Один из крупнейших авторазборов России

Что такое тяга Панара? Для чего нужна и как работает?

3951 8 минут чтения
Раздел:Автоновости
Что такое тяга Панара? Для чего нужна и как работает?

Все о тяге Панара знают лишь суровые джиперы и технические эксперты. Простые владельцы могут узнать о ее существовании лишь при выявлении дефектов. Казалось бы, простая реактивная штага с двумя сайлентблоками — на первый взгляд ломаться здесь просто нечему. Почему данная штанга получила наименование Панара и для чего она нужна в автомобиле? Все технические нюансы собраны в новом обзоре от тюменского авторазбора Гидрач.рф.

История появления тяги Панара

Французский инженер Луи-Рене Панар быстро осознал, что производство станков для обработки дерева является слишком скромной нишей для его таланта. Вскоре он нанял своего друга Эмиля Левассора и основал вместе с ним компанию Panhard & Levassor. Датой основания марки считается далекий 1872 год. До первого автомобиля было далеко, начинали приятели с производства простых газовых двигателей. Позднее они обзавелись средствами у купили лицензию на производство моторов Даймлера. В 1891 году началась серийная сборка модели Panhard & Levassor P2D. Машина разительно отличалась от конкурентов, она получила две тормозных системы, шкворневое рулевое управление и переднемоторную компоновку. 


Это интересно: «Первым автомобилем в России оказался Panhard & Levassor. Его ввезли в 1891 году, этот же год можно считать официальной дата появления в стране такого механизма как поперечная тяга Панара».

Модель получилась революционной и имела неограниченный потенциал для тюнинга (если говорить современными словами). Самоходный экипаж имел отвратительное рулевое управление, поэтому конструкторы все время модернизировали свою разработку. В ходе тестов было установлено, что задний мост мог произвольно смещаться относительно кузова. Проблему решили достаточно лаконично. Устранить перемещение моста в поперечной плоскости позволила штанга, которая не «зажимала» подвеску, сохраняя ее рабочий ход. Металлическая штанга с двумя шарнирами одним концом крепилась к заднему мосту, а другим — к проушине на кузове. Этот элемент вошел в анналы истории как «реактивная тяга Панара» или «рычаг Панара». Штанга успешно дожила до наших дней, получив минимальные изменения с поправкой на современность. 

Где используется задняя Панара?

Основное место установки Панары — автомобильная подвеска. Под подвеской принято понимать совокупность элементов, которые обеспечивают стабильную связь между колесами и рамой (несущим кузовом) автомобиля. Ходовая часть снижает динамическую нагрузку на кузовной металл, поглощает энергию от неровностей дороги и отвечает за перемещение колес относительно кузова машины. Необходимость крепления Панары зависит от типа подвески. Существует две принципиально разных конструкции ходовой части. Самый ходовой вариант — независимая подвеска. Ее «независимость» связана с отсутствием жесткой связи между двумя колесами одной оси. Вертикальное перемещение одного колеса никак не увязывается с положением в пространстве другого или оказывает минимальное влияние. Колеса могут принимать различные положения, поскольку с каждой стороны имеются рычаги, каждый из которых крепится к обособленным проушинам на кузове или к подрамнику. Этот тип подвески считается дорогим и встречается на задней оси множества нынешних кроссоверов. Независимая подвеска дает хорошую управляемость на асфальте, но расплачиваться приходиться посредственной проходимостью за пределами городских дорог. 


Это интересно: «В российском машиностроении реактивные тяги появились на послевоенных грузовиках. До этого мосты крепили к пакету листовой рессоры, однако такая компоновка не обеспечивала нужного тоннажа. Считается, что подобные штанги были «подсмотрены» у американского производителя Studebaker».

