Встречайте очередной выпуск автоновостей, которые обогнали по значимости все прочие заметки в СМИ. Специально для читателей блога Гидрач.рф мы отбираем топовые и интересные новости, чтобы вы не тратили время на пролистывание однотипных новостных сайтов. Мы подаем автомобильные новости в удобном формате. Одной из главных новостей стало появление безопасной сделки по купле-продаже авто через Госуслуги, этому посвящена отдельная статья в блоге Гидрач.рф. Вот что произошло за неделю с 4 по 10 декабря.
1. Легковоспламеняемым электромобилям хотят запретить въезд на подземные паркинги
Последние упоминания в СМИ о возгораниях электрического транспорта в России и за рубежом заставляют задуматься о защите окружающих от этого явления. Причина пожаров кроется в литиевых батареях, которые горят и даже взрываются. В этой связи ряд экспертов предлагает ввести прозрачные нормы безопасности для электромобилей. Например, ограничить их нахождение на подземных паркингах. Существующие парковки торговых центров и жилых домов не рассчитаны под подобный вид транспорта. Во время зарядки машины батареи перегреваются и начинается пожар, при этом вода лишь усугубляет горение лития.
Общественник уверяет, что государству стоит запретить зарядку «под землей», а также въезд на соответствующие объекты, либо разработать альтернативные нормативы. Например, можно разрешить парковку на стоянках с автоматической системой пожаротушения. Еще одна проблема кроется в оборудовании для зарядки. Оно обладает промышленной мощностью, поэтому качество компонентов и монтажа должно быть на высшем уровне. Антон Шапарин привел в пример московские электрические автобусы, кадры с возгоранием которых неоднократно выкладывали в сеть. Представитель общественной организации уверяет, что при принятии подобных нормативов с хранением «электричек» возникнут сложности. Газовые автомобили уже получили запрет на въезд «под землю», но они никогда не претендовали на массовый вид городского транспорта. Электромобили как раз претендуют и общественники нацелены на развитие этой темы.
2. В КоАП РФ возвращают понятие средней скорости
Минтранс РФ доработал законопроект, который вернет наказание за превышение средней скорости. Под средней скоростью движения машины понимается показатель, равный отношению длины некоего участка дороги с принятым скоростным ограничением ко времени, которое было затрачено транспортом на преодоление этого участка. Это термин вернется в ПДД уже с 1 сентября 2024 года. Нововведение позволит бороться с водителями, которые притормаживают перед камерой видеофиксации и вновь разгоняются, миновав радар.
Штрафовать за превышение средней скорости начали еще в 2013-м. При этом практика сложилась неоднозначная. Инспекторы ГИБДД не могли точно идентифицировать место правонарушения, поскольку для этого нужно было отследить весь путь автомобиля. Верховный Суд России указал на неточности в законе и его отменили. Сейчас на помощь Минтрансу и ГИБДД России придут умные алгоритмы. Цепочка из камер будет фиксировать скоростные «достижения» водителя, а местом правонарушения будет считаться место установки последней из камер, которая участвовала в выявлении правонарушения.
3. В России растет спрос на номера с буквами «СВО»
В России на серых сайтах по продаже так называемых красивых номеров набирают популярность регистрационные знаки с комбинацией букв «СВО» — аббревиатурой спецоперации российских военных. Цены могут достигать 5 миллионов рублей, однако такие предложения спросом не пользуются. Реальные сделки совершаются в диапазоне от 150 до 500 тысяч рублей. Дешевле обойдутся номера с «зеркальными» цифрами, дороже встанут столичные номера или госзнаки с одинаковыми цифрами.
Рынок красивых номеров в России существует очень давно, однако возникновение подобного тренда можно назвать феноменом. Реализацией ГРЗ занимаются как сами владельцы, так и перекупщики номеров. Сами продавцы уверяют, что спрос на таблички с красивыми символами сохраняется стабильный. Обычно номера уже «висят» на автомобиле-доноре, который выкупают вместе с номерами. Регистрационные знаки перевешиваются на свой автомобиль, а донор возвращается перекупщику номеров. Ранее планировалось, что на Госуслугах 1 января 2022 года появится аукцион по реализации ГРЗ, однако проект был приостановлен.
