Летние путешествия и длительные поездки связаны с преодолением монотонных участков дороги. Это лучшие отрезки для оценки работы круиз-контроля. Система, поддерживающая заданную скорость, экономит топливо благодаря стабильности движения и разгружает водителя. Существует и более продвинутый вариант — адаптивный круиз, вобравший в себя умные алгоритмы. Из нового обзора вы узнаете, чем отличается адаптивный круиз-контроль от обычного. Также рассмотрим как работает круиз-контроль, как он внедряется и почему система удержания скорости может нести опасность.
Что такое адаптивный круиз, чем отличается от обычного
Основная задача стандартного круиза — удержание необходимой скорости без участия правой ноги водителя. Нажатие кнопки круиза облегчает трассовые поездки, также его можно использовать на длинных и пустых городских улицах. Достаточно выставить точное значение и электроника сделает все за тебя. Ранние модели и вовсе имели тросики и сервоприводы, отвечающие за открытие заслонки. Сейчас электронная педаль газа, электродроссель и ЭБУ полностью решают эту задачу. В любой момент можно отключить опцию и перейти на «ножное» управлением газом. Базовый круиз в машине имеет лишь один минус — он бесполезен на загруженных дорогах, где необходимо сбрасывать скорость, подниматься в горку или обгонять фуры. В более свежих или дорогих автомобилях эта проблема решена за счет установки системы ACC или adaptive cruise-control. Обычно опция называется ACC или адаптивный круиз, однако его могут называть динамическим, активным или интеллектуальным.
Также каждый из автопроизводителей придумывает таким опциям фирменные названия — сейчас их насчитывается более 20. Усовершенствованная система является умным ассистентом, который следит за обстановкой на дороге, автоматически регулируя расстояние до впередиидущего автомобиля или препятствия. Отдельный блок управления собирает информацию с сонаров, лидаров или комплекса стереокамер, помогая авто тормозить или набирать скорость в зависимости от интенсивности движения потока. При этом самостоятельное добавление газа не отключает ACC, после обгона с ускорением система автоматически выравнивает скорость до ранее обозначенной. Адаптивные технологии повышают пропускную способность автодорог, за счет упорядочения потока, а также делают движение более безопасным. Согласно американским стандартам, машины с ACC признаются транспортом с автопилотом первого (начального) уровня. У активного круиза есть свой минус — это большое «окно» даже с учетом минимально возможной дистанции, куда будут вклиниваться другие водители, нарушая «личное» пространство.
Что требуется для установки круиза. Основные компоненты
Нередко базовые версии автомобилей поставляются без круиза. Иногда он есть, но владельцам хочется поставить интеллектуальный круиз. Процедура по дооснащению считается необходимой среди водителей. Повысить комплектацию и свойства авто можно достаточно просто — нужно лишь купить все необходимые запчасти. Сотрудники разбора Гидрач.рф нередко подбирают элементы для установки круиз-контроля. Точный список деталей зависит от модели авто, но можно назвать примерный перечень, считающийся общим для многих машин:
- Мультируль с кнопками круиз-контроля, который начнет работать лишь с новым шлейфом SRS. Чуть реже требуется покупка подрулевого пластика с отдельным переключателем круиза. Это органы управления для включения опции.
- ЭБУ и блок круиза. Обычный круиз может быть «зашит» в ЭБУ автомобиля, для активного чаще всего требуется отдельный блок или сразу несколько блоков. Многое зависит от года выпуска автомобиля и его комплектации.
- Сонары, лидары и прочие датчики круиза, которые обычно прячутся за бампером. Иногда они маскируются в отверстии в декоративной решетке бампера, также могут прятаться за радиопрозрачной эмблемой марки.
- Разъемы, жгуты проводки. Обычно дело обходится врезками в штатную проводку, но порой приходится покупать подкапотные или салонные «косы» проводки. Степень переделок зависит от схемы круиза для отдельно взятой машины.
- Иной блок ABS, дополнительный датчик на педаль тормоза. Также потребуется ноутбук с сопутствующим софтом для адаптации датчиков, перепрошивки блоков, активации круиза.
Теперь вы в курсе как установить круиз-контроль — потребуется специалист, а также сопутствующие запчасти, подходящий софт (зачастую платный). Процесс может показаться сложным, однако в сети много решений по штатной установке на разные модели. Нужные детали невозможно найти в магазинах, зато купить круиз-контроль можно запросто на автомобильном разборе.
