На виртуальных площадках до сих пор не угасают споры по поводу регистрации фаркопов в ГИБДД России. Настало время расставить все точки над «i» и собрать всю информацию по легальной установке прицепных устройств в одном материале от тюменского разбора Гидрач.рф. Начать стоит с того, что регистрируется не само прицепное устройство, а изменения, которые вносятся в заводскую конструкцию автомобиля. Под этим термином подразумевается как установка нештатного оборудования, так и снятие деталей, установленных заводом-изготовителем. Сегодня водители часто заблуждаются считая, что любой фаркоп нужно вписывать в ПТС через соответствующую экспертизу. При корректном подходе к установке тягового-сцепного устройства (ТСУ) никаких проблем с правоохранителями у вас не возникнет.
Что такое фаркоп
Под фаркопом для прицепа понимается один из элементов дополнительного оснащения транспортного средства. Более корректно называть фаркоп сцепным устройством (ТСУ). По своей форме элемент является стальным крюком с шарниром в окончании, гораздо реже он выглядит как проушина. Закрепление производится к силовым элементам автомобиля (лонжероны, рама). Придумано прицепное устройство ради одной цели — для фиксации и буксировки прицепа. Это может быть как небольшая тележка с открытым верхом, так и автомобильный подкат или целый дом на колесах.
Фактически придумано много разных конструкций. Они могут прикручиваться болтами или привариваться к кузову, также существует прицепное оборудование с быстросъемными элементами. Иногда прицепное автомобиля монтируется на заводе, оно снабжается регулировкой по высоте или электрическим приводом для складывания. Как бы не выглядело сцепное устройство, к нему требуется дополнительная электрическая проводка. Она отвечает за фонари прицепа, дублирующие сигналы основной оптики автомобиля. Обычно провода врезаются в бортовую сеть ТС. Стоит учесть, что для буксировки массивных прицепов потребуется категория BE. Кроме того, все прицепы подлежат обязательной регистрации в органах ГИБДД РФ.
На какие автомобили возможна установка фаркопа
Все эксплуатируемые на дорогах общего пользования автомобили, а также устанавливаемое на них оборудование, обязаны соответствовать существующим правовым нормам. В данном случае фаркопы для легковых машин монтируются согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Важно, что не все автомобили могут оснащаться подобными агрегатами — ставить фаркоп можно далеко не на каждую модель. Иногда владельцы игнорируют установленные правила, но делать этого не стоит из соображений безопасности. Особенно это касается тех, кто планирует буксировать катер, снегоход или тяжелые строительные материалы.
Нужную информацию можно обнаружить в руководстве по эксплуатации ТС или в одобрении типа транспортного средства (ОТТС). Последний документ запрашивается у официального дилера или загружается с сайта Росстандарта. Если в руководстве и ОТТС есть указание на буксировку прицепа, то можно выдохнуть, ведь серьезные неприятности обошли вас стороной. Есть и более простой вариант — достаточно взглянуть на информационную табличку, которая обычно клеится в дверном проеме автомобиля. Необходимо найти вторую строчку, которая указывает на максимальную допустимую массу автопоезда. Если указано числовое значение, то фаркоп прописан в ОТТС на искомую модель, в противном случае в строке указываются прочерки.
Еще одна задача — подбор и покупка правильного сцепного устройства для прицепа. Легальный фаркоп продается вместе с сертификатом, подтверждающим соответствие нормам Технического регламента Таможенного союза. Кроме того, в документах должно быть указано, что фаркоп можно поставить именно на вашу модель. Есть и другой вариант — купить ТС, на которое установлен заводской фаркоп. Такие варианты встречаются редко, обычно к этой категории относятся крупные внедорожники иностранного производства.
Что говорит закон про согласование фаркопа
В 2024 году в стране действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Согласно названному документу производится проверка ТС на внесение изменений в конструкцию, а также проверяется дополнительное оборудование. Обратимся к пункту 77 раздела 4 главы V ТР ТС 018/2011. Итак, колесные ТС не подвергаются проверкам со стороны правоохранителей на соответствие внесенных изменений в конструкцию в следующих случаях:
- установленные компоненты предусмотрены заводом-изготовителем ТС и прописаны в эксплуатационной документации (фаркоп в ОТТС);
- устройство создавалось для данного ТС и прошло оценку в составе транспортного средства, что подтверждается прилагаемой документацией;
- изменения вносятся серийно на основе разработанной и согласованной конструкторской документации.
Не вызывает вопросов ситуация, когда фаркопы устанавливал официальный производитель прямо на конвейере. При этом во всех остальных случаях прицепное устройство для автомобиля не нужно регистрировать в органах ГИБДД РФ при наличии одновременно двух выполненных условий:
- прицепное для прицепа имеет документы от изготовителя, подтверждающие выпуск устройства для заданной модели ТС (прошло оценку именно для вашего автомобиля);
- установка фаркопа на автомобиль прописана в руководстве по эксплуатации транспортного средства, необходимо открыть соответствующий раздел, посвященный буксировке прицепов (информация дублируется в ОТТС и на информационной табличке на стойке ТС).
На практике дорожные инспекторы не требуют документы на прицепное. Они могут потребоваться при постановке транспортного средства на учет, когда проводится осмотр на площадке МРЭО ГИБДД. Подтвердить легальность конструкции позволят такие документы на фаркоп: руководство по эксплуатации ТС, сертификат на фаркоп (ТСУ) с разрешением на определенную модель, одобрение типа ТС.
