Представьте, что ваш знакомый приобрел автомобиль и решил похвастаться покупкой. Он с гордостью заявляет, что во время поисков скупил множество отчетов, потратив несколько тысяч рублей. Это позволило найти «идеальный» транспорт с прозрачной историей. Вы мысленно готовите поздравления и ненароком решаетесь взглянуть на купленную машину. Вдруг выясняется, что кузов окрашен кустарно, в зазоры заходит палец, а новые чехлы на сиденьях скрывают «шашечное» прошлое. На лице вашего знакомого при озвучивании этих фактов появляется неподдельное удивление, сменяющееся гневом. Совсем недавно он потратил солидную сумму на отчеты и был уверен в своем решении. Оказывается, что проверка машины онлайн не решает всех проблем при подборе. Как правильно пробить авто, о чем умалчивают платные отчеты и какой из сервисов для проверки ТС выбрать? Об этом далее.
Как устроены отчеты по авто и зачем они нужны
Главным товаром в XXI веке стала информация. Разработчики пытаются ее монетизировать и создают все новые приложения. Добыть данные человека или сведения о его имуществе — уже не проблема, компании и государственные структуры охотно ими делятся на коммерческой основе. Именно так и появились приложения для проверки авто. Они на самом деле обладают некоторой ценностью для владельцев ТС. В повседневности люди лечат других людей, изучают языки или занимаются программированием — большая часть обывателей никак не связана с автомобильным миром. Для них покупка машины — это параллельная вселенная с новыми терминами и множеством неизвестных переменных. Для всесторонней проверки машины нужно познать три основных направления:
- Оценка технического состояния машины.
- Визуальная проверка на наличие кузовных ремонтов.
- Юридическая проверка ТС для последующего переоформления.
Разработчики приложений для проверки авто онлайн посягают сразу на все пункты, обещая выдать информацию по всем направлениям. Однако стоит учесть несколько факторов. Купленные отчеты не признаются источниками официальной информации. Также их создатели практически не отвечают с юридической точки зрения за их содержимое. Платные отчеты по машине нельзя назвать бесполезными, их покупку лучше совместить с проверкой приобретаемого авто в автосервисе, либо с приглашением подборщика. Итак, сервисы собирают данные из платных и бесплатных источников. Цифровые базы предоставляют сведения об истории авто и числе ДТП, данные о пробеге, обслуживании и наличии юридических ограничений. Все эти данные передаются полицией, нотариусами, страховыми компаниями, пунктами техосмотра, судебными приставами, автосервисами, агрегаторами такси, таможенниками и так далее. Все эти сведения обобщаются и выдаются в виде отчета, который стоит несколько сотен рублей. Нередко проверка автомобиля онлайн дает точные и актуальные сведения. При этом сами создатели заявляют, что в отчеты могут закрадываться ошибки, ведь на местах все данные «вбиваются» ручную страховщиками, сотрудниками СТО, инспекторами ГАИ России. Людской фактор не единственный недостаток сайтов по проверке авто — о других нюансах мы расскажем в следующих разделах статью. Плюсы также присутствуют. Например, многие цифры поступают из официальных каналов, которые закрыты для редактирования обычными пользователями. Это означает, что подделать или изменить отчет практически невозможно.
По каким пунктам можно пробить машину
Виртуальная проверка авто по ВИН или регистрационному номеру позволит обнаружить скрытые недостатки. Это адекватный вариант при общении с продавцами из другого города. Покупатель может получить фотографии и сведения из закрытых баз, которые невозможно получить другими путями. Нужно учитывать, что виртуальная автопроверка — это полумера, бесполезная без очного осмотра с участием специалистов или тех, кто досконально разбирается в машинах. Обычно через сайты для проверки машин предоставляется такая информация.
Пробег автомобиля. Цифры на одометре являются индикатором износа ТС. Именно поэтому бывшие владельцы и перекупы всячески стараются откорректировать пробег, чтобы ввести покупателей в заблуждение и получить больше денег. Данные о пробеге записываются инспекторами во время оформления ДТП, в сетевых автосервисах, а также на пунктах техосмотра. Работникам указанных организаций пробег вашего автомобиля и чувства будущего покупателя малоинтересны. Пробег они часто записывают со слов, чем и пользуются хитрецы, которые затем подгоняют данные на щитке под объявленные цифры. Конечно, предыдущая история в базе должна быть чистой, иначе на графике пробега покупатели отчета увидят резкий скачок вниз, подтверждающий смотку пробега.
