Модель Iskra начали разрабатывать еще во времена существования альянса АвтоВАЗа с Renault и Nissan. Это первый новый автомобиль от российского производителя, представленный за последние 10 лет. Действительно, в 2025 году Vesta и X-Ray отметят 10-летний юбилей с момента выхода. В этом же году в продажу поступит автомобиль Искра. Государственные и частные инвесторы вложили в создание Lada Iskra более 23 млрд. рублей. Стоило ли оно того? И вообще, стоит ли ждать Lada Искра, какими будут цены и что из себя представляет новинка? Далее вас ждут фото Лады Искра и подробное описание новинки отечественного автопрома.
Предыстория машины Искра
Первый готовый предсерийный образец показали узкому кругу лиц еще в марте 2022 года. Тогда название Лада Iskra не циркулировало в автомобильной среде, проект имел абстрактное название «Гранта-2». При этом разработка началась задолго до этого, ведь название Лада Искра завод без излишней огласки запатентовал еще в 2020 году. В базах Роспатента одним из создателей дизайна числился британец Стив Маттин, который покинул АвтоВАЗ в том же 2020-м. Примерно в этот же момент у глобальной корпорации Renault-Nissan-Mitsubishi, куда когда-то входил российский завод, появилась новая платформа для бюджетных авто. Это значит, что иностранные партнеры хотели выпускать собственные машины на других рынках и поделиться платформой с российским заводом. По условиям контракта российская сторона была обязана использовать некий фиксированный процент компонентов Renault-Nissan при выпуске машин под шильдиком новой Лада Искра.
Предсказывалось, что Лада Искра полностью вытеснит Гранту. Однако в планы вмешались события начала 2022-го и проект был поставлен на паузу, поскольку новая Lada Искра была целиком завязана на иностранные компоненты (по большей части от Renault). После ухода французов российская сторона решилась на перевод модели на альтернативные компоненты. Поставщиков нашли в Китае, Иране, а также разместили заказы на российских производствах. В бытность французов запуск производства был намечен на 2022 год. В том же году Николя Мор покинул страну и новым президентом АвтоВАЗа был назначен бывший министр транспорта Максим Соколов. Новый глава производства сначала сместил дату выпуска Lada Iskra на конец 2024-го. Производитель не укладывался в срок и анонс Лада Искра был смещен на начало 2025-го. сосуществовать вместе.
Платформа Лада Искра
Изначальный запуск машины Искра оценивался АвтоВАЗом примерно в 37 млрд. рублей. В итоге было потрачено лишь 23 млрд., однако в структуре этой цифры не учитываются потери западных производителей-инвесторов, которые оставили нам технологичную тележку последнего поколения. В сети уже активно распространяются мнения о том, что новинка от Лада является клоном Logan или Largus — такое суждение корректно лишь на несколько процентов. Устаревшая платформа B0, на которой производили Logan и Sandero для России отжила свое. Ее глубоко переработали и на выходе получилась платформа CMF-B LS. На ней уже выпускаются европейские «бюджетники» и она же предлагалась российскому заводу для новой модели ВАЗ. Название расшифровывается как Renault-Nissan Common Module Family (CMF или семейство универсальных платформ). Литера B в маркировке — это отсылка к компактному классу B. Буквы LS означают low specifications или низкие характеристики — отсылка к бюджетности платформы.
Итак, на рубеже двадцатых годов текущего столетия пресловутый альянс решил перевести европейские автомобили Dacia и российские Lada на единую платформу CMF-B LS, поскольку содержание разных платформ было слишком расточительным. Что же известно про данную платформу? Тележки с маркировкой CMF хорошо тянутся в длину — на них выполнены компактный Renault Kwid и длинный премиальный Renault Talisman. Вся машина делится на 5 глобальных частей, которые могут меняться производителем в зависимости от потребностей рынка. Точных данных о применяемых металлах и технологиях нет. Однако известно, что после ухода французской стороны россиянам пришлось закупать новое сварочное оборудование, соответствующее высоким требованиям для получения прочных кузовов. Всего в конструкцию автомобиля Лада Искра внесли несколько сотен изменений, именно по этой причине завод был вынужден искать новых поставщиков деталей вроде Китая и Ирана. Российским конструкторам пришлось изменить силовые части кузова, также изменились сорта применяемого стального проката. Будет ли сталь дешевле или дороже — об этом производитель умалчивает.