Первому типу подвески можно поставить в соперники зависимую подвеску. Исходя из названия можно легко догадаться, что в конструкции такой подвески колеса одной оси жестко привязаны друг к другу. Они сохраняют параллельное положение относительно друг друга и перемещение одного из них непременно отражается на положении другого. На ровной поверхности колеса располагаются перпендикулярно относительно полотна дороги. Если одно из них наезжает на неровность, то оба колеса автоматически меняют свое положение по вертикали. При этом вся ось начинается смещаться относительно горизонтальной оси. Сама конструкция зависимой ходовой части отличается простотой и утилитарностью. При этом расплатой за хорошую проходимость являются увеличение веса запчастей ходовой и снижение управляемости. Именно с последним явлением боролись инженеры Panhard & Levassor, внедрившие Панару своими руками ради получения более стабильного поведения на дороге. Сегодня такая подвеска именуется зависимой рычажной с реактивной тягой. Другим подвидом является зависимая подвеска на продольных рессорах. Сами рессоры могут неплохо удерживать ось, правда листы стали могут быть податливы в поперечном направлении. Поэтому тяга Панара в рессорной подвеске используется редко, однако ее внедрение заставит машину вести себя гораздо лучше. Подводя итоги этого раздела стоит подчеркнуть, что зависимые подвески могут устанавливаться и в передней части авто, поэтому передняя тяга Панара также имеет право на существование. 

Конструктивные особенности или для чего нужна Панара

Изучаемая тяга с французскими корнями, считающаяся реактивной штангой, выглядит как простой стержень. Он делается из стали или даже из композитов, на обоих его концах имеются проушины для установки сайлентблоков. Материалы, геометрия корпуса, виды крепления тяги Панара — все это может различаться, но суть у всех штанг одинакова. Они воспринимают знакопеременные, в основном поперечные, нагрузки. Постепенно элемент эволюционирует, связано это с внедрением материалов, которые ранее были неизвестны или недоступны. К примеру, в советских грузовика в качестве демпфера шарнира реактивной штанги применялась набивка из капроновой промасленной ткани. 

Сейчас чаще всего используются сложные эластомеры. Как уже было отмечено, штанга состоит из корпуса и двух проушин для сайлентблоков Панары. Конструкция штанги может быть цельнокованной, цельнолитой, также используется трубопрокат (фасонный, листовой). Корпуса могут быть сборными ради получения регулируемой Панары. В таком конструктиве применяются резьбовые соединения, также встречаются обжимные и сварные элементы — визуальный компонент зависит от назначения и технических задач. Способы крепления также могут различаться. Обычно тяга Панара крепится болтами к элементам автомобиля, зачастую монтируются всевозможные кронштейны для Панары. Далее простым языком будет изложен порядок работы штанги.


Пружины и амортизаторы работают лишь в вертикальной плоскости. Рессоры способны удерживать мост как в продольном, так и в поперечном направлениях. Однако со своей задачей полосы из стали справляются посредственно. Получается, что мост нужно удерживать «поперек», хотя машина движется только «вдоль». Стоит учесть, что дорожное полотно является неровным, а два колеса всегда сохраняют параллельность из-за конструкции зависимой подвески. Под наклоном кузов начинает откровенно «съезжать» с подвески. Внедрение штанги снижает влияние силы реакции дороги, имеющей боковую направленность. По итогу мост перестает «гулять» в поперечной плоскости во время поворотов и при перестроениях. 

При этом штанга не обладает 100% КПД и мост продолжает «гулять», пусть и с незначительной амплитудой. У данной конструкции есть один серьезный минус, позволяющий назвать решение компромиссными. Если мысленно отсоединить тягу от моста, то она будет вращаться вокруг рамы автомобиля подобно циркулю, описывающему окружность. Стоит еще немного пофантазировать и станет понятно, что в поперечном направлении мост с тягой Панара пытается описать дугу. Эти перемещения некритичны, но всегда вносят долю негатива в управляемость. Существует более продвинутая конструкция, исключающая расхлябанность — она называется механизмом Уатта. В ней две штанги работают в разных направлениях и крепятся к центральной части моста, исключая то самое движение по дуге. Конструкция является дорогой и редко внедряется на машины с завода. 

Зачем нужна регулируемая тяга Панара?

Иногда автолюбителей не устраивает поведение автомобиля со штатной зависимой подвеской на дороге. В таком случае может помочь Панара с регулировкой длины. Но гораздо чаще производится перенос тяги Панара или ее замена на регулируемую в связи с изменением дорожного просвета. Допустим, любитель выездов на природу решил произвести лифт подвески. Он установил проставки, а также усиленные и более высокие пружины. Изменение длины пружин автоматически меняет положение моста в пространстве. Расстояние между рамой (кузовом) и подвеской увеличивается, точка фиксации штанги смещается вверх и меняется угол расположения данной тяги. В таком случае реактивная тяга смещает мост в сторону, что ухудшает управляемость и приводит к ускоренному износу элементов ходовой. Именно для этих целей существуют альтернативные кронштейны тяги Панара.


