Один из крупнейших авторазборов России

Почему дизель дороже бензина: 5 основных причин

71 12 минут чтения
Раздел:Автоновости
Почему дизель дороже бензина: 5 основных причин

Как так вышло, что литр солярки стал дороже литра качественного бензина АИ-95. Еще несколько десятилетий назад дизельное топливо было «дармовым» и россиянам на стыке позднего СССР или ранней Российской Федерации никогда бы не пришло в голову покупать солярку за деньги, еще и по завышенной цене. С тех пор все поменялось и сегодня ценники на дизельное топливо заставляют шевелиться волосы на голове от ужаса. В причинах ценового дисбаланса постараемся разобраться вместе с экспертами разбора Гидрач.рф.

Историческая справка по цене дизельного топлива

Жившим или хотя бы немного заставшим времена СССР любые современные объяснения дисбаланса цен на дизельное топливо в России покажутся нелепыми. Потому что они чудесно помнят, что любой мужчина мечтал о дизеле. Конечно, речь идет скорее не о личной машине, а о рабочем автомобиле, ведь дизельные легковые авто в СССР были невидалью. Причины популярности топлива ДТ были простыми — огромное количество спецтехники и грузовиков ездило именно на «солярке». Понятия об экологии отсутствовали как класс, да и расход дизельной «солярки» был невероятным. В те времена бензин оценивался в 8-10 копеек за литр, а цены на дизельное топливо для частных лиц вообще отсутствовали — не продавалось за ненадобностью. При этом все знали, что цена на ДТ составляла ровно 3 копейки, причем устанавливалась она на официальном уровне. Неофициально любой рабочий мог прихватить со смены несколько литров ДТ, а за рубль по договоренности дизельным топливом наполнялся бак практически любого объема.


Иными словами, стоимость дизельного топлива находилась на околонулевых отметках. Как так вышло, что спустя 30-35 лет после разрушения СССР литр дизельного топлива по расценкам обогнал все марки бензина? Работники нефтяной отрасли отвечают на этот вопрос вполне логично. Раньше из одной тонны нефти получали примерно 200 литров бензина и 300 литров дизеля, остальные 500 приходились на мазут и прочие подспудные нефтепродукты. Сегодня технологии и химия позволяют из мазута и битума получать еще 400 литров бензина. Следовательно, раньше топлива для дизелей получали больше, чем бензина, поэтому оно и было дешевым. Дизельные легковые автомашины отсутствовали начисто, поэтому спрос в частном секторе также отсутствовал. Сюда стоит добавить и работу маркетологов. Сейчас автомобильное дизельное топливо плотно ассоциируется с премиальными внедорожниками, владельцы которых не скупятся на тяжелое топливо. 

Почему дизельное топливо называют «соляркой» и как производят ДТ

Химическая промышленность и двигателестроение 19 века полностью остались за немцами, которые создали немало наработок. В 1857-м немецкие ученые при перегонке угля и нефти выделили маслянистую фракцию ярко-желтого цвета, которую тут же назвали «solarol» или «солнечное масло». Вот почему дизельное топливо принято называть «соляркой». Под дизелем понимается вид топлива, получающегося путем перегонки нефти из ее керосиново-газойлевых фракций. Эти компоненты тяжелее бензина, отсюда и название — «тяжелое топливо». Поэтому плотность дизельного топлива больше, а температуры вспышки и кипения — выше. Получение тонны дизельного топлива является менее затратным процессом, если сравнивать с процессом получения бензина, который в теории должен стоить больше. Важно, что на стоимость ДТ влияют и другие факторы. К примеру, популярность дизельного топлива в России. Она обусловлена повсеместным использованием дизелей, из-за высокого КПД двигателей на «тяжелом топливе». Работы на топливе ДТ — это скромные затраты при высокой прибыльности производства, поэтому помимо машин в стране работает множество генераторов и других производственных машин. Вопрос почему ДТ дороже бензина рассмотрим в следующем разделе, а пока что вернемся к свойствам топлива. Конечно, дизель или бензин получаются путем фракционной перегонки углеводородов. Основан способ на разнице температур кипения разных соединений. На этапе подготовки сырье заливается в огромные колонновидные цистерны, которые затем начинают подогревать. Постепенно по мере нагревания нефтепродукты расщепляются на фракции, они начинают испаряться (но до воспламенения дело не доходит).