В плане кузовного железа платформа CMF-B LS практически повторяет платформу-предшественницу B0. Наш отечественный аналог получил название XJO — российская платформа уже отличается от западных исходников. Основные различия между B0 и более свежей CMF-B LS кроются в электронике и внутреннем оснащении. Новая платформа может нести на себе до 6 подушек безопасности, а также преднатяжители для всех ремней безопасности. Тележка поддерживает опциональный электромеханический ручной тормоз, систему автоматического распознавания препятствий и экстренного торможения перед ними. Контроль слепых зон и круиз-контроль также доступны. Все эти современные системы уже встроены в европейские модели благодаря внедрению мультиплексной проводки, где узлы и блоки общаются посредством шины цифровых данных. Все сказанное выше относится к оригинальной CMF-B LS, на которой уже выпускаются Dacia Logan и Sandero третьего поколения, а также Renault Taliant. Такую же платформу получили Dacia Jogger и Duster III. По меркам Renault CMF-B LS является платформой для развивающихся стран. При этом российскому заводу повезло, ведь тележка имеет некий потенциал и в ближайшем будущем при наличии инициативы на ней можно выпустить новые авто или модернизировать существующие.
Внешность нового автомобиля Искра
Первые фото Iskra в защитном камуфляже быстро подсказали, что внешность машины ВАЗ Искра обрела индивидуальные черты, хотя общая схожесть с Renault Taliant присутствует. Основой образа является X-образный дизайн, созданный во времена Стива Маттина, который работал на заводе с 2011 по 2020 гг. Если говорить честно, то дизайн Лада Искра коррелирует с Веста, X-Ray и обновленной Granta, которые появились примерно 7-10 лет назад. Визуально автомобиль ВАЗ Искра остался в недавнем прошлом, напоминающем о Маттине — это нельзя считать минусом, поскольку разработка принципиально нового дизайна отняла бы слишком много ресурсов. Достаточно консервативный рынок России вполне подходит для подобной концепции. Первая публичная презентация Лада Искра состоялась в июне 2024 года ПМЭФ-2024. Судя по фото, аудитории была представлена Lada Iskra в специальном «искрящемся» цвете, который разрабатывался исключительно для новой модели.
Спереди сохранились характерные для Lada хромированные накладки-бумеранги. Они передают «эстафету» хромированным вставкам передней оптики. Она стала более сложной, ближний и дальний разделены, о чем говорят два независимых рефлектора в каждой блок-фаре. Ожидается, что модель оставят без LED-оптики (за исключением ДХО), поскольку с такой технологией предлагается «старшая» Веста. Отличительной чертой стали X-образные подштамповки на боковых панелях. При этом они менее развиты, чем у старшей Веста — младшая Искра не должна нарушать иерархию в линейке автомобилей Lada. Колесные арки вмещают в себя литые диски R16, сами арки слегка выступают, что делает кузов более «дутым» и приятным глазу. Дуги крыши имеют плавную и закругленную форму, вместо задних «форточек» установлены заглушки из пластика — косвенно это намекает на то, что модель является субкомпактом и по размерам в точности повторяет привычный Solaris.
Черная крыша с плавником, зеркала с повторителями, противотуманные фары и увеличенные литые диски — все это характерно для более высоких комплектаций Лада Искра. Отмечается, что кузов прошел ряд аэродинамических испытаний ради снижения уровня шума. Не исключено, что Лада Искра, впервые представленная в 2024-м, будет неплохо стоять на дороге, продемонстрирует скромный топливный аппетит и приемлемый уровень акустического комфорта. Кроме того, новости АвтоВАЗа подсказывают, что в линейке появятся Лада Искра Кросс с увеличенным клиренсом и пластиковыми обвесами, а также Лада Искра в кузове универсал. Все кросс-версии получат сочный оранжевый цвет, остальные машины будут окрашивать в серый, белый, синий, коричневый и в фирменный цвет «Огонь».