История обслуживания и ТО. Технический осмотр проводится после покупки авто, а также при установке дополнительного оборудования — рядовые владельцы туда заглядывают нечасто. То же самое можно сказать и о сетевых сервисах, которые «сливают» данные о клиентах и их машинах. На практике в отчете среднестатистической машины есть несколько строк с перечнем проведенных работ, пробегом на момент их выполнения, а также прописаны данные о пройденных техосмотрах.
Юридические данные. Сюда можно отнести дату таможенного оформления, дату первой постановки на учет, периоды владения, наличие действующего учета в ГАИ, данные о предыдущих владельцах. Также проверка авто перед покупкой содержит «пробивку» на розыск, наличие ограничений и залоговых обязательств. Все это принято называть проверкой на юридическую чистоту. Эти данные запрашиваются у Госавтоинспекции, ФССП, ФНП (нотариат) и Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Количество ДТП. Покупателю отчета выгружаются схемы повреждений с локализацией ударов и степенью их тяжести. Также доступны данные об участниках, схема аварии и расчет цен восстановительных работ. Важно, что проверка машины по ВИН не всегда приносит плоды. Иногда аварии умело скрываются, также Госавтоинспекция стала делиться данными с коммерческими сервисами только с 2015 года.
Работа в такси, каршеринге. Крупные автопарки «отбивают» стоимость автомобиля в течение 3-5 лет. Далее отработанные образцы продаются по заниженным ценам перекупам или частным лицам. Такие автомобили нередко «ходят по рукам», а их состояние является достаточно удручающим. Иногда покупателю гораздо проще оценить износ салона или найти на кузове следы от наклеек, ведь около миллиона таксистов работает в «серой зоне» (с шашечками и наклейками, но без оформления).
Прочие полезные пункты. Здесь все зависит от отдельного выбранного сайта для проверки автомобиля по номеру. Каждый из сервисов имеет свои «фишки» и предлагает водителям что-то нестандартное. К примеру:
- география использования автомобиля, история лизинга;
- штрафы, внесение изменений в конструкцию авто;
- отзывные кампании, оценка стоимости автомобиля;
- полисы ОСАГО, сведения об утилизации;
- решения арбитражных инстанций, история объявлений;
- история аукционов битых автомобилей (Россия).
Зачастую такой массив данных будет бесполезен, особенно если речь идет о бюджетных автомобилях, потенциальные покупатели которых не готовы на лишние траты. Иногда автолюбители забывают о том, что можно провести проверку автомобиля бесплатно.
Проверка машины бесплатно — реальность или миф
Покупавшие автомобиль в 2023 или 2024 гг. могут себе представить, что рынок б/у автомобилей «выгребли» подчистую. Иногда нужно затратить месяцы и осмотреть сотни автомобилей, чтобы найти транспорт мечты. Пользователи в сети жалуются, что десятки купленных отчетов им не помогли приблизится к заветной цели. Существуют бесплатные сайты по проверке автомобилей, обычно они принадлежат государственным организациям. Действительно, в некоторых случаях платные отчеты теряют актуальность и чтобы пробить автомобиль достаточно базовой информации. Вот ее основные источники:
- Сайт Госавтоинспекции России. В 2024 году организацию переименовали в ГАИ, хотя по привычке многие пытаются найти сайт ГИБДД для проверки авто. Теперь ссылка для поиска выглядит так — https://госавтоинспекция.рф/check/auto. Достаточно ввести VIN, чтобы получить базовые данные — периоды регистрации, наличие ДТП, ограничений и диагностической карты, нахождение ТС в розыске.
- Номерограм. Предельно полезный сайт, помогающий пробить машину по гос. номеру. Энтузиасты фотографируют чужие авто, иногда пользователи сами выкладывают фотографии своего транспорта в сеть. Номерограм сохраняет все фото и делает привязку к конкретному номеру. Нередко там появляются фото битых автомобилей, а также результаты их восстановления. Фотографы могут застать владельцев врасплох, когда те подливают масло в ДВС — такие фотофакты могут противоречить идеальному описанию в объявлении.