4. Законодатели вводят уголовную ответственность за скручивание пробега
Недавно агентство Автостат опубликовало статистику, согласно которой примерно 30% всех автомобилей в России имеют скрученный пробег. При этом на легковушках пробег корректируется гораздо чаще (до 70% от всего парка машин с измененным пробегом). Грузовые и легкие коммерческие автомобили в этой структуре составляют лишь 15,2% и 11,3% соответственно. Однако на грузовиках пробег не только скручивают гораздо сильнее, но и увеличивают показания одометра ради получения списанного топлива.
За изменение значений счетчика пробега автомобильного транспорта скоро будет введена уголовная ответственность, разработка соответствующего законопроекта уже ведется — об этом сообщил глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин. Он заявил, что пробег будет заносится в цифровые базы при обслуживании у дилера, при обращении в страховые, чтобы точек, делающих обязательные отметки о пробеге, было как можно больше. Минимальным наказанием станет штраф от 100 тысяч рублей. Более серьезным наказанием станет лишение свободы на срок до 3 лет. При повторном уголовном правонарушении свободы будут лишать на срок до 5 лет.
5. Chevrolet Lacetti перестал выпускать последний производитель
Корейский автомобиль появился как платформа J200, дизайн для которой создал Джорджетто Джуджаро. Впервые седан представили в Сеуле в 2002 году, он был создан Daewoo Motors, которая позднее перешла американцам из GM. В Россию модель с агрегатами от Opel пришла в 2004 году и получила широкое распространение. Выпуск в Корее был завершен в 2009-м и модель начали производить по лицензии в других странах (Китай, Индия, Колумбия, Россия, Казахстан и т.д.). Последние семь лет единственным производителем Lacetti был Узбекистан.
Компания UzAuto Motors решила избавиться от устаревшей модели, которая выходила под названием Ravon Gentra. Одно из ташкентских изданий заявило, что выпуск Gentra будет прекращен в начале 2024 года. Модель стала легендарной для Узбекистана, ее начали производить еще в 2008-м. Узбеки делают машину по полному циклу, включая выпуск стальных панелей, сварку кузовов, окраску и финишную сборку. Освободившиеся мощности загрузят седаном Onix, предстоящим Cobalt II и некой перспективной моделью, название которой пока не раскрывается.
6. Российские цифровые сервисы помогут найти угнанный автомобиль
Глава компании АО ГЛОНАСС Алексей Райкевич рассказал «Российской газете», что поводом для запуска нового цифрового сервиса стали обращения пользователей. Владельцы угнанных автомобилей с ГЛОНАСС нередко обращаются к производителю оборудования, чтобы тот помог отыскать их автомобиль. Базовые опции ЭРА-ГЛОНАСС не подразумевали такую возможность. По запросам пользователей компания внедрит сервис, чтобы расширить перечень услуг. При этом существующее в автомобилях оборудование не придется менять или докупать дополнительные модули.
Услуга будет доступна всем, у кого в машине уже установлена кнопка SOS. Для активации новой опции владельцам придется перепрошить устройство вызова спасательных служб. Отслеживание геолокации будет производиться исключительно с разрешения самого собственника. Эксперт подчеркнул, что автоугонщики не смогут быстро отключить кнопку, поскольку устройство глубоко интегрировано в автомобиль. При этом SOS-система автомобиля уже умеет бороться с приглушением сигнала искусственным путем, поэтому сообщение будет отправлено в любом случае.
7. Верховный суд РФ: автомобиль в совместной собственности можно конфисковать
В основу прецедента легло прошлогоднее дело, рассмотренное Звениговским районным судом республики Марий Эл. Гражданина признали виновным в пьяном вождении. Выяснилось, что ранее он привлекался за аналогичное правонарушение и уже был лишен прав. Поэтому помимо 400 часов обязательных работ приговоренного повторно лишили прав практически на 3 года и дополнительно конфисковали автомобиль. Суд не учел, что автомобиль находился в долевой собственности и второй владелицей была супруга данного гражданина. Шестой кассационный суд подтвердил доводы мужчины, что автомобиль принадлежит не только ему и отменил решение о конфискации транспорта, который уже был передан в доход государству.