Интерьер новой модели Iskra, комплектации
Накладка торпедо выполнена в цельном варианте. Увы, но положить что-то сверху на панель получится вряд ли. Сходу взгляд цепляется за нелепый планшет скромного размера с нескромными черными полями, крадущими полезную площадь дисплея. Спасает ситуацию расположение планшета — он размещен между двумя симпатичными центральными дефлекторами, этот участок не выглядит инородно. Под ним расположена цветная вставка, которая будет окрашиваться разными цветами в зависимости от комплектации и цены Лада Искра. В данную «саблю» из пластика встроен блок кнопок для включения доп. оборудования — подобные блоки встречаются на автомобилях от VAG. Посадочное место блока управления отопителем полностью повторяет стилистику Dacia. Немудрено, ведь поставлять данный блок планировала компания Renault. В нише под блоком расположились розетка на 12V и два разъема USB.
Модель получит щиток приборов с корпоративными шкалами оранжевого оттенка и небольшим дисплеем. Мультируль будет обшит кожей — он выглядит достаточно приятно, отверстие в нижней спице также говорит о максимальном родстве с Logan/Sandero третьего поколения. Боковые дефлекторы выполнены в виде модных ныне сопел, посадочные места в панели как бы тянутся за ними. Под левым дефлектором расположен блок для кнопок — подобные встречаются на Nissan, который некогда был для Lada родственным брендом. Обивка салона будет выполнена из ткани, клиентам предложат исключительно передний подлокотник. Сзади подобное удобство отсутствует, но это обстоятельство компенсируется раздельной спинкой заднего ряда. Если оценивать все факторы в совокупности, то салон Iskra — это бюджетные и вполне добротные материалы, в которые внесли нотку свежести за счет декоративных элементов и дизайнерских решений.
Если говорить о комплектациях и ценах на Лада Искра в 2024-2025 гг., то в «максималке» покупатели могут получить:
- кондиционер без климат-контроля;
- датчик света, ПТФ и светодиодные ДХО;
- водительское кресло с регулировкой по высоте, подлокотник;
- электроподогревы сидений (в том числе и задних);
- мультируль с отделкой из кожи, круиз-контроль;
- подогрев лобового стекла, розетка 12V, 2 порта USB;
- система стабилизации ESP, литые диски в размерности R16;
- медиасистема и цифровая приборная панель.
Конечно, цена Lada Iskra напрямую коррелирует с количеством дополнительных опций. В базе вместо планшета будет «уютный» пластиковый карман, также клиенты получат руль из ПВХ без кнопок и два электростеклоподъемника — таковы суровые реалии рынка.
Технические характеристики новинки АвтоВАЗа 2024
Под капотом разместятся тривиальные отечественные моторы. Агрегат ВАЗ-11182 имеет восемь клапанов и развивает 90 лошадиных сил, также покупателям предложат шестнадцатиклапанный ВАЗ-21127 на 106 сил. Младший мотор получит грантовскую 5-ступенчатую МКПП, которая работает с характерным подвывающим звуком. Более мощный агрегат будет работать в паре с 6-ступенчатой трансмиссией от китайских партнеров. Также последние новости о Лада Искра подсказывают, что ВАЗ-21127 будет агрегатироваться с китайскими вариаторами WLY. Увы, но мечтать об 1.8 EVO свежеиспеченным фанатам новой машины не приходится, но не исключено, что будет выпущена «заряженная» спецверсия. В остальном техническая конструкция является обыденной — силовые агрегаты скрывают под собой подрамник, передняя подвеска типа МакФерсон, сзади расположена стандартная балка.