- Реестр залогов. Этот список ведется Федеральной нотариальной палатой. Автомобиль можно заложить кредиторам, после просрочки он перейдет в собственность банка или микрофинансовой организации. Не дожидаясь изъятия, умудренные опытом владельцы пытаются продать такие машины, чтобы решить свои финансовые проблемы. Достаточно ввести VIN на сайте ФНП, чтобы провести проверку залога автомобиля.
- НСИС — проверка ОСАГО. Еще одно новшество 2024 года связано с переездом проверки полисов ОСАГО с сайта РСА на сайт НСИС (Национальной страховой информационной системы). Здесь также проводится проверка автомобиля по гос. номеру бесплатно — НСИС подскажет о наличии ОСАГО, а также о покупке полиса для такси или расширения на Белоруссию. Система новая, в будущем ее возможности будут расширяться.
- Система электронных паспортов (СЭП). Потенциальные покупатели могут пробить машину по ВИН при помощи СЭП. Плюс этой системы в том, что она раскрывает легальность выдачи ЭПТС. Она накапливает в себе сведения со всех стран ЕАЭС, поэтому ввезенные из соседних стран авто также подлежат проверке.
- Сайт ФТС. Также пробить авто по ВИН стоит на сайте Федеральной таможенной службы. Особенно если к покупке рассматривается свежепривезенный образец, владельцы которого должны были позаботиться о таможенной очистке и уплате утильсбора. Последний платеж и вовсе стал притчей, подробнее про нюансы, связанные с утильсбором, можно прочитать в нашем отдельном материале.
- Банк исполнительных производств. На сайте ФССП России нельзя провести проверку машины по номеру. Его ценность заключается в другом. Достаточно указать ФИО продавца автомобиля и регион дислокации. Если за человеком числятся десятки исполнительных производств, то совершать сделку с ним не стоит. И вот по какой причине. Сразу после заключения ДКП приставы могут наложить ограничения и вы не успеете поставить автомобиль на учет. Иногда автомобиль успешно проходит перерегистрацию, но на него также накладываются ограничения. Это происходит ошибочно, поскольку в базе приставов ТС может все еще числиться за прежним собственником.
- Электронное правосудие. Внутри этой системы ведется документооборот арбитражных судов. Достаточно перейти в раздел «Банк решений» и в строчке «Текст» вбить VIN-номер изучаемого авто. Транспорт может быть предметом спора в арбитражных инстанциях, что также отрицательно влияет на его юридическую судьбу.
Иногда вокруг дешевой машины ведутся ожесточенные торги, когда покупатели перебивают ставки друг друга. Ручная проверка по ряду баз в такой ситуации неуместна. Она оптимальна для тех, кто никуда не спешит и дотошно изучает просматриваемые машины. Действительно, пробить машину бесплатно не совсем просто, ведь придется вбивать данные в ручном режиме и посещать сайты с не очень дружелюбным интерфейсом. Однако у такого метода есть несомненный плюс. Практически все обозначенные базы данных считаются государственными или тесно связанными с властными структурами. За точность данных отвечают должностные лица, сведения из «первых рук» имеют высокую ценность — это в самом деле официальная проверка авто. Вероятность ошибок, которыми грешат платные отчеты, сводится к минимуму.
ТОП-5 сервисов для проверки автомобиля
Любую ситуацию нужно тщательно обдумывать. При выборе автомобиля стоит взять с собой эксперта, дополнить его мнение отчетом, а некоторые сведения из отчета по номеру машины стоит перепроверить в официальных государственных базах. Это означает, что нельзя доверять лишь одному источнику, лучше провести перекрестную проверку всех данных, самостоятельно обобщив их результаты. Далее оценим пять топовых сервисов, которым не жалко отдать свои деньги. Цена отчета бюджетна — от 99 до 300 рублей, что сопоставимо с ценой стаканчика кофе. Потери невелики, а потенциальная польза несоизмерима. Особенно если отчет выдаст ценные данные, которых нет в бесплатных базах.
