Автомобильный кондиционер является самым прихотливым узлом. Практически каждые 100 тысяч километров система кондиционера требует внимания или выходит из строя. За комфорт приходится платить — это правило автовладелец осознает лишь тогда, когда не запускается кондиционер. В данном обзоре расскажем как устроен кондиционер в машине и основные причины выхода его из строя. Базовые навыки диагностики доступны каждому — в будущем они позволят неплохо сэкономить на визитах в автосервисы. После прочтения вы наверняка поймете почему не запускается кондиционер и какими способами это можно исправить.
Как работает кондиционер — основные принципы
По своей сути «кондер» напоминает обычный бытовой холодильник. По своим характеристикам кондиционер может иметь как ручное управление, так и автоматическое (климат-контроль) — от этого состав конструкции практически не меняется. Основным агрегатом системы является компрессор кондиционера. Его работа базируется на способности хладагента поглощать и отдавать тепло со сменой агрегатного состояния. Поэтому все кондиционеры в авто состоят из схожих деталей:
- компрессор с муфтой кондиционера;
- испаритель и осушитель;
- радиатор-конденсатор;
- электрика, дроссель или ТРВ;
- магистрали и клапан.
Компрессор. Приводится в действие приводным ремнем за счет вращения коленвала. Устанавливается в подкапотном пространстве, относится к навесному оборудованию ДВС. На корпусе имеются два порта. Через один при включении «кондера» поступает хладагент, далее он сжимается компрессором до парообразного состояния и под высокими давлением с высокой температурой выходит через другой порт. Отвечает за циркуляцию хладагента в системе.
Радиатор-конденсатор. Представляет собой тонкий радиатор кондиционера с вентилятором и колбой-ресивером. Горячий и сжатый хладагент при температуре около 100 градусов по Цельсию подается в радиатор-конденсатор. Там он охлаждается до 45 градусов и из газа превращается в жидкость (конденсируется). На конденсаторе присутствует ресивер-осушитель, накапливающий хладагент. Он фильтрует хладагент, который одновременно переходит в промежуточное состояние жидкости низкого давления.
Испаритель. Компактный радиатор, устанавливающийся в салоне авто. В испарителе кондиционера фреон испаряется, поглощая тепло из внутрисалонного пространства. Это означает, что он охлаждает и осушает воздух. Далее испарившийся хладагент вновь направляется к компрессору.
Клапан или ТРВ. Хладагент подается в испаритель под высоким давлением (около 17 Бар). По пути в испаритель он проходит через клапан кондиционера или ТРВ (терморегулирующий вентиль). У него есть две функции — откорректировать давление хладагента в сторону снижения и отрегулировать его подачу в испаритель.
Магистрали (трубки кондиционера). Магистрали разбиты на две группы — с низким и высоким давлением. При нагнетании фреона «кондер» в машине выдает давлением до 270 кПА. Также результатом сжатия является повышенная температура хладагента (вплоть до 150 градусов). Высоконагруженные трубки кондиционера имеют усиленную структуру. Магистрали низкого давления делаются из обычных трубок, поскольку по ним хладагент перемещается с давлением, приближенным к атмосферному.
Электрика «кондея». На торпедо любого автомобиля красуется блок управления печкой (климатом). Благодаря узлу температура «кондера» выставляется путем нескольких нажатий на кнопки. Также имеются термодатчики, реле, электромагнитная муфта компрессора кондиционера, проводка и предохранители.
В целом, схема работы кондиционера выглядит так:
- компрессор «кондера» нагнетает газообразный хладагент, вещество разогревается;
- далее по трубкам «кондея» высокого давления оно направляется в конденсатор кондиционера;
- здесь фреон конденсируется в жидкость и отдает тепло, давление по-прежнему остается повышенным;
- далее рабочее вещество идет через трубки кондиционера авто к осушителю, где из него убираются загрязнения и вкрапления влаги;
- на следующем этапе хладагент идет к клапану или ТРВ, где снижается давление и начинается преобразование в газ;
- в испарителе кондиционера автомобиля давление резко снижается, хладагент испаряется и забирает тепло из салона авто, сконденсированная влага отводится через дренаж кондиционера;
- далее рабочее вещество по каналам низкого давления вновь направляется к компрессору кондиционера автомобиля.