В дело вмешались сотрудники прокуратуры, которые были уверены в том, что у кассационной инстанции не было оснований для отмены приговора суда первой инстанции. Заместитель генпрокурора Игорь Ткачев пояснил, что конфискация является безальтернативной мерой в уголовном судопроизводстве и добавил, что нахождение машины в совместной собственности не препятствует ее изъятию. Верховный Суд РФ подтвердил доводы прокурора. Судьи отметили что в статье, по которой был изъят автомобиль, нет ограничений, затрагивающих режим собственности. Также в Верховном Суде РФ отметили, что супруга в таком случае может обратить в суд с иском об освобождении транспорта от ареста или об исключении его из описи изымаемых предметов. Кроме того, супруга могла бы потребовать выплату компенсации в рамках доли, которая ей принадлежит.
8. Депутаты Госдумы РФ проголосовали за отмену двойного НДС
Из-за несовершенных законов в отношениях между клиентом и бизнесом возникают преграды во время оформления сделок. Речь идет об операциях с подержанными машинами. До настоящего момента юридические лица, скупающие машины у населения, не могут продать машину другому юридическому лицу по реальной цене. Второе юридическое лицо также обязано заплатить НДС с ценника машины. При этом вычет НДС может быть получен лишь в рамках ценовой разницы между ценой покупки и продажи первым юридическим лицом.
При отсутствии экономической целесообразности дилеры избегают сделок на вторичке или используют серые схемы. Например, проводя сделку через физическое лицо, которое выступает в роли посредника. Все это влияет на рыночную активность компаний, а также на собираемость НДС и наполняемость бюджета. Депутаты Госдумы РФ уже проголосовали во втором и третьем чтениях за новые поправки к закону об отмене двойного НДС. Новые нормы затронут перепродажу машин с пробегом между дилерами, а также подержанных мотоциклов. Инициатором проекта выступила группа сенаторов.
9. АвтоВАЗ заплатит за кредиты тех, кто будет приобретать Lada Vesta
Существующие программы субсидирования приобретения машин в кредит работают в стране на государственном уровне. Однако по неофициальным данным их действие временно приостановлено. В ноябре 2023 года государство выделило 1,2 миллиарда рублей, однако кредитные организации исчерпали эти средства в течение недели. Ожидается, что в 2024 году программа продолжит свое действие. На АвтоВАЗе решили простимулировать спрос на автомобили Vesta и предложили оплачивать проценты по автокредитам. Глава предприятия Максим Соколов заявил, что процентная ставка по кредитам на Весту будет частично оплачиваться заводом.
Налоговые льготы, призванные поддержать спрос на Весты, появились на фоне повышения ключевой ставки ЦБ РФ до 15%. Максим Соколов уверяет, что на программу из бюджета завода будет выделено до 600 миллионов рублей. Обслуживанием программы по возврату процентов займется «Авто Финанс банк. Ранее эта структура обслуживала интересы альянса Renault-Nissan. После ухода компаний банк был выкуплен АвтоВАЗом и перезапущен. В СМИ напомнили, что сейчас восьмиклапанная Веста стоит 1239000 рублей. В топе с шестнадцатиклапанным мотором и в исполнении Techno машина обойдется в 1798900 рублей (указаны рекомендованные цены, которые могут по факту оказаться выше при обращении в салон). Ранее пользователи новой Vesta NG заявили, что полностью цифровая панель «зависает», а колодки в импортозамещенных китайских суппортах проходят лишь 10-11 тысяч километров.
10. Китайцы обогнали АвтоВАЗ по выручке внутри нашей страны
Сейчас авторынок России находится на подъеме благодаря льготным кредитам. Компания Chery из Китая обошла российского производителя АвтоВАЗ по объему прибыли за 10 месяцев 2023 года. Китайцам удалось заработать 268 миллиардов рублей — сообщают в агентстве Автомаркетолог. Бренд Chery вырвался в лидеры рынка, оставив АвтоВАЗ с показателем 231,7 миллиардов рублей на втором месте. Третье место с небольшим отставанием занимает Geely.
В целом, за 10 месяцев 2023-го рынок новых легковушек оценивается в 2,2 триллиона рублей. Половина из этих средств отошла китайцам (55,6%). Европейцы забрали 14,2% от рынка, а российские производители получили долю в 12,5%. Всего Chery заняла 12,6% от рынка, а АвтоВАЗ — 10,6%. Между тем рост ключевой ставки в конце года отрицательно повлиял на статистику выдачи автокредитов. Основная масса машин Chery приобреталась в кредит, которые теперь менее доступны. Поэтому спрос вновь может сместится в сторону отечественного автопрома.