В начале на дистилляцию идут легкие соединения, попутно температура повышается и очередь доходит до более тяжелых. Под «тяжестью» здесь понимается число атомов углерода. Бензиновое топливо выделяется при температуре до 200 градусов по Цельсию, для получения лучшего дизельного топлива может потребоваться температура до 350 градусов. В самом конце остается тяжелый жидкий остаток в виде мазута. Бензин имеет относительно невысокую плотность, его цепочка состоит с 5-12 атомов углерода, поэтому испарение начинается гораздо раньше. У дизтоплива количества атомов превышает 12, поэтому тяжелая фракция начинает отделяться от общей массы при более высокой температуре. Бензин можно легко отличить от дизтоплива — достаточно капнуть обе разновидности на кожу. Первый быстро испарится, осушив кожу. На месте нанесения «солярки» останется маслянистый след. Различия есть и по скорости воспламенения. Пары легко бензина воспламеняются мгновенно, дизель не вспыхивает сразу из-за тяжести — вот почему дизельное топливо приходится разжигать в течение нескольких секунд. На практике же дизельное топливо применяется для снятия хорошего крутящего момента и монотонной тяжелой работы моторов. Поэтому в топливные баки кораблей, автобусов и тягачей заправляют именно «солярку». Участь бензина — высокие обороты, скорость и драйвовая динамика. Сторонники и противник есть у всех типов двигателей внутреннего сгорания. Дизель давно навязывает конкуренцию бензину, но в России эта конкуренция не так очевидна. Дизельные ДВС хороши в южных регионах страны, в остальных из-за температурного режима предпочитают бензин. При этом во Франции примерно 30% личных авто являются дизельными, в Австрии — все 50%. 

Почему дизельное топливо дороже — 5 основных причин

Рыночная цена дизеля складывается из нескольких показателей, в их число включены: транспортировочные расходы топлива к месту розничной реализации, добавка улучшающих присадок, маркетинговые расходы сетевых АЗС и в целом конъюнктура топливного рынка. Из предыдущих разделов мы уже осознали, что стоимость «солярки» должна быть ниже, поскольку это побочный продукт нефтехимической промышленности. Однако в современном российском капитализме со строгим госконтролем такая логика не работает совершенно. В плане производства оба вида топлива являются малозатратными, но по мере приближения к топливораздаточной колонке бензин и «солярка» начинают стоить неадекватно дорого. Дело в том, что ценообразование в РФ ориентировано на мировой рынок. Бензина производится гораздо больше, поэтому внутри страны возникает дефицит дизельного топлива. Вот почему в России дорого дизельное топливо — далее вас ждут 5 основных причин. 

Причина первая. Биржевой сговор

Это не пустые обвинения в сговоре, поскольку ФАС России ежегодно наказывает нефтяные компании. Несмотря на разницу закупочных цен и прочие рыночные колебания, продавцы сговариваются устанавливают одинаково завышенные ценники. Также цены на нефтепродукты устанавливаются на внешних биржевых рынках. Сейчас на мировых биржах дизельное топливо оценивается дороже бензина марки АИ-95 и Россия явно следует биржевым трендам.

Причина вторая. Экспортный продукт

Еще одна причина почему «солярка» дороже бензина — дизтопливо желанный продукт для экспорта в КНР. Кроме того, Евросоюз закупает российское ДТ в обход своих же санкций через Турцию, ОАЭ, Индию и прочие страны. По итогу европейские потребители лишь догадываются о происхождении топлива. Работа с иностранными компаниями выгоднее, нежели розничные продажи в стране. Поэтому в российских регионах периодически возникает дефицит, что вполне логично ведет к повышению цен. Недаром на подпольных АЗС нередко вывешиваются баннеры «куплю дизельное топливо оптом» — это еще одно следствие дефицита. Кстати, во всех европейских странах, граничащих с РФ (Польша, Болгария, страны Прибалтики), дизельное топливо стоит больше, чем бензин АИ-95.


Причина третья. Сезонность

Время года и температура за бортом также влияют на котировки. Если в Европе зима становится чрезмерно холодной, то спрос внутри Европы начинает сильно расти. В это же время в РФ возникает дефицит зимнего дизельного топлива. Также к сезонным факторам можно отнести:

  • периоды повышения цен на саму нефть;
  • периоды проведения полевых работ;
  • наступление зимних месяцев.

В зимних условиях российские водители переходят на топливо типа «Арктика». Оно дороже обычного за счет наличия присадок, не дающих ему замерзать. После 90-х дизтопливо перестало быть сезонным товаром для сельхозтехники, став товаром круглогодичного назначения. 