Процесс является замкнутым и повторяется до бесконечности. Такую систему можно назвать продуманной, однако вечной она не является. Тяготы российской эксплуатации во время санкций оборачиваются для владельцев финансовыми потерями, поскольку все детали являются импортными и недешевыми.
Некорректная работа кондиционера — основные неисправности
«Да, кондиционер работает, его нужно только заправить» — такую фразу слышал каждый второй покупатель автомобилей на вторичном рынке. Возрастные автомобили гораздо чаще сталкиваются с шумом кондиционера, неприятным запахом в салоне и даже лужами конденсата под ковриками водителя или пассажира. Любому водителю доступна проверка кондиционера своими руками. Достаточно следовать простому алгоритму.
Автомобильный кондиционер не охлаждает
Иногда кондиционер не холодит или вовсе дует теплом. Нормальная температура воздуха из кондиционера на выходе составляет 4-5 градусов по Цельсию. Измерения проводятся в районе дефлекторов при помощи инфракрасного термометра. Важно, что хладагент является достаточно летучим веществом и постепенно испаряется даже из самых герметичных систем. Перед заправкой кондиционера авто необходимо обязательно проводить опрессовку системы (проверка высоким давлением). Основная неисправность, из-за которой кондиционер не дует холодным — это утечка фреона через разгерметизировавшиеся стыки или трещинки. При заправке кондиционера в среднестатистической иномарке в систему входит примерно 550-700 граммов хладагента. Если масса снижается, то падает производительность всей системы и кондиционер начинает плохо холодить. Относительно современные автомобили не дают включаться компрессору кондиционера при низком уровне фреона для недопущения поломки. Уровень определяется исключительно во время заправки кондиционера автомобиля — измеряется давление в системе и количество граммов вошедшего фреона.
Крупную пробоину можно найти самому исходя из наличия подтеков компрессорного масла. Однако в большинстве случаев в систему добавляется краситель, который виден под ультрафиолетом. Врагами как роторных, так и поршневых компрессоров, являются повышенное давление фреона и трение из-за недостатка масла. Это приводит к перегреву компрессора и разжижению масла. Пары трения начинают задирать друг друга, патрубки кондиционера и вся система забиваются пудрой из алюминия. Повышенное давление связано не только с избытком хладагента, к нему приводят засорение конденсатора и неисправный вентилятор. Если некоторое время система кондиционера авто работала некорректно, то нужно провести промывку кондиционера. В некоторых случаях стоит заменить забитые испаритель и конденсатор, иначе скопившаяся стружка быстро убьет новый компрессор. Гораздо реже ломаются другие механические или электронные компоненты. К примеру, при поломке расширительного или управляющего клапанов кондиционер не дует холодным воздухом, при этом фреона в системе достаточно и нет негерметичных участков в системе.
Неприятный запах или почему кондиционер пахнет затхлым
Сильный или слабый запах от кондиционера практически всегда имеет биологическую природу. Исключением может стать запах паленой проводки, который способен свидетельствовать о наличии короткого замыкания или оплавления пластика. Обычно запах от кондиционера в машине говорит о возникновении плесени и активном размножении бактерий на поверхности испарителя. Проблема без должного обслуживания кондиционера возникает часто. Влажный испаритель согласно принципам работы кондиционера базируется в темном месте под торпедо. Это оптимальные условия для роста культур бактерий и плесени. Устранение лишь запаха в салоне окажется бессмысленным. Устранять нужно причину, которая представляет опасность для водителя и пассажиров.
Все бактерии скапливаются на испарителе, а также в каналах за дефлекторами отопителя. В 21 веке «болезнь легионеров» превратилась в «болезнь от кондиционеров». Если отбросить шутки в сторону, то ежегодно в России заболевают легионеллезом около 20-30 человек. Провести чистку кондиционера можно своими руками. Для этого потребуется пенный очиститель, который заливается через трубку в испаритель. Далее система вентиляции включается примерно на один час. После чего вся грязь сливается через дренаж вместе с конденсатом. Уже после очистки кондиционера потребуется озонатор, который устранит последствия в виде неприятного запаха внутри машины.