Обратимся к характеристикам Лада Искра. Для неискушенной аудитории стоит отметить, что по всем параметрам машина станет отличным конкурентом близнецам Rio и Solaris, которые некогда перевернули отечественный рынок. Платформа не уступает им по безопасности, а более длинная колесная база делает машину плавнее — даже считанные миллиметры в этом деле имеют серьезное значение. Корейцы могли бы конкурировать в плане качества салонной электрики и оборудования, в этих сферах они действительно съели известное животное. Вот основные показатели Лада Искра (для седана):
- полная длина кузова — 4333 миллиметров (4.3 метра);
- высота по крыше — 1517 миллиметров;
- ширина по кузову — 1777 миллиметров;
- свесы — 820 и 910 миллиметров для переднего и заднего соответственно;
- колесная база — 2603 миллиметра (показатель Веста — 2636 мм.);
- колея передней оси — 1534 миллиметра;
- колея задних колес — 1527 миллиметров;
- клиренс Лада Искра — 170 миллиметров;
- штатные размеры колес Искра — 185/65/R15 и 195/55/R16.
По итогу фото и характеристики новой Лады Искра подсказывают, что на выходе аудитория получит «крепкого» бойца B-класса, который стал бы неплохим конкурентом Polo и Solaris/Rio, которые покинули рынок России.
Позиционирование модели, цены Лада Искра
Стоимость автомобиля — это один из важнейших параметров при покупке, особенно на нестабильном рынке. Производство небольших партий для внутренних нужд завода началось в 2024 году. Вторая половина 2024-го будет посвящена доводке практически готового автомобиля. Массовый выпуск модели должен стартовать в феврале 2025 года, товарные образцы поступят в салоне в марте того же года — вот когда выйдет Лада Искра. Инфляционные ожидания и обстановка на рынке к тому времени изменятся, поэтому перед стартом продаж финальные ценники будут скорректированы дополнительно. Однако кое-что о ценах уже известно. Модель Iskra должна закрыть пустующую нишу между бюджетной Granta и более внушительной Vesta. Ценовая политика будет следующей. Нижняя цена на Лада Искра в 2024-м предполагается как равная стоимости Granta в максимальной комплектации, а предельная цена новой Лады Искра будет находиться на уровне стоимости базовой комплектации Vesta. Примерный диапазон цен автомобиля Искра уже известен — от 1.1 до 1.3 млн. рублей, за топовую версию могут запросить до 1.5 млн. рублей. Подобные цифры подтверждены и президентом АвтоВАЗа Максимом Соколовым.
Представители автоэкспертного российского сообщества заявили, что при отсутствии резких скачков цен к моменту запуска можно рассчитывать на такие цены для машины Искра:
- стартовая цена может находиться на отметках 950-999 тысяч рублей (поскольку миллион является психологическим барьером, за эту цену покупатели получат пустой седан);
- универсал не будет продаваться «пустым» и за него затребуют 1.25-1.35 млн. рублей;
- за любую из cross-версии потребуется доплата в районе 150-200 тысяч рублей сверху.
Подобная ценовая риторика позволит производителю удерживать неплохую долю на рынке, поскольку бюджетные «китайцы» будут стоить существенно дороже.
Подводя итоги
Пользователи сети уже во всю публикую свои отзывы об Iskra, не дожидаясь официального выпуска. Но можно сказать лишь одно. Отечественному производителю нужен новый автомобиль. Любое производство — это шаг вперед. У россиян есть в руках технологичная платформа, которая задаст некий минимальный порог, ниже которого опускаться в будущем уже нельзя. Кроме того, CMF-B LS можно сжать или растянуть, выпустив на ней новые модели. На некоторое время это облегчит участь АвтоВАЗа, но разработки принципиально новых платформ должны вестись уже сейчас, чтобы через 5-10 лет завод мог чем-то парировать перед китайскими или европейскими конкурентами. Если подытожить собранную информацию по Iskra, то публика получит взвешенный и безопасный автомобиль на относительно современных компонентах. Машина окажется на голову выше младшей Granta, которая морально устарела. Аналогов на рынке не так много и все они стоят дороже, поэтому у Iskra есть все шансы разжечь пожар в сердцах покупателей.