Причина четвертая. Высокий спрос

Еще одна причина — тот же высокий спрос. С начала 90-х в стране появилось множество дизельных автомобилей, импортных генераторов и спецтехники, причем самого «тяжелого топлива» стало меньше. Дальше в действие вступают законы рынка, которыми нередко прикрываются монополисты и государственные структуры. Также часть ДТ отправляется в Китай и Европу, что лишь подстегивает цены внутри страны — вот почему дизель дороже бензина. Автозаправочные станции не могут купить дизтопливо по оптовой цене в своем регионе, поэтому поставщиков приходится искать в соседних регионах. К закупочным ценам добавляются транспортные расходы, что ведет лишь к удорожанию ДТ. Сюда стоит добавить и малое количество автозаправочных станций, торгующих дизтопливом — все это увеличивает прайс на редкий товар. 

Причина пятая. Экологические нормы

С 2017 года в России действуют более жесткие экологические нормы по содержанию серы в «солярке». Для европейцев это не ново, подобные требования действуют в ЕС давно. Кстати, качество российского дизельного топлива ругать не нужно — оно считается одним из самых чистых в мире из-за низкого содержания серы. Оно требует минимальных вмешательств в плане присадок и прочих «улучшителей». И все же, нормы в плане экологии ужесточаются, нефтяные компании переоборудуют свои заводы и все расходы по умолчанию ложатся на плечи покупателей. Важно, что цены на бензин и дизельное топливо растут не только в России, но и во всем мире.

Стоит ли экономить на «солярке»

Теперь вы в курсе почему «солярка» дороже бензина. Теперь, когда ценообразование стало понятным, возникает другой логичный вопрос — как экономить на дизельном топливе. Дизель — конструкция сложная, единственная заправка некачественным топливом может вывести форсунку или ТНВД из строя. Далее владелец покупает диагностический сканер, находит неисправную форсунку, начинает ее выкручивать и обламывает. Далее следует поездка на авторазбор за новой головкой ДВС — сотрудники Гидрач.рф неоднократно помогали «дизелистам» в подборе запчастей даже в столь непростых ситуациях. Поэтому лучшая экономия заключается в поиске хорошей сетевой АЗС и езде без поломок с нормальной «соляркой». Выбор здесь не так велик, поэтому ошибиться невозможно. Прежде всего, взглянуть стоит на федеральные сети вроде Газпромнефть, Роснефть, Лукойл, Татнефть и Teboil. Также «дизелистам» стоит учесть, что в регионах существуют франшизные заправки, поэтому читать отзывы и проверять информацию нужно по каждой АЗС в отдельности. Снабжение и условия хранения отличаются на каждой заправке, поэтому лишняя бдительность не помешает. Экономия начнется с покупки улучшенного дизтоплива, вот несколько примеров:

Производитель топливаНазвание фирменного продукта
ЛукойлECTO Diesel
ГазпромнефтьG-Drive Diesel
РоснефтьPulsar Diesel

Улучшенные варианты топлива имеют хорошие моющие свойства, также в их составе имеются деэмульгирующие, антикоррозионные и противоизносные добавки. Если улучшенные бензины получают повышенное октановое число, то качество дизельного топлива проверяется по цетановому числу, которое у фирменных продуктов будет выше. Избегайте малоизвестных заправочных станций, а также фэйковых АЗС, которые пытаются мимикрировать под крупные АЗС, копируя их дизайн. Особенно актуальны подпольные заправки в южных регионах России. Копеечная экономия в несколько сотен рублей на одном баке дизтоплива способна обернуться полным ремонтом топливной аппаратуры. Скромная экономия доступна за счет программ лояльности и кэшбэка по банковским картам — небольшие вознаграждения позволят побороть внутреннюю боль, вызванную ценниками на ДТ.


Что будет с ценами на дизель в будущем

Для поиска ответа на этот вопрос обратимся к опыту Европы, которая более длительное время живет в капитализме. Самое дешевое ДТ можно обнаружить в Болгарии — 118 рублей в переводе на наши деньги. Немногим выше цены в Чехии и Польше — 132 и 135 рублей соответственно. На другой стороне находятся европейские страны, нарастившие «социальный жир» вроде Германии, Италии, Норвегии или Швейцарии — там дизтопливо оценивается в 160-185 рублей (более 2 долларов). Все эти годы дизтопливо в европейских страна только и делало, что непрерывно дорожало. При этом прямое сравнение цен является некорректным, поскольку обращаться нужно к доходам населения в ЕС и России. При средней зарплате в Германии в 4350 евро среднестатистический немец может купить 2718 литров «солярки» на свою зарплату. В России официальная средняя з/п в июле 2025 года составляла 103 тысячи рублей, поэтому россиянин может позволить себе вдвое меньше — примерно 1280 литров ДТ. Далее обратимся к мнению бывшего замминистра энергетики РФ Владимира Милова. «Предпосылки для снижения цен на ДТ и бензин в России отсутствуют. Нефтяные компании накопили финансовый дисбаланс, поскольку на фоне социальной нестабильности им запретили резко повышать ценники. Акцизы растут, растут и цены на мировом рынке. Вероятно, резкого ценового скачка не будет, но и обратного пути у цен нет. Основные причины того, что дизельное топливо дороже бензина, кроются в экономической подоплеке» — отметил Милов. Принято думать, что «рынок сам порешает», но обычно эти механизмы работают лишь в пользу глобальных корпораций. Кроме того, из-за высокого КПД, топливной эффективности и хорошего крутящего момента автомобили на дизеле остаются востребованными в России, а значит — ожидать снижения цен не приходится. Однако темпы удорожания топлива могут легко переломить эту ситуацию. 