Как работает круиз — алгоритм использования
Для управления круизом на руле выделены отдельные клавиши, также на работу системы влияет нажатие на педали. Иногда круиз располагается не на руле, а является вынесенным на отдельный подрулевой переключатель, но сути это не меняет. Вот как пользоваться круиз-контролем:
- После нажатия кнопки ON/OFF на руле на щитке приборов загорается зеленый индикатор CRUISE (ACC или спидометр со стрелочкой, как бы фиксирующей скорость).
- Запуск возможен после достижения приблизительно 40 километров в час. Необходимо разогнаться до нужной скорости, затем нажать клавишу SET. Автомобиль зафиксирует скорость, остается лишь убрать ногу с педали газа.
- Также кнопки SET и RES позволяют снижать или повышать скорость движения на «круизной» опции. Обычно шаг составляет 1-1.5 километра в час, при зажатии шаг может быть увеличен до 5 километров в час. Конкретные значения зависят от модели, как и плавность и динамичность набора скорости.
- Нажатием ON/OFF или CANCEL можно отключить опцию. Также отключение производится нажатием на педаль тормоза, после этого машина начнет скидывать скорость. При помощи клавиши RES можно вернуть предыдущее значение скорости, машина вновь станет повышать обороты.
Адаптивные системы требуют продвинутых настроек. Водителю придется следить за уведомлениями на щитке приборов или дисплее на торпедо. Автомобиль может предложить оттормозиться, также он способен контролировать соседние полосы, настраиваются дистанция или привязка по скорости к машине в соседней полосе. Если обычный круиз — это инструмент для слепого поддержания скорости, то адаптивный — это полноценный ассистент с собственными «мозгами» и «органами зрения».
Какие опасности таит в себе круиз-контроль
Даже продвинутый круиз с радарами не обеспечивает автономного управления. Наоборот, он признается автопилотом самого начального уровня, требующего непрерывного контроля. Абсолютно все автопроизводителя снимают с себя ответственность и отмечают, что некоторые дорожные ситуации требуют особого внимания и моментального вмешательства водителя. Вот лишь несколько ярких примеров:
- на затяжных поворотах радар может «прицепиться» к машине, которая едет по соседней полосе, радар работает по прямой и «перепривязка» резко изменит поведение авто;
- система работает с временной задержкой или так называемым «лагом», подрезающие ТС не сразу распознаются АСС;
- отсутствие реакции на статичные объекты, к примеру, распознанное авто резко сворачивает и перед водителем появляется неподвижная машина;
- не исключаются столкновения с велосипедами и прочими двухколесными ТС, движущимися по обочине или в междурядьях;
- шины нештатной размерности могут изменить работу ACC, поскольку информация о скорости будет неточной, что скажется на работе системы в целом;
- выступающие грузы и нестандартные детали автомобилей не распознаются ACC, что также может повлиять на безопасность;
- также система плохо справляется с поворотами на обледенелой дороге при движении с высокой скоростью, удерживая ее без оглядки на дорожную обстановку.
Кстати, круиз-контроль доступен и на механике. Для этого у современных машин есть все необходимое — ЭБУ, электронная педаль газа, электродроссель. Обычно при переключении передач адекватные системы отказываются работать и удерживать скорость, однако некоторые российские модели имеют «баги» и не ощущают переключения скоростей.
Подводя итоги
Принято думать, что круиз-контроль с его идеальным удержанием скорости помогает экономить топливо. Однако разумный водитель будет сбрасывать газ на спусках и не ехать в горку с зажатой педалью газа, сохраняя нужную скорость во что бы то ни стало. Поэтому экономию почувствуют лишь «динамичные» водители, чей пыл может охладить бездушная система круиза с ее монотонным движением. Система оптимальна для трассовых участков с невысокой степенью загрузки. Использовать ее в плотном потоке или на городских улицах не стоит. Именно по этой причине производители снимают с себя ответственность за действия простенького автопилота. Поэтому водителю не стоит расслабляться после активации круиз-контроля, а также стоит следить за чистотой передних камер или датчиков. Если система на вашем автомобиле отсутствует, но имеется возможность установки, то все нужные запчасти можно найти в автомобильном разборе Гидрач.рф.