1 место — Автотека
Первое место заслуженно достается проекту Авито под названием Автотека. Вполне логично, что сервис автомобильных и прочих объявлений аккумулирует информацию о транспорте и способен выгружать ее в удобном виде. Кроме того, разработчики готовы вкладывать крупные суммы, поэтому Автотека работает предельно корректно. Сервис приятен глазу и понятен даже возрастной аудитории. Виртуальная проверка от Автотеки могла бы давать больше информации, однако основная ценность сервиса заключается в его лаконичности и скорости работы. Цена отчета слегка превышает 200 рублей, если найти промокод Автотеки, то отчет станет еще дешевле.
2 место — Автокод
Этот сервис проверки авто по номеру занимает второе место по популярности в сети. Здесь отчет по номеру машины стоит вдвое дороже — практически 450 рублей. Сначала это может оттолкнуть, но не исключено, что больше денег просят не просто так. Можно сказать, что проверка Автокода является более продвинутой и выдает больше параметров. Здесь добавлены лизинг, география эксплуатации, прошлые госномера, проверка на перебивку VIN, наличие добавленных изменений в конструкцию ТС. Для многих эта информация не столь важна, но Автокод имеет преимущество перед проверкой авто по Автотеке. За доплату можно провести полную проверку владельца. Банкротства, долги, поддельные документы, розыски собственника ТС — покупать у проблемного продавца не стоит. Практически 100% покупателей не интересуются личностью продавца, хотя этот фактор может сыграть злую шутку с юридической судьбой покупаемой машины.
3 место — Дром. История автомобиля
Автомобильный портал Дром предлагает свою проверку машины по номеру. Сервис решили назвать История автомобиля. Он окажется по нраву тем, кто желает продавать машины на Дроме и ценит интерфейс данной платформы. Кроме того, Дром — крупнейшая площадка автомобильных объявлений с «вагоном» специфической информации по выложенным на продажу ТС. В отчете предоставляется базовая информация, сравнимая по объемам с Автотекой. Базовое преимущество сервиса от Дрома — низкая цена. Топовый игрок рынка платных отчетов попросит с вас 175 рублей. Кроме того, при заказе массовых отчетов пользователям полагаются неплохие скидки.
4 место — statenumber.ru
Проект называет себя госномер.ру, а вот перейти на сайт проверки авто по ВИН получится лишь по англоязычной ссылке. Сервис проверки не так разрекламирован, как лидеры из первой тройки. Кроме того, создатели просят за один отчет 290 рублей. Сумму можно назвать нескромной, особенно если сравнить ее с расценками глобальных компаний вроде Дром или Авито. Однако и здесь можно найти сильные стороны. Например, номера автоматически подтягиваются из новостей, сводок ГИБДД и даже различных видеозаписей. Здесь можно найти нестандартный контент по машине, которую утопили, сожгли или управляли ей в нетрезвом виде. Если вы любите покупать отчеты и ищете что-то эдакое, то statenumber.ru — это точное попадание по нужному адресу. На фото ниже запечатлен разбитый Solaris из Тюмени, встретившийся с грузовиком в разгар дня жестянщика (почему этот день считают праздником и что вообще такое день жестянщика — читайте в отдельном обзоре разбора Гидрач.рф).
5 место — auto.ru Отчеты
Портал Авто.ру напоминает то место, куда подают объявления от безысходности. Этот сайт для проверки автомобиля по VIN не является слишком популярным, но у него есть свои особенности. История размещений на Авто.ру не имеет серьезной ценности — пользователь получит среднестатистический отчет без глубокой аналитики. Зато здесь можно авторизоваться через учетную запись Яндекса, а также потратить баллы этого IT-гиганта, ведь сайт auto.ru давно перешел под его опеку. Цена в районе 180 рублей также порадует. Главное — что сервис считается проверенным и не пытается забрать как можно больше денег. О таких сайтах мы поговорим в следующем разделе.
Почему проверка по номеру автомобиля — не панацея
В текущем обзоре мы изучили возможности платных отчетов, а также сайты для проверки авто бесплатно. Все они хороши, особенно если сочетать покупку отчетов с очным осмотром транспортного средства. Стоит знать, что онлайн проверка номера машины — это вершина айсберга. Добраться до самых темных уголков истории можно только самостоятельно, действуя сродни детективу. Вот почему проверка автомобиля по ВИН может дать осечку.
