского». Случаи распространения вируса зарегистрированы в России, Индии, Китае, Египте, Бразилии и Турции. Главной целью ботнета стали цифровые регистраторы (DVR, Digital Video Recorder). Такие камеры применяются в разных отраслях: обеспечение общественной безопасности, защита предприятий. Также DVR пишут видео и обрабатывают картинку с камер, которые установлены в жилых домах, магазинах, офисах, складах, заводах, аэропортах и прочих значимых инфраструктурных объектах.
Автомобильные регистраторы практически не заражаются Mirai по причине отсутствия постоянного подключения к интернету. Эксперты порекомендовали сменить стандартный пароль на регистраторах с Wi-Fi или 4G/5G, в противном случае злоумышленники могут выгрузить данные с регистратора находясь в соседнем автомобиле. Сейчас Mirai остается самым опасным для умных устройств с выходом в интернет. Только в 2024-м зарегистрировано более 1.5 млрд атак на такие гаджеты. Чтобы защитить гаджет от такой угрозы, рекомендуется сделать «жесткую перезагрузку». После «сноса» системы боты не выживают, поскольку прошивка исключает внесение изменений в файловую структуру DVR-регистраторов и прочих устройств.
8. Дальнобойщики глушат «Платон» и сталкиваются с новыми штрафами
Ассоциация «Грузавтотранс» вместе с представителями системы «Платон» провела ряд экспериментов и проверила работу генераторов помех (глушилок), которые используются дальнобойщиками. Специалисты также установили последствия, к которым может привести использование генераторов, глушащих сигнал. Отчет об экспериментах опубликован в Telegram-канале ассоциации. В ходе опытов оценивалось влияние глушилок на бортовой гаджет «Платона», а также на сигналы GPS, Wi-Fi и мобильной связи. «Индикатор спутника пожелтел, спутник утратил сигнал — следовательно, эксплуатация бортового устройства воспрещена. По инструкции водитель должен остановиться и оформить дорожную карту.
Звуковой зуммер дополнительно сигнализирует о потере спутника» — прокомментировал работу одной из глушилок сотрудник «Платона». Также установлено, что генераторы помех могут воздействовать не только на бортовое устройство, но и на устройства во встречных и попутных грузовиках. «По итогу на огромный штрафы попадают законопослушные перевозчики. Рекомендуем коллегам перестать использовать данные устройства» — резюмировал руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин. В неофициальных беседах перевозчики отмечают, что все законные и незаконные штрафы ложатся на плечи конечных потребителей перевозимых товаров. В ассоциации заявили, что в ускоренном режиме в работу системы вносятся правки. При исчезновении сигнала система будет достраивать маршруты автоматически. Поэтому штрафов за потерю сигнала не будет, а использование глушилок станет бессмысленным.
9. Представлен новый кроссовер Lada Azimut от АвтоВАЗа
На прошедшем в Питере экономическом форуме ПМЭФ-2025 отечественный автозавод провел мировую презентацию своей новой модели – городского среднеразмерного кроссовера Lada Azimut. Модель выстроена на усиленной тележке от Vesta, производство начнется во второй половине 2026 года. Кроссовер Азимут начали разрабатывать сразу после ухода Renault из России и выхода из капитала АвтоВАЗа (примерно 3 года назад). Этой моделью автопроизводитель хочет потеснить китайцев с их кроссоверами брендов Chery, Haval, Changan и Geely. Габариты новинки — около 4.5 метров, она относится к самому ходовому сегменту кроссоверов. По части несущих элементов машина унифицирована с Vesta, одинаковыми будут подрамник и панели пола. При этом кузов будет длиннее и выше, для удобства посадки проемы дверей увеличены в высоту. Всего создано или переработано 996 компонентов, задняя независимая подвеска спроектирована с нуля в России.
Дизайн также отрисован собственными силами АвтоВАЗа без привлечения сторонних иностранных художников. В результате дизайнеры по-новому интерпретировали «иксы», привнесенные около 10 лет назад англичанином Стивом Маттином. Передняя часть выглядит псевдоудлиненной — визуального эффекта достигли благодаря вертикальному капоту и отвесной передней части. Решетка для забора воздуха образует с фарами единое целое в черном глянцевом исполнении. Тонкие LED-полосы выполняют роль ходовых огней. Над колесными арками имеются мощные подштамповки. На задних стойках кузова размещены крупные серебристые накладки с вентиляционными отверстиями — это очевидная отсылка к классической Ниве. Кузова будут получать двухцветную окраску, разделение проходит по оконной линии. В салоне водителя будет поджидать 10-дюймовый дисплей с IPS-матрицей. Внутри планшета российский софт с навигацией от 2GIS. Все коробки будут заимствованы у китайцев, привод — исключительно передний. Клиренс составит 208 миллиметров, колеса — 18-дюймовые. Для Азимута будут доступны следующие агрегаты:
- вазовский мотор 1.6 на 120 сил с 6-ступенчатой механикой или вариатором WLY;
- улучшенный вазовский мотор 1.8 на 132 лошади с 6-ступенчатой механикой или вариатором WLY;
- привозной бензиновый турбомотор 1.5 на 150 сил с шестиступенчатой АКПП.
Цены на новый автомобиль остались нераскрытыми. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов сообщил, что новинка окажется существенно дешевле иностранных конкурентов.
10. Солярисы теперь доступны по программе льготного кредитования
Перечень доступных к покупке моделей по госпрограмме льготного автокредитования с начала июня пополнен тремя моделями. Корейские машины выпускаются в Санкт-Петербурге на бывшем автозаводе Hyundai Motor под шильдиком Solaris. Самая ходовая модель HS (Hyundai Solaris) в список по-прежнему не попала, туда вошли: HC (Hyundai Creta), KRS (Kia Rio Sedan) и KRX (Kia Rio X). Отметим, что по условиям льготного автокредитования базовая скидка в 20% распространяется на авто с бензиновым мотором российской сборки (25% для жителей Дальнего Востока). Данное предложение распространяется на определенные категории населения: медицинские работники, педагоги, военные и члены их семей, инвалиды и семьи с двумя детьми и более.