Протечки при работе кондиционера в машине (конденсат)
Вода под ковриками — не единственный признак утечки кондиционера. Нередко даже заводской дренаж имеет непродуманную конструкцию. Обычно дренажные трубки выводятся через моторный щит и направляются вниз для слива конденсата. Короткие или развернутые трубки при движении начинают «закидывать» воду на моторный щит и прилегающие области, что ведет к ускоренной коррозии и проблемам с электрикой. Такие дренажные трубки для кондиционера легко опознать. Они выходят из корпуса отопителя и сквозь резинки в моторном щите выходят в подкапотное пространство. Обычно трубки разворачивают или удлиняют. Кроме того, дренаж системы кондиционера автомобиля забивается грязью. Поэтому каналы подлежат механической очистке в случае, если они окажутся забитыми. Если кондиционер течет, то после прочистки стоит закрепить дренаж пластиковыми хомутами, чтобы задать трубкам нужное направление слива и не возвращаться к этому вопросу впредь.
Шум и скрежет от кондиционера в машине — основные причины
Посторонние звуки при работе «кондея» авто доносятся от вращающихся элементов. Самый простой случай — выход из строя дополнительного ролика, который вращает ремень кондиционера. Сначала он трудится с характерным свистом, затем шарики разбивают обойму подшипника, ролик клинит и ремень «кондея» обрывается. Постоянно вращаются крупные поршневые компрессоры. Их вал вращается непрерывно и посторонние звуки начинают доноситься сразу после запуска ДВС. В муфте постоянного привода есть срывная пластина, защищающая от заклинивания шкива. Ее обрыв возможен не только по причине износа компрессора — влияют биение приводного ремня, неисправные натяжные ролики и даже подклинивающая обгонная муфта генератора. Второй вариант привода — электромагнитная муфта «кондея». Здесь включение кондиционера происходит лишь после нажатия кнопки в салоне. Внутри шкива прячется электромагнитная катушка.
После подачи тока возникает магнитное поле, притягивающие приводную пластину к шкиву. Далее шкив и вал начинают вращаться как единое целое. Стуки и громкие пружинящие звуки при включении уже говорят о надвигающемся ремонте компрессора кондиционера. Для проверки необходимо скинуть приводной ремень, покрутить шкив кондиционера и послушать сопутствующие звуки. Изначально муфта начинает проскальзывать и затем начинает достаточно быстрая «деградация» узла. Люфт муфты целиком появляется из-за подшипника кондиционера, базирующегося в передней крышке корпуса компрессора. На ранних стадиях можно отделаться заменой муфты или передней крышки, если игнорировать симптомы, то придется менять компрессор целиком.
Не включается кондиционер в машине
Если все предыдущие пункты учтены — компрессор обслужен и система заправлена фреоном, то стоит «копать» в сторону проводки. Когда система не реагирует на нажатие клавиш, нужно искать следующие причины:
- реле и предохранители кондиционера — первое, что нужно осмотреть в монтажном блоке, если не срабатывает кондиционер;
- неисправность блока управления печкой (климатом) — панели управления также не являются вечными и выходят из строя;
- проблемы с проводкой — также не включается кондиционер из-за обрывов, замыканий или плохих контактов в электроразъемах и блоках;
- вышел из строя датчик давления кондиционера — система попросту блокирует включение кондиционирования;
- недостаток хладагента — даже после опрессовки старые магистрали могут прохудиться, потеря фреона для кондиционера также приводит к блокировке запуска.
Некоторые неисправности можно устраниться на месте самостоятельно, другие требуют квалифицированного ремонта кондиционера автомобиля. Поэтому периодически рекомендуется проводить диагностику кондиционера в проверенных СТО.
Подводя итоги
Не пренебрегайте простыми правилами, которые продлевают жизнь автомобильного кондиционера. Вовремя меняйте салонный фильтр, прочищайте дренажные сливы и испаритель системы. Установите простенькую москитную сетку перед кассетой радиаторов — москиты и камни кратно сокращают ресурс алюминиевых деталей. В течение зимы выбирайте дни с околонулевой температурой и запускайте кондиционер 1-2 раза в течение холодного времени года. Масло разгоняется по системе, а вращающиеся элементы выходят из состояния застоя. И в заключение — покупайте оригинальные компрессоры «кондера», которые устанавливались на заводе. Достаточно найти донора на разборке со скромным пробегом и проверить вращение вала. Шкив должен прокручиваться легко, без люфтов и посторонних звуков. Если из портов компрессора льется масло, то можно проверить его чистоту — оно должно быть прозрачным и без металлических вкраплений.