ДТП не вносилось в базу. Далеко не каждое ДТП оформляется инспекторами ГАИ России. К примеру, водитель слетел с трассы и повредил машину. Обращаться к инспекторам при отсутствии жертв и полиса КАСКО нет никакого смысла. Автомобиль вытаскивается из кювета и ремонтируется за свой счет, сей факт никак не отражается в электронных базах. Иногда водители не оформляют мелкие ДТП, поскольку портятся КБМ по ОСАГО (узнать что это такое) и страдает история автомобиля.
Умышленное занижение пробега. Представим, что собственник много лет безаварийно эксплуатирует один и тот же автомобиль и периодически даже задумывается об его продаже. Внезапно он попадает в ДТП и вспоминает, что на щитке намотан «космический» пробег. Добродушные инспекторы записывают пробег со слов владельца, который умышленно занижает цифру. Если повезет, то искаженные значения не будут конфликтовать с другими цифрами в отчете и его коварный план действительно сработает. Также пробеги со слов записываются на СТО и пунктах технического осмотра. Не стоит исключать и людской фактор, когда искажение пробега является опечаткой в электронной базе.
«Непробиваемость» возрастных авто. К примеру, проверка автомобиля через ГИБДД на наличие аварий не всегда дает определенные результат. До 2015 года не существовало единой базы ДТП. То же самое можно сказать про базы ОСАГО, диагностических карт и так далее. Чем старше автомобиль, тем сложнее заглянуть в его «аналоговое» прошлое.
Фэйковые объявления. Перекупы и владельцы-мошенники стараются тщательно скрыть темную историю машины. Простая подмена VIN позволяет ловко пройти проверку авто по гос. номеру. Достаточно изменить идентификационный номер в объявлении на один символ, чтобы «подтянулся» отчет от другого автомобиля. Кроме того, данные из объявления могут попасть в отчет по машине, VIN которой был использован без ведома владельца. Доски объявлений постепенно улучшают модерацию объявлений, но автобизнесмены постоянно покупают новые сим-карты и всячески меняют данные.
Ошибочные отчеты. Базы данных представляют из себя массивы строк, отображающих конкретные значения. Невероятное количество символов выгружается из разных баз, которые нередко являются частными и неточными. Ошибки компьютеров множатся на человеческие оплошности. По итогу в купленном отчете можно обнаружить абсолютно рандомную информацию, плохо связанную с конкретным авто. Конечно, можно написать в поддержку сайта, но на исправление данных в базах идут далеко не все.
Отсутствие единой базы. Каждая страна имеет свои инструменты для ведения учета ТС и контроля за их эксплуатацией. При ввозе машины из другой страны ценные данные теряются и в России машина получает кристально чистую историю. К примеру, налаженное взаимодействие по вопросам транспорта отсутствует даже между Россией и странами СНГ. Ярким примером может стать «казахстанский кейс». В одном из новостных дайджестов мы писали о дельцах из Казахстана, которые ввозили новые кредитные машины в Россию и продавали их под видом ввезенных через параллельный импорт. Ни одна из баз не смогла распознать уловку жителей соседнего государства.
Навязывание подписки. Важно, что проверка автомобиля по гос. номеру может окончиться небольшой финансовой кабалой. Не особо популярные сайты предлагают пробить авто по ВИН за совсем скромную сумму (30-50 рублей). Обычно под таким предлогом кроется замаскированная подписка, забирающая в месяц (а то и в неделю) с карты жертвы около тысячи рублей. Потери невелики, однако сам факт недобросовестного поведения надолго может отбить желание пробивать авто по номеру. Именно поэтому стоит обращаться к легальным сайтам из нашей подборки ТОП-5.
Подводя итоги
Основная идея этой статьи такова — платные отчеты не являются самостоятельным и полноценным инструментом для проверки истории легкового транспорта. Полностью «зеленый» отчет на самом деле содержит белые пятна, ведь все факты не могут быть отражены в базах данных. Глобальная цифровизация началась относительно недавно — многие аварии и страховые выплаты отображены только на бумагах, которые пылятся в архивах организаций. В базах есть неточности, перекупы и откровенные мошенники также пытаются манипулировать информацией. Именно поэтому сначала стоит проводить очный осмотр, а затем покупать отчет и перепроверять базовые сведения из него по бесплатным государственным базам для официальной проверки автомобиля. Кроме того, биографиям владельцев в России практически не интересуются, хотя нередко все проблемы начинаются из-за их недобросовестности и полной неплатежеспособности.