Фаркоп уже установлен на автомобиль — что делать
Многие оказываются в такой ситуации, когда установка сцепного устройства осуществлялась бывшим владельцем и автомобиль куплен уже с дополнительным оборудованием. Если фаркоп установлен на автомобиль, то можно не пройти сверку номеров в ГИБДД России, во ходе которой ведется осмотр на наличие внесенных изменений в конструкцию. Инспектор потребует подтверждающие документы, в противном случае придется демонтировать фаркоп перед постановкой ТС на учет. Из предыдущего раздела вы знаете какие документы нужны на фаркоп, получить их можно обратившись к изготовителю оборудования. Связаться можно:
- посредством e-mail или через сайт организации;
- при личном обращении в офис или филиал в городе;
- по почте — заказным письмом.
Если получить бумаги на сцепное не удалось, то решать вопрос придется кардинально. Остается демонтировать автофаркоп или приобрести новую модель с сертификатом. Крайний вариант — оставить существующее прицепное для легкового автомобиля и оформить его в ГИБДД РФ. В целом, установка фаркопа в 2024 году через регистрацию в ГИБДД РФ производится лишь в трех случаях:
- на руках нет никаких подтверждающих документов на крюк фаркопа;
- сцепное модернизировано кустарно, оно отличается от сертифицированного устройства;
- изначально фаркоп не разрешен для вашей модели ТС (нет указания в ОТТС).
Иногда подпольные организации рекомендуют купить у них пакет документов на фаркоп. Относиться к таким предложениям нужно с опаской. Всю процедуру можно провести самостоятельно и цена вопроса является относительно адекватной.
Как оформить фаркоп — пошаговая инструкция
Представим, что согласно ОТТС машина не может ездить с прицепом, либо ТСУ имеет неизвестное происхождение. Суть легализации заключается в том, что эксперты лаборатории должны ответить на ряд вопросов. К примеру, можно ли снабдить конструкцию машины ТСУ без вреда для металла и других участников движения. Еще один из изучаемых вопросов — выдержит ли неизвестное ТСУ высокие нагрузки и может ли конструкция крюка быть признана безопасной. Только после испытаний изменения вписываются в ПТС и свидетельство о регистрации ТС. На 89 регионов страны насчитывается не более 30 испытательных лабораторий. Ехать сразу в соседний регион не нужно, вот как поставить фаркоп на учет согласно букве закона:
- Документы в испытательную лабораторию можно направить дистанционно. Также можно посетить офис. Эксперты берут случай в работу и готовят предварительное техническое заключение. Ждать придется не более недели, расценки начинаются от 5 тысяч рублей.
- Далее владелец ТС направляется в технадзор ГАИ России, где пишет заявление и получает одобрение на внесение изменений в конструкцию. Также владельцев интересует можно ли устанавливать фаркоп своими руками и на каком этапе это делать.
- После одобрения правоохранителей устанавливается сертифицированный фаркоп (если он не был установлен). Установить можно своими руками, наряд из автосервиса не требуется.
- Следующим шагом производится запись в лабораторию. В назначенную дату владелец прибывает. Инженеры проверяют надежность крепления и прочность конструкции под нагрузкой. Также автомобиль взвешивают и измеряют с полным баком топлива. Все данные вносятся в реестр и выдается протокол проверки безопасности.
- После этого нужно получить диагностическую карту. Обязательный техосмотр отменили, в принудительном порядке он проводится только при смене собственника и при внесении изменений в конструкцию.
- Со всеми бумагами владелец вновь отправляется в технадзор ГАИ России и получает Свидетельство о соответствии ТС требованиям безопасности. Также оплачивается госпошлина.
- В конце изменения регистрируются в ГАИ России, выдается новое свидетельство о регистрации, в ПТС правоохранителями проставляется соответствующая отметка.
Теперь вы в курсе как оформить фаркоп. В 2024 году процесс растянется практически на 2 месяца, также придется выложить 15-20 тысяч рублей.
Существует ли штраф за фаркоп
Установка нештатного фаркопа будет расцениваться инспекторами как незаконное переоборудование ТС. По факту устройство без документов приравнено к пластиковым обвесам, громким глушителям, стальным порогам и прочим полулегальным «допам», которые нужно вписывать в ПТС. Санкции прописаны в статье 12.5.1 КоАП РФ — в 2024 году штраф составит 500 рублей. Но это только при первой остановке инспекторов. Повторное нарушение карается штрафом в размере 5000 рублей или лишением водительского удостоверения на срок от 1 до 3 месяцев. Кроме того, можно нарваться на предписание — в определенный срок вас обяжут вернуть машину к заводскому состоянию. Неисполнение требований грозит аннулированием регистрации. Кроме того, предмет административного правонарушения может быть изъят по закону. Звучит забавно, но съемный фаркоп заберут и приобщат к материалам административного дела.
Подводя итоги
Среднестатистическая иномарка из Европы, США или Японии может легально «таскать» прицеп. Практически все ввезенные ранее авто имеют соответствующую пометку в ОТТС. Грешат с этим лишь нынешние производители китайских авто. Ради ускорения сертификации для рынка РФ они опускают ненужные действия. Про российские машины даже не стоит и говорить — все они могут оснащаться прицепным. Большинству автолюбителей не нужна процедура регистрации ТСУ. Достаточно провести установку фаркопа своими руками или через автосервис, который был куплен в магазине и укомплектован сертификатами. Теперь вы в курсе нужно ли регистрировать фаркоп — процедура проводится в редких случаях и подавляющему большинству водителей она не грозит.