Они позволяют изменить ее положение в пространстве или переместить ее таким образом, чтобы после лифта подвески штанга не соприкасалась с другими элементами. В саму тягу устанавливается муфта, позволяющая быстро менять ее длину в соответствии с новыми значениями дорожного просвета. Обычно диапазон регулировки задней тяги Панара доходит до 100 миллиметров. Существуют тяги с защитой от раскручивания муфты, их регулировка делается исключительно в снятом состоянии. Обычно перенос Панары или замена тяги Панара на альтернативную регулируемую позволяют вернуть ушедшие мосты на место.

Ресурс детали, слабые места тяги

Говорить о конкретном ресурсе не приходится, поскольку оптимальных условий на наших дорогах не существует. Может показаться, что столь простая штанга является вечной, однако это не соответствует реальности. Сама тяга будет держаться долго, страдают кронштейны реактивной тяги, эластичные сайлентблоки тяги Панара и болты реактивной штанги. Основные факторы износа — перегрузы сверх допустимых норм, плохое дорожное покрытие, стиль вождения и дорожные реагенты. Чаще всего требуется замена сайлентблоков Панары, чуть реже ломаются (сгнивают) болты и кронштейны. За пределами городских дорог может оборвать втулку (проушину) Панары, удерживающую сайлентблок. Страдают резиновые узлы, а вот ресурс железа штанг сопоставим с ресурсом самого автомобиля. Российские инженеры собрали статистические данные по ресурсу реактивных штанг — он должен быть не менее 300 тысяч километров (при отсутствии отрицательных факторов).

Подводя итоги

Рассмотренная тяга, изобретенная в Panhard & Levassor — простая стальная штанга из позапрошлого века, приспособленная по назначению пытливыми умами инженеров. Обычно она не требует внимания и простой внешний осмотр позволит оценить ее состояние. Все обслуживание сводится к замене сайлентблоков, чуть реже приходится менять болты или кронштейны. Конечно, саму штангу также можно погнуть на бездорожье, в таком случае придется купить другую тягу Панара. Важно, что оригинальные тяги продаются на сайте разбора Гидрач.рф. Советуем почаще сюда заглядывать всем владельцам автотранспорта. 


Оценить материал
Поделиться

Читайте также

Диагностировать неисправности и подбирать запчасти в России стало сложнее

Диагностировать неисправности и подбирать запчасти в России стало сложнее

Союз автосервисов России сообщил, что российских пользователей 24 сентября отключили от сервисов TEX...

Машина плохо держит дорогу: тянет руль, уводит в сторону, начал бить руль. Полное руководство по поиску неисправности

Машина плохо держит дорогу: тянет руль, уводит в сторону, начал бить руль. Полное руководство по поиску неисправности

Наша жизнь прочно связана с автомобилем и иногда зависит от него напрямую. Собственник хочет, чтобы ...

Шумоизоляция дверей авто: весь процесс своими руками

Шумоизоляция дверей авто: весь процесс своими руками

Автовладелец вне зависимости от цены автомобиля считает его частью своей жизни. Люди часто ездят на ...

Удаление катализатора: все «за» и «против»

Удаление катализатора: все «за» и «против»

Все узлы и агрегаты автомобиля постепенно изнашиваются. Особенно если он активно эксплуатируется в о...

Все об антикоре автомобиля: материалы, способы, инструкция и отзывы

Все об антикоре автомобиля: материалы, способы, инструкция и отзывы

Санкции сильно ударили по автовладельцам. Последние исследования статистических агентств показали, ч...

Потеют стекла в машине. Разбираем причины и устраняем запотевания вместе с Гидрач.рф

Потеют стекла в машине. Разбираем причины и устраняем запотевания вместе с Гидрач.рф

Выпадающий конденсат на стекле автомобиля существенно ухудшает видимость. Даже если протереть отпоте...

Как понять при покупке, что машина ест масло?

Как понять при покупке, что машина ест масло?

Подлить масла в двигатель — не такая уж большая проблема. Огорчает лишь цена этой технической жидкос...

Поперечный стабилизатор: полное FAQ от Гидрач.рф

Поперечный стабилизатор: полное FAQ от Гидрач.рф

На форумах и профильных сайтах до сих пор не затихают споры, связанные с поперечным стабилизатором. ...