Подводя итоги

Итак, в данном обзоре от тюменского разбора Гидрач.рф мы выяснили почему дизель в России обходится дороже АИ-95, а также пришли к неким выводам:

  1. Российское дизтопливо имеет низкое содержание серы, поэтому оно хорошо идет на экспорт в КНР и Европу. При этом свежие экотребования К5 заставляют производителей обращаться к технологии гидрокрекинга, что делает «солярку» еще дороже. 
  2. Системы типа Common Rail выдают высокое давление, а по сему испытывают высокие механические нагрузки внутри самой топливной системы. Вкупе с малыми зазорами в рабочих парах ТНВД и форсунок топливная аппаратура получается достаточно хлипкой. Все это известно маркетологам, которые также знают, что водитель готов хорошо платить за качественную «горючку». 
  3. Заправляться стоит на крупных сетевых АЗС, опасаясь их «клонов» и подпольных заправок. Также желательно изучать отзывы, поскольку качество ДТ разнится от заправки к заправке несмотря на то, что работать они могут под единой вывеской.
  4. В течение последующих 5-10 лет цены будут подтянуты к общемировым, это неминуемый сценарий, который уже превращается в реальность. Экономить можно лишь за счет качественного топлива, карт лояльности АЗС и кэшбека по банковским картам — остальные способы экономии могут вывести топливную систему из строя, что приведет к дорогим ремонтам. 
Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Как вернуть полисы ОСАГО и КАСКО: полная инструкция

Как вернуть полисы ОСАГО и КАСКО: полная инструкция

При покупке машины в автосалоне новый владелец сталкивается с принудительным страхованием КАСКО. Сре...

Двигатель Solaris G4FC — капитальный ремонт или контрактный двигатель. Все о двигателях G4FC и G4FA для Солярис

Двигатель Solaris G4FC — капитальный ремонт или контрактный двигатель. Все о двигателях G4FC и G4FA для Солярис

Первые седаны Solaris появились на российских улицах в далеком 2010 году. С тех пор прошло целых 15 ...

Эндоскопия двигателя: какой эндоскоп купить и как проверить двигатель самому

Эндоскопия двигателя: какой эндоскоп купить и как проверить двигатель самому

Еще совершенно недавно увидеть состояние двигателя внутри без полного разбора казалось невозможным з...

Питбайк: нужны ли права на питбайк, со скольки можно кататься на питбайке. Штрафы и ДТП на питбайке

Питбайк: нужны ли права на питбайк, со скольки можно кататься на питбайке. Штрафы и ДТП на питбайке

Юные школьники на питбайках заполонили улицы пригородных районов и небольших поселков. Иногда звуки ...

Кроссовер Лада Азимут — родственник Весты или очередной «китаец». Полный обзор Lada Azimut

Кроссовер Лада Азимут — родственник Весты или очередной «китаец». Полный обзор Lada Azimut

Сотрудники разбора Гидрач.рф с удовольствием бы разобрали новый кроссовер Лада Азимут. Но вот незада...

Компрессия в двигателе: показатели, измерение и последствия

Компрессия в двигателе: показатели, измерение и последствия

Каждый мотор, как и человек, обладает показателями здоровья. Практически 90-95% покупателей машин на...

Потеет фара. Устраняем запотевание оптики вместе с Гидрач.рф

Потеет фара. Устраняем запотевание оптики вместе с Гидрач.рф

На жидкость в фарах нужно реагировать сразу. Промедление окажется губительным для внутренностей опти...

Не работает бензонасос: полная диагностика узла своими руками

Не работает бензонасос: полная диагностика узла своими руками

Стабильное поступление топлива в двигатель — гарантия того, что автомобиль будет ехать без рывков и ...